Слайд 1
Образовательная система «Школа 2100»
8 класс
Урок 38.
Абсолютизм Николая Iрусский консерватизм
Урунова Насфия Миндиураловна
учитель истории и
обществознания
ЛГ МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3
г.Лангепас ХМАО
Конспект урока по истории для учащихся 8-х классов в системе развивающего обучения «ШКОЛА 2100». Учитель истории и обществознания Урунова Насфия Миндиураловна. г.Лангепас ХМАО МОУ СОШ №3.
Тема: Абсолютизм Николая I- русский консерватизм
Цели урока: На основании фактов истории сформировать представление о «николаевской системе». Определить причины замедления процессов модернизации во всех отраслях экономики. Выделить особенности консервативных порядков Николая 1.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка знаний:
Какие порядки, существовавшие в России в сельском хозяйстве, мешали внедрению новой техники и технологии.
Крестьянская община сковывала предприимчивость и инициативу сельчан. Нищета большинства крестьянских хозяйств. Часть помещиков не хотела вкладывать деньги в дорогую технику. Другая часть не умела вести хозяйство по-новому.
Труд подневольных крестьян становился все менее производительным. Крестьяне не умели и не хотели работать с новой техникой. Помещики увеличивали время на барщину или вводили денежный оброк. Помещичьи хозяйства приходили в упадок.
Развитие модернизации в сельском хозяйстве сдерживалось крепостным правом.
Докажите, что в России начался промышленный переворот. Что мешало промышленному перевороту в России.
Появляются первые фабрики, внедряются технические изобретения. Выставки изобретений в области техники.
Промышленность России 1830-1850-х годов была нескольких видов: мелкая кустарная и ремесленная, крупная крепостная, крупная капиталистическая. Крепостное право. Низкий уровень образования рабочих, большая часть из которых была крестьянами.
Развитие капиталистических отношений шло медленно. Начавшийся промышленный переворот сдерживался крепостным правом.
Докажите, что в России укрепились рыночные связи. Что сдерживало развитие торговли?
Происходит складывание Всероссийского рынка в 1830-1850-х годах: ярмарки, биржи, магазины, банки, каналы, шоссе, железные дороги.
Низкая платежеспособность населения, ограниченность рынка, крепостное право.
Промышленный переворот привел к развитию торговли и установлению рыночных отношений. Но крепостное право сдерживало этот процесс.
Что мешало развитию модернизации во всех отраслях экономики? (выделяют фактор крепостного права.)
Вывод: Крепостное право сдерживало развитие всех отраслей экономики России.
Изучение нового материала
Формулирование проблемы
14 декабря 1825 – 18 февраля 1855 – правление Николая I, императора Всероссийского, царя Польского и великого князя Финляндского.
Внимание учащихся привлекается к портрету Николая I
Царь мечтал о том, что его запомнили таким. Как Петра 1- властным и просвещенным монархом.
Обратимся к историческим источникам, выясним. Что о нем говорили современники (стр. 114)
А.С. Пушкин отзывался о Николае 1 неплохо, считая, что при нем положение страны улучшилось
М.Ю.Лермонтов был противоположного мнения- положение России ухудшилось
Проблема: Правление Николая 1 улучшило или ухудшило положение России?
Актуализация знаний:
Общество можно разделить на 4 сферы- экономика, политика, общественное устройство, культура.
Приведите факты отставания России от стран Европы в различных сферах
Экономика- крепостное право, мало крупных промышленных предприятий, мало железных дорог
Политика- самодержавие, отсутствие Конституции
Общественное устройство- сохранение сословного строя, отсутствие свободы слова и организаций
Культура- большая часть населения страны безграмотна, велико влияние религии
Открытие нового знания
России была необходима модернизация во всех сферах жизни общества
Выясним, была ли проведена модернизация при Николае I.
Нам необходимо исследовать каждую из сфер и выяснить, какие изменения произошло в каждой из них.- работа с текстом в группах
«Внутренняя политика Николая I»
Экономика |
Общественные отношения |
Политика |
Культура |
Денежная реформа Канкрина Запрет тратить государственные деньги на строительство ж\д Императорское одобрение строительства 2-х ж\д
|
Ограничение доступа в дворянство Ограничение власти помещиков над крестьянами Реформа государственных крестьян П.Д Киселева Увеличение количества военных поселений 1847- право выкупа крестьян в заложенных имениях
|
Теория официальной народности. 1826г.- Создано III отделение – политическая канцелярия II Отделение канцелярии (приведение в порядок законов Российской империи) 1832г.- свод законов Российской империи Ограничение дворянского самоуправления и местного управления Рост чиновничества – бюрократизация управления страной Военизация гражданкой службы Казнокрадство.
|
1826г.- цензурный устав Сословность ступеней образования 1828г.- школьный устав (дворяне- высшее образование; среднее – купцы; податное население- приходские 1-2 классные школы; 1835 г.- университетский устав Техническое образование (МГТУ) |
Препятствия на пути модернизации не устранены |
Применение нового знания
Какой вывод мы можем сделать по результатам заполнения таблицы?
Правление Николая I было консервативным, оно не устранило имеющие препятствия на пути модернизации
Итог урока (вывод по проблеме)
Проблема: Правление Николая 1 улучшило или ухудшило положение России?
Вывод: Правление Николая I сохранило традиционное русское общество. Модернизация в стране проходила очень медленно. Все проблемы сохранились
Домашнее задание: § 8
Автор: Урунова Насфия Миндиураловна
→ Друг6263 13.02.2012 0 10600 2066 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.