План урока по истории России в 6 классе "Восточные славяне"


Автор: Дамзина Ирина Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МАОУ Гальчинская СОШ,

городской округ Домодедово,

Московской области


П Л А Н

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА: "ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ".

ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить усвоение учащимися знаний о занятиях, быте, верованиях и общественном устройстве восточных славян.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Карта "Киевская Русь в IX - начале XII вв", изображение скульптуры летописца Нестора, таблица "Земледелие у восточных славян", иллюстрация "Одежда восточных славян", раздаточный материал, вещественные источники к уроку.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс - М.: Просвещение, 2009 г.;

Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2009 г.;

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 класс: Поурочные разработки - М.: Просвещение, 2007 г.


ЭПИГРАФ: "Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом -Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне! Слава русской старине!"

Н. Кончаловская.


Время урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


0-1


2-6

















5 -33









































































































































































































































































































34 – 43
























44 - 45

ОРГМОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

Вопросы для беседы с учащимися:

1. Знакомо ли Вам понятие "восточные славяне?

(Восточные славяне – племена, населяющие восточную Европу.)

2. Имеет ли этот народ отношение к терри­тории нашей страны?

(Восточные славяне – предки русского народа).


После беседы отмечаю, что к концу урока уча­щиеся должны знать:

-территорию расселения восточных славян;

-основные занятия восточных славян;

-верования;

- управление у восточных славян.


ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:


ПЛАН

  1. Происхождение и расселение восточных славян.

  2. Занятия славян

  3. Быт и нравы.

  4. Верования.

  5. Общественный строй и управление.


Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом; при этом в ходе постоянных хозяйственных и прочих контактов значительная часть местного населения ославянивалась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями — скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале VII в. союз антов, состоявший в основном из земледельческих славянских племен, был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же VII в. другие кочевники — хазары — создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать господство хазар и платить им дань.

Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в. в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза славен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей.

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной системе, когда приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла общественная и хозяйственная организация славян. Она носила общинный характер. Именно из отдельных общин складывались племена, которые затем создавали грандиозные союзы. В V—VII вв. еще господствовала родовая община. Все члены ее были связаны кровным родством. Собственность на средства производства — землю, рабочий скот, инвентарь — и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным. Однако по мере того как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере того как росла производительность земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность; земля же, хотя и оставалась в коллективном владении всей общины, делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.

Подобные перемены постепенно приводили к имущественному неравенству; оформлялся слой богатых, знатных людей. Важную роль в этом процессе играли и войны, особенно походы на владения богатой Византии, которые в случае удачи приносили огромную добычу, распределявшуюся далеко не равномерно. Поначалу в таких походах участвует ополчение, включавшее в себя большую часть мужчин племени, постепенно его заменяет дружина — группа отборных воинов-профессионалов, постоянных боевых соратников племенного вождя, который все в большей степени превращается в князя — руководителя этой дружины. Дружина используется племенной верхушкой и для поддержания порядка в своем собственном племени, т.е. принимает на себя функции государства. Таким образом, в VII — VIII вв. восточные славяне переживают очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства.



Демонстрирую изображение летописца

Нестора.


"В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ."

А написал он "Повести временных лет" где со-

держатся самые ранние сведения о восточных

славянах.


Задание учащимся: Используя текст "Повести

временных лет" и карту заполнить таблицу

"Расселение восточных славян".


Названия славянских

Географические ори-

племен

ентиры поселения

Поляне

р.Днепр

Дреговичи

Между реками При-


пять и Двина

Полочане

р.Полота, впадающая


в реку Двина

Славяне

Оз.Ильмень

Северяне

Р.Десна, р.Сейм и Сула


Радимичи

Р. Сож

Вятичи

Р. Ока





2. Задание учащимся: По второму пункту учебника составить схему: "Занятия славян"

.ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН




Земледелие Бортничество

Охота

Рыболовство


Скотоводство Ремесло


Лесная зона Подсечно-огневая система


Степная и лесо степная зоны Переложная система

Задание учащимся: Заполните таблицу "Хо-зяйство древних славян"


Присваивающее

Производящее

Охота

Земледелие

Рыболовство

Скотоводство

Бортничество

Ремесло


Занимаясь земледелием землю обрабатывали

сохой, оставлявшей в земле частые борозды.

Бороной почву выравнивали, а убирали хлеб

серпами.

Использую демонстрационный материал.

Демонстрирую вещественные источники.

Вопрос учащимся: О каких занятиях свиде­тельствуют данные источники?

(Охота и ремесла)



Физкультминутка.

Исходное положение – стоя руки на поясе.

1.Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

Повторить 6 раз

Исходное положение – стоя руки на поясе.

2.Взмахом правую руку занести через левое плечо, голову повернуть вправо.

Повторить 6 раз.


3. “Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

высокий и красивый, -

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки.”


Задание учащимся: Работая с документом №2 ответить на вопросы


Славянские поселки располагались по берегам рек и озер. Они состояли из 5 – 10 дворов. В лесной зоне дома в виде деревянных срубов, а в лесо-степной это полуземлянки.


При объяснении материала использую картину “Славянский поселок”


Это были храбрые воины.


Задание учащимся: Работа с документом №3







4. Славяне были язычниками.


Задание учащимся: Прочитать пункт о верованиях славян и выписать почитаемые божества.

Ярило – бог Солнца

Перун – бог грома и молнии

Стрибог – бог ветра

Волос – покровитель скотоводства

Мокош – божество плодородия


Верили в домовых, русалок, леших, водяных


Провожу словарную работу.


Идол – статуя языческого бога

Волхвы – люди, умеющие общаться с богами







5. Соседская община сменила родовую.


Словарная работа:

Вервь – соседская община


Задание учащимся: Ознакомившись с пунктом 5 учебника составьте схему “Управление племенем восточных славян”


ВЕЧЕ






С Т А Р Е Й Ш И Н Ы



Словарная работа:

Вече – народное собрание



Таким образом мы изучили материал согласно плана нашего урока.




ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.


Письменная работа для учащихся:


Продолжите предложения….


1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне)

2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )

3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп)

4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками)

5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы)

6. Высшим органом власти у славян было…(Вече)




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф №1 Вопросы 1-5. Для наиболее сильных учащихся – сочинение “Один день в славянском поселке”


РЕФЛЕКСИЯ: Ваше отношение к уроку.

Красный квадратик – Вам трудно, но интересно.

Желтый квадратик – Вам легко и интересно.

Синий квадратик – Вам трудно и неинтересно.






Отвечают на вопросы.
















































































































































Работа в парах по заполнению таблицы



















Составляют схему. Работа в парах.



























Заполняют таблицу

















Отвечают на вопрос


































Работая в парах с документом отвечают на вопросы.











Слушают документ, используя раздаточный материал отвечают на вопросы к документу.






Работают с учебником.








Записывают в словарь











Записывают в словарь



Составляют схему













Записывают в словарь













Выполняют письменную работу..

.



















Записывают домашнее задание.












ДОКУМЕНТ №1

ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

(Извлечение)

“…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…”


ДОКУМЕНТ №2


Вопросы к документу:

  1. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?

  2. Что говорит автор об одежде восточных славян?


Прокопий Кесарийский о славянах и антах.


Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.”




ДОКУМЕНТ №3


Вопросы к документу:

  1. Какие сведения о вооружении славян дает нам источник?

  2. Что мы узнаем о тактике славянских воинов?

  3. С какими военными хитростями восточных славян знакомит нас источник?


Маврикий Стратег о славянах.


Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно переживают они пребывание в воде, так часто некоторые их числа остающихся дома, будучи настигнуты внезапным нападением погружаются в пучину вод. При это они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде…

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом…

Не имея над собою главы и враждуя друг с другом они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятеля в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманит противника...”



Полный текст материала План урока по истории России в 6 классе "Восточные славяне" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дамзина Ирина Анатольевна  Ира_Д
21.01.2012 1 11815 1954

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК