Урок истории (с презентацией) "Города Эллады подчиняются Македонии"; 5 класс


Тема: Города Эллады подчиняются Македонии.

Эпиграф урока:

Когда мы едины, мы непобедимы.

Цели:

- объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией; сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию (на примере греков – патриотов);

- продолжать развивать: 1) умение работать с картой; 2) умение работать с таблицей, выделять главное; 3) проводить сравнительный анализ.

Тип урока: комбинированный.

Инструментарий:

  1. Карта «Поход Александра Македонского на Восток».

  2. Презентация.

  3. Раздаточный материал: таблица, «исторические пазлы»

Литература:

  1. Годер, Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 2. - М., 2007.

  2. Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира: учебник для 5 кл. – М., 2007

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Опрос по теме: «Афинская демократия при Перикле».

  1. Фронтально, устно, решение кроссворда (см. презентацию).

  2. Проверка выполнения одного из заданий в тетради с печатной основой.

Задание № 41. Что вы знаете о Народном собрании в Древних Афинах? Один учащийся читает, остальные - проверяют, исправляют.

Почему период правления Перикла считают расцветом Афинской демократии? (перечисляют факты).

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Время пребывания Перикла в должности главного стратега, историки считают золотым веком Афинской демократии, но уже при его жизни в Греции начали происходить события, которые привели к потере Грецией независимости. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Тема нашего урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

Цель: выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость.

План изучения нового материала:

1. Упадок Греции.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе II.

3. Потеря Грецией независимости.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра.

Задание на урок:

Докажите, что Македония к н. IV века была более сильным государством, чем Греция.

  1. Упадок Греции в IV веке до н. э.

Учитель: Уже при жизни Перикла в Греции начались междоусобные войны. И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой получили название - пелопонесские войны (431-404). Эти войны закончились поражением Афин. Самостоятельная учебная деятельность

Давайте выясним последствия этих войн для всей Греции: Прочитайте учебник на с. 186 и выделите последствия междоусобных войн. Сравниваем с эталоном ответа в презентации:

1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатым и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе. Вместе с тем, в это же время усиливается северный её сосед – Македония.

Работа с картой, контурной картой. Найдите Македонию на карте (у доски один из учащихся), отметьте в своих контурных картах с. 36. Опишите словами – где находится Македония (на севере Балканского полуострова).

В середине 4 века до н. э. царь Филипп сумел объединить под своей властью все македонские земли. Македонские цари находились под влиянием

греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший ученый Гре­ции Аристотель. Знатные македоняне свобод­но говорили и писали по-гречески.

Работа со схемой. Расскажите о нововведениях Филиппа по схеме (см. презентацию).

Филипп создал большую и боеспособную ар­мию. Об этом нам сейчас подробно расскажет (опережающее задание, сообщение) Троян Сергей. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою пер­вые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — пе­ред собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась не­приступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.

Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали кам­ни, бревна и большие стрелы. Такие орудия ус­танавливались также в огромных многоэтаж­ных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни — они шумели и грохота­ли, приближаясь к осажденному городу и наво­дя ужас на его защитников.

Царь с издев­кой говорил, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом (Как вы понимаете эти слова?). Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он уме­ло ссорил между собой своих противников, не­редко добивался успеха подкупом.

Причина поражения греков и их подчинение Филиппу кроется только в силе и многочисленности его войска?

3. Потеря Грецией независимости.

Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

Работа по группам. Задание: заполните недостающие колонки в таблице «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания».


Линии сравнения

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Оратор

Исократ

Демосфен

Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.

«Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.

«Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу». Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

Сообщение о Демосфене (резервное задание). Какие поучительные выводы можно сделать из жизни Демосфена? (Нужно стремиться к своей цели…). Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.

Отметьте на контурной карте год и место сражения. Дидактическая игра «Собери пазлы».

Дата

Место сражения

Участники

Результат

Последствия

338 г. до н. э.

Близ г. Херонея

Македония,

Греческие полисы

Поражение греков

Потеря Грецией независимости

Умный Филипп не объявил себя царём (почему?), он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а его сын, Александр был провозглашён новым царём.

Фрагмент фильма «Александр».

Выскажите свои первые впечатления о личности Александра. Готов ли он был продолжить дело своего отца?

Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

Вернёмся к заданию урока…

Закрепление: тестовые задания в презентации.

Д/з:

1)П. 41;

2) выяснить смысл выражений: «Гордиев узел», «слава Герострата».

3) подготовить сообщение об Александре Македонском.

Рефлексия.


















Линии сравнения

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Оратор

Исократ


Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.


«Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу». Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.











Линии сравнения

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Оратор


Демосфен

Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.

«Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.










Дата

Место сражения

Участники

Результат

Последствия

338 г. до н. э.

Близ г. Херонея

Македония,

Греческие полисы

Поражение греков

Потеря Грецией независимости







Дата

Место сражения

Участники

Результат

Последствия

338 г. до н. э.

Близ г. Херонея

Македония,

Греческие полисы

Поражение греков

Потеря Грецией независимости













Слайд 1
Города Эллады подчиняются Македонии Презентация к уроку истории в 5 классе Разработала: учитель истории МБОУ «Быковская ООШ» Яковлевского района Белгородской области Капустина Асият Малильевна
Слайд 2
Отгадай выделенное слово: 1. Известный греческий скульптор 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Слайд 3
2. Город, приславший отряд воинов на помощь афинянам в Марафонском сражении. 3. Автор поэм «Одиссея» и «Иллиада». 1 ф и д и й п л а т е и 2
Слайд 4
3. Автор поэм «Одиссея» и «Иллиада». 4. Главная площадь Афин. ф и д и й п л а т е и 3г о м е р 1 2 4 5 6 7 8 9 о 10
Слайд 5
4. Главная площадь Афин. 5. Холм с крутыми и обрывистыми склонами ф и д и й 1 п л а т 2 е и г о м е 3 а г 4 5 6 7 8 9 10 р о р а
Слайд 6
5. Холм с крутыми и обрывистыми склонами 6. Отец истории 1 2 ф и д и й п л а т г о м е 4 а г 6 8 10 и 3 5 7 е р о р а а к р о п о л ь
Слайд 7
6. Отец истории 7. Район гончарных мастерских в Афинах ф п л а г а 1 2 3 4 и т о г а г е 5 6 7 8 10 д е м о к р и и е р р о й р а о п о л ь д о т
Слайд 8
7. Район гончарных мастерских в Афинах 8. Название должности военачальника в Греции ф п л а г а 1 2 3 4 и т о г а е р а 9м и 5 г 7к е 8с т р 6 о л и м п 10 д е м о к р а т и я и и е р р о м е р й р а о д и г о п о л ь о т к н
Слайд 9
8. Название должности военачальника в Греции 9. Автор скульптуры «Дискобол» ф п л а г а и т о г а г е 7к е р 8с т р а 1 2 3 4 5 6 9 10 д е м о к р а т и и е р р о м е й р а о п о л ь д о т и к г
Слайд 10
9. Автор скульптуры «Дискобол» 10. Городок в Южной Греции ф п л а г а 1 2 3 4 и т о г а е р а 9м и 5 г 7к е 8с т р 6 о л и м п 10 д е м о к р а т и я и и е р р о м е р й р а о д и г о п о л ь о т к н
Слайд 11
10. Городок в Южной Греции 1 2 ф и д и й п л а т е 3 г о м е 4 а г 5 6 а к г е р а р о п о л ь р о д о т к е р а с т р о р а 7 8 и т м и к е г м и р о н 9 о л и м п и я 10
Слайд 12
Тема урока: Города Эллады подчиняются Македонии
Слайд 13
Цель урока: Выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость
Слайд 14
План урока: 1. Упадок Греции в IV веке до н. э.  2. Усиление Македонии при царе Филиппе II.  3. Потеря Грецией независимости.  4. Приход к власти Александра. 
Слайд 15
Задание на урок: Докажите, что Македония к началу IV века была более сильным государством, чем Греция
Слайд 16
1. Упадок Греции в IV н.э. Междоусобные войны. веке до
Слайд 17
Последствия междоусобных войн в Греции: 1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатыми и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.
Слайд 18
Где находилось Македонское царство? Как называлась его столица?
Слайд 19
2. Усиление Македонии при царе Филиппе. Создал мощную армию Создал золотой запас страны Приказал построить большие военные корабли Расширил торговлю с другими государствами
Слайд 20
Македонская фаланга и конница
Слайд 21
3. Потеря Грецией независимости. Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания. Линии сравнения Промакедонская Антимакедон позиция ская позиция Оратор Исократ Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимо сть «Врага боятся меньше, чем «Если даже все эллины собственных сограждан». согласятся быть Видел спасение родины в рабами, мы должны добровольном подчинении бороться за свободу». Филиппу, объединении Отстаивал греков и македонцев независимость и свободу против персов. Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом. Демосфен
Слайд 22
338 г. Херонея Битва при Херонее Отметьте на контурной карте год и место сражения.
Слайд 23
3. Подчинение греческих полисов Филиппу II. Дата Место сраже ния Участники 338 г. Близ г. Македония до н. Херонея Греция э. Результат Последствия Поражение Потеря греков Грецией независимости.
Слайд 24
4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Умный Филипп не объявил себя царём , он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов. После загадочной гибели Филиппа новым царём был провозглашён Александр. Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.
Слайд 25
на о. Крит Македония расположена: на севере Балканского полуострова на севере полуострова Малая Азия Демосфен Спасение Эллады в добровольном подчинении Филиппу видел: Аристотель Исократ
Слайд 26
443 г. до н. э. Битва при Херонее произошла в: 338 г. до н. э. 480 г. до н. э. построении войск фалангой В 4 в. сила македонской армии заключалась в: применении оружия из железа колесницах
Слайд 27
Каковы последствия битвы при Херонее? потеря Грецией независимости распад Македонского царства всё осталось без изменений Молодцы, спасибо за урок!
Слайд 28
Источники: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. http://900igr.net/fotografii 2. http://liveinternet.ru 3. http://e-reading-lib.com 4. http://culturalend.ru/event/53/ 5. http://sam-nolod.ru/polit 6. http://www.bestofhistory.ru/besthists-43-16.html 7/ 7.http://fictionbook.ru/author/aleksandr_domanin/ velikie_bitvyi_100_srajeniyi_izmenivshih/read_online.html? page=3 8. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008.

Полный текст материала Урок истории (с презентацией) "Города Эллады подчиняются Македонии"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Капустина Асият Малильевна  Kasika
09.12.2013 0 18394 3553

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК