Урок обществознания по теме "Социальный портрет молодёжи" для 7 класса.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока |
Социальный портрет молодёжи
|
Тип урока |
урок «открытия нового знания»
|
Дата урока |
27.11.13 г.
|
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности |
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, под ред. А.И. Кравченко, Е.А.Певцова. Издательство: «Русское слово». Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / О.А Котова, Т.Е. Лискова.-М.: Просвещение, 2010.
|
Цель урока |
Образовательная - рассмотреть основные характеристики российской молодёжи, выявить проблемы развития данной социальной группы и возможности их разрешения; определить ценности на которые ориентируется молодёжь. Развивающая - развивать у учащихся критическое мышление, навык самооценки, умение самостоятельно анализировать статистические данные, результаты социологического опроса, продолжить формирование навыка создания презентаций и исследовательских проектных работ и защиты их перед аудиторией. Воспитательная - воспитывать у учащихся социально-значимые качества: ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность и готовность постоянно учиться; воспитание толерантности
|
Формы и методы обучения |
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах Методы: наглядный, частично – поисковый, практический. Методы контроля: устный, письменный, самооценка |
Основные понятия и термины |
Молодёжь, инфантильность |
Средства обучения |
Мультимедийный проектор для демонстрации презентации; раздаточный материал: карточки рефлексии, карточки с заданиями для работы в парах |
Конспект урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||
I. Самоопределение к деятельности (1-2 мин.) Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
Организация ситуации самооценки готовности к уроку.
Давайте проверим наличие: учебных принадлежностей; оценочного листа Желаю успехов в работе на уроке, чтобы каждый в конце урока мог сказать: Я понял…, Я знаю…, Для меня это было важно...
|
Оценивают готовность к уроку.
|
||||||||||||
II. Актуализация знаний (4-5 мин.) Цель. Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания
|
Организация ситуации для включения учащихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия нового знания Этот урок завершает раздел «Подросток в социальной среде». На следующем занятии мы обобщим полученные знания и проведём проверочную работу. Я предлагаю, просмотреть несколько слайдов и подумать, о ком мы будем говорить на уроке. Слайды 2-8 Правильно, мы будем говорить о молодёжи. Как вы думаете, зачем вам двенадцати – тринадцатилетним изучать эту тему?
Во все времена был велик интерес к молодёжи и её проблемам, так как она — будущее общества. Любое общество выбирает свой путь развития. Чтобы обеспечить своё будущее, общество воспитывает молодое поколение. Так какая она современная молодежь? Давайте постараемся составить ее портрет. Сформулируйте тему урока.
Тема урока «Социальный портрет молодёжи».
|
Выполняют задание. Предъявляют результаты, соотносят их с целью.
Просмотр презентации, формулировка ответа на поставленный вопрос.
Записывают тему урока в тетради |
||||||||||||
III. Постановка учебной задачи (4-5 мин) Цель. Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения
|
Организация ситуации формулирования задач урока
Давайте подумаем, что вам уже известно о молодёжи
Я предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке. Это и будут задачи урока Слайд 9 1)Определить понятие «молодёжь» и называть ее характерные признаки. 2)Выявить проблемы молодёжи 3)Выяснить ценности современной молодёжи
|
Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания
|
||||||||||||
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Формирование и развитие ЦО к совместной деятельности по открытию нового знания
|
Решение первой задачи Попробуйте дать определение понятию молодёжь. Запишите в тетради. Слайд 10 Молодёжь – это большая общественная группа, отличающаяся переходом от детства и юности к социальной зрелости.
Прочитайте в учебнике на странице 105 возрастную периодизацию молодёжи и составьте в тетради схему периодизации. Слайд 11 Решение второй задачи (работа в группе) 1) Рассмотрите таблицу и назовите первую проблему молодёжи, её причины и способы решения. Слайд 12(№1) (Проблема – сокращение численности населения. Причины- экономические проблемы в 90-е гг.XX века. Способы решения – экономическая поддержка молодых семей, программы помощи многодетным семьям)
2) Послушайте выступление обучающейся … и назовите вторую проблему молодёжи и способы её решения Слайд 12 (№2) (Проблема – ухудшение здоровья молодёжи. Способ решения – ЗОЖ)
Физкультминутка для глаз
3) Третья проблема молодёжи – это безработица. Слайд 12 (№3) Молодежная безработица — общемировая проблема. В России доля безработной молодежи — почти 29%. Причины: отсутствие свободных рабочих мест; отсутствие опыта и стажа работы; нет специального образования; желание получать только высокую заработную плату; отсутствие желания работать вообще. Попробуйте предложить свои варианты решения этой проблемы
4) По четвёртой проблеме было проведено социологическое исследование, послушайте выступление … Подумайте, как можно решить эту проблему. Слайд 12 (№4)
Решение третьей задачи
Что такое ценности? Как вы думаете, какие ценности являются главными в жизни современной молодёжи? Я предлагаю поработать вам в парах. Обсудить эту тему, результаты своей работы представить на карточках, для составления общей схемы «Ценности современной молодёжи» Если задание кажется, вам сложным можете воспользоваться материалом учебника с. 106 Составление схемы на доске Слайд 13 |
Определяют действия и их последовательность. Осуществляют поиск необходимой информации. Обсуждают в парах, сравнивают, анализируют. Дают определение молодёжи Самостоятельная работа: чтение текста параграфа, заполнение схемы
Работа в группе Обсуждают дают ответы на вопросы
Работа в группе Обсуждают дают ответы на вопросы
Работа в группе Обсуждают дают ответы на вопросы
Работа в группе Обсуждают дают ответы на вопросы
Работа в паре Обсуждают, ответы записывают на карточках, прикрепляют к доске магнитами
|
||||||||||||
V. Первичное закрепление Цель. Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму
|
Организация выполнения задания Мы с вами решили все три учебные задачи и теперь сможем составить общий портрет молодёжи. Слайд 14
|
Выполняют исходное задание по новому алгоритму.
Индивидуальная работа Применение первоначальных знаний (отвечают один-два ученика на выбор учителя) |
||||||||||||
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут)
|
Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новых способ действия Выполните задания теста. Проверьте выполнение задания по эталону, и оценить себя по предложенным критериям. Слайд 15 |
Выполняют тест
Самостоятельная работа Самооценка по критериям
|
||||||||||||
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов
|
Организация задания на повторение и закрепление изученного ранее Сегодня на уроке мы с вами составили портрет молодёжи, как вы думаете: Легко ли быть молодым? Я предлагаю вам задуматься о своей жизни и письменно ответить на вопрос 1.Чего я хочу добиться в жизни? Составьте 2-3 предложения. Слайд 16 Я вижу, что у вас есть стремление добиться успеха в жизни. Значит, можно будет быть спокойными за вас и вами гордиться.
|
Отвечают на вопросы
Выполняют задание в тетради
|
||||||||||||
VIII. Рефлексия (5 минут) Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
Беседа, позволяющая ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу Давайте вернёмся к нашей таблице и ответим на вопрос «Что узнали». Какие вопросы не затронули на уроке? Где можно найти ответы на эти вопросы? Заполните лист рефлексии
Поблагодарите друг друга за хорошую работу. Оценки за урок: |
Участвуют в беседе с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения
|
||||||||||||
IX. Домашнее задание. (2-3 мин) |
§10-15ответить на вопросы, по желанию составить кроссворд индивидуальное задание - сообщение по теме: «Молодёжные организации» |
Выбор задания по уровню сложности. |
Приложение
|
Численность молодёжи (в миллионах) |
Численность молодёжи в % от численности всего населения |
||||||
|
2005 год |
2009 год |
2011 год |
2012 год |
2005 год |
2009 год |
2011 год |
2012 год |
Российская Федерация |
35,2 |
33,7 |
32,4 |
31,6 |
24,7% |
24,0% |
23,8% |
22,0% |
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Памятка «Как выбрать профессию»
Изучи самого себя - свои умственные и физические возможности.
Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям.
Прочти книги, статьи, журналы об этих профессиях.
Наметь предварительно избираемую профессию.
Побеседуй с представителями этой профессии, постарайся побывать на рабочем месте, ознакомься с характером и условиями труда.
Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
Приняв решение, не отступай перед трудностями.
Будь настойчив в достижении намеченных целей.
Самоанализ урока.
Урок проходил в 7 классе, предмет – обществознания, в классе 12 человек, на уроке присутствовало 12 чел.
Тема урока: «Социальный портрет молодёжи».
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Данный урок – последний в теме «Подросток в социальной среде», на изучение которой отводится 7 часов. Урок построен в соответствии с программными требованиями.
Цель урока:
Образовательная - рассмотреть основные характеристики российской молодёжи, выявить проблемы развития данной социальной группы и возможности их разрешения; определить ценности на которые ориентируется молодёжь.
Развивающая - развивать у учащихся критическое мышление, навык самооценки, умение самостоятельно анализировать статистические данные, результаты социологического опроса, продолжить формирование навыка создания презентаций и исследовательских проектных работ и защиты их перед аудиторией.
Воспитательная - воспитывать у учащихся социально-значимые качества: ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность и готовность постоянно учиться; воспитание толерантности
Формы и методы обучения
Формы:
индивидуальная, фронтальная, работа в
парах, группах
Методы:
интерактивные, наглядный, частично –
поисковый, практический.
Урок состоит из 9 этапов:
Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы
Подготовка учащихся к активной и сознательной деятельности. Задача - обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы.
Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения
Формирование и развитие совместной деятельности по открытию нового знания
Первичное закрепление. Формирование и развитие умения выполнять задание по алгоритму.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Первичная проверка знаний учащихся осуществлялась за счёт решения тестового задания. Метод проверки самопроверка.
Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Формирование и развитие знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов
Рефлексия. Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке. Проведена в виде беседы и заполнения карточки.
Информирование о домашнем задании. Задача- разъяснить методику и мотивирование его выполнение.
Тема урока была определена обучающимися. Образовательная цель сформулирована учащимися на основе актуализации знаний в начале урока.
На уроке была проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке.
Считаю, что урок цели достиг.
По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что урок детям понравился.
Учитель: Степанова Е.В.
Приложение
Тест по теме: «Социальный портрет молодёжи»
Вариант I
1. К большой социальной группе относиться
А) ученики 7 класса школя №5
Б) подростки
В) футболисты команды «Ореон»
2. К малой социальной группе относиться
А) ученики кружка «Оригами»
Б) молодёжь
В) русские
3.Старшую группу молодёжи составляют подростки
А) от 14 до 18 лет
Б) от 18 до 25 лет
В) от 25 до 30 лет
4. Что не влияет на ухудшение состояния здоровья молодёжи
А) правильное питание
Б) употребление алкоголя
В) малоподвижный образ жизни
5. Причина молодёжной безработицы
А) отсутствие опыта работы, образования
Б) высокий спрос на рабочие кадры
6. Большинство молодёжи отдаёт предпочтение
А) интересным по содержанию профессиям
Б) материально выгодным профессиям
В) Низкооплачиваемым профессиям
7. Черты характера взрослого человека, свойственные более раннему возрасту
А) целеустремлённость
Б) самостоятельность
В) инфантильность
8. Ценности молодёжи:
А) целеустремлённость
Б) активность
В) образование
Г) всё перечисленное
Критерии оценки:
8 баллов оценка «5»
6-7 баллов оценка «4»
4-5 баллов оценка «3»
Приложение
Тест по теме: «Социальный портрет молодёжи»
Вариант II
1. К большой социальной группе относиться
А) молодёжь
Б) семья Смирновых
В) школьная спортивная команда
2. К малой социальной группе относиться
А) женщины
Б) шахтёры
В) ученики 2 класса школы №1
3. Младшую группу молодёжи составляют подростки
А) от 14 до 18 лет
Б) от 18 до 25 лет
В) от 25 до 30 лет
4. Что не влияет на ухудшение состояния здоровья молодёжи
А) курение
Б) занятие спортом
В) нарушение режима дня
5. Что может стать причиной молодёжной безработицы
А) спрос на работников
Б) отсутствие стажа работы, образования
6. Решающим фактором в выборе молодёжью профессии является:
А) зарплата
Б) интерес
В) возможность реализовать свои способности
7. Инфантильность –
А) терпимость к чужому образу жизни
Б) черты характера взрослого, свойственные более раннему возрасту
В) изменение своего поведения под давлением со стороны другого человека
8. К характерные чертам молодёжи относиться:
А) стремление жить хорошо
Б) стремление участвовать в политике
В) осведомлённость
Г) всё перечисленное
Критерии оценки:
8 баллов оценка «5»
6-7 баллов оценка «4»
4-5 баллов оценка «3»
Тест по теме: «Социальный портрет молодёжи»
Вариант I
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
б |
а |
в |
а |
а |
б |
в |
г |
Тест по теме: «Социальный портрет молодёжи»
Вариант II
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
а |
в |
а |
б |
в |
а |
б |
г |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Степанова Елена Владимировна
→ lena_1410 03.07.2014 0 6660 1335 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.