Методическая разработка урока-суда по истории "Суд над Емельяном Пугачевым"; 10 класс
Сорвина Евгения Сергеевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ Гимназия № 25 города Иркутска
Методическая разработка урока-суда по истории в 10 классе «Суд над Емельяном Пугачевым»
Тема: «Суд над Емельяном Пугачевым»
Класс: 10
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Форма урока: Урок–представление в форме судебного заседания с участием присяжных заседателей
Используемые технологии: Игровая технология, приемы технологии критического мышления
Цель: способствовать формированию: знаний о характере и формах проявлений массового движения в России XVIII в., казацко-крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева в 1773—1775 гг.; об идеях, направлениях и представителях оппозиционного к власти самостоятельного общественного движения;
Задачи:
Образовательные: выслушать свидетелей противоположных сторон, обвинителя, защитника и присяжных заседателей.
Воспитательные: формировать навыков театральной деятельности.
Развивающие: активизация творческой деятельности учащихся.
Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа.
Формируемые УУД:
Познавательные: умение приобретать знания из различных источников информации; умения сравнивать и анализировать; умение обобщать и систематизировать; умение выделять главное из потока информации; умение организовывать результат труда.
Регулятивные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего достижения;
Личностные: умение организовывать свой труд; умение работать в команде; умение действовать и принимать решения в сложной обстановке.
Коммуникативные: умение слушать; умение аргументировать и доказывать; умение дискутировать; умение выходить из конфликтной ситуации; умение сотрудничать в малом коллективе.
Новые термины: Казацко-крестьянская война, оппозиция.
Использованное оборудование: История России. 10 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений \Н.И.Павленко, И.Л. Андреев
Опережающее задание: учащиеся готовят выступление, согласно выбранным ролям: судьи, адвокаты, обвинители.
Этапы урока |
Мин |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы организации взаимодействия |
Организация начала урока |
1 |
Проверка готовности к уроку |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку |
Фронтальная |
Постановка цели |
1-2 |
«Сегодня на уроке мы рассмотрим образ Емельяна Пугачева, но сделаем это не совсем обычно. Представим себе, что мы судим Пугачева, посмотрим на это дело глазами современников и вынесем приговор. Мы выслушаем свидетелей противоположных сторон: обвинителя и защитника, рассмотрев причины крестьянской войны, её ход и итоги, мы должны вынести обвинительный приговор или оправдать Пугачёва и его сподвижников, а потом посмотрим, будет ли он соответствовать истории.» |
Озвучивает проблемную задачу урока |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу |
Фронтальная |
Актуализация знаний |
4-5 |
Объяснение правил урока-суда. Объявление состава судебного заседания: судей, адвокатов и прокуроров (роли учащимся выданы заранее) и присяжных (остальной состав класса) Задача судей: (учащиеся, которые учатся на «отлично») 1) Дать не большую информативную справку о событиях, которые предшествовали судебному разбирательству; 2) Следить за правильностью и полнотой аргументации выступающих; 3) Следить за порядком судебного заседания; 4) Собрать и подсчитать по итогу заседания голоса. Задача обвинителей: 1)Озвучить статьи обвинения (в чем можно обвинить). 2)Аргументировано доказать вину Е. Пугачева, привлекая факты и «свидетелей» событий. Задача защитников: Аргументировано доказать, что действия Е. Пугачева обусловлены особенностями времени, т.е. массовыми общественными движениями и недовольством народа правящей политикой. Задача присяжных: Должны выслушав выступления, определиться со своей точкой зрения на проблему урока: «Кто был Е. Пугачев – преступник или спаситель крестьян». Свое мнение оформить должны по формуле ПОПС. П – позиция О- объяснение П- пример С- следствие , вывод. |
Объяснение правил и распределение ролей |
Готовятся к выступлению и вспоминают формулу ПОПС |
Фронтальная |
Выполнение задач стандартного типа |
20-25 |
Ход игры: Выступление судей: знакомство с предысторией судебного разбирательства.
Вступительное слово прокурора и оглашения обвинительных статей.
Вступительное слово адвоката и озвучивание линии защиты.
Прения сторон с привлечение исторических фактов и свидетелей.
Заключительное слово сторон защиты и обвинения.
|
Помогает выполнению заданий |
Слушают учителя, выступающих
Выполняют задания
|
Групповая
Индивидуальная |
Контроль сформированности знаний и способов действий |
4-5 |
Голосование и подсчет голосов. (форма проведения голосования – ПОПС)
Оглашение судей результатов судебного решения.
|
Слушает
|
Озвучивают результаты
|
Групповая
|
Рефлексия |
2 |
Что нового для себя узнали? Что хотелось бы отметить? |
Проводит беседу |
Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на уроке |
Фронтальная |
Информация о Д\з |
1 |
Прочитать параграф и записать в тетрадь причины и последствия крестьянского восстания под руководством Е.Пугачева. |
Объясняет домашнее задание |
Записывают |
Индивидуальная |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сорвина Евгения Сергеевна
→ Публикатор 14.01.2018 0 2230 66 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы