Урок-экскурсия по краеведению "Традиционные занятия мари. вышивка" 5-9 классы.
Урок на базе Национального музея РМЭ им.Т.Евсеева
Класс: 7
Тема: Традиционные занятия мари. Вышивка.
Р
асцветов
и закатов ярких краски
И
разноцвете луга, пестрота лесов
Загадочною
вышитою сказкой
Легли
узорами и начистоту холстов.
А
тёмно-красный в чёрном обрамленье
Узор марийский радовал века.
Сейчас
расцвечен он на удивление -
Как
радуга переливаются цвета.
Квадраты,
треугольники и ромбы,
Розетты
и простые уголки,
Переплетение
их торжественно и строго,
И
как они на белом льне легки.
На
платьях фартуках, рубашках,
Искусно
вышит женскою рукой,
Верёвочкой,
и крестиком, и гладью -
Ведёт
узор волшебный разговор
Т. Сафронова «Марийский узор»
.
Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники истории и культуры.
Он может проводиться как в здании музея, так и с выездом в школу. Темы уроков, могут касаться школьной программы и предлагаться ученикам в рамках практически всех учебных предметов. Так и могут быть самостоятельными, ориентированными на получение дополнительных знаний о какой-либо отдельной сфере жизни или событии.
Цели урока:
Познакомить учащихся с марийской вышивкой, пополнить знания учащихся новыми сведениями по истории малой родины
Уметь слушать сообщения учителя и одноклассников, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, давать оценочные суждения
Научить школьников чувствовать сокровенное, духовное родство с марийским народом, воспитывать уважение ко всем народам России, и, прежде всего, к русскому народу, всегда служившему скрепляющим составом на всем пространстве нашего Отечества.
Воспитывать интерес учащихся к традиции и культуре народа мари.
Тип урока: сообщение новых знаний.
План урока:
1.Оргмомент.
2. Введение в тему.
3. Работа по теме:
а) Работа с экспозициями музея.
б) Сообщение учащегося о видах вышивки.
в) Работа со словами.
г) Самостоятельная работа с символикой орнаментов.
4.Закрепление.
5. Оценка учащимся.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Введение в тему.
У: Сегодня наш урок проходит не в классе, а в музее. И это не случайно.
Вглубь веков уходит история и культура марийского народа. Не было ни одного периода в истории нашего края, когда не существовало бы искусство украшения. Человек украшал свое жилище, свою одежду, домашнюю утварь. В народе всегда существовал и существует потребность дополнить жизнь красотой. Человек вкладывал в изделие не только свой труд, но и свои мечты, надежды, радости.
*Проблемный вопрос:
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ответы детей.
3. Работа по теме.
У: В марийском
национальном костюме воплотились
традиции и особенности многих сторон
жизни народа. В нём отразились представления
народа мари о красоте и гармонии жизни.
Вышивка составляла традиционные занятия
марийских женщин. Учили вышивать с
детства, чтобы девушка могла приготовить
себе приданное.
Вышивка была
и мерилом трудолюбия, так как со стороны
исполняющих требовала особого терпения
и огромных затрат времени, а также
являлась критерием оценки художественных
навыков мастериц. Одежда всегда была и
остается неотделимой частью материальной
культуры общества.
Марийская
вышивка непонятна только непосвященному
человеку. Здесь каждая линия, каждый
знак имеют свой сокровенный смысл.
Попробуем разобраться в значении
орнамента
марийской вышивки:
а
)
Работа с вышитыми изделиями.
Показ марийской национальной одежды в музее.
У: Ребята, посмотрите на вышитые изделия, они о чем-то могут нам рассказать, попробуйте определить, что могут обозначать эти узоры?.
Вышивку следует воспринимать как древний текст с сокровенной информацией. Существует три вида орнаментов, о которых расскажет ваш одноклассник.
*Демонстрация нарисованных иллюстраций с наиболее распространенными видами орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный.
Что такое
орнамент ?
Орнамент -
одна из древних форм изобразительной
деятельности человека, известная еще
со времен палеолита (2,6 млн — 150 тыс. лет
до н. э). В переводе орнамент от
лат. ornemantum
— «украшение».
Первоначальные
изображения были просты: веточка, осколок
ракушки, проведенные по сырой глине,
или вдавленные в нее семена растений.
Со временем семена были заменены на их
изображения. Уже в эпоху неолита (около
10000 лет до н. э) орнамент керамики
представляет собой не случайный набор
штрихов, полосок, черточек, а продуманный
и наполненный символическим содержанием
рисунок.
В орнаменте запечатлено
эстетическое осмысление деятельности
человека, творчески преобразующей,
упорядочивающей природу или религиозного
содержания. В орнаменте, особенно в
народном творчестве, запечатлелось
фольклорно-поэтическое отношение к
миру. Со временем мотивы утрачивали
свой первоначальный смысл, сохраняя
декоративную и художественную
выразительность.
Орнаментом
украшались одежда (будничная, праздничная,
ритуальная), женские украшения, различные
предметы (домашняя утварь и предметы
культа), жилище, его убранство, вооружение
и доспехи, сбруя коня.
Многообразны
расположения орнамента: резьба и роспись
по дереву, тиснение и резьба по коже,
обработка металла, аппликация, бранное
и закладное ткачество, вязание, вышивка,
керамика, обереги.
б) Сообщение учащегося о видах вышивки.
Геометрический вид орнамента:
П рямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, волнистой горизонтальной линией обозначали воду, вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы, скрещивающими линиями – огонь и молнию, источники цвета – солнце и луну – обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.
Растительный вид орнамента:
В нём мы можем увидеть формы деревьев, цветов, листьев.
З
ооморфный
вид орнамента:
Здесь мы видим изображение птиц, животных, людей.
Вопрос классу: Как вы думаете, народ мари сумел потрясти мир своей вышивкой или вышивка исчезла раньше, чем смогла обрести популярность?
О мастерстве марийских вышивальщиц знали не только в России, но и в Европе, и в Америке. В 1892году на выставке в Колумбии, вышитые изделия были удостоены диплома второй степени.
А теперь, ребята, я хочу показать вам вышитые изделия, так как вышивка применялась для отделки во всех деталях национального костюма: верхней одежды, головных уборов, платков, поясов.
Учитель показывает старинные вещи с вышивками: нашмак, шарпан, тувыр, шовыч, сорока, шымакш, ушто, шовыр, ончылшовыч.
в) Работа со словами.
Шарпан – головной убор, удлиненный кусок холста с вышивкой
Нашмак – налобная повязка, представляет собой узкую и короткую полоску ткани, вышитый сплошным узором
Тувыр – рубаха, рубашка
Шовыч – платок, головной убор незамужних женщин
Сорока, шымакш – головной убор замужних женщин.
Ончылшовыч – передник.
Тур – вышивка
Ушто – пояс
Шовыр – поддевка из холста
Ошо – белый
Йошкарге – красный
Шеме – черный
У: Обратите внимание, что на всей вышивке преобладают красно - бордовые тона, черная нить используется для контура, реже на узорах добавляются жёлтые и зелёные нити.
Основной цвет одежды у марийцев белый. Они никогда не красили. И себя марийцы столетиями называли «Ош мари» (Белый мари»). В белый цвет всего одеяния вносили красный и черный, два ведущих цвета. Красный цвет означал цвет огня, солнца, дающих жизнь всему живому на земле. Черный цвет использовался для ограничения пространства. А еще эти цвета говорят о наличии добра и зла.
- Вы уже заметили, что каждая из этих вещей украшена очень красивой вышивкой. Вышивка служила не только для украшения одежды, она служила оберегом. А ещё марийскую вышивку можно читать. Ведь у наших предков не было своей письменности. Свои чувства и мысли
марийские женщины передавали через своё искусство вышивания.
А теперь мы с вами постараемся понять язык древней вышивки и прочитать его.
г) Самостоятельная работа с символикой орнаментов.
Земляника: Кони: Солнце, Луна: Огонь, молния: Оленьи рога:
Проверка задания.
Вопрос классу: Ребята как вы думаете, почему марийская одежда всегда была богато украшена вышивкой?
4. Закрепление.
Фронтальная беседа по вопросам:
Что такое вышивка?
Какие цвета преобладали в вышивке?
Почему свою одежду покрывали вышивкой?
Что должна была уметь девушка к 15 годам?
Какие виды орнаментов встречаются?
Как называется вышивка на марийском языке?
5. Оценка учащимся.
6 . Домашнее задание. Составить кроссворд по теме.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лядова Ирина Вячеславовна
→ рена0477 20.11.2012 0 3333 421 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.