Разработка урока "Российские профсоюзы. История и современность"
Учитель истории и обществознания
Запорожец Е.В.
Разработка урока по теме:
«Российские профсоюзы. История и современность»
Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «профессиональный союз», «профсоюз», историей его становления, функциями профсоюза, значения и роли в современном российском обществе.
Задачи:
образовательные: определить, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования, рассмотреть историю развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды, раскрыть функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества.
развивающие: продолжить формирование умения вести диалог и монолог, аргументировано доказывать свою точку зрения, извлекать из материалов главную информацию и грамотно её излагать, готовить презентации с использованием информационных технологий.
воспитательные: продолжить формирование гражданской позиции учащихся, рассмотреть вопрос о важности участия каждого в работе общественных организаций, защищающих права и интересы работника.
Оборудование и оформление:
компьютер, мультимедийный проектор, плакаты о профсоюзах, Конституция Р.Ф.; Ф.З. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; Хрестоматия истории России XX век; лист с печатной основой.
План урока:
Актуализация опорных знаний.
Изучения нового материала
А) Профсоюз;
Б) История профсоюзного движения;
В) Кризис профсоюзного движения на современном этапе;
Г) Профсоюзное движение как элемент гражданского общества;
Д) Законодательная основа профсоюзного движения;
Е) Функции и принципы профсоюзного движения;
Обсуждение и подведение итогов.
1. Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята.
В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Это говорит о том, что государство обеспечивает условия нормальной жизнедеятельности гражданского общества, закрепляет в своих нормативных актах наличие негосударственных, гражданских институтов, которые удовлетворяют интересы и потребности свободных граждан в различных сферах.
Одним из таких объединений являются профессиональные союзы.
Сегодня тема нашего урока посвящена истории профсоюзного движения и существования его на современных этапах.
2. Изучения нового материала
Работа с понятием профсоюз. Комментарии ребят по данному термину (определения термина записывается в лист с печатной основой);
Ребята давайте вспомним, какие события произошли 9 января 1905 года в истории Российской империи. Какие этому предшествовали причины? (ответы учащихся)
Работа с историческим источником.
- «Воспоминание Керенского о событиях 1905 года.» (стр 14)
Кто и с какой целью создал полицейские союзы? (ответы учащихся)
Именно в этот период сложились профсоюзные комитеты на крупных питерских заводах — Путиловском, Обуховском заводе.
- Исторический источник «Петиция» (стр. 20)
В чем предусматривают меры против гнета капитала над трудом? (ответы учащихся);
- Исторический источник «Из воспоминаний рабочих ткацкой фабрики» (стр 24) Какие средства борьбы использовали рабочие фабрики? Перечислите причины, побудившие рабочих выступить с призывом к забастовке. (Ответы учащихся)
Итак, ребята, какую дату можно назвать рождением профсоюзов.
Датой рождения российских профсоюзов считается начало октября 1905 го-
да, когда впервые было создано объединение отдельных профессиональных
союзов (записывают в тетрадь с печатной основой)
В каждый из исторических периодов профсоюзы выполняли свою главную задачу представления интересов трудящихся.
К сожалению, как любая другая организация, профсоюзы в ходе своего
исторического развития не избежали деформации в своей деятельности. В
советский период членство в профсоюзах составляло почти 99% от всех работающих и часто являлось формальным, или же главным мотивом вступления в профсоюз было получение путевки на отдых, получение квартиры, материальной помощи или какого-либо еще блага. Советские профсоюзы объединили всех работников. Защитная функция
сводилась к тому, что без официального согласия профсоюза администрация предприятия не могла уволить сотрудника или изменить условия труда.
Профсоюзы занимались проведением субботников, демонстраций, организацией социалистического соревнования, распределяли путевки, квартиры, поддерживали дисциплину, проводили агитацию, занимались пропагандой и внедрением достижений передовиков труда, развитием художественной самодеятельности в трудовых коллективах.
Профсоюзы в современной России. Крах советской экономики вызвал
тяжелейший кризис отечественных профсоюзов. Если раньше членство трудящихся в профсоюзах было строго обязательным, то теперь начался массовый отток рабочих, которые не видели никакой пользы от данной организации.
Только к середине 1990-х деградация российских профсоюзов затормозилась. Постепенно профсоюзное движение снова стало возвращаться на арену политических и экономических событий.
Рыночные условия заставляют профсоюзы иначе смотреть на приоритетные цели своей деятельности, оценивать эффективность способов их достижения по сравнению с советским периодом.
Право на объединения в профсоюзы — одно из важнейших демократических прав граждан Российской Федерации, закрепленное Конституцией (ст. 30) и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
Ребята открывают ст.30 Конституции Р.Ф. и дают комментарии.
В листах с печатной основой у ребят выписка из Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ребята читают, отвечают на вопрос:
Какими правами обладают профсоюзы?
Кто может вступать в профсоюзы?
Ребятам в листах в таблице представлены функции профсоюзного движения, им не обходимо определить названия и их вписать в нужный столбик.
.
Ребята знакомятся с основными принципами профсоюзного движения и дают комментарии.
Учащимся предлагается работа в группах.
Каждая группа получает конверт с задачами профсоюзного движения разных профессий, которые перепутаны. Им необходимо найти задачи профсоюзного движения определенной профессии, выбрать представителя и зачитать правильный ответ. После ответов всех группа, ребятам надо найти, главный ответ для чего нужен профсоюз?
Ребятам предлагается на листе с печатной основой обрисовать свою ладонь и в каждый пальчик вписать слова, которые ему запомнились, и дать объяснения.
Список литературы и источников.
Конституция Р.Ф.;
Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
Хрестоматия по истории России XX век- 9 класс- 2010 год.
Гамов В.Г. Рабочая партия и профсоюзы.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 806
«Российские профсоюзы. История и современность»
(разработка урока)
Учитель истории и обществознания
Запорожец Е.В.
Москва
2013г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Запорожец Елена Викторовна
→ ЕленаСахалин 27.11.2013 0 3798 407 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.