Разработка урока обществознания "Природа под охраной закона" для 8 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоигирменская средняя общеобразовательная школа № 3»
Урок обществознания в 8 классе
«Природа под охраной закона»
Автор: Пичугина Елена Валерьевна,
учитель истории и обществознания I категории
Новая Игирма,
2014
Тема: Природа под охраной закона
Цель: 1. В результате совместной деятельности уяснить механизм защиты природы законом.
2. Развитие навыков работы с текстом, с опережающим заданием, умений систематизировать информацию, обобщать, делать выводы.
3. Воспитание неравнодушного, уважительного отношения к природе, взаимоуважения; культура речи.
Тип: урок изучения нового материала.
Оборудование: - Л.Н.Боголюбов учебник «Введение в обществознание» 8-9. М. Просвещение 2006.
- Л.Ш.Лозовский Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. М.ИНФРА-М 2005
- заготовки таблиц на доске
Методические приёмы:
- актуализационная беседа
- бортовой журнал
- ИНСЕРТ
- синквейн
Ход урока
Проверка готовности к уроку
Изучение нового материала:
Вступительное слово учителя:
Продолжая говорить о природе, сегодня мы поговорим о том, как охраняется природа.
Мы поработаем с текстом, составим таблицу, заполним бортовой журнал, побеседуем, послушаем сообщение и завершим нашу работу составлением синквейна.
Желаю вам приятной и полезной работы.
Начнём!
ВЫЗОВ.
Посмотрите внимательно на тему урока и подумайте, что нам уже известно о природе? Обсудите это в течение трёх минут в паре и запишите в виде ключевых слов, словосочетаний или коротких предложений в левую часть бортового журнала.
Заполняем левую часть заготовки на доске.
Бортовой журнал может выглядеть так:
знал |
узнал |
- человек – тесно связан с природой - человек занимает важное место в природе - природа в опасности |
|
А теперь снова внимательно посмотрите на тему и скажите, какова цель нашего урока? Что вы хотите узнать?
Предполагаемые ответы:
- какие законы охраняют природу?
- как охраняют?
- от кого охраняют?
(записать на доске) Хорошие вопросы! Давайте искать ответы.
ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
Первое, что приходит на ум при слове закон, это, конечно же, Конституция. Основной закон страны не может обойти вниманием такой важный момент, как охрана природы.
Обратимся к тексту. Внимательно прочитайте статью 42 и назовите мне 3 составляющие этой нормы.
Предполагаемый ответ:
- право на благоприятную окружающую среду
- право на достоверную информацию о её состоянии
- право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением
Это наши с вами права в отношении природы.
Систематизируем в таблицу.
закон |
права |
обязанности |
Конституция РФ |
- на благоприятную окружающую среду - на достоверную информацию о её состоянии - на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением
|
|
Закон «Об охране окружающей природной среды» |
|
|
Раз есть права, то должны быть и обязанности?
Обратимся к статье 58. Что вы увидели здесь?
Предполагаемый ответ:
- обязанность сохранять природу и окружающую среду
- обязанность бережно относиться к природным богатствам.
Систематизируем в таблицу.
закон |
права |
обязанности |
Конституция РФ |
- на благоприятную окружающую среду - на достоверную информацию о её состоянии - на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением
|
- сохранять природу и окружающую среду
- бережно относиться к природным богатствам.
|
Закон «Об охране окружающей природной среды» |
|
|
Положения Конституции нашли отражение во многих законах. Мы с вами обратимся к Закону «Об охране окружающей природной среды». И посмотрим, какие ещё права и обязанности определены для человека в отношении природы.
Самостоятельное чтение 3и 4 абзац стр. 57
Завершение заполнения таблицы.
закон |
права |
обязанности |
Конституция РФ |
- на благоприятную окружающую среду - на достоверную информацию о её состоянии - на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу
экологическим правонарушением
|
- сохранять природу и окружающую среду
- бережно относиться к природным богатствам.
|
Закон «Об охране окружающей природной среды» |
- создавать общественные объединения, фонды по охране природы - принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах об охране окружающей среды - требовать отмены решений о строительстве вредных объектов - ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных |
- принимать участие в охране природы - соблюдать требования природоохранного законодательства - оберегать природные богатства - повышать уровень знаний о природе, экологическую культуру |
Обсудили
А как закон охраняет природу? Каков механизм?
Обратимся к тексту на страницу 57 и прочитаем пункт «Как закон охраняет природу?» с применением приёма ИНСЕРТ (напомним, что это)
Самостоятельное чтение, обсуждение: что знали, что нового, что не понятно.
Так, как закон охраняет природу? Укажите три положения
Предполагаемый ответ:
- Указывая, что охранять,
- определяя меры для охраны,
- наказывая нарушителей.
Так значит, нашими поступками в отношении природы движет страх перед законом?
Беседа о нравственном аспекте проблемы.
Сообщение учащегося - «Об общественных движениях в защиту природы».
Сегодня люди активно включаются в борьбу за сохранность окружающей среды.
В течение трёх минут подумайте и заполните правую часть бортового журнала, исходя из вопросов, поставленных в начале урока
знал |
узнал |
- человек – тесно связан с природой - человек занимает важное место в природе - природа в опасности |
- основные законы: Конституция и «Об охране окружающей природной среды» - они устанавливают права и обязанности человека по отношению к природе - указывают, что охранять - определяют меры для охраны - наказывают нарушителей |
РЕФЛЕКСИЯ
А теперь давайте вернёмся к теме нашего урока и постараемся сделать вывод.
Предполагаемый ответ:
На охране природы стоят Конституция, Закон «Об охране окружающей природной среды» и другие законы, они устанавливают права и обязанности человека по отношению к природе, указывают, что охранять, определяют меры для охраны природной среды, наказывают нарушителей.
И завершим работу составлением синквейна - ПРИРОДА
Например:
Природа
Беззащитная, уязвимая.
Кормит, страдает, ждёт помощи.
Природа является основой нашей жизни.
Сосуд.
Заслушать несколько.
Домашнее задание: §10, задания 2, 3 – на выбор
Итог урока:
На следующем уроке мы подведём итог нашей работы по теме «Человек и природа.
А сегодня мы достигли цели?
хорошо поработали…….
Оценки за урок будут выставлены с учётом работы в тетрадях, поэтому тетради сдать.
Приятно было с вами работать, спасибо за урок.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пичугина Елена Валерьевна
→ анелап 22.04.2014 0 4885 701 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.