Слайд 1
Правоотношения
и субъекты права
Автор: Разумная Н.В.,
учитель истории и
обществознания МОКУ
Струговская ООШ
Информация об авторе работы:
Разумная Нина Викторовна, учитель истории и обществознания, муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского района», Приморский край, с. Струговка.
Урок по теме « Правоотношения и их субъекты»
Цель урока:
- дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности
Задачи:
1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.
2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.
3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.
Основные понятия: правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.
Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.
Мотивация: вводная речь учителя, постановка проблемы
Учащимся предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.
“Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер
“Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.”П.Коэльо
“Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк
“Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев
“Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак
“Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …”Ж.Деламбер
Слова-подсказки: права, обязанности, закон, ответственность.
Какое отношение имеют данные высказывание к теме нашего урока?
Изучение новой темы:
Что такое правоотношения?
Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?
Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.
Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:
1. Регулируется нормами права
2. Охраняются государством.
3. Предполагают наличие прав и обязанностей.
Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»
|
Элементы правоотношений |
||
Название |
Субъекты |
Объект |
Содержание |
Сущность |
Участники правоотношений |
То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие) |
Права и обязанности участников правоотношений |
Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.
Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.
Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.
Таблица «Элементы правоотношений»
Субъекты |
Объект |
Права |
Обязанности |
|
|
|
|
Обсуждение результатов работы в группах.
В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?
Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:
1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.
Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»
Физические лица |
Юридические лица |
1,3,4, 6 |
2,5,7 |
В чем отличие физических лиц от юридических лиц?
Для того чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.
В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?
Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.
Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»
Правоспособность |
Дееспособность |
Способность лица иметь права и нести обязанности
|
Способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности. |
Приведите примеры дееспособности и правоспособности.
Физические лица |
Юридические лица |
Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью. Дееспособность возникает постепенно. |
Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации.
|
Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.
3. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.
Плюс |
Минус |
Интересно |
что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. |
что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. |
любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
Приложение
Рабочий лист по теме «Правоотношения и субъекты права»
1. Вставьте пропуски в афоризмы и объясните их значение.
“Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер
“Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.”П.Коэльо
“Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк
“Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев
“Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак
“Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …”Ж.Деламбер
2. Заполните таблицу «Элементы правоотношений»
|
Элементы правоотношений |
||
Название |
|
|
|
Сущность |
|
|
|
3. Используя конкретные примеры, заполните таблицу «Элементы правоотношений»
Субъекты |
Объект |
Права |
Обязанности |
|
|
|
|
4. Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений», разделив участников правоотношений на две группы:
1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.
Физические лица |
Юридические лица |
|
|
5. Заполните таблицу «Особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц»
Физические лица |
Юридические лица |
|
|
Список источников:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21 января 2009. № 7.
2.
Гражданский кодекс Российской
Федерации
часть первая от 30 ноября
1994 г. N 51-ФЗ
Список литературы:
1. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.
2. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.
Список интернет-ресурсов:
1. http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-pravo - цитаты и афоризмы
Автор: Разумная Нина Викторовна
→ Нилка 16.11.2013 0 24811 2478 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.