Слайд 1
Повторельно-обобщающий
урок по теме «Внутренняя
политика Николая I: время
рабства и освобождения»???
Карякина Юлия Николаевна,
учитель истории и обществознания
МОАУ «Гимназия № 2 г.Орска»
Аннотация к уроку
Педагогический опыт показывает, что максимально хорошие результаты дают уроки - исследования, интегрированные уроки, уроки с применением метода проектной технологии.
Предлагаемый урок носит исследовательский характер, что включает учеников в активную познавательную деятельность, развивает самостоятельность мышления. Цифровой образовательный ресурс к уроку предполагает интерактивность, задания на самопроверку, задания, вводящие проблемные ситуации, способствуют выработке научного подхода к историческому процессу, формированию исторического сознания у учащихся и критичности мышления. Работа с таблицей подводит учащихся к анализу альтернативных оценок прошлого - «Николай 1 – реакционер или осторожный консерватор», «Политика Николая 1 – время наружного рабства или внутреннего освобождения?» приводит их к пониманию сложности и неоднозначности исторического процесса, воспитывает уважение к различным точкам зрения, формирует чувство ответственности за слово, дело, поступок. Предлагаемый урок и ЦОР вписан в методическую систему и реализует авторскую технологию «Формирование активной гражданской позиции старшеклассников в процессе обучения истории» через задания-ситуации нравственного и исторического выбора и специально организованное общение в группах по обсуждению политики Николая 1 и этичному формулированию нравственной оценки его деятельности и поступков. Исследовательская работа с историческим документом, представленным в уроке ориентирует на критический анализ источников информации, стимулирует формирование собственной оценки ситуаций. Разработанная нами технология предполагает включение ситуаций, заданий, приёмов типа «Водоворот», «Рассказ очевидца», стимулирующих работу эмоциональной сферы личности, воображения, ассоциативного мышления. Катализатором этого становится специально созданный цифровой образовательный ресурс - видеофрагмент по теме и презентация к уроку, которые помогают сделать урок интересным и нескучным.
Высочайший манифест 13 июля 1826 г.
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ
МЫ, НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ,
ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ
ВСЕРОССИЙСКИЙ,
И прочая, и прочая, и прочая.
Верховный Уголовный Суд, Манифестом 1-го Июня сего года составленный для суждения Государственных преступников, совершил вверенное ему дело. Приговоры его, на силе законов основанные, смягчив, сколько долг правосудия и Государственная безопасность дозволяли, обращены НАМИ к надлежащему исполнению, и изданы во всеобщее известие.
Таким образом дело, которое МЫ всегда считали делом всей России, окончено; преступники восприми достойную их казнь; Отечество очищено от следствий заразы, столько лет среди его таившейся.
Обращав последний взор на сии горестные происшествия, обязанностию СЕБЕ вменяем: на том самом месте, где в первый раз, тому ровно семь месяцев, среди мгновенного мятежа, явилась пред НАМИ тайна зла долголетнего, совершить последний долг воспоминания, как жертву очистительную за кровь Русскую, за веру, ЦАРЯ и Отечество, на сем самом месте пролиянную, и вместе с тем принести Всевышнему торжественную мольбу благодарения. МЫ зрели благотворную Его десницу, как она расторгла завесу, указала зло, помогла НАМ истребить его собственным его оружием — туча мятежа взошла как бы для того, чтобы потушить умыслы бунта.
Не в свойствах, не во нравах Русских был сей умысел. Составленный горстию извергов, он заразил ближайшее их сообщество, сердца развратные и мечтательность дерзновенную; но в десять лет злонамеренных усилий не проник, не мог проникнуть далее. — Сердце России для него было и всегда будет неприступно. Не, посрамится имя Русское изменою Престолу и Отечеству. Напротив, МЫ видели при сем самом случае новые опыты приверженности; видели, как отцы не щадили преступных детей своих, родственники отвергали и приводили к Суду подозреваемых; видели все состояния соединившимися в одной мысли, в одном желании: суда и казни преступникам.
Но усилия злонамеренных, хотя и в тесных пределах заключенные, тем не менее были деятельны. Язва была глубока и по самой сокровенности ее опасна. Мысль, что главным ее предметом, первою целию умыслов была жизнь АЛЕКСАНДРА Благословенного, поражала вместе ужасом, омерзением и прискорбием. Другие соображения тревожили и утомляли внимание: надлежало в самых необходимых изысканиях, по крайней возможности, щадить, не коснуться, не оскорбить напрасным подозрением невинность. Тот же Промысел, Коему благоугодно было при самом начале Царствования НАШЕГО, среди бесчисленных забот и попечении, поставить НАС на сем пути скорбном и многотрудном, дал НАМ крепость и силу совершить его.
