Слайд 1
Новая история 7 класс
Тема урока.
« Нидерландская
революция»
Материал разработан учителем истории
Будинской ООШ
Антоненковой А.В.
Урок по Новой истории в 7-м классе по теме: " Революция в Нидерландах»
Материал разработан учителем истории
Будинской ООШ Тверской области
Антоненковой А.В.
Цель урока: ( сл. 2 )
Выяснить причины. Задачи и характер Нидерландской революции;
Выяснить, каковы итоги данной революции для развития Нидерландов;
Развивать умение работать с историческими источниками;
Оборудование: карта "Европа в 16-1пол.17в", тесты, презентация, компьютер
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 3) План урока:
« Жемчужина в короне Габсбургов».
Противоречия обостряются.
Иконоборческое движение.
Время террора.
Лесные и морские гёзы.
Испано – нидерландская война.
Рождение республики
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
- Сегодня мы будем говорить о Нидерландах – особой стране, распложенной на побережье Северного моря по нижнему течению рек Шельды, Мааса и Рейна.
-( сл. 4) В XVI веке 17 нидерландских провинций включали в себя ещё и современную Бельгию, часть Франции, Люксембург и Голландию.
- ( сл. 5) Это была самая густонаселённая страна Европы: на небольшой территории находилось 300 городов и 6500 деревень. Жители этой страны были свободолюбивы, трудолюбивы, упорны и выносливы.
- ( сл. 6) Когда-то ещё в 12 веке море затопило низкие участки суши. В результате упорного труда нидерландцы создали систему дамб, плотин, каналов и отогнали воду обратно в море. Поэтому многие города и деревни, пашни и луга располагались в польдерах – землях, находившихся ниже уровня моря.
- ( сл. 7) Это страна была богата. Процветанию способствовало не только выгодное географическое положение, но и развитие ремесленного и мануфактурного производства. 1) в стране добывался каменный уголь, выплавлялся металл
2) на вервях Антверпена и Гааги строились самые современные суда.
3) сукно и полотно славилось по всему миру
4) население северных провинций занималось рыболовством и судоходством;
5) занимались сельским хозяйством
- Однако непрерывная борьба с морем стоила больших денег и вынуждала залезать в долги. Если рассчитываться было нечем, то землю приходилось продавать богатым горожанам, которые сдавали её в аренду.
- XVI век в Нидерландах в промышленности и сельском хозяйстве развивалось капиталистическое предпринимательство, шло становление капитализма.
-( сл. 8) В то время Нидерланды находились под властью Испании. Для Карла V страна представляла большую ценность, т.к. поставляла в казну 2 млн. золотых монет. Император сохранил даже старую систему государственного устройства: каждая провинция имела свои провинциальные штаты, а крупные города – своё самоуправление. Для решения общих вопросов представители провинций съезжались на Генеральные штаты, во главе которого стоял королевский наместник – штатгальтер.
(сл. 9) - РЕВОЛЮЦИЯ – процесс, в ходе которого происходят коренные изменения, ломаются старые порядки.
( сл .10) – Во второй половине правления Карла V стало назревать сильное недовольство зависимостью от Испании. Бесконечные войны разоряли страну,
Движение за Реформацию церкви не могло обойти стороной и это государство, где уже имелись богатая буржуазия и зажиточные горожане, заинтересованные в дешёвой церкви. Наиболее популярным среди населения стал кальвинизм. Католический король не мог мириться с распространением ереси, он издал ряд постановлений, запрещающих читать и распространять идеи Лютера и Кальвина.
( сл. 11) В 1525 году Карл V учредил в Нидерландах суд инквизиции, по приговору которой было казнено 100 тыс. человек. Многие каливинисты и лютеране спасались бегством в протестантские страны – Англию и Германию.
( сл. 12) - Ещё безжалостнее оказалось правление Филиппа II, который относился к этой стране так же, как и к колониям в Новом Свете Ему нужны были не только деньги, но и полное господство католической церкви.
( сл. 13) 1) Филипп II запретил торговлю с Англией и испанскими колониями
2) На вывозимую из Испании шерсть ввёл большую пошлину, и поступление сырья в Нидерланды уменьшилось вдвое.
( сл. 14) 4) В 1563 году испанская инквизиция приговорила к сожжению на костре всех жителей Нидерландов как неисправимых еретиков.
5) Разрешил ордену иезуитов обосноваться в Нидерландах, что ещё больше оскорбило протестантов.
(сл. 15) - Недовольство политикой Габсбургов выражалось как в восстаниях бедняков, так и в распространении протестантских вероучениях. С конца 50-х годов усиливается распространение кальвинизма, особенно в экономически развитых городах, где его опорой были богатые горожане.
- Недовольство испанским правлением возрастало и у нидерландской знати, и у дворян. Король отстранил знать от управления страной, а мелкое дворянство перестал призывать в армию. Возникло опасение, что все хорошие должности займут испанцы. Дворяне объединились в союз, который возглавил принц Оранский, граф Эгмонт и адмирал Горн.
- Каковы их требования?
1) вывести испанские войска с территории их государства
2) созвать Генеральные штаты
3) отменить законы против еретиков
( сл. 16- 17) - Иконоборческое движение.
- Переговоры с властями ник чему не привели, и в стране вспыхнуло народное движение. В 1566г. на севере страны по призыву своих проповедников протестанты:
1) стали захватывать католические церкви;
2) уничтожать иконы, скульптуры святых;
3) Захваченные деньги шли на создание вооружённых отрядов
4) изгоняли католических священников и испанских чиновников
5) освобождали из тюрем кальвинистов, уничтожали документы, где были записаны их долги по налогам
Состав участников мятежа:
1) ремесленники,
2) наёмные рабочие
3) часть крестьян
4) богатое купечество и дворянство.
- Позднее дворяне и богатые горожане стали отходить от восстания, т.к. низы требовали разделить имущество богачей.
- Так началась освободительная война Нидерландов против чужеземного гнёта и католической церкви, которая будет длиться 40 лет.
2) работа по учебнику:
Стр. 134 – 135 ( сл. 18 – 20 )
3) самостоятельная работа учащихся:
Стр. 135 – 136 – Лесные и морские гёзы
- Кто такие гёзы? ( сл. 21)
- Какую борьбу они вели? ( уходили в лес и вели партизанскую войну)
- Кто такие морские гёзы?
4) рассказ учителя:
Испано – нидерландская война
- ( сл. 22) С 1572 года между Нидерландами и Испанией началась настоящая война, руководителем освободительного движения стал принц Вильгельм Оранский ( 1533 – 1584 гг.) . Считал себя кальвинистом, был осторожным и хорошим политиком. Оранский пытался достичь компромисса с испанской короной, но потерпел неудачу.
Первоначально Альба не придавал значение успехам морских гёзов. В апреле 1572 года они захватили порт Бриль на одном из островов Зеландии, и это стало началом всеобщего восстания в северных провинциях. На борьбу поднялись и другие провинции. Летом гёзы собрались на Генеральные штаты и назначили Оранского правителем северных провинций.
- Тогда осенью 1572 года Альба начал широкое наступление против восставших провинций. Полгода шла осада города Харлем. Когда всё же испанцы взяли его, они уничтожили весь гарнизон, а на жителей наложили большую контрибуцию.
- Филипп II был недоволен Альбой, и в 1573 году отозвал его. Сменившие Альбу наместники указывали королю на необходимость уступить, но Филипп Стоял на своём
( сл. 23)
- Что же он предпринял? ( стр. 136 – последний абзац – с. 137)
5) работа по учебнику: ( сл. 24)
Стр. 137-139
( сл. 25) - итоги революции
5. Подведение итога урока.
6. Домашнее задание: параграф 15, вопросы, записи.
Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна
→ Снежанка 02.05.2012 1 27617 3929 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.