Конспект урока + Презентация "Методика решения исследовательских задач". Обществознание, 11 класс


МОУ Гранитная средняя общеобразовательная школа









КОНСПЕКТ ОБУЧАЮЩЕГО УРОКА



Методика решения исследовательских задач”

Учитель истории и обществознания

Трофимов Николай Борисович







.

пос. Гранитный 2008 год.

Обществознание. Тема: Методика решения исследовательских задач. (сл.1,2) Цели и задачи: (сл.3) 1.Знакомство учащихся с нетрадиционными методами

решения исследовательских задач . 2.Развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности

3. Развитие навыка принятия решений.

План урока: (сл.4)

1.Понятие исследовательской деятельности.

2. Методы решения исследовательских задач (РИЗ).

3. «Мозговой штурм» как метод РИЗ.

4. «38 попугаев»- пример РИЗ.

5. Практикум «Как измерить «удава»?».

1. «Знание- сила»- эти слова принадлежат английскому философу Фрэнсису Бекону (1581-1662). Действительно, знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. В наших знаниях спрессован опыт материальной и духовной деятельности людей, и это огромное богатство человечества. Между тем, человек не может обойтись без постоянного обновления и пополнения своих знаний. И, наверное, поэтому, человек находится в постоянном поиске: новых идей, способов и приёмов решения насущных проблем, расширения знаний об окружающем мире- природе и обществе, человеке. Человек- исследователь. В этом смысл его существования.

Что помогает человеку исследовать мир, познавать его тайны, решать повседневные проблемы, учиться и развиваться? Прежде всего - выработанные веками способы и методы познания мира. Но и сегодня человек способен принимать нестандартные решения, искать новые пути, придумывать, изобретать, конструировать, а главное – исследовать!

Что же понимается сегодня под исследовательской деятельностью? (сл.5)

ИССЛЕДОВАНИЕ - сфера деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, человеке и мышлении. Она включает в себя все условия и факторы /элементы/ этого производства: ученых с их знаниями и способностями; научные учреждения с экспериментальным оборудованием; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппараты; систему научной информации, а также совокупность научных знаний. Значит ли это, что исследование не доступно «простому смертному»? Нет, конечно. Любой из нас может, способен и должен заниматься исследованиями, особенно школьник, студент, применяя на практике полученные знания и умения. Кроме того, что может сравниться с радостью пусть маленького , но собственного открытия?

2. Какие методы возможно применить для такой деятельности? (сл.6) Набор исследовательских инструментов сегодня достаточно разнообразен. Наиболее применяемыми являются методы: 1). анализа, 2).наблюдения, 3).эксперимента, 4). мысленного эксперимента. Совершенно особое место в этом перечне занимает один из самых продуктивных и актуальных - метод «мозгового штурма» (атаки).

3.Основателем современных методов мозговой атаки считается американский морской офицер Алекс Осборн, который во время второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна. Однажды его судно шло в Европу с ценным грузом, но оказалось без надежной охраны и боевого прикрытия. В это время на судно поступила радиограмма о готовящемся нападении немецких подводных лодок. Тогда капитан по тревоге собрал всех на палубе, сообщил о возможном нападении и попросил каждого подумать и высказать свои соображения о том, как предотвратить гибель беззащитного судна. Среди многих высказанных идей была идея одного матроса, показавшаяся вначале абсурдной и смешной: в случае торпедного нападения нужно всей команде встать вдоль борта и при приближении торпеды дружно дуть на нее и «отдуть»ее в сторону от борта. В тот раз встреча с подводными лодками не стала роковой, а высказанная матросом "бредовая" идея оказалась весьма плодотворной. Когда судно вернулось на свою базу, талантливый изобретатель А. Осборн по разработанным в пути эскизам изготовил специальный вентилятор, создающий мощный направленный поток воды, и этим "водометом" в одном из рейсов действительно "отдул" вражескую торпеду от борта судна.

Таким образом, у Алекса Осборна родилась мысль о создании метода коллективного поиска идеи для выхода из экстремальных ситуаций и поиска новых технических решений. Именно этот метод и получил название «мозгового штурма» (атаки). Что характерно для МШ сегодня? ( сл. 7,8,9)

Применяя этот метод, группа может быстро создать внушительный лист идей, проблем, задач, требующих разработки, быстро их объяснить и сделать оценку. Существуют следующие фазы мозговой атаки: генерация идей, уточнение и оценка. Эти фазы должны переходить одна в другую, поочередно. Ударение делается на количестве идей, а не на их качестве. Мозговой штурм - это отличный прием для того, чтобы использовать творческое мышление команды.

Чем полезен мозговой штурм?

Мозговой штурм помогает нам узнать себя как команду, документально оформить то, что мы, как команда, знаем. Также он стимулирует творческую активность команды, позволяет каждому быть включенному в деятельность.

Как проводится мозговой штурм?

  1. В течение фазы генерирования (первая фаза) лидер просматривает правила мозгового штурма с членами команды.

    1. Лидер знакомит с объектом для мозговой атаки, уточняет его.

    2. Выбирается протоколист для того, чтобы записать идею.

    3. Когда начинается фаза генерирования, то каждый член команды включается в нее, продолжает активную деятельность, пока не закончатся все идеи.

  2. В течение фазы уточнения (вторая фаза мозгового штурма) команда просматривает лист, чтобы убедиться, что каждый член команды понимает все пункты, занесенные в лист, а также предотвратить повторения.

    Не обсуждайте идеи, критика и дискуссия будут иметь место в течение фазы оценивания и при голосовании!!!

  3. Наконец, в течение фазы оценивания (третья фаза) команда вновь просматривает лист, чтобы вычеркнуть все неуместные предложения или идеи, которые не могут быть реализованы.

Правила мозгового штурма: (сл.12)

  • Четко укажите задачу мозгового штурма.

  • Выдвигайте идеи поочередно, всей группой.

  • Представляйте одну идею за раз.

  • Не критикуйте и не обсуждайте никакие идеи.

  • Если необходимо, то передайте очередь выдвижения идеи соседу.

  • Стройте свои идеи на мыслях других.

  1. Вы любите мультфильмы? Вопрос не случайный. Именно в мультике «38 попугаев» я, к своему великому удивлению, обнаружил великолепную иллюстрацию к сегодняшней теме. Предлагаю посмотреть эту работу режиссера И. Уфимцева, а чтобы просмотр был продуктивным – запишем вопросы к просмотру: (сл.10)

1. Как была сформулирована проблема?

2. Сколько способов решения было предложено?

3.Какой из них наиболее невероятный?

4. Какой способ представляется наиболее эффективным?

5. Была ли решена проблема? (обсуждение после просмотра).

5. А теперь самое время попробовать этот метод на практике.(сл. 12). Нам понадобится кусок бельевой веревки. Запишите задание: не прибегая к помощи специального измерительного инструмента, вычислить истинный размер «удава» в системе СИ. Предложить несколько способов решения задачи. На выполнение задания у вас будет 15 минут. Но сначала – о правил ах МШ. Правила мозгового штурма: (сл.13)

  • Четко укажите задачу мозгового штурма.

  • Выдвигайте идеи поочередно, всей группой.

  • Представляйте одну идею за раз.

  • Не критикуйте и не обсуждайте никакие идеи.

  • Если необходимо, то передайте очередь выдвижения идеи соседу.

  • Стройте свои идеи на мыслях других.

Время подводить итоги вашей работы. ( Обсуждаются предложенные наиболее удачные и не очень идеи. Демонстрируются способы измерения).

Подведем итог нашей сегодняшней встрече. ( сл. 14)

  • 1. Сформулируйте понятие «исследовательская деятельность», в чем её сущность?

  • 2. Какие методы решения исследовательских задач (РИЗ) вы знаете?

  • 3. В чём главное отличие «мозгового штурма» от других методов РИЗ?

  • 4. Какой вывод о значении исследовательской деятельности в жизни общества и каждого человека вы можете сделать?

На эти вопросы вам предстоит ответить письменно в своих рабочих тетрадях.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ: ( сл.15) 1.Боголюбов Л.Н. «Человек и общество». Учеб. 10-11 кл. П. 7,9,17,45. М., Просвещение,2001 г. 2. «38 попугаев». Сценарий Г. Остер, режиссер И. Уфимцев, студия «Союзмультфильм». 1982г. 3. www.mail.ru. 4. www.google.ru. 5. Электронное учебное пособие: «Учебно- исследовательская деятельность обучающихся». Федеральный институт развития образования /ФИРО/. 2007 г., http//www.obzh.ru/uchebnik/index.html

ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО!









Слайд 1
Слайд 2
Автор: Трофимов Н. Б. МОУ Гранитная СОШ 2008 год.
Слайд 3
 1. Знакомство учащихся с нетрадиционными методами решения исследовательских задач (РИЗ).  2. Развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности.  3.Развитие навыка принятия решений.
Слайд 4
1. Понятие об исследовательской деятельности.  2. Методы решения исследовательских задач (РИЗ)  3. «Мозговой штурм» как метод РИЗ.  4. «38 попугаев» - пример РИЗ.  5. Практикум «Как измерить удава?». 
Слайд 5
   - это процесс и результат научной деятельности, направленной на добывание новых знаний о природе, обществе, человеке и мышлении. -это прием, совокупность процедур и операций по производству нового знания; определяется исходными представлениями о сущности и содержании изучаемого объекта; общей ориентацией, целями и задачами конкретного исследования. – работа , связанная с поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе.
Слайд 6
     Анализ- рассмотрение фактов, идей, событий, элементов и т.п. со всех сторон, выявление между ними причинно-следственных связей, однообразных и отличительных признаков, обобщение и классификация. Наблюдение- это преднамеренное и целенаправленное восприятие информации об элементах природы или жизни человеческого общества. Эксперимент – это воспроизведение людьми явлений, процессов природы с целью их познания. Мысленный эксперимент- это воображаемый опыт с идеальными объектами, благодаря которому закладываются и проясняются основания некоторой теоретической концепции или устанавливаются её пределы . «Мозговой штурм» (атака)-один из наиболее эффективных методов психологической активизации творческой деятельности, генерирования новых идей путем творческого сотрудничества группы заинтересованных участников.
Слайд 7
 Применяя этот метод, группа может быстро создать внушительный лист идей, проблем, задач, требующих разработки, быстро их объяснить и сделать оценку. Существуют следующие фазы мозгового штурма: генерация идей, уточнение и оценка. Эти фазы должны переходить одна в другую, поочередно. Ударение делается на количестве идей, а не на их качестве. Мозговой штурм - это отличный прием для того, чтобы использовать творческое мышление команды.  Мозговой штурм помогает нам узнать себя как команду, документально оформить то, что мы, как команда, знаем. Также он стимулирует творческую активность команды, позволяет каждому быть включенному в деятельность.
Слайд 8
 В течение фазы генерирования (первая фаза) лидер просматривает правила мозгового штурма с членами команды. ◦ Лидер знакомит с объектом для мозгового штурма, уточняет его. ◦ Выбирается протоколист для того, чтобы записать идею.
Слайд 9
◦ Когда начинается фаза генерирования, то каждый член команды включается в нее, продолжает активную деятельность, пока не закончатся все идеи.   В течение фазы уточнения (вторая фаза мозгового штурма) команда просматривает лист, чтобы убедиться, что каждый член команды понимает все пункты, занесенные в лист, а также предотвратить повторения. Не обсуждайте идеи, критика и дискуссия будут иметь место в течение фазы оценивания и при голосовании!!! Наконец, в течение фазы оценивания (третья фаза) команда вновь просматривает лист, чтобы вычеркнуть все неуместные предложения или идеи, которые не могут быть реализованы.
Слайд 10
 Вопросы к просмотру: 1. Как была сформулирована проблема?  2. Сколько способов решения было предложено?  3.Какой из них наиболее невероятный?  4. Какой способ представляется наиболее эффективным?  5. Была ли решена проблема? 
Слайд 11
Слайд 12
 ЗАДАНИЕ:  а. Не прибегая к помощи специального измерительного инструмента, вычислить истинный размер «удава» в системе СИ.  б. Предложить несколько способов решения задачи.
Слайд 13
       Четко укажите задачу мозгового штурма. Выдвигайте идеи поочередно, всей группой. Представляйте одну идею за раз. Не критикуйте и не обсуждайте никакие идеи. Если необходимо, то передайте очередь выдвижения идеи соседу. Стройте свои идеи на мыслях других. Записывайте идеи.
Слайд 14
    1. Сформулируйте понятие «исследовательская деятельность», в чем её сущность? 2. Какие методы решения исследовательских задач (РИЗ) вы знаете? 3. В чём главное отличие «мозгового штурма» от других методов РИЗ? 4. Какой вывод о значении исследовательской деятельности в жизни общества и каждого человека можно сделать?
Слайд 15
     1.Боголюбов Л.Н. «Человек и общество». Учеб. 10-11 кл. П.7,9,17,45. М., Просвещение,2001 г. 2. «38 попугаев». Сценарий Г. Остер, режиссер И. Уфимцев, студия «Союзмультфильм». 1982г. 3. www.mail.ru. 4. www.google.ru. 5. Электронное учебное пособие: «Учебноисследовательская деятельность обучающихся». Федеральный институт развития образования /ФИРО/. 2007 г., htpp//www.obzh.ru/uchebnik/index.html.
Слайд 16

Полный текст материала Конспект урока + Презентация "Методика решения исследовательских задач". Обществознание, 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трофимов Николай Борисович  Nick
04.03.2010 3 6409 1317

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК