Урок-экскурсия по краеведению "Традиционные занятия мари. вышивка" 5-9 классы.

Урок-экскурсия по краеведению "Традиционные занятия мари. вышивка" 5-9 классы.

Урок на базе Национального музея РМЭ им.Т.Евсеева

Класс: 7


Тема: Традиционные занятия мари. Вышивка.

Р асцветов и закатов ярких краски
И разноцвете луга, пестрота лесов
Загадочною вышитою сказкой
Легли узорами и начистоту холстов.
А тёмно-красный в чёрном обрамленье
Узор марийский радовал века.
Сейчас расцвечен он на удивление -
Как радуга переливаются цвета.
Квадраты, треугольники и ромбы,
Розетты и простые уголки,
Переплетение их торжественно и строго,
И как они на белом льне легки.
На платьях фартуках, рубашках,
Искусно вышит женскою рукой,
Верёвочкой, и крестиком, и гладью -

Ведёт узор волшебный разговор

Т. Сафронова «Марийский узор»

.


Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники истории и культуры.

Он может проводиться как в здании музея, так и с выездом в школу. Темы уроков, могут касаться школьной программы и предлагаться ученикам в рамках практически всех учебных предметов. Так и могут быть самостоятельными, ориентированными на получение дополнительных знаний о какой-либо отдельной сфере жизни или событии.


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с марийской вышивкой, пополнить знания учащихся новыми сведениями по истории малой родины

  2. Уметь слушать сообщения учителя и одноклассников, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, давать оценочные суждения

  3. Научить школьников чувствовать сокровенное, духовное родство с марийским народом, воспитывать уважение ко всем народам России, и, прежде всего, к русскому народу, всегда служившему скрепляющим составом на всем пространстве нашего Отечества.

  4. Воспитывать интерес учащихся к традиции и культуре народа мари.


Тип урока: сообщение новых знаний.


План урока:

1.Оргмомент.

2. Введение в тему.

3. Работа по теме:

а) Работа с экспозициями музея.

б) Сообщение учащегося о видах вышивки.

в) Работа со словами.

г) Самостоятельная работа с символикой орнаментов.

4.Закрепление.

5. Оценка учащимся.

6. Домашнее задание.



Ход урока:

1.Оргмомент.

2. Введение в тему.

У: Сегодня наш урок проходит не в классе, а в музее. И это не случайно.

Вглубь веков уходит история и культура марийского народа. Не было ни одного периода в истории нашего края, когда не существовало бы искусство украшения. Человек украшал свое жилище, свою одежду, домашнюю утварь. В народе всегда существовал и существует потребность дополнить жизнь красотой. Человек вкладывал в изделие не только свой труд, но и свои мечты, надежды, радости.

*Проблемный вопрос:

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ответы детей.


3. Работа по теме.


У: В марийском национальном костюме воплотились традиции и особенности многих сторон жизни народа. В нём отразились представления народа мари о красоте и гармонии жизни. Вышивка составляла традиционные занятия марийских женщин. Учили вышивать с детства, чтобы девушка могла приготовить себе приданное. 

Вышивка была и мерилом трудолюбия, так как со стороны исполняющих требовала особого терпения и огромных затрат времени, а также являлась критерием оценки художественных навыков мастериц. Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества. 

Марийская вышивка непонятна только непосвященному человеку. Здесь каждая линия, каждый знак имеют свой сокровенный смысл. Попробуем разобраться в значении орнамента марийской вышивки


а
) Работа с вышитыми изделиями.

Показ марийской национальной одежды в музее.

У: Ребята, посмотрите на вышитые изделия, они о чем-то могут нам рассказать, попробуйте определить, что могут обозначать эти узоры?.

Вышивку следует воспринимать как древний текст с сокровенной информацией. Существует три вида орнаментов, о которых расскажет ваш одноклассник.

*Демонстрация нарисованных иллюстраций с наиболее распространенными видами орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный.


Что такое орнамент ?

Орнамент - одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита (2,6 млн — 150 тыс. лет до н. э). В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение»

Первоначальные изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита (около 10000 лет до н. э) орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный и наполненный символическим содержанием рисунок. 

В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и художественную выразительность.

Орнаментом украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня. 

Многообразны расположения орнамента: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка, керамикаобереги.

б) Сообщение учащегося о видах вышивки.

Геометрический вид орнамента:

П рямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, волнистой горизонтальной линией обозначали воду, вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы, скрещивающими линиями – огонь и молнию, источники цвета – солнце и луну – обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.

Растительный вид орнамента:

В нём мы можем увидеть формы деревьев, цветов, листьев.

З
ооморфный вид орнамента
:

Здесь мы видим изображение птиц, животных, людей.

Вопрос классу: Как вы думаете, народ мари сумел потрясти мир своей вышивкой или вышивка исчезла раньше, чем смогла обрести популярность?

О мастерстве марийских вышивальщиц знали не только в России, но и в Европе, и в Америке. В 1892году на выставке в Колумбии, вышитые изделия были удостоены диплома второй степени.

А теперь, ребята, я хочу показать вам вышитые изделия, так как вышивка применялась для отделки во всех деталях национального костюма: верхней одежды, головных уборов, платков, поясов.

Учитель показывает старинные вещи с вышивками: нашмак, шарпан, тувыр, шовыч, сорока, шымакш, ушто, шовыр, ончылшовыч.


в) Работа со словами.

Шарпан – головной убор, удлиненный кусок холста с вышивкой

Нашмак – налобная повязка, представляет собой узкую и короткую полоску ткани, вышитый сплошным узором

Тувыр – рубаха, рубашка

Шовыч – платок, головной убор незамужних женщин

Сорока, шымакш – головной убор замужних женщин.

Ончылшовыч – передник.

Тур – вышивка

Ушто – пояс

Шовыр – поддевка из холста

Ошо – белый

Йошкарге – красный

Шеме – черный

У: Обратите внимание, что на всей вышивке преобладают красно - бордовые тона, черная нить используется для контура, реже на узорах добавляются жёлтые и зелёные нити.

Основной цвет одежды у марийцев белый. Они никогда не красили. И себя марийцы столетиями называли «Ош мари» (Белый мари»). В белый цвет всего одеяния вносили красный и черный, два ведущих цвета. Красный цвет означал цвет огня, солнца, дающих жизнь всему живому на земле. Черный цвет использовался для ограничения пространства. А еще эти цвета говорят о наличии добра и зла.

- Вы уже заметили, что каждая из этих вещей украшена очень красивой вышивкой. Вышивка служила не только для украшения одежды, она служила оберегом. А ещё марийскую вышивку можно читать. Ведь у наших предков не было своей письменности. Свои чувства и мысли

марийские женщины передавали через своё искусство вышивания.

А теперь мы с вами постараемся понять язык древней вышивки и прочитать его.

г) Самостоятельная работа с символикой орнаментов.


Земляника: Кони: Солнце, Луна: Огонь, молния: Оленьи рога:



Проверка задания.

Вопрос классу: Ребята как вы думаете, почему марийская одежда всегда была богато украшена вышивкой?


4. Закрепление.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Что такое вышивка?

  2. Какие цвета преобладали в вышивке?

  3. Почему свою одежду покрывали вышивкой?

  4. Что должна была уметь девушка к 15 годам?

  5. Какие виды орнаментов встречаются?

  6. Как называется вышивка на марийском языке?


5. Оценка учащимся.


6 . Домашнее задание. Составить кроссворд по теме.


Полный текст материала Урок-экскурсия по краеведению "Традиционные занятия мари. вышивка" 5-9 классы. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лядова Ирина Вячеславовна  рена0477
20.11.2012 0 3333 421

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК