Конспект урока "Столица искусств Эллады", 5 класс
Департамент образования Администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ№ 6»
Столица искусств Эллады
(Интегрированный урок истории и ИЗО)
Пасечник Елена Аркадьевна
учитель истории
Дорощук Надежда Ивановна
учитель ИЗО
2012г.
Миф о споре Афины и Посейдона.
К. О, боги ! Взгляните на этот прекрасный город! Город моей мечты! Прошу вас , дайте ему могущественного покровителя!
П. Выбери кого-то из нас!
П. Я владыка морей. Твои мореходы всегда будут в безопасности.
А. Я несу народам мир и свободу.
К. Да, выбор не из лёгких….. А что вы можете ещё сделать необычного для моего любимого города и великой Эллады, чтобы они процветали в веках?
П. В Аттике мало воды ! (ударяет трезубцем о пол) Я дарую её эллинам!
Подаёт стакан с водой.
К. Отпивает из стакана .Качает головой, выражая неудовольствие.
А. Да будет благославенна земля Эллады!!(Ударяет посохом о пол) Пусть повсюду растут на ней оливки, которые принесут достаток её народу.
Миф о споре Афины и Посейдона.
К. О, боги ! Взгляните на этот прекрасный город! Город моей мечты! Прошу вас , дайте ему могущественного покровителя!
П. Выбери кого-то из нас!
П. Я владыка морей. Твои мореходы всегда будут в безопасности.
А. Я несу народам мир и свободу.
К. Да, выбор не из лёгких….. А что вы можете ещё сделать необычного для моего любимого города и великой Эллады, чтобы они процветали в веках?
П. В Аттике мало воды ! (ударяет трезубцем о пол) Я дарую её эллинам!
Подаёт стакан с водой.
К. Отпивает из стакана .Качает головой, выражая неудовольствие.
А. Да будет благославенна земля Эллады!!(Ударяет посохом о пол) Пусть повсюду растут на ней оливки, которые принесут достаток её народу.
Миф о споре Афины и Посейдона.
К. О, боги ! Взгляните на этот прекрасный город! Город моей мечты! Прошу вас , дайте ему могущественного покровителя!
П. Выбери кого-то из нас!
П. Я владыка морей. Твои мореходы всегда будут в безопасности.
А. Я несу народам мир и свободу.
К. Да, выбор не из лёгких….. А что вы можете ещё сделать необычного для моего любимого города и великой Эллады, чтобы они процветали в веках?
П. В Аттике мало воды ! (ударяет трезубцем о пол) Я дарую её эллинам!
Подаёт стакан с водой.
К. Отпивает из стакана .Качает головой, выражая неудовольствие.
А. Да будет благославенна земля Эллады!!(Ударяет посохом о пол) Пусть повсюду растут на ней оливки, которые принесут достаток её народу.
Столица искусств Древней Эллады
(Интегрированный урок по истории и ИЗО) 5 класс
«В подлинной культуре ничего не умирает…
Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей».
Ю. М.Лотман (советский литературовед)
Цели урока:
показать, что эпоха античности внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства;
показать, что древние эллины строили большое количество разнообразных общественных сооружений, художественное назначение которых состояло в том, чтобы украсить Афины и прославить её;
развивать у учащихся чувство вкуса и восхищения культурными ценностями, созданных древними афинянами;
закрепить ранее полученные знания по выполнению фигуры человека в движении, изображая его либо на красном, либо на чёрном фоне;
поддерживать и развивать у учащихся веру в свои силы и возможности, создавать атмосферу сотрудничества при выполнении заданий.
Новые понятия: Вазопись, чернофигурные и краснофигурные вазы, портик, фронтон, Керамик, Акрополь, Парфенон.
Оснащение: 1. Видео-план урока
2. Видео «Греция»,
3. Текст инсценировки «Спор богини Афины с Посейдоном»
4. Презентации: Экскурсия по Акрополю
Парфенон
Музыка афинских мастеров
5. Тесты
6. Рабочие листы для ответов на вопросы тестов
7. Трафареты и муляжи ваз с эскизами на мотивы древнегреческих мифов
8. Кисти, краски
План урока: 1. Организационный момент. Определение задач урока
2. Акрополь
3. Парфенон
4. Керамик.
5. Вазопись.
6. Раскрашивание трафаретов ваз. Выставка лучших работ.
7. Подведение итогов.
1. Тема нашего разговора, по- прежнему, - культура древней Греции. Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала высказывание Ю М Лотмана, который говорил: «В подлинной культуре ничего не умирает…»
И нам предстоит в этом убедиться.
А сейчас мы отправляемся на машине времени в необыкновенное путешествие! Пункт назначения – один из древнейших городов мира Афины! Наши гиды познакомят нас удивительными сооружениями, великолепие которых поражает воображение тех, кто посещает столицу Греции.
Древние эллины очень любили свой город. Они даже сложили такую пословицу: «Ты чурбан, если не видел Афины! Если же видел их и не восторгался ими, то ты - осёл! А если добровольно покинул их, ты - верблюд!»
Давайте предположим, что имели в виду греки, когда так говорили и выдвинем гипотезы, которые нам предстоит по окончанию урока решить. (слайд 4).
Итак, счастливого пути к берегам седой Эллады! Новых вам интересных открытий!
Просмотр клипа «Греция»
2. Мы прибыли в столицу Древней Аттики. Идём отдохнуть от трудного перелёта в театр.
Инсценировка « Спор богини Афины с Посейдоном».
Вопрос: Почему Афина стала покровительницей столицы Аттики?
Задание 1. Ответьте на вопросы теста1.
3. Символом Древней Греции является афинский Акрополь. На вершине этого 155-метрового холма в был построен царский дворец, обнесённый 4,5 метровой стеной.
Сооружения, которые сохранились до наших дней построены в V веке до н.э.
Первую экскурсию по Акрополю проведёт Надежда.
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм – Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
В сетке легких синих теней,
И за грудами камений
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно –
Веет синим огоньком.
Как струна звенит колонна
С ионийским завитком.
За извивами Кефиза
Заплелись уступки гор
В рыже-огненный узор…
Луч заката брызнул снизу…
Над долиной сноп огней…
Реет пламенем над ней он
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон.
Ночь взглянула мне в лицо.
Черны ветки кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
1900г. Афины. Максимилиан Волошин
Презентация «Акрополь»
Беседа по
4. Жемчужиной Акрополя является Парфенон. Этот храм посвящён богине Афине. Парфенон, построен архитекторами Иктином и Калликратом, в плане представлял собой прямоугольник, окруженный сорока шестью колоннами. Венчался он двускатной крышей называемой Фронтоном.
А экскурсию по нему будут проводить Эля и Богдан.
Парфенон
Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилей,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.
Д.С. Мережковский.
Заключение после краткой беседы.
Парфенон и сегодня называют «гимном Древней Греции» и «красотой простоты»
«Так возник храм, - пишет знаменитый швейцарский ученый-эллинист Андрэ Боннар, - выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя».
Задание 2. Ответы на вопросы второго тура.
5. Наше путешествие подходит к концу. Пора собираться домой. Какой же привезти сувенир на память об этом увлекательном путешествии?!
Конечно же, лучшего, чем знаменитая афинская ваза ничего не найдёшь!
Вопросы командам. Правильный ответ вознаграждается жетоном.
Где её можно приобрести? (Агора. Рыночной площади-)
Кто её изготавливает? (Гончары)
Как называется вид деятельности гончаров? (Ремесло)
Как называется материал из которого делают вазы? (Глина)
Как называется рабочее место гончара? (Ремесленная мастерская)
Как называется район Афин, где трудятся гончары! (Керамик)
Этот афинский район и приглашают нас посетить Настя и её мама.
Презентация «Керамик- район мастеров»
Слайды 12-17 сопровождаются чтением стихотворения «Античные вазы» Валерия Брюсова.
Античные вазы
Они пленительны и нежны,
Они изысканно - небрежны,
То гармонически - размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда закончены и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
Арибаллы и самый малый
Каликий, все – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.
1916 –1917 гг.
6. Урок продолжает учитель ИЗО, который рассказывает о различных сосудах и показывает муляжи греческих ваз, останавливает внимание на выполнение чернофигурных и краснофигурных сосудах.
Выполнение практической работы. Ученики раскрашивают заранее подготовленные рисунки на аппликациях на темы греческих мифов.
Лучшие работы группа представляет на конкурс.
Из всех конкурсных работ, что прикреплены на доске выбирают лучшие. Ученики, обосновывая, отбирают работы. Команды получают соответствующие баллы.
Пора подводить итог нашего путешествия:
Обсуждаем вопросы гипотезы.
Вывод: Город, увенчанный фиалками
Который должен был воспет в песне...
Твердыня эллинов Афины.
Пиндар V в. до н.э.
Каковы же были греческие представления о красоте?
Изменились ли данные представления сегодня?
Какие гражданские чувства могли воспитывать в греках выдающиеся произведения искусства?
Современные архитекторы используют элементы греческого градостроительства?
Прав ли был Ю.М.Лотман в свом высказывании?
Оценки.
Рефлексия.
Источники.
http://ru.wikipedia.org/wiki Лотман Юрий Михайлович
Хрестоматия по истории древнего мира: Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.- С.183-184.
Немировский АИ. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1990. – С. 103-113.
http://voloshin.ouc.ru/akropol.html Акрополь Максимилиан Волошин
http://liricon.ru/parfenon.html Парфенон Мережковский Д.С. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text Валерий Брюсов Античные вазы
Презентации
Экскурсия по Акрополю
Парфенон
Музыка афинских мастеров.
Клип «Греция» , второй клип-« Вазы»
Отправляю на сайт как самостоятельные работы , так как вес файлам превышает норму
Столица искусств Эллады.
Турнир знатоков.
Тур 1.
1. В честь какого бога древние греки устраивали спектакли?
а. Зевса б. Афины в. Диониса г. Посейдона
2. В театре играли только…
а. мужчины б. женщины в. юноши г. дети
3. Место, где играли спектакль-
а. эстрада б. скена в. орхестра г. подмостки
4. Место, где артисты вешали декорации и хранили костюмы-
а. коридор б. скена в. орхестра г. гримёрка
5. Какую обувь одевали артисты, чтобы их было видно с дальних рядов?
а. каблук б. тапочки в. валенки г. сандалии на платформе
6. Грустная пьеса-…..?
7. Весёлая пьеса-…..?
Тур 2.
1. Центральная часть города древних Афин-
а. Керамик б. Акрополь в. Агора г. Парфенон
2. Проектирование и строительство зданий-
а. вазопись б. архитектура в. скульптура г. живопись
3. Создание красивых статуй-
а. вазопись б. архитектура в. скульптура г. живопись
4. Храм богини Афины – девы-
а. Керамик б. Акрополь в. Агора г. Парфенон
5. В период какого стратега возродился Акрополь?
а. Фидия б. Гомера в. Перикла г. Геродота
6. Какой великий скульптор и архитектор создал архитектурный ансамбль Акрополя?
а. Фидий б. Гомер в. Перикл г. Геродот
7.Правила создания архитектуры-
а. космос б. агора в. порядок г. ордер
Тур 3
1Создание сосудов из глины-
а. строительство б. литье в. гончарство г. ордер
2. Район, где жили и трудились гончары-
а. Керамик б. Акрополь в. Агора г. Парфенон
3 Ваза, украшенная рисунком, выполненным черной краской-
а. краснофигурная б. чернофигурная в. разноцветная г. без названия
4. Ваза, украшенная рисунком, выполненным красной краской-
а. краснофигурная б. чернофигурная в. разноцветная г. без названия
5. Рисунки, выполненные с помощью кисти и красок-
а. скульптура б. живопись в. архитектура г ордер
6 Вазы какого города Аттики прославились своей красотой?
а. Коринф б. Спарта в. Афины г. Троя
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пасечник Елена Аркадьевна
→ Аркадьевна2051 17.08.2012 0 6274 921 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.