Конспект урока и презентация по теме "Восстание декабристов" для 8 класса. ШКОЛА 2100"


Конспект урока по истории для учащихся 8-х классов в системе развивающего обучения «ШКОЛА 2100». Учитель истории и обществознания Урунова Насфия Миндиураловна. г.Лангепас ХМАО МОУ СОШ №3.

Тема: Восстание декабристов

Цель урока: На основании фактов истории сформировать представление о периоде междуцарствия, сложившееся после смерти Александра I; определить цели и последствия восстания декабристов. Дать возможность оценить гражданскую позицию декабристов, их выбор.

Оборудование: проектор, компьютер



Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний:

Фронтальный опрос:



  • Продолжил ли Александр I либеральные преобразования после Отечественной войны 1812 года? Приведите факты.

  • Что заставило императора отказаться от курса либеральных реформ? /смерть двух дочерей и сестры, рост мистических настроений царя, революции в Европе против Священного союза/

  • Какие факты доказывают, что в последние годы своего правления Александр I перешел к политике укрепления самодержавной власти? /Аракчеевщина. Военные поселения ухудшили и без того тяжелое положение крестьян. Все слои общества зависели от тайной полиции. Помещикам вернули право ссы­лать крестьян в Сибирь. Введена была строжайшая цензура.)

Либерально образованные дворяне, офицеры создают тайные организации.

  • Какие тайные организации возникли в 1816-20-х гг и каковы были их возникновения? Почему их участниками стали дворянские офицеры?

/Союз спасения и Союз Благоденствия. Борьба за конституцию и равноправие./


Проблемный вопрос - почему так резко изменилось отношение либеральных дворян к императору?

  1. Изучение нового материала

После войны 1812 года АлександрI постепенно отказался от либеральных реформ. В ответ тайные общества либерально настроенных дворян стали готовить военный переворот. Потеряв надежду на продолжение реформ, они избрали тактику «военной революции»- вооруженное восстание армии без участия народа.

В 1820-25гг. декабристы создали 2 тайные организации – Северное (Петербург) и Южное (на Украине) общества. Таким образом, в 1820- 25-х гг. в в целях и действиях декабристов произошли перемены.

Однако полного единогласия между обществами не было. Сравним их программы

Работа с текстом – стр. 74-75 (по вариантам)


Программа Южного общества- «Русская правда» П.Пестеля

Программа Северного общества- «Конституция» Н.Муравьева

Власть, форма правления

Республика, власть на 10 лет Временному правительству. Законодательная власть - Народному вече, исполнительная – Державной Думе, власть на местах- избранным правлениям сроком на 1 год. Россия- единое и неразделимое государство.


Конституционная монархия. По территориально-государственному устройству Россия становилась федерацией из 13-14 государств и 2 областей. Законодательная власть- Народному вечу (право голоса- богатым), исполнительная- императору

Принятие конституции

Крепостное право

Отменяется.


Отменяется, земли помещиков остаются за ними.

Сословный строй

Равенство всех перед законом, гражданские свободы

Равенство всех перед законом, но избирательное право- только богатым



Мы выяснили, что своих целей декабристы хотели достичь методом военного переворота. Офицеры -декабристы попытались свой план осуществить 14 декабря 1825 года – они вывели свои полки на Сенатскую площадь.

Работа с документами на стр. 90

  • Преступны ли действия декабристов с точки зрения авторов этих источников? Какую оценку действиям декабристов дает А.С. Пушкин?

Проблема: Декабристы – преступники или герои?

Версии?

Петербурга 19 ноября 1825 года скоропостижно умирает император Александр1.

Пока решался вопрос и том, кто из братьев Александра- Николай или Константин наследует власть, декабристы решили воспользоваться ситуацией междуцарствия и совершить переворот.

  • Почему сложилась ситуация междуцарствия? - Чтение текста (стр. 80-81)


Свое выступление декабристы назначили на 25 декабря . Ими был разработан план восстания. Выясним, в чем он заключался этот план. – работа с текстом стр 81-83.


План восстания декабристов:

  1. Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков

  2. Назначить диктатора- человека с неограниченными полномочиями

  3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью

  4. Захватить банк и почтамт

  5. Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права


  • Отметьте, какие пункты плана осуществились, а какие –нет.

  • Какой можно сделать вывод? Чего не учли декабристы?


Планы декабристов провалились. Восстание потерпело поражение.

  1. Арестован и осужден 121 человек

  2. 5 человек казнены: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин

Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский

  1. Более 100 декабристов сосланы в Сибирь.


  • Докажите, что к арестованным декабристам Николай I отнесся как к закоренелым преступникам?

  • Как мы можем ответить на проблему урока? Декабристы – преступники или герои?


Домашнее задание: § 6

Слайд 1
Образовательная система «Школа 2100» 8 класс Урок 36. Восстание декабристов Урунова Насфия Миндиураловна учитель истории и обществознания ЛГ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» Город Лангепас ХМАО
Слайд 2
«Русская правда» П.Пестеля «Конституция» Н.Муравьева Власть, форма правления Республика. Закон. власть – Народн. вече, исполн. – Державной Думе. Россия неделима и едина. Конституционная монархия. Закон. властьНародн. вече, исполн.императору. Россия – федеративное государство. Крепост. право отменяется Отменяется, земля остается за помещиками Сословный строй Равенство всех перед Равенство всех перед законом, законом, но избирательное гражданские свободы право- только богатым
Слайд 3
Декабристы – преступники или герои?
Слайд 4
 Почему сложилась ситуация междуцарствия?  В чем заключался план восстания декабристов?– работа с текстом стр. 81-83.
Слайд 5
1.Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков 2. Назначить диктатора- человека с неограниченными полномочиями 3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью 4. Захватить банк и почтамт 5. Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права
Слайд 6
Восстание потерпело поражение.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
казнены: Павел Пестель Кондратий Рылеев Михаил Бестужев-Рюмин Сергей Муравьев-Апостол Петр Каховский
Слайд 10
Декабристы – преступники или герои?
Слайд 11
     http://www.agitclub.ru/museum/decabrist/vos stanie.htm - восстание на Сенатской площади http://www.calend.ru/event/6348/ - казнь декабристов http://young.rzd.ru/isvp/public/young? STRUCTURE_ID=5043&layer_id=3833&referer LayerId=3832&id=33287-арестованные офицеры http://www.taday.ru/text/89893.html- ссылка декабриста http://topwar.ru/3409-mif-o-dekabristaxrycaryax-bez-straxa-i-upryoka.html выстрел П.Каховского в М.А.Милорадовича.

Полный текст материала Конспект урока и презентация по теме "Восстание декабристов" для 8 класса. ШКОЛА 2100" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Урунова Насфия Миндиураловна  Друг6263
06.02.2012 3 19902 4599

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК