Слайд 1
Образовательная система «Школа 2100»
8 класс
Урок 36.
Восстание декабристов
Урунова Насфия Миндиураловна
учитель истории и обществознания
ЛГ МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3»
Город Лангепас ХМАО
Конспект урока по истории для учащихся 8-х классов в системе развивающего обучения «ШКОЛА 2100». Учитель истории и обществознания Урунова Насфия Миндиураловна. г.Лангепас ХМАО МОУ СОШ №3.
Тема: Восстание декабристов
Цель урока: На основании фактов истории сформировать представление о периоде междуцарствия, сложившееся после смерти Александра I; определить цели и последствия восстания декабристов. Дать возможность оценить гражданскую позицию декабристов, их выбор.
Оборудование: проектор, компьютер
Ход урока:
Организационный момент
Проверка знаний:
Фронтальный опрос:
Продолжил ли Александр I либеральные преобразования после Отечественной войны 1812 года? Приведите факты.
Что заставило императора отказаться от курса либеральных реформ? /смерть двух дочерей и сестры, рост мистических настроений царя, революции в Европе против Священного союза/
Какие факты доказывают, что в последние годы своего правления Александр I перешел к политике укрепления самодержавной власти? /Аракчеевщина. Военные поселения ухудшили и без того тяжелое положение крестьян. Все слои общества зависели от тайной полиции. Помещикам вернули право ссылать крестьян в Сибирь. Введена была строжайшая цензура.)
Либерально образованные дворяне, офицеры создают тайные организации.
Какие тайные организации возникли в 1816-20-х гг и каковы были их возникновения? Почему их участниками стали дворянские офицеры?
/Союз спасения и Союз Благоденствия. Борьба за конституцию и равноправие./
Проблемный вопрос - почему так резко изменилось отношение либеральных дворян к императору?
Изучение нового материала
После войны 1812 года АлександрI постепенно отказался от либеральных реформ. В ответ тайные общества либерально настроенных дворян стали готовить военный переворот. Потеряв надежду на продолжение реформ, они избрали тактику «военной революции»- вооруженное восстание армии без участия народа.
В 1820-25гг. декабристы создали 2 тайные организации – Северное (Петербург) и Южное (на Украине) общества. Таким образом, в 1820- 25-х гг. в в целях и действиях декабристов произошли перемены.
Однако полного единогласия между обществами не было. Сравним их программы
Работа с текстом – стр. 74-75 (по вариантам)
|
Программа Южного общества- «Русская правда» П.Пестеля |
Программа Северного общества- «Конституция» Н.Муравьева |
Власть, форма правления |
Республика, власть на 10 лет Временному правительству. Законодательная власть - Народному вече, исполнительная – Державной Думе, власть на местах- избранным правлениям сроком на 1 год. Россия- единое и неразделимое государство.
|
Конституционная монархия. По территориально-государственному устройству Россия становилась федерацией из 13-14 государств и 2 областей. Законодательная власть- Народному вечу (право голоса- богатым), исполнительная- императору Принятие конституции |
Крепостное право |
Отменяется.
|
Отменяется, земли помещиков остаются за ними. |
Сословный строй |
Равенство всех перед законом, гражданские свободы |
Равенство всех перед законом, но избирательное право- только богатым |
Мы выяснили, что своих целей декабристы хотели достичь методом военного переворота. Офицеры -декабристы попытались свой план осуществить 14 декабря 1825 года – они вывели свои полки на Сенатскую площадь.
Работа с документами на стр. 90
Преступны ли действия декабристов с точки зрения авторов этих источников? Какую оценку действиям декабристов дает А.С. Пушкин?
Проблема: Декабристы – преступники или герои?
Версии?
Петербурга 19 ноября 1825 года скоропостижно умирает император Александр1.
Пока решался вопрос и том, кто из братьев Александра- Николай или Константин наследует власть, декабристы решили воспользоваться ситуацией междуцарствия и совершить переворот.
Почему сложилась ситуация междуцарствия? - Чтение текста (стр. 80-81)
Свое выступление декабристы назначили на 25 декабря . Ими был разработан план восстания. Выясним, в чем он заключался этот план. – работа с текстом стр 81-83.
План восстания декабристов:
Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков
Назначить диктатора- человека с неограниченными полномочиями
Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью
Захватить банк и почтамт
Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права
Отметьте, какие пункты плана осуществились, а какие –нет.
Какой можно сделать вывод? Чего не учли декабристы?
Планы декабристов провалились. Восстание потерпело поражение.
Арестован и осужден 121 человек
5 человек казнены: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин
Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский
Более 100 декабристов сосланы в Сибирь.
Докажите, что к арестованным декабристам Николай I отнесся как к закоренелым преступникам?
Как мы можем ответить на проблему урока? Декабристы – преступники или герои?
Домашнее задание: § 6
Автор: Урунова Насфия Миндиураловна
→ Друг6263 06.02.2012 3 19853 4599 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.