Разработка урока обществознания в 10 классе по теме: "Выборы в демократическом государстве"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»









Методическая разработка урока

по обществознанию в 10 классе на тему:

Выборы в демократическом государстве.





Подготовила и провела:

учитель истории и

Обществознания

Лукьянчикова Е.В.







2008/2009 учебный год

Урок по обществознанию в 10 классе.

Тема: «Выборы в демократическом государстве».

Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр.33-34); учебным пособием (Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2008).

Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения.

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать новые понятия по изучаемой теме;

  • Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя;

  • Сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;

  • Ознакомить учащихся с избирательным законодательством.

Развивающие:

  • Продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами правового характера;

  • Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию;

  • Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся;

  • Формировать активную гражданскую позицию.

Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, кандидат, политическая партия.

Оборудование: тексты Конституции РФ, пакеты с документами, карточка «Пять слов об уроке», мультимедийный проектор, презентация урока.

«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»

(Дж. Адамс).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Актуализация познавательной активности.

В тетради записывается тема урока (слайд 1)

Задание классу:

  • Напишите рядом с понятием «выборы» два-три слова по ассоциации (слайд 2).

  • Попытайтесь дать свое определение понятию «выборы» и запишите его в тетрадь.

  1. Изучение новой темы.

  1. Что такое выборы. Типы избирательных систем.

Работа с документами:

  • Посмотрите, как трактуется понятие «выборы» в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;

  • Проверьте, насколько совпадает данное вами определение с тем, которое содержится в документах.

Проблемное задание:

  • Всегда ли выборы являются демократическими?

  • Назовите ситуации, когда выборы не будут считаться демократическими? (безальтернативные, нетайные, не всеобщие, дезинформация избирателей в ходе выборов, выборы в обстановке давления, выборы с возможной фальсификацией результатов).

Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократичности общества. Важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права, обязанности и роли участников выборов.

Типы выборов (слайд 3):

  • По уровням власти:

  • Федеральные;

  • Региональные;

  • Местные.

  • По ветвям власти:

  • В законодательные органы;

  • В исполнительные органы;

  • В судебные органы.

  • Типы избирательных систем:

  • Мажоритарная (голосование за одного из предложенных кандидатов);

  • Пропорциональная (голосование за политические партии);

  • Смешанная (соединяет в себе две предыдущие).

  1. Голосование - проявление социальной ответственности (слайд 4).

  2. Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Поиск ответа ведется в форме «мозгового штурма».

Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп.

Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

Проблемные вопросы к классу:

  • Можно ли заставить человека голосовать?

  • Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?

  1. Нормы и принципы избирательного права.

Вопросы к классу:

  • Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему?

Работа с документами:

На основе анализа имеющихся у вас документов, получите информацию по каждому пункту плана (слайд 5-8)

  1. Характеристика основных понятий: избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

  2. Основные права, обязанности избирателя, его роль в избирательном процессе.

  3. Ответственность за нарушение избирательных прав. (На примере ст. 25 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;

Задание выполняется в тетради. Ответы записываются в виде тезисов. В конце урока ученики сдают тетради для проверки.

  1. Подведение итогов работы.

До 1917 года в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б.Н.Алмазова:

По причинам органическим мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские, нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие юридических начал…

Вопросы к классу:

  • Вы согласны с тем, что утверждается в этих стихах?

  • Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти строки в наше время?

  • Объясните, как вы понимаете высказывание Дж. Адамса, взятое эпиграфом урока: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»

Заключительное задание:

Составьте синквейн с использованием понятий «выборы» и «избиратель». Синквейны используются на следующем занятии для активизации познавательной активности.

( слайды 9-10)

Выводы по итогам занятия:

  • Выборы и референдум – формы непосредственного народовластия.

  • Роль избирателя сложно и ответственна. Необходим рациональный и ответственный выбор претендентов на власть.

Д/з: §23, вопросы и задания на стр. 261-262.

Урок завершается заполнением карточки «Пять слов об уроке». Содержание карточки: «Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он тебе интересен?».

Учитель прости заполнить эту карточку, вложить в тетрадь и сдать.

Оценивание работы учащихся проводится с учетом выполнения письменных работ в тетрадях.

Используемая литература:

Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2008.

А.Ф.Никитин. Правоведение. Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2006

А.Ф.Никитин. Избирательное право. Избирательный процесс. НПО «Школа», М., «Открытый мир», 2003

А.Ф.Никитин. Политика и право. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2003

Т.П.Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. М., «Вако», 2008

Н.Н.Лямаева. «Выборы в демократическом обществе» //Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2007






Полный текст материала Разработка урока обществознания в 10 классе по теме: "Выборы в демократическом государстве" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лукьянчикова Елена Васильевна  lenchik4648
16.04.2012 0 5816 1090

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК