Разработка урока истории "Древняя Индия"; 5 класс


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

по теме «ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ»

Составлена учителем истории и обществознания Минеевой О.Н.


Мы предлагаем вам совершить путешествие в Древнюю Индию. Как настоящие исследователи мы будем изучать карту, разгадывать сложные задачи, отвечать на замысловатые вопросы…

Главные цели урока:

  • познакомить учащихся с природными условиями Древней Индии;

  • показать наиболее яркие личности древнеиндийского государства и их роль в истории;

  • охарактеризовать религиозные верования древних индийцев;

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Это дает возможность формировать у учащихся толерантность, широту мировоззрения, гуманизм.

В соответствии с поставленными целями, необходимо решить следующие задачи урока:

  • образовательная: овладеть знаниями по теме «Древняя Индия»; вызвать интерес к дальнейшему изучению истории;

  • развивающая: продолжить формирование умений сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия; умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова; умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов;

  • воспитательная: ценить культурное наследие других народов.

Для достижения обозначенных целей используются различные формы и методы работы на уроке:

  • Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение и вопросы учителя, ответы учащихся);

  • Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (решение исторических задач, работа с исторической картой, применение знаний, полученных на других предметах, в частности, по математики);

  • Методы закрепления изучаемого материала (беседа, записи в тетради);

  • Методы проверки и оценки знаний учащихся (проверочная работа в конце урока).

Итак, отправляемся в путешествие по Древней Индии…



Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает рабочую обстановку.

II. Актуализация знаний учащихся по теме «Персидская держава «Царя царей».

Домашнее задание проверяется с помощью фронтального опроса.

- Какие государства вошли в состав Персидской державы при Дарии I и его предшественниках?

- Для чего Дарий I разделил свою державу на 20 округов, а во главе их поставил наместников?

Далее учащиеся самостоятельно формулируют вопрос, задают их друг другу. Порою вопрос задать гораздо сложнее, чем ответить на него. Вопрос должен быть четким, грамотно составленным.

III. Переход к новой теме.

Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Побывали в Финикии, Вавилонии, Палестине. Узнали, как много там было красивых городов, какой вклад внесли жители этих государств в развитие мировой культуры.

- А как жили люди в других странах? Сегодня мы отправляемся в путешествие по Древней Индии. Запись темы урока в тетради.

Мы будем настоящими исследователями: изучать карту, помогать археологам разгадывать сложные задачи.

- Что вы знаете об этой стране?

Ответы учащихся.

Учитель предлагает учащимся прокомментировать индийскую мудрость.

«Глупому наука – что слепому свет лампы».

Это должно настроить учащихся на активную работу.

Итак, отправляемся в Древнюю Индию за новыми знаниями…

Сегодня мы познакомимся с географическими условиями и занятиями жителей Древней Индии, их религиозными представлениями.

Работа с картой.

Индия расположена на юге Азии.

- Чем омывается Индия с запада, юга и востока? (Индийским океаном)

- С севера границей Индии служат горы, которые называются… ? (Гималаи)

Показываем на карте.

- Какие крупные реки протекают по территории Индии? (Инд и Ганг)

Показываем на карте.

- Они берут начало в Гималаях. На берегах этих рек и селились древние индийцы. От сильных дождей в июле и августе реки выходят из берегов. В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (В Египте и Междуречье)

- Как исследователи мы должны ответить на вопрос: почему страна называется Индия, а не Гандия? Учащиеся предлагают свои теории.

(раннюю историю Индии мы знаем из сообщений западных авторов, а они были лучше знакомы с долиной Инда, которая лежит на западе, чем с долиной Ганга на востоке)

Рассказ ученика. По земле Индии текут две великие реки – Инд и Ганг. Свое название страна получила от названия реки Инд. Климат страны очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть Индии покрыта труднопроходимыми лесами – джунглями. Некоторые деревья вырастали необычной толщины. От густой листвы даже днем в джунглях было темно. Если человеку приходилось ночевать в джунглях, он мог питаться бананами, плодами манго, кокосовыми орехами. Чем опасны были джунгли? Ядовитыми насекомыми, змеями, хищными животными. Из сахарного тростника, растущего по берегам рек, получали сладкий порошок – сахар. Люди также научились выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу, и затем легкие ткани, удобные в жарком климате. Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Начало цивилизации в Индии относят к III тыс. до н.э., когда в долине Инда возникли великие города – Мохенджо-Даро, Хараппа.

Учащиеся рассказывают, что нового они узнали о Древней Индии.

Физическая разминка.

Чтобы больше узнать о древних городах, поможем археологам решить задачу.

Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушка из глины.

  • Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома. Города строили по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гири позволяет судить о развитии торговли).

Задача 2. В начале I тыс. до н.э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевывали у джунглей землю для посева: копали каналы, рыхлили землю.

  • Чем занимались древние индийцы? (земледелием)

  • Подумайте, чем были вызваны успехи в развитии хозяйства? (Чтобы освободить участок для поселения, индийцам приходилось вырубать лес бронзовыми топорами. Эта работа стала намного легче, когда появились железные топоры, мотыги. Произошло это в Индии, как и в других странах, примерно за тысячу лет до н.э. В долинах рек индийцы сажали рис, там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень)


В Индии первые государства возникли в глубокой древности, хотя и позже, чем в Египте и Двуречье.

В I тыс. до н.э. в Древней Индии было множество племен и государств, соперничавших друг с другом. В III в. до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью правитель Ашока.

Задание:

- Указать на «линии времени», когда правил Ашока (268-232 до н.э.)?

- Как мы узнаем, сколько лет правил Ашока? Вычисления сделать письменно. (268 – 232 = 36 лет)

- Сколько лет назад закончилось его правление? (232 + 2008 = 2240 лет назад)

Работа с картой. Показать державу царя Ашоки в 3 в. до н.э. Назвать столицу державы Ашоки.

Настало время узнать, какие представления существовали у древних индийцев. Чего ни в коем случае нельзя делать в Индии?

Работа с текстом учебника. С. 95-96 п. Животные и боги.

- Каких животных почитали индийцы? (слона и корову)


Оставить запись в своем историческом дневнике после путешествия по Древней Индии.

Домашнее задание: § 20

При проведении урока по теме «Древняя Индия» должны быть достигнуты следующие результаты:

  • учащиеся должны самостоятельно анализировать полученные знания;

  • учащиеся должен грамотно излагать материал, делать выводы.

Хочется верить, что все эти задания не только увлекут учащихся, но и покажут, как интересно изучать историю, как много в ней тайн.

Мы хотели поделиться своим опытом в надежде на то, что наши идеи и наблюдения помогут кому-нибудь, натолкнут на творческие находки.

4


Полный текст материала Разработка урока истории "Древняя Индия"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Минеева Ольга Николаевна  Olga7538
10.10.2014 1 4168 848

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК