Конспект урока истории "Новейшая история России"; 8 класс
М
МКОУ «Цебаринская СОШ»
Конспект урока по истории
в 8 классе
На тему:
«Внутренняя политика Александра I».
Разработал: Магомедов Магомед Н.
преподаватель истории
и обществознания
Урок
Тема: «Внутренняя политика Александра I»
Цели урока:
Обучающая: ознакомить обучающихся с основными направлениями внутренней политики Александра I
Развивающая: развивать умение делать выводы и обобщать материал, работать с историческими источниками, грамотно аргументировать свои высказывания
Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к истории России, чувство гордости за соотечественников
Тип урока: Комбинированный
Форма проведения: Лекция с элементами беседы
Виды контроля: Индивидуальный
Литература: Учебник и практикум для СПО под редакцией К.А. Соловьева. Москва., ЮРАЙТ, 2016
Самыгин П.С. История. Ростов н/Д., ФЕНИКС, 2009г
-
Организационный момент
Оформление доски; проверка наличия у обучающихся тетрадей, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.
Исторические персонажи: Александр I, Павел I, Екатерина II, Мари-Антуан Карем, Фредерик Сезар Лагарп, граф Павел Александрович Строганов, граф Николай Николаевич Новосильцев, князь Адам Ежи Чарторыйский, князь Виктор Павлович Кочубей
Оборудование: раздаточный материал; компьютер; экран; доска; мильтимедийный проектор
План урока:
1. Политический портрет Александра I
2. Реформы.
-
-
Два этапа царствования Александра 1: 1-й – период либеральных преобразований – 1801-1815 гг.; 2-й - период царствования Александра I - 1815-1825 гг., консервативный и, даже, реакционный – условность или реальность?
-
Ход урока
-
Целеполагание
Преподаватель: Мы продолжаем изучение истории России и плавно переходим к 19 веку. Изучая определенный период, мы обязательно останавливаемся на роли личности. Предлагаю вашему вниманию небольшой ролик.
(слайд 1)
Беседа с обучающимися:
-
Скажите кто-нибудь из этих людей вам знаком?
-
Что вы можете сказать об этих людях?
-
К какому сословию они относятся?
-
К какой царствующей династии?
Преподаватель: Итак, сегодня мы поговорим о правлении императора Алекса́ндра I Павловича — императора и самодержца Всероссийского, протектора Мальтийского ордена, великого князя Финляндского, царя Польского.
Преподаватель: Что бы вы хотели узнать об этом человеке?
А еще мне хотелось бы услышать ваше мнение на известное утверждение, что в правлении Александра I выделяются традиционно и современниками, и в научной литературе два основных этапа:
1-й – период либеральных преобразований – 1801-1815 гг.
2-й - период царствования Александра I - 1815-1825 гг., наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, консервативный и, даже, реакционный.
Давайте попробуем либо доказать, либо опровергнуть это утверждение.
(слайд 3)
Запишите, пожалуйста тему и план урока в тетради
Изучение нового материала
-
Политический портрет Александра I
Преподаватель: Итак, попробуем дать оценку личности императора Александра 1. Возьмите ручки и по ходу моего рассказа сделайте заметки: даты, фамилии, знакомые понятия и термины.
Самостоятельная работа, краткий конспект
Преподаватель: Александр I родился 12 декабря 1777 года. Он очень любил отца Павла I и бабку Екатерину II и постоянно разрывался между ними, пытаясь угодить им. Екатерина II с раннего детства сама занималась воспитанием будущего императора. Среди его педагогов особое место принадлежит щвейцарцу Лагарпу, убежденному республиканцу в течение 11 лет воспитывавшему будущего императора в либеральном духе на идеях равенства, выборности власти, отрицания крепостничества.
Отец – Павел 1 в противовес стараниям бабушки с детства прививал Александру любовь к парадам, маневрам – передвижениям войск на театре военных действий, но Александра не покидали либеральные идеи.
К началу XIX века росло недовольство широких слоев дворянства политикой Павла. Александр оказался причастен к заговору, который готовился против отца, но не предупредил его. В это время Россия оставалась самодержавной монархией - государством, в котором правителю (монарху) принадлежала неограниченная власть. Именно такую власть получил Александр от своего отца, в результате переворота в 1801 году. При восшествии на престол он издал манифест - торжественное письменное обращение верховной власти к населению, в котором говорилось о том, что он обещал управлять «по законам и сердцу бабки своей – Екатерины Великой».
Во время Отечественной войны 1812 г. Александр I проявил себя как талантливый дипломат и стратег, верящий в силы собственного народа. Военные победы русской армии сделали его вершителем судеб Европы. Александр I настоял на Заграничном походе в Европу, чтобы окончательно разгромить наполеоновскую армию. В 1814 году Сенат преподнёс императору титул «Благословенный, великодушный держав восстановитель».
Александр 1 сыграл основную роль на Венском конгрессе, закрепившем новую расстановку сил в Европе. По инициативе российского императора был создан Священный союз европейских монархов. Его члены ставили своей целью защитить правящие династии, давать отпор любым революционным движениям и тем самым поддерживать мир в Европе.
Александр 1 будучи пресвященным монархом активно внедрял все новое. Именно при нем получила новое развитие кулинария, как наука. Связанно это с именем «Классика, таланта, короля поваров, повара королей и первых министров» Мари-Антуана Карема. Он работал при дворе его императорского величества в 1919 году. Именно под влиянием Карема, а он просил называть себя на русский манер Антонином, наша кулинария перешла от «лёвшинских рецептов» к ясным технологическим описаниям — в граммах, фунтах, минутах и т. п. То чем вы пользуетесь до сих пор. С подачи Карема русская кухня выходит на европейскую арену, с ней начинают знакомиться во Франции, Австрии, Германии.
Император Александр 1 много путешествовал по стране, знакомясь с жизнью самых далеких окраин и самых разных людей.
Осенью 1825 г. во время поездки в Крым император простудился. Простуда перешла в воспаление легких, и вскоре в Петербург пришло известие, что Александр I скончался в Таганроге. Похоронен он был в Петропавловском соборе Петропавловской крепости.
Неожиданная смерть императора породила многочисленные легенды. Согласно одной из них, Александр не умер, вместо него был похоронен другой человек, а сам император тайно скрылся и поселился в Сибири под именем старца Федора Кузьмича. Многие представители династии Романовых верили в истинность легенды.
Беседа с обучающимися
Преподаватель: Я хочу предложить вам смысловые ряды. Попытайтесь на основе услышанного установить по какому принципу образованны эти логические ряды?
(слайд 3)
Первый смысловой ряд – хронологический:
1777 год – 1801год – 1812год – 1814 год - 1825год
-
Что связывает эти даты?
(слайд 4)
Второй логический ряд образуют личности:
Екатерина II – Лагарп – Павел I
-
Что их объединяет?
-
Какую роль они – каждый в отдельности сыграли в формировании личности Александра I?
-
Исходя из услышанного можно считать, что правление Александра 1 разделилось на два периода: до Отечественной войны 1812 года и после. «До» – он либерал, «после» – реакционный правитель?
(слайд 5)
Преподаватель: Посмотрите на портрет. Как бы вы охарактеризовали изображенного Александра 1?
(«Негласный комитет»)
Граф Павел Александрович Строганов
Граф Николай Николаевич Новосильцев
Князь Адам Ежи Чарторыйский
Князь Виктор Павлович Кочубей
Преподаватель: На ваших столах находятся отзывы самых разных людей об императоре Александре I. (Приложение 1)
Прочитайте эти высказывания и с учетом своего мнения, давайте попробуем решить какие положительные или отрицательные черты были наиболее свойственны Александру 1.
Преподаватель: Если кому-то из вас необходима помощь в формулировке ответа, я предлагаю воспользоваться МОПС формулой
(слад 6)
МОПС-формула
(необходимо, чтобы ваше выступление было кратким и ясным)
М – мнение (в чем заключается ваша точка зрения)
-
Я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции)
-
…потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод)
-
…например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)
-
…поэтому….
Самостоятельная работа с раздаточным материалом, краткая запись на доске
(на доске)
Положительные качества Отрицательные качества
-
Реформы Александра I
Преподаватель: Опираясь на записи на доске ответьте Какие проблемы необходимо было решить Императору вошедшему на престол?
Преподаватель: Чтобы иметь четкое представление о том, что было сделано в ходе реформ, я предлагаю проанализировать те указы, законы, которые были приняты в период царствования Александра 1. И сделать выводы, что удалось, что нет. (Приложение 2)
Беседа с обучающимися
-
Удалось решить основную проблему в государственном управлении – ограничение монархии - создание либеральной Конституции?
-
Удалось решить основную проблему в крестьянском вопросе – отмена крепостного права, устройство крестьян?
-
Удалось решить основную проблему в образовании – ослабить цензуру, недоступное образование?
-
-
Закрепление изученного материала.
-
Беседа с обучающимися
-
Какие реформы были наиболее последовательны и максимально изменили положение в стране?
-
Можно ли говорить о том, что Александр 1 начинал свое царствование как реформатор и либерал, а закончил как консерватор и крепостник?
-
Почему в 2014 году в Москве был открыт памятник Александру 1 Благословенному?
-
-
-
Задание на дом
-
-
Преподаватель: В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать 10 строк в ответ А.С. Пушкину на стихотворение «К бюсту завоевателя»
«Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин»
-
-
-
Рефлексия.
-
-
-
Подводя итог нашей встречи, я хочу спросить, что показалось вам сегодня сложным?
-
Что нового вы узнали?
-
Какая информация была наиболее интересной?
-
Вам понравился урок?
-
Что бы вы изменили в нем?
Приложение 1
Об Александре I
-
Н. И. Греч – русский писатель, издатель, редактор, журналист, публицист, филолог, переводчик. Современник Александра 1.
«Александр был задачею для современников, едва ли будет он разгадан и потомством. Природа одарила его добрым сердцем, светлым умом, но не дала ему самостоятельности характера, и слабость эта, по странному противоречию, превращалась в упрямство. Он был добр, но притом злопамятен; не казнил людей, а преследовал их медленно со всеми наружными знаками благоволения и милости; о нем говорили, что он употреблял кнут на вате…»
-
Н. И. Греч – русский писатель, издатель, редактор, журналист, публицист, филолог, переводчик. Современник Александра 1.
«Вступление на престол императора Александра было самое благодатное: он прекратил царство ужаса, уничтожил Тайную канцелярию, восстановил права Сената, дворянства и — человечества, отменил строгую и, разумеется, нелепую и бестолковую цензуру, дал народу образование и просвещение. Россия отдохнула. Но образ вступления на престол оставил в душе Александра невыносимую тяжесть, с которою он пошел в могилу.
Император Александр, рожденный со всеми прекрасными дарами природы, наружными и внутренними, явился в свет в самое для него благоприятное время, когда Россия молила Бога о даровании достойного наследника престолу Екатерины. Бог и природа сделали для него все; люди извратили и испортили все, что могли».
-
В. О. Ключевский – российский историк.
«…Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра.
В чем заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности… Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, необразованной темноте».
-
А. В. Предтеченский – советский историк, доктор исторических наук.
«Правительство Александра было правительством крепостников, и Россия к концу его царствования в основе своего социально-экономического и политического строя оставалась такой же крепостнической монархией, какой она была и в 1801 г. Царь осуществлял интересы крепостников, а для этого нужно было идти не вслед за стихийной буржуазной эволюцией страны, а, напротив, препятствовать этой эволюции, задерживать ее, применяя меры, которые нельзя квалифицировать иначе, как реакционные. Поэтому в основе своей политика Александра была столь же реакционна, как политика Павла».
-
Н. П. Ерошкин - советский историк-архивист, педагог, профессор, заведующий кафедрой истории государственных учреждений Московского историко-архивного института.
«Господствовавшее в дореволюционной (а одно время и в советской) историографии противопоставление первой и второй половины правления Александра как либерального (1801—1812) и реакционного (1815—1825) периодов внутренней политики является в значительной степени условным, ибо и политика заигрывания с либерализмом, имеющая элементы «просвещенного абсолютизма», и сменившая ее «аракчеевщина» имели одну цель — укрепление самодержавно-крепостнического строя».
-
С. В. Мироненко - российский историк, доктор исторических наук, профессор, действующий научный руководитель Госархива
«…Главной причиной, не позволившей освободить крестьян и попытаться изменить политический строй уже в начале XIX в., оказалось сопротивление подавляющей части дворянства. Александр I, попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной косной силы повернуть вспять…
Самодержавный монарх, располагавший неограниченной властью, решительно исключал самую мысль о возможности давления на дворянство»
-
А.И. Пыпин - русский литературовед, этнограф, академик Петербургской Академии наук
«Он представляет собой и либеральные стремления к просвещению и общественной жизни, и он же представлял самую упрямую реакцию».
-
Головина В.Н. - мемуаристка и художница, современница Александра 1.
«Он был красив и добр, но качества, которые можно было заметить в нем тогда и которые должны были обратиться в добродетели, никогда не могли вполне развиться».
-
г-жа Луиза Виже-Лебрён – придворная художница, современница Александра 1.
«Он имел нрав благородный и великодушный; ему было свойственно не только сострадание, но и откровенность, он оставался чужд коварству и фальши… В России наступил «золотой век». Об этом свидетельствовала любовь и всеобщее восторженное почитание нового императора».
-
Наполеон Бонапарт - император Франции, современник Александра 1.
«Царь их тех людей, которые привлекают и, кажется, созданы, чтобы очаровывать тех, кто с ними сталкивается. Если бы я был человеком, поддающимся чисто личным впечатлениям, то мог бы привязаться к нему всем сердцем. Но наряду с выдающимися умственными способностями и умением покорять окружающих в нем есть черты, которые я не могу понять. Это нечто я не смогу лучше объяснить, чем сказав, что во всем ему всегда чего-то не хватает. Самое удивительное в том, что никогда нельзя предугадать, чего ему не будет хватать в том или ином случае или в данных обстоятельствах, потому что это нехватающее разнообразно до бесконечности».
Приложение 2
Внутренняя политика Александра I (1801–1825)
В области государственного управления |
1801 - 1803 гг. — создание и деятельность Негласного комитета (П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей — друзья Александра I с юности). К делам комитета был привлечён М. М. Сперанский. |
8 сентября 1802 г. — учреждение министерств (в 1802 г. — 8 министерств): министры единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность. |
1802 г. — создание Комитета министров — совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. |
8 сентября 1802 г. — указ, расширявший права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией. |
1 января 1810 г. — учреждение по предложению М. М. Сперанского Государственного совета (просуществовал до 1917 г.) |
17 ноября 1815 г. — введение Конституции Царства Польского, входившего в состав Российской империи. |
1821 г. — Н. Н. Новосильцев, выполняя поручение Александра I, подготовил проект конституции «Государственная уставная грамота Российской империи»: законосовещательный парламент из двух палат (Сенат, Посольская палата). Разделение страны на 12 наместничеств. Этот конституционный документ не был обнародован и введён в действие |
Изменения в крестьянском законодательстве |
12 декабря 1801 г. — указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянами. |
20 февраля 1803 г. — указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп. |
10 марта 1809 г. — указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян. |
1804–1805 гг. — запрещение в Лифляндской и Эстляндской губерниях продавать крестьян без земли. Повинности крестьян в пользу помещиков фиксировались, вводилось крестьянское самоуправление |
1816-1819 - Указы об освобождении крестьян Эстляндской (1816), Курляндской (1817), Лифляндской (1819) губерний от крепостной зависимости без земли. |
Проекты решения крестьянского вопроса: 1818 г. — проект А. А. Аракчеева. Покупка государством помещичьих земель и наделение крестьян землёй по 2 десятины на душу. 1819 г. — проект министра финансов и уделов Д. А. Гурьева. Разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа. Оба проекта были одобрены Александром I, но ни один из них не был реализован |
1822 г. — восстановление права помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян «за дурные проступки» |
Преобразования в сфере народного образования |
1803 г. — новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ — 4 ступени: приходские училища (при церкви) — 1 год, уездные (для горожан) — 2 года, губернские гимназии — 4 года, университеты (для дворян). |
Открытие университетов: 1802 г. — в Дерпте; 1803 г. — в Вильно, в 1804 г. — в Харькове и Казани. 1804 г. — университетский устав: закрепление автономии (самоуправления) университетов. |
Создание привилегированных лицеев: 1805 г. — Демидовского в Ярославле, 1811 г. — Царскосельского под Санкт-Петербургом. 1804 г. — издание достаточно либерального по характеру цензурного устава |
1817–1824 гг. — преобразование Министерства народного просвещения в Министерство народного просвещения и духовных дел (глава А. Н. Голицын — оберпрокурор Синода). |
Изменение политики в сфере образования 1819 г. — 11 профессоров Казанского университета были уволены за вольнодумство. Опала в Московском университете. Ужесточение цензуры |
Снижение расходов на армию, создание резерва обученных войск |
1810–1857 гг. — военные поселения — особая организация войск в России, совмещавших военную службу с занятием в сельском хозяйстве (организатор: А. А. Аракчеев). Созданы в Новгородской, Херсонской, Витебской, Подольской, Киевской губерниях, на Кавказе. |
Отмена деспотических распоряжений Павла I |
Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам. |
2 апреля 1801 г. — указ об упразднении Тайной экспедиции — органа политического сыска. |
15 марта 1801 г. — указ о возвращении репрессированных Павлом I (возвращено 12 тыс. дворян). |
Отмена ограничений в гражданской одежде. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Магомедов Магомед Насрулаевич
→ maga2747 15.11.2019 0 3135 287 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы