Конспект урока истории России «Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права» для 8 класса
Панкеева Людмила Анатольевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» города Курска
Учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе
Тема: «Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права».
Цель: опровержение либо подтверждение обучающимися гипотезы: «Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права » в ходе организации исследовательской деятельности учеников.
Задачи:
1)Образовательные:
формирование исторических знаний о сложностях становления капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, о пути, по которому пошло развитие капитализма в сельском хозяйстве России. Влияние крестьянской реформы 1861 года на развитие промышленности и транспорта.
2) Развивающие:
формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, выдвигать гипотезу, осуществлять её проверку; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, передавать её развернуто и доказательно; формирование умения аргументировано высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. Формирование навыков организации коллективной, групповой и самостоятельной деятельности.
воспитание интереса к истории своего Отечества; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.
Оборудование урока:
историческая карта «Экономическое развитие России во второй половине XIX в», А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIX век, раздаточный материал.
В начале урока создается мотивация к изучению нового материала
Музыка из телепередачи « Что? Где? Когда?» вносится «Черный ящик»
Итак, перед вами чёрный ящик
То, что находится в чёрном ящике, определило судьбу России на долгие годы. Дало надежды на торжество добра и справедливости. Что в чёрном ящике?
Тогда давайте, я следующим вопросом, сужу круг поиска.
Император попросил всех выйти из кабинета, сказав: "Я хочу остаться наедине со своей совестью". Перед ним на столе лежал документ. Какой документ находится в чёрном ящике?
Подскажу. Наедине со своей совестью хотел остаться Александр II. О каком же документе идёт речь?
С последствиями принятия этого документа связана тема нашего сегодняшнего урока. Предложите название темы урока.
……
Давайте возьмём лишь один аспект предложенных вами тем, а именно - социально-экономический.
На экране тема.
Вопрос: Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права в России?
Давайте не спешить с ответами. Пусть это будет только предположением, то есть гипотезой урока.
Экран – гипотеза.
Для того чтобы нашу гипотезу подтвердить или опровергнуть, вы будите работать в группах.
Первая группа будет заниматься сельским хозяйством – вы должны выяснить каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.
Вторая группа – промышленников. Вы определяете, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.
Третья группа выясняет уровень ж/д строительства после реформы 1861 года.
Результатом вашей работы станет создание модели капитализма в России.
Модель капитализма можно представить в виде - корабля.
Мне бы хотелось, чтобы в эту модель вы внесли коррективы, указав особенности российской модели капитализма. Эти особенности вы можете отразить на парусах. У каждой группы свой парус (раздать куски).
У каждого из вас будет своя роль в группе и соответствующее ей задание. Возьмите конверт и выберите себе роль. В каждой группе есть хронографы, они не только следят за временем работы, но и оценивают и корректируют работу каждого в группе, заполняя оценочный лист, теоретики, документалисты будут работать с различными источниками, статисты- с статистическими данными, а понятисты- с понятиями. Аналитик группы будет подводить итог работы группы по ключевому вопросу. Задача художника дополнить модель капитализма особенностями через цвет.
Аналитик каждой группы отвечает на поставленный вопрос, опровергают или подтверждают гипотезу урока. Дети из группы могут дополнять.
По каждой группе на экран выводы.
Художник прикрепляет парус, объясняя выбор цвета.
Модель с её особенностями создана. Наш корабль капитализма продолжает путь, а впереди его ждут новые трудности и испытания.
Подведём итоги сегодняшнего урока.
Рефлексия:
Продолжите предложение:
Я удивился…
Я научился …
Мне понравилось …
Я задумался …
Я понял…
Вашу работу оценивали и одноклассники. Передайте мне оценочные листы, они мне помогут выставить оценки за урок.
Домашнее задание
П.23,подготовка сообщений.
Задания первой группы.
Выяснить каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенный период.
Аналитик
Подвести итог по ключевому вопросу.
Теоретик
1 .Объясните, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ? (по тексту учебника стр. 158).
2.Объясните, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный период? (по тексту учебника).
Документалист
По тексту документа «Письма из деревни» А. Н. Энгельгардта ответьте на вопросы:
1. Что такое отрезки?
2. Какую выгоду извлекали из отрезков помещики?
Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских
хозяйств?
А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879 г.
...Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих деревнях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки... Где есть отрезки, там крестьяне беднее и недоимок более. Очень часто можно видеть, что деревни, даже не имеющие полного надела, но получившие то количество земли, каким они пользовались при крепостном праве, живут зажиточнее, чем те деревни, которые хотя и получили полный надел, но у них были отрезки...
У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — именно работают... как при крепостном праве, то есть на своих лошадях, со своими орудиями производства...
Добро бы еще эти отрезки сдавались крестьянам за арендную плату деньгами, а то нет — непременно под работу. И что всего нелепее, очень часто вся эта работа не приносит помещику, вследствие его неумелого хозяйства, никакой пользы и бесплодно для всех зарывается в землю. В нашей местности я один только пример знаю, что крестьяне платят за отрезки деньгами, да и то только потому, что имение находится в аренде у купца, который хозяйством не занимается и в крестьянской полевой работе не нуждается...
Для многосемейных зажиточных крестьян, у которых во дворах много работников и работниц, много лошадей и исправная снасть, отработать за отрезки... еще ничего, но для одиночек-бедняков, у которых мало лошадей, отработка...— чистое разорение.
Понятист
Объясните понятия:
Аренда
Временнообязанные
« отрезки»
Надел
Статист
Сравните показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.
Развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период (60-70-гг. XIXвека). |
||
Показатели развития сельского хозяйства. |
Показатели до 1861 года. |
Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в. |
Посевные площади. |
82,5 млн. десятин. |
103,8 млн. десятин. |
Урожайность хлебов с одной десятины. |
5 центнер. |
7 центнер. |
Средневаловой сбор хлебов. |
31,2 млн. тонн. |
54,1 млн. тонн |
Дворянское землевладение. |
Около 90 млн. десятин. |
53,2 млн. десятин. |
Художник
Задача художника дополнить модель капитализма особенностями через цвет.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Хронограф
-следить за временем;
-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист
Ф.И.О. |
Умение работать в группе |
Аргументация своей точки зрения |
Участие в реализации общей проблемы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания второй группы
Определить, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.
Аналитик
Подвести итог по ключевому вопросу.
Теоретик
Прочтите текст учебника - пункт «Промышленный подъем» (стр.162-164) и ответьте на вопросы:
1. Что было характерно для развития пореформенной промышленности? 2.Почему российская промышленность, несмотря на успехи, испытывала трудности?
Прочтите текст учебника ответьте на вопрос: Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ?
( по тексту учебника и карте в учебнике «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.»).
Документалист
Из «Воспоминаний старого рабочего» Б. И. Немчинова
Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев - своя одежда и обувь, хозяйский стол и квартира.
<.. .> Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской работало 16 мастеровых и 19 мальчиков. <...> Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, 1/2 часа на утренний чай - мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и черного хлеба ломоть; вечером, в 5-м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состояли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с салом, но все наедались досыта. Работа была тяжелая, и проработав 12, чаще всего 12 1/2 часов (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов. Вследствие усталости мы так крепко засыпали, что клопы и вши могли нас живыми съесть - не услышим. И так было не у одного нашего хозяина, но у всех, а у многих и хуже.
В 1886 году я поступил работать в другую мастерскую - слесарное заведение Куприянова. Здесь распорядки были даже хуже той мастерской, где я работал раньше, и постановка производства была хуже. Рабочих работало около 40 человек. Спальни были очень скверные, рабочие жили землячествами, преобладали можайские и тульские, народ совсем темный, деревенский. Прожив в этой мастерской семь месяцев, я перешел 4 мая 1887 года работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел <...> Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, отпуск на пасху - неделя, а на святки - две недели, аккуратная уплата заработка. Недоразумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковскому, перед дверью которого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперед те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками... Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавлялись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования, это-то понимали все рабочие.
Термины:
полудничать - принимать пищу в промежуток времени между обедом и
ужином; Землячество - братство, кружок, братия.
Вопросы и задания к документу:
- Кто автор произведения?
- О каком времени он вспоминает?
- На каких предприятиях он трудился?
- Что известно об условиях труда на этих предприятиях?
- Перечислите общие для всех предприятий условия труда?
- На каком предприятии условия труда были лучше? С чем это связано?
- Как вы понимаете слова документа: «но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования»?
Понятист
Объясните понятия:
Слои общества
Социальная структура
Промышленный переворот
Концессия
Кредит
Товарное производство
Статист
Сравните показатели развития промышленности до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.
Развитие промышленности в пореформенный период. (60-70-гг. XIX века). |
||
Показатели развития промышленности. |
Показатели до 1861 года. |
Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в. |
Свеклосахарная промышленность. |
1,9 млн. пудов. |
12,5 млн. пудов. |
Выплавка чугуна. |
20,5 млн. пудов. |
88,7 млн. пудов. |
Добыча каменного угля. |
18,3 млн. пудов. |
555,5 млн. пудов. |
Добыча нефти. |
500 тыс. |
377 млн. |
Художник
Задача художника дополнить модель капитализма особенностями через цвет.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
7. Хронограф
-следить за временем;
-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист
Ф.И.О. |
Умение работать в группе |
Аргументация своей точки зрения |
Участие в реализации общей проблемы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания третьей группы
Выяснить уровень ж/д строительства после реформы 1861 года
Аналитик
Подвести итог по ключевому вопросу.
Теоретик
Как повлияло железнодорожное строительство на социально-экономичкское развитие России.
1. Почему период с 1868 - по 1872 года вошел в историю как период «железнодорожной горячки» и в чем заключались её причины? ( по тексту учебника и по карте).
2. Сделайте вывод, как изменился ассортимент грузов, перевозимых по железным дорогам в период до и после реформы? (из таблицы).
промышленности и, наоборот? (по тексту учебника).
Документалист
Из программной записки министра финансов М. X. Рейтерна. 1866 г.
Сооружение железных дорог можно назвать не только настоятельной потребностью, но и положительно важнейшею для будущности России задачею правительства. Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным исходом для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного и финансов вообще; экономическое положение России может быть существенно улучшено также лишь посредством железных дорог, которые дадут ценность ее произведениям и, следовательно, достаточное вознаграждение труду и безбедный доход с земли; в финансовом отношении можно ожидать существенного увеличения доходов лишь от улучшения экономического быта, который находится в зависимости от улучшения путей сообщения; наконец, даже в политическом отношении возможность скорого передвижения от центра к окраинам должна умножить силу России.
Вопросы к документам: 1. Что такое отрезки? 2. Какую выгоду извлекали из отрезков помещики? 3. Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских хозяйств? 4. В чем видится министру финансов России финансово-экономическое и политическое значение развития железнодорожной сети в стране?
H. А. Некрасов. «Железная дорога»
Ваня (в купеческом армячке): Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке): Граф Петр Андреич Клейнмихель, душенька! Разговор в вагоне:
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден -
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие - в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то все косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! Восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?... «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Все претерпели мы, Божий ратники,
Мирные дети труда!
Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!... Волосом рус,
Видишь стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих ногах,
Вечно вводе, по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала вест век...
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек! <...>
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать. <...>
Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону....
Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены - немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался...
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копеечку прогульные дни!
Все заносили десятники в книжку -
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!...» Махнули рукой...
В синем кафтане - почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Праздный народ расступается чинно...
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно... нешто.,. .молодца!...молодца!...
С Богом, теперь по домам, - поздравляю!
(Шапки долой - коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И - недоимку дарю!...»
Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый ми мог устоять!
Выпряг народ лошадей - и купчину
С криком «ура»! по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?...
Термины:
артель - объединение людей для совместного выполнения какой-либо работы;
десятник - надсмотрщик над рабочими при земляных, строительных и других работах;
подрядчик - человек, который обязуется под свою ответственность выполнить по заданию заказчика определенную работу с использованием собственных материалов или материалов заказчика, самостоятельно или, наняв людей;
лабазник - человек, торгующий мукой, отрубями.
Вопросы и задания:
- Кто автор произведений?
- В каких исторических условиях было создано произведение?
- О работе на каком предприятии идет речь?
- Каковы условия труда рабочих?
- Что заставляет рабочих трудиться в таких нечеловеческих условиях?
Понятист
Наёмный рабочий
Буржуазия
Стачка (забастовка)
Гражданские права
Пошлина
Статист
Сравните показатели развития железнодорожного строительства до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.
Развитие железнодорожного строительства в пореформенный период (60 - 80-е годы XIX века). |
||
Показатели железнодорожного строительства |
Показатели до 1861 года. |
Показатели с 1870-х -по 1890-е годы. |
Протяженность железных дорог. |
2 тысячи км. |
22 тысячи км. |
Ассортимент перевозимых грузов. |
Хлеб составлял 40 % всех грузов. |
Хлеб составлял 25 % грузов, нефть-30%, лес, уголь - 40 %. |
Художник
Задача художника дополнить модель капитализма особенностями через цвет.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
7. Хронограф
-следить за временем;
-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист
Ф.И.О. |
Умение работать в группе |
Аргументация своей точки зрения |
Участие в реализации общей проблемы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Источники информации
1.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина история России XIX век, 8 класс, Москва, Просвещение, 2010 г.
2.М. Н. Зуев История России с древнейших времен до начала XXI века для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие -11-е издание, пересмотр. - М.: Дрофа, 2008.
3. Н.И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3-х томах. Том второй - Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г;
4. И. В. Курукин, И. В. Волкова,С. В. Леонова. История Отечества: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. 3-е изд., стереотип-М.: Дрофа, 2005.
5. С.В. Новиков История. Для поступающих в вузы и подготовки ЕГЭ. - М.:-АСТ: СЛОВО,2011.
6.В.Г. Петрович, Н.М. Петрович Уроки истории. 8 класс.-М.: ТЦ Сфера,2003
7.Поурочные разработки по истории России XIX век, 8 класс, Москва, Вако, 2009 г.
8. Энциклопедия для детей. История России. Ч.1. От древних славян до Петра Великого.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Мир энциклопедий Аванта+ , Астрель, 2007.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Панкеева Людмила Анатольевна
→ панкеева 20.07.2012 0 13193 1599 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.