Конспект урока и презентация к уроку по теме "Внутренняя политика Александра III" (.docx)


6


Учитель: Антонова Галина Ивановна

Предмет: история и обществознание

МБОУ СОШ № 31 города Тамбова



















































Урок по истории в 8 классе

Тема урока: «Внутренняя политика Александра III».

Тип урока: учебное занятие обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования.

Задачи:

Общеобразовательные:

- развить и конкретизировать знания об «эпохе «контрреформ»;

- развивать умения аргументированно оценивать исторические события и личности.

Развивающие:

- развивать историческое мышление;

- развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия.

Воспитательные:

- формировать чувство гражданственности и сопричастности к отечественной истории;

- развивать подлинный интерес к истории.

Оборудование: проектор, презентация.

Иллюстрированная история Российского государства. Биография правителей. (Ссылка на интернет ресурс - http://statehistory.ru/395/Aleksandr-III/).

Литература: Учебник. История России: XIX век. 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Издательство Просвещение. Год издания: 2010г.

Поурочные разработки по истории России: XIX век. 8 класс. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Издательство Москва «ВАКО» 2010г.

Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты – М.: Худож. Лит., 1993г.

Чернуха В.Г. Александр III // Вопросы истории. - 1992. - №11 – 12.

Российские самодержцы. 1801 – 1917. – М., 1994г.



План урока:

  1. «Миротворец», который не принес настоящего мира.

  2. Контрреформы или ограничение реформ?

  3. Оценка личности и деятельности Александра III.





«…И нет нигде такого безнародья

И власти нету более крутой…»

(М.Волошин)



По закону о престолонаследии после кончины Александра II российский престол занял его старший сын Александр III. На уроке мы составим устный портрет царя и попытаемся определить свое отношение к нему и его деятельности в области внутренней политики.

Просмотр видеоролика. Иллюстрированная история Российского государства. Биография Александра III.

Опыт показывает, что исторические портреты нельзя писать одной краской. В настоящее время опубликованы мемуары выдающихся людей об Александре III. Разные взгляды, разные мнения совершенно противоположные. Нет однозначной оценки личности этого императора.

Например, С.Любеш писал, что именно нефрит освободил Россию от этого «тупого и ограниченного гиганта, свободно ломавшего подковы и гнувшего рукой серебряные рубли».

С.Ю.Витте: « Но напрасно лица, не знавшие императора Александра III, рисуют его как человека реакционного, как человека жестокого, ограниченного и тупого. Император Александр III обладал благороднейшим именно царским сердцем».

Г.И.Чулков опровергает Витте. Он утверждает, что Александр III не был проницательным и умным государем (у него ленивый нескладный ум, отсутствие воли и вообще он не был сильным человеком).

Какой же он Александр III?

Сообщение учащегося о наследнике престола Александре Александровиче.

И все-таки имеющаяся в распоряжении современного читателя историческая литература позволяет нарисовать более привлекательный, менее одиозный и однозначный портрет Александра III.

Пожалуй, никто из российских императоров XIX века не отличался такой приверженностью ко всему русскому, как Александр III.

Сообщение учащегося.

Кстати о рыбалке…. Рассказывают, что однажды в Гатчине во время рыбной ловли один из европейских дипломатов добивался срочного свидания с царем. После того, как об этом доложили Александру, он ответил: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать». (Подчеркнув свой вес в мире).

Вступив на престол, Александр III был вынужден решить сложную дилемму: вводить или нет в действие подписанную его отцом Александром II 1 марта 1881г. «Конституцию» Лорис-Меликова». Что вам об этом известно?

- Воспитанник Победоносцева и знаменитого историка Соловьева, император любил и знал русскую историю…. Как русский человек он был образцовым патриотом. Русский до мозга костей. Его радовало прозвание «мужицкий царь». Однако подданных своих он ставил невысоко и самодержавное отношение к ним выразил фразой: «Конституция? Чтобы русский царь присягал каким-то скотам?»…

- Другая точка зрения. Первые месяцы после восшествия на престол Александр III характеризуются как период колебаний нового царя в выборе политического курса. Действительно, император был нерешителен и растерян. Казнь Александра II в центре столицы, средь бела дня, оказалась огромным потрясением для его сына. Кончина отца – реформатора являлась как бы грозным предупреждением о том, что бывает с тем, кто попытается изменить веками сложившийся порядок. (Анонимная записка «Отец твой не мученик, и не святой, потому что пострадал не за церковь, не за крест, не за христианскую церковь, не за православие, а за то единственно, что распустил народ, и этот распущенный народ убил его…»)

Манифест 29 апреля, возвестивший о незыблемости самодержавия, послужил сигналом к смене правительства и перегруппировке сил в верхах. Для политического курса Александра III нужны были совсем иные люди, чем Лорис-Меликов и его министры. И совершенно прав был Любеш, считавший, что император умел подбирать знающих дело компетентных помощников. Одним из них был С.Ю.Витте. Умный, энергичный, смелый до дерзости, твердый политик, опытный и умелый экономист.

Думая о выходе из кризисной ситуации, Александр Александрович не предполагал принимать никаких радикальных мер, ведь источник кризиса он искал не в социально-экономическом положении, и не в отсталости власти от задач времени, а в ложных, занесенных с Запада идеях, помутивших общественное сознание. Свою задачу император видел в укреплении верховной власти и ее пошатнувшегося авторитета.

Уже в самом начале царствования Александра III можно говорить о существовании у него общего плана контрреформ, т.е. преобразований, призванных устранить противоречия, внесенные в самодержавную монархию учреждениями и установлениями 60-х годов.

Так в 1881 году вступило в силу «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Назовите эти меры.

- Любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, и каждый ее житель мог быть подвергнут аресту, предан военному суду и сослан без суда на 5 лет;

- генерал-губернаторам и градоначальникам давались особые полномочия (неспособность самодержавия управлять на основе собственных же законов);

- высылки без суда, военные суды, закрытые судебные процессы – нормы авторитарного государства;

- местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это распоряжение действовало до 1917 г.

Как вы думаете? для чего предпринимались такие суровые меры? (Главной задачей царствования Александра III стало подавление революционного и любого оппозиционного движения).

Что-нибудь предпринималось для облегчения положения крестьянских масс?

- Обязательный перевод оставшихся временнообязанных крестьян на выкуп (1881г.);

- понижение выкупных платежей на 16 %;

- постепенная отмена подушной подати;

- организация крестьянских переселений на свободные земли.

В 1882г. был учрежден Крестьянский банк, который льготными ссудами должен был облегчить приобретение крестьянами земельных участков. Эта мера не могла ликвидировать земельную нужду, но рекламировалась как самая серьезная помощь крестьянину-землевладельцу. А в 1893г. был принят закон о не отчуждаемости крестьянских наделов. (Картинка – мужик с сохой и лошадью, осеняет себя крестным знамением, устремляет взор ввысь – государственный российский герб)

Важнейшим мероприятием эпохи контрреформ было введение института земских начальников в 1889 году. Что входило в функции земских начальников?

Их функции – надзор за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, а также за всем податным населением своего участка. Земские начальники могли подвергать телесному наказанию, аресту до трех дней, штрафу до шести рублей. Они также могли отменять любое постановление Волостного суда, а судей отстранять от должности и оштрафовать.

Итак, была ли внутренняя политика Александра III контрреформами, т.е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?

Говорить об отказе от Великих реформ для царствования Александра III не правильно. Это скорее ограничение действия реформ 60-70-х годов, но не ликвидация. Хотя ограничения подчас были очень существенными. Те небольшие свободы и права, в частности всесословное местное представительство, вновь были отобраны. Что же касается понижения выкупных платежей на 16 %, то это не ликвидировало той ситуации, когда крестьяне платили больше рыночной стоимости за выкупаемую землю.

Перечислите реформы Александра II, которые в царствование Александра III были затронуты контрреформами.

- Земская реформа - «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». 1890г.

- Городская реформа. – Новое городовое положение. 1892г.

- Школьная реформа – «Циркуляр о кухаркиных детях». 1887г.

- Университетский устав. 1884г.

- Судебная реформа. 1887г.

Почему Александр III пошел по пути укрепления помещичьего хозяйства? (Опора самодержавия).

Как относились представители разных партий к эпохе «контрреформ»?

Для сторонников либеральной и социалистической идеологий:

это эпоха «сна разума», время мракобесия, время, потерянное для поступательного развития освободительного движения в России. Соответственно и сам самодержец – тупой и мрачный деспот, самодур и алкоголик, душитель свободы, преграда на пути прогресса (ретроград).

Главной задачей царствования Александра III стало подавление революционного и любого оппозиционного движения. Правительственный курс направлен на укрепление сословного строя, самодержавного режима, патриархального строя в деревне.

Для консерваторов:

- это «островок» стабильности среди моря анархии и революционного террора, разбушевавшегося во время правления Александра II и Николая II, которые своим неумелым реформаторством привели Россию к катастрофе. Царь – миротворец предстает в образе мудрого и проницательного правителя, прекрасного семьянина, заботящегося о своих подданных и стремящегося вернуть страну с гибельного пути к исконным началам православия и патриотизма (патриот, миротворец).

На Александра III было совершено покушение. Арестована группа людей с бомбами в форме книг в руках. А государь не принимает жестких мер, накладывает резолюцию – главных зачинщиков хорошенько посечь. «Они на него с бомбами, батюшку в клочья бомбой разорвали, а он – посечь…» - негодует С.Любеш.

Каково же ваше отношение к личности Александра III? Пусть каждый определит свое отношение к личности и деятельности императора. Выскажите свое мнение и аргументируйте (найдите положительные и отрицательные стороны).





















Приложение № 1.

В понедельник 26 февраля 1845г. В Аничковом дворце в семье наследника престола Александра Николаевича родился второй сын, названный в честь отца, будущего Александра II.

Юный великий князь не должен был занять престол Российской империи, ему была уготована родителями военная карьера. Уже в день своего рождения Александр был назначен высочайшим указом шефом Астраханского карабинерского полка. Поэтому основной упор в обучении князя делался на военное и морское дело.

Участь Александра переменилась в ночь с 11 на 12 апреля 1865г., когда в Ницце скончался его старший брат Николай. В соответствии с династическим договором новый наследник престола Александр присягнул на верность императору и обвенчался с бывшей невестой своего брата – дочерью датского короля.

В отличие от отца Александра II, Александр III зарекомендовал себя как отличный семьянин, любящий муж и отец пятерых детей.

1 марта 1881г. Смертельно раненный народовольцами Александр II скончался. Перед новым императором встал вопрос о выборе политического курса. Потрясенный злодейским убийством отца, Александр III, после некоторых колебаний, встал на путь укрепления самодержавия.

Была проведена реорганизация армии, улучшено финансовое положение, ликвидирован бюджетный дефицит. Страна встала на путь быстрого развития промышленности и торговли. В области внешней политики самодержавие вступило в союз с республиканской Францией.

Правление Александра III было недолгим. 17 октября 1888г. Поезд, в котором императорская семья возвращалась из Закавказья в Москву, сошел с рельс. По одной из версий, государь неимоверными усилиями поддерживал свалившуюся крышу вагона. Возможно, это подорвало богатырское здоровье императора. Врачи обнаружили болезни почек и сердца. И хотя, император старался казаться бодрым и вести привычный образ жизни, но сил противиться болезни уже не было (отекли ноги, плохо работало сердце, наблюдалась общая слабость).

20 октября 1894г. Александр III скончался на пятидесятом году жизни. Похоронен он в царской усыпальнице в Петропавловском соборе в Петербурге.























































Приложение № 2. Император Александр III был преисполнен горячей беззаветной любви к России. Как в государственной, так и в личной жизни Александр III был человеком русским и только русским.

За любовь и приверженность ко всему родному, русскому Александр III первый из императоров начал носить окладистую русскую бороду. Для всех военных он ввел наряд в виде русского казакина, кушака, круглой шапки и высоких сапогов.

Он любил читать русские газеты, следил за русской литературой, очень любил отечественную историю и основал Русское историческое общество. По мысли государя начали строить церкви в древнерусском стиле.

Его чисто русская черта сказалась даже в любви к русскому столу. Он не любил французской кухни и предпочитал борщ, кашу, и особенно квас.

Государь удивлял всех простотой своей ежедневной жизни: не любил внешнего блеска, роскошь. По вступлении на престол он не переехал в Зимний дворец, а остался в небольшом Аничковом дворце, где родился, провел юные годы и жил скромно много лет наследником. Любя скромную обстановку, государь вел и простой образ жизни. Утром он прочитывал полученные письма и бумаги, принимал доклады, беседовал с министрами. Отличался доступностью.

На приемах в обращении был прост и вежлив, каждому подавал руку и всем говорил «вы». С почтением относился и к иноземцам. Французских гостей, во время кронштадтского посещения, поразило то, что он выслушал «Марсельезу» стоя.

Спал мало, по пять – шесть часов в сутки, допоздна засиживаясь за рассматриванием каждого дела. Любимым занятием была рыбная ловля.



Слайд 1
Урок по истории в 8 классе «Внутренняя политика Александра III» «…И нет нигде такого безнародья И власти нету более крутой…» (М.Волошин) Антонова Галина Ивановна учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 31 города Тамбова
Слайд 2
Цель урока: Выявить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования.
Слайд 3
План урока: 1. «Миротворец», который не принес настоящего мира. 2. Контрреформы или ограничение реформ? 3. Оценка личности и деятельности Александра III.
Слайд 4
Александр III Александрович 13-й император Всероссийский (1881-1894гг.) • Рождение: 26.02(10.03)1845г. Аничков дворец, СанктПетербург. • Отец: Александр II. • Мать: Мария Александровна. • Император Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский с 1(13).02.1881г. • Из императорского дома Романовых. • В официальной дореволюционной историографии именовался «Миротворцем». • Смерть: 20.10(01.11)1894г. (49 лет) Ливадийский дворец, Крым. • Похоронен: Петропавловский собор.
Слайд 5
Факты и мнения С.Ю.Витте «Но напрасно лица, не знавшие императора Александра III, рисуют его как человека реакционного, как человека жестокого, ограниченного и тупого». «Император Александр III обладал благороднейшим именно царским сердцем».
Слайд 6
Факты и мнения Писатель Г.И.Чулков «Александр III не был проницательным и умным государем (у него ленивый нескладный ум, отсутствие воли и вообще он не был сильным человеком»
Слайд 7
Семья Семья Александра III При все своей внешней строгости в отношении своих близких неизменно оставался преданным семьянином и любящим отцом.
Слайд 8
Частная жизнь Александр III на охоте
Слайд 9
Александр III - патриот «Царское это дело» «Когда русский Царь удит рыбу, Европа может подождать»
Слайд 10
Царствование Шаг назад, застой «Целых 13 лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы не разразилась буря» Упорядочение реформ, шаг вперед «Политика Александра III направлена на стабилизацию общества, укрепление Российского государства»
Слайд 11
Шаг назад, застой 1. 29.04.1881г. – Манифест «О незыблемости самодержавия» 2. 14.08.1881г. – «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия». 3. 1889г. – введение института земских начальников. 4. 1890г. – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Слайд 12
Шаг назад, застой 5. 1882г. – «временные правила» о печати. 6. 1884г. – новый Университетский Устав. 7. 1887г. – «Циркуляр о кухаркиных детях». 8. 1892г. – новое городовое положение.
Слайд 13
Упорядочение реформ, шаг вперед Крестьянский вопрос: 1. 1881г. – перевод всех бывших помещичьих крестьян на обязательный выкуп. 2. Понижение выкупных платежей на 16 %. 3. Постепенная отмена подушной подати. 4. Организация переселений малоземельных крестьян за Урал. 5. 1882г. – учреждение Крестьянского банка.
Слайд 14
Слайд 15
Отношение сторонников либеральной и социалистической идеологии к эпохе «контрреформ» Александра III Эпоха «контрреформ» • эпоха «сна разума»; • время мракобесия и реакции; • время, потерянное для поступательного развития освободительного движения в России Самодержец • ретроград; • тупой и мрачный деспот; • самодур; • алкоголик; • душитель свободы • преграда на пути прогресса
Слайд 16
Отношение консервативной партии к эпохе «контрреформ» Александра III Эпоха «контрреформ» «островок» стабильности среди моря анархии и революционного террора, разбушевавшегося во время правления Александра II и Николая II (неумелые реформаторы) Самодержец • миротворец; • мудрый и проницательный правитель; • прекрасный семьянин, заботящийся о своих подданных; • патриот
Слайд 17
Рефлексия - Что нового вы узнали на уроке? - Чья точка зрения наиболее приемлема для вас? - Ваше отношение к личности и деятельности Александра III. - Достигнута ли цель
Слайд 18
Интернет ресурсы - http://www.agitka.net/ua8qojm5s6pdpic.html http://wn.com/U_S_Secretary_of_State http://www.booksland.org/main.php?s_alpha 1=%C3&igor_itemsOrder=Sorter_item_formats &igor_itemsDir=ASC http://www.belrussia.ru/forum/viewtopic.php? t=162 http://stepandstep.com.ua/catalog/your-photos /142848/pervye-lica-rossii-na-ohote.html http://www.bochkavpechatleniy.com/impressio n/leader/post/206?page=1 http://family-values.ru/shop/56/159 http://www.yaroslavskiy-kray.com/541/488-kres

Полный текст материала Конспект урока и презентация к уроку по теме "Внутренняя политика Александра III" (.docx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонова Галина Ивановна  Жастин
09.05.2012 0 21414 3585

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК