Конспект урока по теме:"Единовластие Цезаря", 5 класс
Краснова Наталия Геннадьевна
Учитель
истории и географии
МБОУ "СОШ №24
г. Йошкар-Олы"
Конспект проведения открытого урока
по теме: Единовластие Цезаря.
Цели:
Познакомить учащихся с личностью Гая Юлия Цезаря;
Подвести учащихся к пониманию того, как Цезарю удалось прийти к власти в Риме, кто такой диктатор, почему Цезарь был убит;
Продолжить формирование умений составлять план урока, синквейны, работать с учебником, анализировать документы, делать выводы;
Воспитать у учащихся на примере Цезаря смелость, решительность и стремление к достижению поставленной цели.
Форма урока: комбинированный урок изучения нового материала
Основные даты:
60 г. до н.э.
49 г. до н.э.
15 марта 44 г. до н.э.
Оборудование: презентация «Единовластие Цезаря», учебник «История Древнего мира» , карточки с понятиями, датами, для устных ответов, понятийный аппарат.
Ход урока
Организационный момент. (1 мин)
Актуализация опорных знаний учащихся о теме «Восстание Спартака». (10 мин)
Подготовка устного ответа по карточке №46
Индивидуальная работа учащихся письменно на листочках:
Вопрос №2 §51 учебника Вигасина А.А.
Карточка с понятиями
Карточка с датами
Работа с классом «Пятнашки» (Слайд №1)
Устный развернутый ответ по карточке №46. Отзыв на него одноклассников.
Переход к изучению новой темы (4 мин.)
Итак, восстание Спартака было жестоко подавлено. Между двумя победителями Крассом и Помпеем начинается борьба за власть. Но в это же время становится знаменитым Гай Юлий Цезарь. (Слайд №2) Тема нашего урока «Единовластие Цезаря». (Слайд№3)
Ребята, перед вами на столах лежат листочки-опросники. Я прошу вас ответить на вопросы, которые там есть.
Кто ответил положительно на 1 (2,3,4) вопросы?
Что ж, в таком случае нам необходимо наметить план, по которому мы сегодня с вами будем двигаться вперед. (Составление плана)
План:
Кто такой Цезарь
Как Цезарь завоевал Галлию
Как Цезарь пришел к власти
Гибель Цезаря
Изучение новой темы ( 20 мин.)
(Слайд №4) Так кто же такой Цезарь? Историки говорят, он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен. Отличался превосходным здоровьем. И часто говорил друзьям: «В моем возрасте Александр уже правил столькими народами, а я до сих пор еще не совершил ничего замечательного».
Предлагаю послушать сообщение о Цезаре.
Пока Аня рассказывает сообщение, вы, должны составить синквейн о Цезаре.
Сообщение о Цезаре.
Ученики говорят свои синквейны. Образец: (Слайд №4.1)
Цезарь
Хитрый. Умный
Привлекает, завоевывает, правит
Стал могущественным диктатором Рима!
Великий человек.
Спустя год по окончании службы консулом, Цезарь получил в управление провинцию Галлию. (Слайд №5)
Вспомним, что из себя представляла Галлия. (Обсуждение с детьми).
Цезарь поставил перед собой цель подчинить Риму Заальпийскую Галлию. Около 10 лет он воевал с заселявшими ее многочисленными племенами. Вся эта обширная страна, богатая железом, золотом и строевым лесом, была покорена и объявлена римской провинцией.
- Как вы думаете, как отреагировали на такой успех Цезаря его противники? (ответ)
- Верно! Успехи Цезаря вызвали зависть у других полководцев. Особенно у Красса и Помпея. (Слайд №6)
А как поступил Цезарь в этой ситуации узнаем, если откроем Учебник на стр. 241, найдем п.4 и прочитаем. (Чтение по цепочке)
-Что такое Рубикон?
- Какую фразу произнес Цезарь, когда перешел Рубикон?
- Когда Цезарь захватил власть в Риме?
- Что нового появилось в Риме, когда у власти был Цезарь?
Наделил землей десятки тысяч ветеранов
Цезарь стал диктатором
Увеличил численность сената до 900 человек
Стали чеканиться монеты с изображением Цезаря.
Запись в тетради: (Слайд №7)
49 г. до н.э. – захват Цезарем власти.
Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью.
Гибель Цезаря.
Повелитель Рима ввел в сенат много своих сторонников. Но были в сенате и тайные его враги, недовольные единовластием. Эти люди решили убить диктатора. Возглавил заговор молодой сенатор Брут, которого Цезарь считал своим другом. На советы друзей об угрожающей ему опасности Цезарь отвечал: «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти».
15 марта 44 года до. н.э. Цезарь был убит. (Слайд №8)
Рефлексия. (1-2 мин.)
Домашнее задание. (3 мин.) (Слайд №9)
§ 52 читать и пересказывать, отвечаем на вопросы в конце параграфа, учим записи в тетради.
Сообщение об Октавиане Августе
Для любознательных: дома с помощью лингвистического словаря узнать, что обозначает крылатое выражение «Перейти Рубикон!»
Приложение
Карточка №45
Составь рассказ от имени гладиатора о том, почему ты сбежал из школы гладиаторов в г. Капуя.
Для этого вспомни:
-Как содержали рабов?
-Были ли у них какие-либо права?
-Чем вооружались сбежавшие рабы?
Карточка №46
Составь рассказ от имени гладиатора, который участвовал в битве у подножия Везувия.
Для этого вспомни:
-Почему сбежавшие рабы организовали свой лагерь на Везувии?
-Чем были вооружены воины Спартака?
-Какую хитрость применили восставшие, чтобы победить регулярные войска?
-Как сражались воины Спартака?
-Каким был их предводитель?
Карточка с понятиями
Плебеи –
Сенат –
Республика –
Консул –
Ликтор –
Карточка с датами
280 г. до н.э. –
146 г. до н.э. –
133 г. до н.э. –
74-71 гг. до н.э. –
Карточка с личностями
Ромул –
Рея Сильвия –
Пирр –
Ганнибал –
Тиберий Гракх –
Рефлексия
Утверждения |
Начало урока |
Конец урока |
Я знаю, кто такой Цезарь |
|
|
Я знаю, как Цезарь завоевал Галлию |
|
|
Я знаю, как Цезарь пришел к власти |
|
|
Я могу рассказать когда, где и как произошло убийство Цезаря |
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Краснова Наталия Геннадьевна
→ N@tali@ 04.06.2013 0 13415 2237 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.