Следственная Комиссия в течение пяти месяцев неусыпных трудов деятельностию, разборчивостию, беспристрастием, мерами кроткого убеждения привела самых ожесточенных к смягчению, возбудила их совесть, обратила к добровольному и чистосердечному признанию. Верховный Уголовный Суд, объяв дело во всем пространстве Государственной его важности, отличив со тщанием все.его виды и постепенности, положил оному конец законный.
Так, единодушным соединением всех верных сынов Отечества, в течение краткого времени укрощено зло, в других нравах долго неукротимое. Горестные происшествия, смутившие покой России, миновались и, как МЫ при помощи Божией уповаем, миновались навсегда и невозвратно. В сокровенных путях Провидения, из среды зла изводящего добро, самые сии происшествия могут споспешествовать во благое.
Да обратят родители все их внимание на нравственное воспитание детей. Не просвещению, но праздности ума, более вредной, нежели праздность телесных сил, — недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец — погибель. Тщетны будут все усилия, все пожертвования Правительства, если домашнее воспитание не будет приуготовлять нравы и содействовать его видам.
Дворянство, ограда Престола и чести народной, да станет и на сем поприще, как на всех других, примером всем другим состояниям. Всякий его подвиг к усовершению отечественного, природного, нечужеземного воспитания, Мы приимем с признательностию и удовольствием. Для него отверсты в Отечестве Нашем все дуги чести и заслуг. Правый суд, воинские силы, разные части внутреннего управления — все требует, все зависит от ревностных и знающих
исполнителей.
Все состояния да соединятся в доверии к Правительству. В Государстве, где любовь к Монархам и преданность к Престолу основаны на природных свойствах народа; где есть отечественные законы и твердость в управлении, тщетны и безумны всегда будут все усилия злонамеренных: они могут таиться во мраке, но при первом появлении, отверженные общим негодованием, они сокрушатся силою закона, В сем положении Государственного состава каждый может быть уверен в непоколебимости порядка, безопасность и собственность его хранящего, и, спокойный в настоящем, может презирать с надеждою в будущее. Не от дерзостных мечтании, всегда разрушительных, но свыше усовершаются постепенно отечественные установления, дополняются недостатки, исправляются злоупотребления. В сем порядке постепенного усовершения, всякое скромное желание к лучшему, всякая мысль кутверждению силы законов, к расширению истинного просвещения и промышленности, достигая к Нам путем законным, для всех отверстым, всегда будут приняты Нами с благоволением: ибо Мы не имеем, не можем иметь других желаний, как видеть Отечество Наше на самой высшей степени счастия и славы, Провидением ему предопределенной.
Наконец, среди сих общих надежд и желаний, склоняем Мы особенное внимание на положение семейств, от коих преступлением отпали родственные их члены. Во все продолжение сего дела сострадая искренно прискорбным их чувствам. Мы вменяем Себе долгом удостоверить их, что в глазах Наших союз родства предает потомству славу деяний, предками стяжанную, но не омрачает бесчестием за личные пороки или преступления. Да не дерзнет никто вменять их по родству кому-либо в укоризну: сие запрещает закон гражданский и более еще претит закон Христианский.
В Царском Селе, 13 Июля 1826.
Карякина Юлия Николаевна,
учитель истории и обществознания
МОАУ «Гимназия № 2 г.Орска»
Организационная информация |
||||
Автор урока/ (ФИО, должность) |
Карякина Юлия Николаевна, учитель истории и обществознания |
|||
Образовательное учреждение |
МОАУ «Гимназия № 2 г.Орска» |
|||
Предмет |
история |
|||
Класс, профиль класса |
10, профильный |
|||
Методическая информация |
||||
Тема урока |
«Внутренняя политика Николая I: время рабства и освобождения»??? |
|||
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) |
История России под редакцией А.Н.Сахарова |
|||
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками) |
Повторительно-обобщающий урок-исследование с элементами нетрадиционных форм мониторинга знаний учащихся |
|||
Цели урока
|
Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы “Россия в царствование Николая 1”; Способствовать формированию умения применять знания в нестандартных ситуациях, умения самостоятельно мыслить, необходимых для выполнения заданий части «С»; Содействовать формированию исследовательских навыков, навыков работы с фрагментами исторических документов; Учить воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них, высказывать своё мнение в дискуссии во время групповой работы; Активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учеников, воспитывать негативное отношение к деспотизму, террору как способу решения политических проблем; Формировать мыслящую и нравственную личность; Способствовать формированию гражданского и толерантного сознания учащихся через содержание учебного материала, групповые формы работы.
|
|||
Задачи урока |
Формировать умения строить причинно-следственные связи, выделять главное; Формировать умения работать с документами, таблицами, умения составления схем, формулировать выводы; Формировать навыки толерантного общения.
|
|||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят и др. ученики в ходе урока. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия). |
Развитие мыслительных операций: умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия; умение анализировать; обобщать; систематизировать; ставить и решать проблему; высказывать и аргументировать различные мнения историков и своё мнение. Развитие коммуникативных умений; Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях. |
|||
Необходимое оборудование и материалы |
Учебник А. Н. Сахарова «История России с древнейших времён до конца 19 в.», часть 2, М., «Русское слово», 2009; Проектор и компьютер; Презентация Power Point; Видеофрагмент по теме; Текст документа (у каждого на парте); 4 листа бумаги, 4 маркера разных цветов.
|
|||
Подробный конспект урока (изложение в предложенной форме и последовательности) |
||||
Этап урока |
Время, продолжительность этапа |
Деятельность учителя |
Описание действий учащихся |
Предполагаемый результат этапа |
Организационный момент (включает приветствие, формулировку темы и целей урока, актуализацию темы и мотивацию учащихся к работе над ней) |
5 мин. |
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с заданием С-6 ЕГЭ по истории (см. Слайд 2): Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задания. А.И.Герцен назвал эпоху Николая I «временем наружного рабства и внутреннего освобождения». Что послужило основанием для определения эпохи как времени наружного рабства? Укажите не менее трёх причин. Приведите не менее трёх положений, раскрывающих суть высказывания А.И.Герцена о внутреннем освобождении. Можем ли мы с вами выполнить это задание уже сейчас? Объясните ,пожалуйста, почему сегодня вам предлагается такая тема урока - «Внутренняя политика Николая I: время рабства и освобождения»??? Что означают знаки вопроса в формулировке темы? Учитель совместно с учащимися работает над постановкой целей урока. Таким образом, проходит мотивация и актуализация темы. |
Приводят свои формулировки целей, используя приём «Перефраз» (предложенную учителем тему перефразируют таким образом, чтобы понять её смысловое значение и соответственно понять цели урока) |
Учащиеся осознают, что знаний только фактов и событий недостаточно, чтобы правильно ответить на задание ЕГЭ, так как по теме, заданию и эпиграфу понятна неоднозначность оценок политики Николая. |
Обобщение знаний путём групповой работы (приём «Водоворот») |
10 мин. |
Учащимся предлагается вспомнить в обобщённом виде знания, полученные на предыдущих уроках с помощью видеофрагмента по теме « Николай 1». После просмотра видеофрагмента для систематизации, углубления и обобщения знаний учитель предлагает нетрадиционный приём проверки знаний «Водоворот»
|
4 группы учащихся (поделены заранее учителем или самими детьми: так как приём групповой работы используется систематически, старшеклассники уже знают свою группу), получив свой «Лист знаний» своим маркером определённого заранее цвета выполняют задание учителя: тезисно и лаконично ответить на вопрос: «Основные направления политики Николая 1». Через 1-2 мин. «Листы знаний» передаются следующей группе, которая уже своим маркером ставит «+» или «-« рядом с тезисом предыдущей группы и своим цветом дописывают ещё не названные факты.
|
С помощью приёма «Водоворот» учащиеся 4 групп «собирают» знания по теме, анализируют ответы своих одноклассников и с помощью учителя делают вывод 1. Самая активная группа; 2. Самая «знающая» группа. Данные по результатам этого приёма фиксируются учителем для выставления оценок в конце урока. Таким образом, знания будут обобщены, систематизированы (так как каждая группа должна была работать по определённому направлению), в работе будет задействованы все учащиеся. |
Выполнение проблемного задания |
4 мин. |
Предлагаем учащимся согласиться или опровергнуть слова Герцена, доказывая или опровергая их фактами и направлениями политики, обобщёнными в ходе приёма «Водоворот». Для этого просим учащихся выполнить следующее задание, представленное на слайде. 29 июля 1826 г. А.С. Пушкин пишет стихотворение «Под небом голубым страны своей родной…» (зачитывается стихотворение) Под ним он поставил зашифрованную запись: «Услышал о смерти Р., П., М., К., Б. — 24.07.1826 г.». Расшифруйте эту запись.
|
Учащиеся расшифровывают фамилии казнённых декабристов. Вспоминают восстание декабристов, отвечают на вопрос учителя «Почему Пушкин через несколько лет сказал, что общество не простит Николаю июль 1826 г. Приходят к выводу, что казнь декабристов свидетельство реакционной политики, следовательно, это рабство.
|
Старшеклассники негативно оценивают факт расправы над декабристами, выдвигают свои методы разрешения конфликта, акцентируя внимание на том, что декабристов можно считать альтруистами, пострадавшими за интересы своего народа. |
Приём-исследование «Рассказ очевидца» путём работы с документами. |
7 мин. |
Для выяснения мнений всех сторон участников событий предлагается приём «Рассказ очевидца». В роли очевидца выступит сам Николай 1. Реализуем приём путём работы с историческим документом (http://decemb.hobby.ru/index.shtml?archive/alex7) (см. для распечатки в Приложении)
|
После знакомства с документом учащиеся выполняют задание к документу: Найдите в тексте документа подтверждение того что, Николай готов проводить прогрессивные преобразования
|
Учащиеся приводят фразы, подтверждающие, что Николай готов проводить прогрессивные преобразования, а следовательно, были попытки хотя бы к внутреннему, но всё-таки освобождению. |
Приём «мозговой штурм»: развивает умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять. Задание позволяет не только обобщить знания по внешней политике Николая 1, но способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. |
4 мин. |
Установите соответствие: А.Х.Бенкендорф а) кодификация законов П.Я.Чаадаев б) реформа гос.крестьян С.С.Уваров в) шеф жандармерии М.М.Сперанский г) денежная реформа Е.Ф.Канкрин д) «Философ. Письма» П.Д.Киселёв е) «Т-рия офиц. Народности»
|
Выполнив задание, учащиеся отвечают на вопрос – Что из представленного на слайде можно считать проявлением наружного рабства? Какие моменты внутренней политики Николая I не нашли отражение в задании? Могла ли Европа присоединиться к мнению Герцена о наружном рабстве?
|
Учащиеся приходят к выводу, что представленные факты отражают только негативную оценку политики и личности царя, доказывая, что его время было временем рабства. Анализируя внешнюю политику Николая 1, ребята подтверждают это же мнение. |
Работа с таблицей. Позволяет систематизировать знания, выявлять свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать своё мнение. |
6 мин. |
Существует мнение отличное от Герцена: политика Николая I это политика «кнута» и «пряника». Аргументируйте эту точку зрения. Ответ запишите в виде таблицы. |
Учащиеся заполняют таблицу из двух столбиков 1. Либеральная направленность политики; 2. Реакционная направленность |
Старшеклассники приходят к выводу, что деятельность Николая нельзя оценивать только с одной стороны, так как заполнены обе колонки, значит только рабством и негативными тенденциями нельзя считать политику и личность императора. |
Составление схемы. Способствует развитию таких мыслительных операций как синтез и анализ. Подводит учащихся к выводу о неоднозначности политики царя. |
4 мин. |
Составить схему по теме «Общественное движение в эпоху Николая I», используя следующие звенья: Либералы, революционеры-демократы, западники, славянофилы, консерваторы.
|
Учащиеся составляют схему. По ходу составления кратко характеризуются основные идеи. |
Подводим учащихся к выводу, что если общественные движения существовали, значит это время не может быть только рабством. |
Подведение итогов (рефлексия) |
5 мин. |
Предлагаем ученикам вернуться к исходному заданию «С–6», предложенному в начале урока и выполнить его. |
Учащиеся приводят факты, доказывающие, что в рассматриваемую эпоху было и наружное рабство и внутреннее освобождение (см. презентацию). |
С помощью учителя старшеклассники приходят к выводу, что нельзя категорически оценивать исторические события, что кроме знания фактов и дат нужно умение анализировать, обобщать, «мыслить». |
Домашнее задание |
1 мин. |
Подготовиться к контрольной работе по изучаемому периоду. |
|
|
Дополнительная информация |
||||
Указание приложений к уроку: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. |
Презентация Power Point; Видеофрагмент по теме; Текст документа. 4 листа бумаги, 4 маркера разных цветов.
|
|||
Какие методы и технологии применялись для выполнения целей и задач урока. |
Применялись методы групповой работы, путём реализации приёма «Водоворот», метод «мозгового штурма», приём технологии критического мышления «рассказ очевидца», проектная технология. |
|||
Использованная литература, источников информации. |
Гевуркова Е.А., Соловьёв Я.В. Типовые тестовые задания ЕГЭ 2011, М., 2011 Старобинская Г.И. Поурочные методические рекомендации к учебнику А.Н. Сахарова, А.Н.Боханова «История России. 17-19 в.в.» М.,2005; http://schoolpsh.ucoz.ru/blog/pravlenie_nikolaja_i_period_krizisa_i_reakcii/2010-10-09-6; http://pedsovet.su/load/130-1-0-8270 http://lesson-history.narod.ru/russia8.htm
|
|||
Примечания автора |
В «идеальном» варианте на урок отводится 2 часа. Предлагаемый конспект был опробирован за 45 минут при быстром темпе работы в сильном классе (во время семинара на восточное Оренбуржье ноябрь, 2011 г.) |
Автор: Карякина Юлия Николаевна
→ ylinik 19.02.2012 0 16184 737 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.