Урок обществознания «Правоотношения и их субъекты»; 9 класс (учебник Боголюбова Л.Н.)


Информация об авторе работы:

Разумная Нина Викторовна, учитель истории и обществознания, муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского района», Приморский край, с. Струговка.


Урок по теме « Правоотношения и их субъекты»


Цель урока:

- дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия: правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.


  1. Мотивация: вводная речь учителя, постановка проблемы

Учащимся предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

  • Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер

  • Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.”П.Коэльо

  • Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк

  • Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев

  • Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак

  • Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …”Ж.Деламбер

Слова-подсказки: права, обязанности, закон, ответственность.

Какое отношение имеют данные высказывание к теме нашего урока?


  1. Изучение новой темы:

  1. Что такое правоотношения?

  2. Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?


Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»



Элементы правоотношений

Название

Субъекты

Объект

Содержание

Сущность

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений


Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

  • Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.

  • Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.


Таблица «Элементы правоотношений»


Субъекты

Объект

Права

Обязанности






Обсуждение результатов работы в группах.

В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?


Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.


Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»


Физические лица

Юридические лица

1,3,4, 6

2,5,7


В чем отличие физических лиц от юридических лиц?


Для того чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.


В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?


Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.






Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»


Правоспособность

Дееспособность

Способность лица иметь права и нести обязанности


Способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности.


Приведите примеры дееспособности и правоспособности.


Физические лица

Юридические лица

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно.

Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации.



Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.


3. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.





Приложение


Рабочий лист по теме «Правоотношения и субъекты права»

1. Вставьте пропуски в афоризмы и объясните их значение.

  • Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер

  • Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.”П.Коэльо

  • Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк

  • Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев

  • Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак

  • Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …”Ж.Деламбер


2. Заполните таблицу «Элементы правоотношений»


Элементы правоотношений

Название




Сущность






3. Используя конкретные примеры, заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности






4. Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений», разделив участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.


Физические лица

Юридические лица




5. Заполните таблицу «Особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц»

Физические лица

Юридические лица





Список источников:


1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21 января 2009. № 7.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации
часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ



Список литературы:

1. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.

2. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.



Список интернет-ресурсов:

1. http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-pravo - цитаты и афоризмы




Слайд 1
Правоотношения и субъекты права Автор: Разумная Н.В., учитель истории и обществознания МОКУ Струговская ООШ
Слайд 2
Разминка. Вставьте в афоризмы подходящие по смыслу слова и объясните их значение 1. “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер 2. “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк 3. “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …”Ж.Деламбер 4. “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев 5. “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.”П.Коэльо 6. “Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак Слова-подсказки: права, обязанности, ответственность, закон.
Слайд 3
Вопросы урока: • Что такое правоотношения? • Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений? • Кто может быть участником правоотношений? • Какими правами и обязанностями обладают участники правоотношений.
Слайд 4
Правоотношение • - это социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.
Слайд 5
Регулируетс я нормами права Обществен ное отношение ПРАВООТНОШЕ НИЕ Охраняется государство м Предполага ет наличие прав и обязанносте й
Слайд 6
Элементы правоотношений
Слайд 7
Элементы правоотношений Субъекты Объект Содержани е Участники То, из-за Права и правочего обязанности отношений возникает участников правоправоотношени отношений е
Слайд 8
• Практикум: Укажите элементы правоотношений на конкретных примерах. Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду. • Гражданин Сидоров заключил договор с ООО «Орбита» о строительстве коттеджа. ООО «Орбита» получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.
Слайд 9
Субъекты (участники) правоотношений 1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже Физические Юридические недвижимости. лица лица
Слайд 10
Участники правоотношений должны обладать Правоспособнос Дееспособность ть Способность лица иметь права и нести обязанности Способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности.
Слайд 11
Особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц Физические Юридические лица лица Правоспособность Становится возникает с правоспособным и момента рождения, дееспособным прекращается одновременно , в смертью. момент Дееспособность регистрации. возникает постепенно.
Слайд 12
Итог урока. Рефлексия Плюс Минус Интересн о все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительн ые эмоции, либо могут быть все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, оказалось не нужным, все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к
Слайд 13
Список источников и литературы: • • • • • • 1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21 января 2009. № 7. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ 3. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 9 класс. – М.: Просвещение, 2010. 4. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 9 класс. – М.: Просвещение, 2010. 5. http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-pravo - цитаты и афоризмы 6. Картинки из личного архива.

Полный текст материала Урок обществознания «Правоотношения и их субъекты»; 9 класс (учебник Боголюбова Л.Н.) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Разумная Нина Викторовна  Нилка
16.11.2013 0 24442 2478

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК