Конспект урока истории "Русско-японская война"


 


 

Открытый урок по истории на тему:

Русско-японская война - война 1904-1905 гг

Магомедов Магомед Н.

15 февраля 2018 г

МКОУ «Цебаринская СОШ»

 

 


 

Конспект открытого урока

Предмет: история России

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России начало XX-XXI века»

Класс: 9

Краткая аннотация:

Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:

  • актуализацию полученных знаний по курсу «Новой истории» за 8 класс,

  • выступление учеников с индивидуальными сообщениями, полученных предварительно;

  • организацию групповой работы по анализу различных исторических источников;

  • подготовку мультимедийной презентации,

  • мини лекцию учителя.

Накануне проведения урока класс разбивается на 4 группы.

  1. Первая получает задание подготовить сообщение по теме «Международные отношения на Дальнем Востоке в конце XIX-начале XX века. Дальневосточная политика России».

  2. Вторая группа готовит сообщения об основных событиях Русско-японской войны: гибель «Варяга», адмирал Макаров и броненосец Петропавловск», оборона Порт-Артура, Цусимское сражение

  3. 3 и 4 группа готовит материал по проблеме «Русско–японская война в памяти народа и искусстве».


 

Тема: «Русско-японская война - война 1904-1905 гг»


 

Эпиграф:

«В Цусимском проливе далёком,

Вдали от родимой земли,

На дне океана глубоком

Забытые есть корабли.

(В.И. Лебедев-Кумач)


 

Цель урока:

Дать представление о Русско-японской войне 1904-1905 г.


 

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление учащихся о характере внешней политики мировых держав на рубеже XIX-XX вв. на Дальнем Востоке.

  • Путём анализа представленных исторических документов выявить причины и итоги Русско – японской войны 1904-1905 гг.

  • Познакомить учащихся с основными событиями Русско-японской войны, с примерами героизма и мужества русских солдат.

Развивающие:

  • содействовать:

  • развитию анализа исторических источников, умению сравнивать, обобщать исторические факты;

  • опыту составлять мультимедийные презентации;

  • умению работать в коллективе.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию информационной культуры учащихся;

  • уважению к историческому прошлому своей страны.

Здоровьесберегающие:

  • Содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроке,

  • Создание ситуации успеха.

В конце урока ученики должны:

Знать: главные события и итоги войны.

Уметь: объяснить причины войны и её последствия, показать на карте основные сражения Русско-японской войны.

Тип урока (педагогическая технология): изучение нового материала.

Метод: поисковый-исследовательский.

Оборудование:

компьютер и проектор;

настенная карта «Русско-японская война»,

карточки-задания с текстом исторических документов,

мультимедийные презентации к уроку, созданные совместно учениками и учителем.

Структура урока:

1. Организационный момент и мотивация урока (слово учителя)

2. Постановка целей и задач урока (совместно с учащимися)

3. Выступление группы учащихся с предварительным заданием «Международные отношения на Дальнем Востоке в конце XIX-начале XX века. Дальневосточная политика России».

4. Работа в группах с раздаточным материалом и историческими источниками по проблеме «Россия и Япония накануне войны. Причины войны».

Обсуждение выводов, к которым пришли группы.

5. Выступление 2-ой группы с вопросом «Ход Русско-японской войны 1904-1905 гг.» войны, сопровождающейся презентациями докладчиков.

6. Работа по группам «Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны». Совместное обсуждение и выводы по данной проблеме.

7. Война в памяти народа и её отражение в искусстве.

8. Постановка домашнего задания.

9. Подведение итогов работы.

Ход урока:

 

Этапы урока.

Основное содержание.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Результаты совместной деятельности.

 

1

Организацион-ный момент, актуализация, мотивация урока.

(5 минут)

Приветствует учащихся.


 

Демонстрация фотографии 1977 года, на которой изображён пионерский отряд на фоне военно - морского флага в бескозырках с надписью «Варяг».


 

Учитель предлагает ученикам объяснить значение этого названия.

  • Какое событие скрывается под этим коротким словом «Варяг»?


 

  • Частью какого события является история подвига крейсера «Варяг»?


 


 

  • Могут ли сегодняшние подростки XXI века выбрать это название для своих отрядов?


 


 

Учитель подчеркнёт, что в Царской России, и в Советской стране, и в сегодняшней России «Варяг» остается символом силы духа и стойкости.


 

Предлагает сформулировать тему урока ученикам.


 

Учитель.

Русско-японская война явилась одним из первых военных конфликтов начала XX века, она столкнула Запад и «новую Азию», желающую занять прочное место на международной арене нового века.

 

Ученики настраиваются

на урок.


 


 


 


 


 


 

Идут ответы.


 


 


 


 


 

Ученики высказывают свои предложения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Идут предложения.

Готовность учащихся к дальнейшей совместной работе.

Формирование умения формулировать и высказывать свою точку зрения.

В результате выяснения возможно два варианта: дети могут знать многое о подвиге крейсера «Варяг», а также могут и затруднится в ответе.

Но результат совместной работы будет один:

выход на Русско-японскую войну 1904-1905 г, которая не принесла победы России и послужила катализатором революционных событий 1905 г.

В результате корректировки тема может звучать так:

«Русско-японская война – война слабости и силы».


 

 

 

2

Постановка цели и задач урока

(5 минут)

Учитель может сам назвать цель: познакомиться с войной, о которой говорили как о «роковой, несчастной малой войне».

. Современники по-разному относились к ней, да и историки даже через 100 лет по-прежнему спорят, какую роль сыграла эта война в судьбе страны.

Сегодня мы попробуем вместе взглянуть на это событие глазами очевидцев и современников, используя исторические свидетельства тех времён, и разобраться в вопросах, которые являются актуальными до сих пор.

Предлагает учащимся сформулировать задачи урока.


 


 


 


 

Класс следит за рассуждениями учителя.


 


 


 

Обговаривают и записывают себе в тетрадь задачи урока.

 

В ходе делового сотрудничества ребята предлагают постановку задач урока.

Формируют умение логически

мыслить.

 

3

Выступление 1 группы учащихся с домашним заданием «Международные отношения на Дальнем Востоке в конце 19-начале 20 века. Дальневосточная политика России

(4-5 минут)


 

Вопросы и задания классу после выступления группы.

(8-7 минут)

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Почему Япония смогла одержать столь быструю и уверенную победу в японо-китайской войне?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Какой характер носила политика мировых держав на Дальнем Востоке?


 


 


 


 

Какие цели преследовало русское правительство, заключая с Китаем договор об использовании территории Маньчжурии для строительства КВЖД?


 

Посмотрите на карту и ответьте на вопрос: почему Россия так настаивала на аренде именно Порт-Артура?

Класс слушает. Заносит факты в тетрадь

При этом докладчики могут предложить либо сжатый материал в форме таблицы, либо сопровождать своё выступление короткой презентацией


 

Примерный ответ учеников.

Япония в конце19 века встала на путь преобразований; стране происходил бурный экономический рост, благодаря «реформам Мейдзи», быстрыми темпами развивается военная промышленность, происходит реорганизация армии


 

Захватнический.

Каждая страна

стремилась завоевать прочные позиции

на Тихоокеанском побережье. Мировые лидеры - Германия, Франция, Англия и США применяли тактику сталкивания 2-х государств России и Японии, предоставляя Японии огромные кредиты, что позволяло ей подготовится к войне.


 

Железная дорога, проложенная по территории Северной Маньчжурии, сокращала сообщение между Читой и Владивостоком почти в три раза. Строительство дороги давало возможность быстрой переброски русских войск на восток в случае войны с Японией.


 

Этого потребовало строительство КВЖД, к тому же России была нужна морская крепость с незамёрзшей водой, надёжный опорный пункт на случай войны с Японией.

 

Формирование умения доказательно высказывать свои мысли, умение публичного выступления.


 


 


 


 


 


 

Идет осознанное восприятие материала.

Актуализация знаний полученных в 8 классе по курсу «Новая история».


 

Идет осознанное восприятие материала.

Актуализация знаний полученных в 8 классе по курсу «Новая история».

 

4

Работа в группах с раздаточным материалом и обсуждение причин Русско-японской войны.

(17 мин.)

Задача этого этапа урока:

увидеть Японию и Россию накануне войны.

Выяснить причины и характер войны.

Ученики работают по группам с раздаточным материалом:

(См. Приложения для 1,2,3, групп: раздаточный материал

1

раздаточный материал №2

раздаточный материал №3) и отвечают на поставленные вопросы.

4 группа работает по заполнению таблицы

«Основные события Русско-японской войны» по учебнику

§4 стр.31-32

(См. приложения – таблица №3)


 

 

Учатся анализировать,

делать выводы.

Формирование навыков самооценки, взаимоконтроля учащихся.

Совместно идёт проверка работ учащихся 1-3 групп, обсуждение выводов, к которым пришли их участники.

Учащиеся записывают выводы совместной работы в тетрадь.

Причины войны:

борьба между мировыми державами за влияние на Дальнем Востоке;

противостояние России и Японии в овладении Маньчжурией;

агрессивные планы определенной группы в русском правительстве, считающей, что война отвлечёт народ от революции.

 

5


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Ход войны.

(18 минут)

Учитель.

Утром 26 января 1904г. Николай II получил от наместника царя на Дальнем Востоке Е.И.Алексеева телеграмму следующего содержания: «флот пребывает в полной боевой готовности и смело отразит всякое покушение со стороны дерзкого врага». А тем временем в Порт-Артур пришёл пароход с японским консулом, бросил якорь и стал, торопясь, собирать на борт своих подданных. Но даже это обстоятельство не насторожило русское командование, Алексеев запретил принять меры по повышению боеготовности флота.

Первую мину по русским кораблям, стоявшим на рейде Порт-Артура, японская армия под руководством вице-адмирала Хэйхатиро Того выпустила в 23 часа 35 минут того же дня. В 00.16 27 января – шестнадцатую. Три попали в цель. Война для русских началась.


 

Учитель предлагает 4 группе представить свою работу и показать на карте главные события Русско-японской войны.


 

Ученики слушают учителя, затем 4 группу выступающих одноклассников, работают с картой учебника или исторического атласа по ходу войны.

Выступление2 группы с домашним заданием, показом презентаций, в качестве углубления темы, создания определённой эмоциональной обстановки урока.


 

 

Формирование умения доказательно высказывать свои мысли, умение публичного выступления.

В ходе совместной работы после 4 группы выступает 2 группа.

(При различном ходе урока, по выбору класса, можно уделить внимание любому событию, отражающему драматизм войны и необычайную стойкость русских).

 

 

6

Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны.

(18 минут)

Учитель: После Цусимского поражения русских на всём фронте наступило затишье. Было ясно, что обе страны устали от войны, и правительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Таймс» писала, что «Нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребён морем, диктовала свои условия победителю»


 

Вопрос: Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне?


 


 

Учитель:

27 июля (9 августа) 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран – России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX века.

Используя исторические документы, подведём итоги Русско-японской войны.


 


 


 


 

 


 


 


 


 

Ребята в группах выделяют причины поражения России в войне с Японией.

(3 минуты)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа в группах с раздаточным материалом

(12-15 минут)


 

Развитие умения работать с историческими источниками, внимания, логического мышления, умение находить различные способы доказательств.


 

Подводят в совместной работе итоги по вопросу «Причинам поражения России в войне с Японией»

При совместной работе стараются сделать как можно больше выводов об итогах и значении Русско-японской войны.

Делают записи в тетради:

Большие людские потери.

Унижение и позор России от проигранных сражений.

Уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флота. Крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке.

Начало первой русской революции.

 

7

Война в памяти народа и её отражение в искусстве.

(8 минут)

Учитель: война закончилась, и потянулись по русским дорогам воины, изувеченные, раненые, измученные, но не провинившиеся перед Отечеством, выполнившие свой солдатский долг до конца.


 

Плещут холодные волны,

Бьются о берег морской,

Носятся чайки над морем,

Крики их полны тоской.


 

Миру всему передайте,

Чайки печальную весть:

В битве врагу мы не сдались-

Пали за русскую честь!


 

Предлагает выступить с результатами своих поисков 3, 4 группе.

 

Класс слушает информационный материал 3, 4 группы.

Желательно исполнение одной из песен, связанной или навеянной событиями Русско- японской войны, в наибольшей степени отражающую трагедию и героизм русских солдат, слабость и силу этой войны.

Развитие творческих способностей учащихся, грамотной и красивой речи, логического мышления.

Совместное открытие, либо повторение ярких моментов взаимосвязи истории и искусства, создание эмоционального отклика на изучаемое событие.

 

8


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Постановка домашнего задания.

§ 4, на выбор выполнить зад. №1, либо

2, либо №3, стр. 34

(2 минуты)

 

Обращает внимание на систему выбора вопросов в письменной форме и работу с исторической картой.


 


 


 

 

Записывают задание на дом.


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

9

Подведение итогов работы

(5 минут)


 


 


 


 


 

 

Учитель просит учащихся написать на листочках ответ на вопрос «В чём слабость и сила Русско-японской войны?»

(При недостатке времени этот вопрос можно обсудить в классе устно).

Ребята устно или письменно анализируют слабость и силу Русско-японской войны

(При достаточном количестве времени анализируют слабость и силу своей работы на уроке.)

Развитие самоанализа своей деятельности.

Делают знания своими.

 

 


 


 


Полный текст материала Конспект урока истории "Русско-японская война" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Магомедов Магомед Насрулаевич  maga2747
16.11.2019 0 2910 367

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК