Слайд 1
Лежнина Юлия
Викторовна
Учитель истории и
обществознания
МБОУ Троицкая СОШ
(Московская обл.,
Чеховский р-н)
Лежнина Юлия Викторовна
Учитель истории и обществознания
МБОУ Троицкая СОШ (Московская обл., Чеховский р-н)
Лежнина Юлия Викторовна
учитель истории МБОУ Троицкой средней общеобразовательной школы
(Чеховский р-н, Московская область).
АНТИЧНОСТЬ. ТЕРРИТОРИЯ, ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи: сформировать у учащихся представления об ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения.
Форма урока: комбинированный урок: изучение нового материала с элементами практической работы.
Структура урока:
Организационный момент.
Изучение новой темы (план):
Что такое античность.
Территория Древней Греции.
Природа и занятия населения.
Население Древней Греции.
Подведение итогов.
Объяснение домашнего задания.
Оборудование: 1. Учебник В.И. Уколовой «История. Древний мир. 5 класс». 2. Электронная презентация. 3. Тетрадь-тренажер к УМК СФЕРЫ «История. Древний мир. 5 класс».
Методические приемы:
Словесный.
Наглядный.
Практический: работа с учебником.
Основные понятия: эллины, Эллада, Греция, Аттика, Афины, ахейцы, дорийцы, ионийцы.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, на прошлых уроках вы познакомились с историей цивилизаций Древнего Востока. О каких государствах древности вы теперь знаете? Сегодня мы начнем знакомство с древними цивилизациями Европы, которые на протяжении долгого времени сосуществовали и взаимодействовали с цивилизациями Древнего Востока. Мы начинаем изучать историю Античной цивилизации.
II. Изучение новой темы.
1. Что такое античность.
А что такое античность? Об этом мы узнаем, на странице 68 нашего учебника. Громкое чтение раздела «Что такое античность».
Беседа по прочитанному:
- Как переводится с латинского слово «античность»? Древность.
- Какие цивилизации составляют единую античную цивилизацию? Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима.
- Назовите временные рамки античной цивилизации. С середины 2 тысячелетия до н.э. до конца 5 века н.э.
Попросить одного из учащихся нарисовать на доске линию времени и отметить эти даты. Остальные работают в тетрадях.
- Назовите территории, на которых распространилась античная цивилизация. Средиземноморье, Северная Африка, часть Западной Азии, обширные пространства Европы.
2. Территория Древней Греции.
Слайд №2. Начнем мы изучение периода античности со знакомства с историей Древней Греции.
Слайд №3. Примерно три с половиной тысячи лет назад на юге Европы, на территории Балканского полуострова и Пелопоннеса жили племена, которые называли себя эллинами, а свою страну Элладой. Древние римляне, историю которых мы будем изучать позже, называли их греками, а Элладу стали называть Грецией. Именно эти названия закрепились в истории.
Слайд №4.
Запись в тетради:
Эллины – самоназвание греков.
Древние греки расселились также на островах Эгейского и Ионического морей, а также на восточном берегу Малой Азии. Позже Греция распространилась по всему Средиземноморью и достигла берегов Черного моря.
Запись в тетради:
Греция – страна на юге Европы, расположенная на Балканском полуострове.
3. Природа и занятия населения Древней Греции.
Слайд №5. Теперь мы поговорим об особенностях природных условий Греции и о том, как эти особенности отразились на занятиях населения.
Запись в тетради.
Особенности природных условий:
отсутствие плодородных речных долин, близость моря;
горный рельеф страны.
1) Мы помним, что жизнь народов Древнего Востока, исключая финикийцев, была связанна больше с реками, нежели с морями или океанами. Особенность Греции в том, что она с запада, востока и юга окружена морем, которое играло в жизни греков громадную роль, а полноводных рек здесь нет.
- Подумайте, как эта природная особенность отразилась на занятиях населения? (Примерный ответ. Греки были мореплавателями, умели строить корабли, занимались рыболовством, торговлей).
Слайды №6, №7.
2) Другая важная особенность природы Греции – это то, что Греция горная страна, ее большую часть покрывают горы. Поэтому земель пригодных для хлебопашества и пастбищ не много. Самая высокая гора – Олимп. Горные хребты пересекают страну вдоль и поперек и разделяют ее на отдельные области. Самой известной областью является Аттика, с главным городом Афины. Слайд №7.
Задание одному из учащихся найти и показать на карте Аттику и Афины.
Как и любая горная страна, Греция была богата полезными ископаемыми: рудой, запасами хорошей глины, разнообразными породами камня.
Слайд №9.
- Как вы думаете, как эта природная особенность повлияла на занятия населения?.
Земля в Греции была не очень пригодной для выращивания ячменя и пшеницы, урожаи были низкими, поэтому не хватало хлеба, и греки вынуждены были покупать его в других странах. Важными сельскохозяйственными культурами были, которые возделывали греки, были оливки и виноград. Оливки были основным продуктом питания у греков. Греки также занимались скотоводством: в предгорьях разводили коз и овец, из молока которых делали вкуснейший сыр.
Итак, Греция – страна горная и морская, поэтому издревле здесь развивались ремесла, мореплавание, рыболовство, морская торговля.
4. Население Древней Греции.
Задание. Прочитать третий раздел параграфа 26.
Беседа по прочитанному.
- Назовите основные греческие племена. Ахейцы, дорийцы, ионийцы.
- Когда ахейцы пришли на территорию Греции? Во втором тыс. до н.э.
- Кто и когда завоевал ахейскую Грецию? Дорийцы в 13-12 вв. до н.э.
- В чем была особенность Древней Греции? Греция никогда не была единым государством, население говорило на одном, греческом языке, но Греция состояла из множества независимость маленьких государств, враждующих между собой.
IV. Закрепление.
Тест. Слайды №,10,11,12.
V. Домашнее задание. §26, вопросы 1-4. Тетрадь-тренажер, стр. 6, №1. Слайд №13.
Автор: Лежнина Юлия Викторовна
→ Лежнина 25.08.2012 1 16009 3279 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.