Интегрированный урок «Новгородская боярская республика»
Рисунок 1
Рисунок 3. Основные категории населения.
Смирнова Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №461 Колпинского района.
Тамбовцева Наталья Викторовна,
учитель информационных технологий
ГБОУ СОШ № 461 Колпинского района.
Интегрированный урок для учащихся 6-х классов по истории и информационным технологиям «Новгородская боярская республика»
Тип урока: урок изучение новой темы.
Форма урока: комбинированный урок.
Время проведения: один час.
Цели урока:
Познакомить учащихся с историей развития Новгородской республики в период раздробленности Древнерусского государства.
Выделить общие и особенные черты в развитии Новгородской земель.
Реализация межпредметных связей.
Задачи урока:
Контроль знаний основных событий, исторических личностей и практическое знание карт.
Продолжить работу над развитием творческого мышления уч-ся, самостоятельности, способностей к анализу, систематизации и обобщению.
Воспитывать добросовестное отношение к труду, умение работать в группах, умение прислушиваться к другим.
Оборудование:
персональные компьютеры,
мультимедиа проектор,
экран,
школьная доска.
Программное обеспечение:
графический редактор Paint,
программа Microsoft Office Word,
программа Microsoft Office Power Point.
Демонстрационный материал:
мультимедийная презентация,
подготовленные материалы (контурные карты, картины),
тексты исторических документов.
Подготовка к уроку
Учителем:
Подготовка демонстрационного материала и дидактического материала на каждом компьютере.
Учащимися:
Опережающее задание уч. подготовить сообщение «Занятия новгородцев»
План урока:
Организационная часть.
Объявление темы урока и постановка цели учащимся.
Контроль и закрепление знаний.
Подведение итогов, выставление оценок.
Ход урока
Организационная часть.
Изучение нового материала:
Территория Новгородской земли.
Занятия новгородцев.
Основные категории новгородского населения.
Политические особенности новгородской земли.
Культура новгородской земли.
Закрепление.
Домашнее задание.
Учитель истории: Сегодня мы с вами должны узнать как управлялась Новгородская земля и почему мы изучаем Новгород отдельно от других княжеств. Может быть, кто-нибудь уже догадался?
Обучающиеся: Мы говорили о княжествах, а Новгород – республика.
Учитель истории: Правильно. Что такое республика? Как вы думаете, почему в Новгороде была боярская республика?
Обучающиеся: -
Учитель истории: Мы уже не раз говорили, что географическое положение определяет не только занятия населения, но часто и государственное устройство. Давайте рассмотрим карту и определим, где находилась Новгородская республика.
Задание 1. Учащимся предлагается самостоятельно определить географическое положение Новгородской земли по исторической карте «Русские земли в XII-начале XIII века» (карта высвечивается на экране, см. Приложение).
Учитель информатики: Результатом работы на нашем уроке сегодня станет проект, заготовка для которого уже есть. Правильно выполняя задания, мы должны закончить работу над ним и сделать презентацию «Новгородская боярская республика».
Задание 2. Определить расположение Новгородского княжества на электронной контурной карте, залить область цветом и подписать ее. Фрагмент контурной карты, с которой пойдет работа, находится в рабочей папке.
Учитель информатики: Скажите, пожалуйста, какой графический редактор наиболее удобен и прост в использовании при работе с изображением?
Обучающиеся: «Paint».
Учитель информатики: Давайте откроем изображение в выбранном нами графическом редакторе. Границы княжеств обведены штрихпунктирной линией. Скажите, можем ли мы прямо сейчас залить область, изображающую Новгородское княжество, зеленым цветом?
Обучающиеся: Нет, так как в «Paint» можно залить цветом только замкнутый контур. Поэтому сначала нужно обвести область и потом залить ее цветом с помощью инструмента «Заливка».
Учитель информатики: Найдите Новгородское княжество на карте, залейте его зеленым цветом, сохраните, а затем вставьте изображение карты в заготовку презентации (слайд №2). Какой пункт меню позволит нам это сделать?
Обучающиеся: Вставка – Рисунок – Из файла…
Учащимся предлагается прослушать сообщение-рассказ уч-ся “Занятия новгородцев” по картине А.М. Васнецова “Новгородский торг” (см. Приложение 2). Иллюстрация картины высвечивается на экране.
Задание 3. Исходя из занятий новгородцев, назвать основные категории новгородского населения и выполнить схему «Основные категории новгородского населения».
Учитель информатики: Давайте выполним задание «Состав населения»: пользуясь картиной А.М. Васнецова «Новгородский торг», составьте схему, отражающую основной состав населения Новгорода (слайд №4). Скажите, где можно найти основные фигуры, которые понадобятся нам для создания схемы на слайде?
Обучающиеся: Панель инструментов «Рисование».
Учитель информатики: Знаете ли вы как можно изменить внешний вид и размер фигур?
Обучающиеся: В контекстном меню объекта выбрать «Формат автофигуры (надписи)».
Учащиеся выполняют задание.
Учитель истории: Отсутствие внешних врагов до 12 века позволяло новгородцам не допускать усиления власти князя. Давайте познакомимся с политическими особенностями Новгородской земли.
Ребятам предлагается прочитать исторический источник «Договорная грамота Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославичем» 1270 года, чтобы ответить на следующие вопросы:
На каких условиях приглашали Новгородцы князя?
Кто в городе имел настоящую власть?
Вече – главный орган государственной власти Новгорода. В состав вече входили люди из богатого и знатного боярства. Кроме боярства видное место принадлежало купцам. Общегородское вече выбирало:
Посадника, который руководил системой управления, ведал судом, назначал должностных лиц.
Тысяцкого.
Архиепископа.
Учитель информатики: Закончили? Давайте выполним последнее задание.
Задание 4. Система власти в Новгороде: дополнить имеющуюся в заготовке схему недостающими элементами (слайд №5).
Учитель информатики: на слайде №5 уже имеется недоконченная схема, отражающая систему власти в Новгороде. Ваша задача – дополнить ее определениями с помощью инструмента «Надпись».
Учитель истории: Сделаем вывод. Оставаясь княжеством, Новгород по сути был боярской республикой с системой городского самоуправления. В Новгороде были хорошо развиты торговля и ремесло.
Учитель информатики: Для того, чтобы проект принял завершенный вид, оформим его.
Задание 5. Оформление презентации: выбор фона для слайдов, настройка анимации объектов на каждом слайде и смены слайдов.
Учитель информатики: Какие команды нам нужно выполнить, чтобы сделать это?
Обучающиеся: 1) Формат – Фон. 2) Показ слайдов – Смена слайдов. 3) Показ слайдов – Настройка анимации.
Учитель истории: Давайте запишем домашнее задание, а подготовленные сегодня проекты сохраним, чтобы использовать для выступлений на следующем уроке.
Домашнее задание: параграф 16, вопросы и задания к нему.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова О.Н., Тамбовцева Н.В.
→ Саккаи 28.09.2012 0 3906 609 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.