Конспект урока обществознания "Семейные правоотношения"; 9 класс
Данный урок был проведен во время районного семинара учителей истории и обществознания.
Предмет: обществознание
Класс: 9
Тема: Семейные правоотношения.
Учебник: «Обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой , М:, «Просвещение»,2018 г.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урок: урок смешанного типа.
Цель урока:
Деятельностная: научить обучающихся новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины;
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Планируемые результаты:
предметные: знать и характеризовать, что такое семья, брак, семейные правоотношения;
метапредметные: уметь работать с различными источниками информации ;
личностные: воспитание ответственного отношения к семье, семейным ценностям.
Основные понятия урока: семья, типы семьи, брак, виды браков, семейные правоотношения.
Формы работы с обучающимися: индивидуальная работа, работа в группах, с видеосюжетами, раздаточным материалом и таблицей.
Методы, применяемые на уроке: объяснительный, частично-поисковый ( работа с видеоресурсами, раздаточным материалом и учебником).
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, видеосюжеты, аудиозапись, раздаточный материал.
Ход урока:
-
Организационный момент. Класс поделен на 4 группы.
Учитель:
- Здравствуйте, я приветствую вас на уроке обществознания. Сегодня в нашей школе гости, мои коллеги- учителя истории и обществознания нашего района. Поприветствуем наших гостей. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового, а я вам в этом помогу.
-
Мотивационный этап
Учитель:
- Тема, которую мы сегодня будем изучать, касается каждого из нас, а потому она никогда не потеряет своего значения. Урок начнем с просмотра видеосюжета. Он поможет понять тему, которую на уроке вы изучите.
Внимание на кран. Слайд № 1- серия из Ералаша « Саша+Маша»
- Ребята, какие мысли по поводу темы урока? Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (Оглашается тема, совместно ставятся задачи урока).
Выслушиваются мнения детей.
-
Изучение новой темы
Учитель:
- Да, действительно сегодня на уроке речь пойдёт о семье и семейном законодательстве. Вам сегодня предстоит поработать с текстом учебника, заполнить таблицу в рабочих листах, ответить на вопросы.
Запишите тему урока « Семейные правоотношения»- слайд № 2
Ребята, скажите, чему был посвящен 2018 год в Республике Башкортостан?
Ответы обучающихся.
Учитель:
Правильно, 2018 год- год семьи в РБ.А это значит, что семья важна не только для людей, но и для государства.
- А как вы понимаете значение слова «семья»?
Выслушиваются ответы детей ( проводится небольшая беседа)
Задание классу.
Ребята, сейчас две группы получат задание в конвертах, где находится определение термина «семья», но каждое слова из этого определения записано на отдельном листочке. Ваша задача- собрать определение из кусочков как некий пазл, чтобы получить полное определение этого термина. Для того, чтобы вам было легче справиться с заданием, необходимо вспомнить просмотренный вами видеосюжет в начале урока .
А две другие группы оценят как правильно вы справились с заданием.
(примерно 2 минуты)
Задания в конвертах
1-ый конверт
Семья, объединяет, брачные узы, сообщество, или же, людей, кровное, которых, кровное родство.
Предполагаемый результат:
Семья-сообщество людей, которых объединяет кровное родство или же брачные узы.
2-ой конверт
Семья, общее хозяйство, родственными узами, группа, и, людей, связанных, ведущими.
Предполагаемый результат:
Семья- группа людей, связанных родственными узами и ведущими общее хозяйство.
Учитель:
- Как вы понимаете, ребята, в обществознании существует очень много определений к одному и тому же термину. Но и это ещё не всё. Понятие семьи можно рассматривать, как социальном, так и в юридическом аспекте. Однако, в этом случае определение данного слова будет разумеется разным.
Задание классу.
Откройте учебник на стр. 142. Сейчас мы составим кластер.
Семья
Соц-ый аспект юр-ий
И под каждый аспект записывается соответствующее определение. Слайд №3
Учитель:
- Сегодня исследователям не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. Классификация типов современных семей включает более 40 разновидностей.
Обо всех типах поговорить мы не успеем в рамках одного урока, но о некоторых из них вы сейчас узнаете.
Задание классу.
У каждой группы на партах лежат рабочие листы с таблицами.
Обратите внимание, что основа классификаций в таблице указана, вам необходимо указать тип семьи.
Основа классификации |
Типы семьи |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
Каждая группа работает самостоятельно. А подсказкой для вас будут фрагменты мультфильмов и сказок. Внимание на кран.( После просмотра идет обсуждение просмотренного отрывка)
Задание классу.
Слайд № 4,5,6
По количеству детей: отрывки из мультфильмов «Осторожно обезьянки», «Простаквашино», отрывок из сказки «Самый сильный».
Слайд № 7,8
По количеству родителей: отрывки из мультфильмов «Гуси- лебеди», «Осторожно обезьянки».
Слайд № 9,10
По родственной структуре: отрывки из мультфильма «Встречайте бабушку», серия из Ералаша.
Слайд № 11,12
Главенство в семье: отрывок из сказки «Морозко» (начало и финал сказки)
Предполагаемый результат
Основа классификации |
Типы семьи |
||
|
многодетная |
малодетная |
бездетная |
|
полная |
неполная |
|
|
нуклеарная |
Многопоколенная(расширенная) |
|
|
матриархальная |
патриархальная |
Слайд № 13 Проверка работы. Каждая группа знакомит со своими результатами.
На уроке затруднение вызвала 3 позиция из таблицы.
Учитель:
- Семейные отношения, регулируются государством. Этим занимается такая отрасль права, как семейное право. Кто из вас попробует сформулировать определение данному термину.
Выслушиваются ответы обучающихся.
Учитель: Молодцы. Что будет являться источником семейного права?
Ответы обучающихся: семейный, гражданский кодексы, Конституция РФ.
Учитель: итак, предпосылкой возникновения семьи является брак.
Брак-это (древнерусское слово) и означает выбирать хорошее.
Задание классу.
В учебнике на стр 143 даны определения термина брак, ваша задача найти их и выписать.
В соответствии с СК РФ существует определенные условия и порядок регистрации брака. У вас есть рабочий лист, где вы будете заполнять пропуски.
Условия заключения брака:
Порядок заключения брака:
Чтобы определить первое нарушенное условие вот вам подсказка. (Видеоролик из фильма «Кавказская пленница»). Слайд № 14
После просмотра идёт коллективное обсуждение просмотренного отрывка.
А другие условия и порядок регистрации брака вы определите самостоятельно по стр. 143- 144 и запишите их.
Предполагаемый результат
Условия заключения брака: добровольное согласие, достижение брачного возраста, отсутствие других браков, кровного родства, дееспособность.
Порядок заключения брака: подача заявления в ЗАГС, месячный срок, регистрация брака, подписывают документ, выдача одного документа.
Учитель
- А при каких условиях брак зарегистрирован не будет? Выслушиваются ответы детей.
Проверка результатов. Молодцы, вы справились.
Ребята, вы очень хорошо поработали, а теперь закройте глаза и расслабьтесь.
Физминутка. Мелодия.
Учитель (во время звучания мелодии)
Представьте, что вы путешествуете и каждый из вас отправляется в своё путешествие… А я путешествую… по картинной галереи. Откройте глаза.
Перед вашим взором …. Кто знает как называется эта картина?
Слайд № 15
Учитель
- Эта картина художника Пукирева « Неравный брак». Раньше брак оформлялся в церкви или мечети. Сейчас речь пойдёт о видах брака. А какие виды брака знаете вы, ребята?
На доске учитель пишет шапочку кластера и приводит примеры для того, чтобы обучающиеся смогли определить виды браков.
Задание классу.
Виды браков
Пример1- слайд№ 15
Пример 2-слайд № 16
Пример 3-
Представители групп выходят и вписывают виды брака.
Предполагаемый результат
Виды браков
Церковный Юридический.
Учитель
- Мне запомнились слова
Французской писательницы Франсуазы Саган : «Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». На мой взгляд, эти слова являются такими правильными. А что думаете вы, по этому поводу?
Выслушиваются мнения обучающихся
Учитель
- Сейчас в школах и детских садах нашей республики проводят праздники посвящённые родословной семьи- шажара байрамы.
Далее учитель на импровизированное дерево вешает листочки, где написаны статусы членов семьи( супруг, супруга, ребенок, внук)
Из покон веков человека изображал свою родословную в виде дерева и мне кажется это правильно, но это дерево будет жить не только статусами членов семьи и именами людей , но и всем тем на чем держится семья- доброта, внимание, понимание, права и обязанности.
Задание классу
Сейчас вы будете работать по стр. 146-149 учебника и выпишите следующее6
1 группа- неимущественные права супругов
2 группа- права и обязанности супругов в отношении несовершеннолетних детей.
3 группа- права детей.
А 4 группа будет экспертом в правильности ответов наших групп.
Свои ответы вы вписываете вот на эти листочки. Ребята у вас 5 минут.
Представители команд зачитывают свои ответы и вешают его на импровизированное древо семьи.
Учитель
- Я сама мама, а эта роль предполагает огромную ответственность, кропотливый ежедневный труд. Я надеюсь, что мои дети- моя опора в старости. Но… бывают в жизни и такие ситуации.
Задание классу.
Учитель
- Ребята, послушайте аудио запись отрывка стихотворения.
В не раз уже заштопанном халате
Из яркого цветного волокна
В больничной переполненной палате
Стоит старушка, плачет у окна.
Её уже никто не утешает-
Все знают о причине этих слёз.
Соседок по палате навещают,
А ей, лишь раз, сынок халат привёз.
Про тапочки забыл, сказал с запинкой:
– Я завтра привезу… Потерпишь, мать?
– Конечно, потерплю. Я ж на перинке
И в шерстяных носках могу лежать.
Куда мне тут ходить? Простора мало.
Покушать санитарки принесут.
Меня болезнь настолько измотала,
Что мне б лишь полежать, да отдохнут
Проходят дни, проходят и недели..
Сынка все нет. И вряд ли он придёт.
А с каждым днём старушка всё слабеет
И по ночам все чаще снится сон,
Как кашку по утрам сыночку греет,
Но плачет и не хочет кушать он.
И первые шаги сынка – малышки,
И слово, что сказал он в первый раз,
И первые царапины и шишки,
И детский сад, и школа- первый класс…
Она всё ждет и верит,
Что сын придёт, обнимет, объяснит,
Откроются сейчас палаты двери,
Она же всё поймёт и всё простит.
С последних сил встаёт она с кровати.
Держась за стенку, подойдёт к окну.
Насколько ей ещё терпенья хватит
Так верить безразличному сынку?
Учитель
-Какие чувства оно вызвало у вас?
Выслушиваются ответы обучающихся.
Учитель
-Скажите какие виды соц.норм нарушены( прослушивание аудио записи) и скажите
Ответы обучающихся: моральные и правовые.
Учитель
- Ребята, когда- то давно Сократ сказал, что к родителям нужно относиться так, как ты желал бы, чтобы твои дети относились к тебе». Никто из нас думаю, не захочет оказаться на месте этой старушки.
- Ребята, запишите пожалуйста домашнее задание.
Найти информацию по теме имущественные права супругов (Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество старика и старухи - героев "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина. Объяснить почему)
4.Подведение итогов.
Учитель
-Мы подошли к финалу нашего урока. Кто может сказать, что есть семейные правоотношения.
Выслушиваются ответы обучающихся.
Учитель
-Ребята, на стр. 145 есть определение- прочитайте его и выпишите к себе в тетрадь. Один из обучающихся читает определение вслух.
Итак, сегодня на уроке вы узнали, что такое семья, типы семьи, брак, виды браков, семейные правоотношения.
Еще издавна семья основывалась на опыте поколений. Бабушки, дедушки, мамы, папы, дети, внуки, которые жили в мире, в гармонии, в любви, уважали и оберегали друг друга. Семьи были большие и крепкие. Каждая семья - это как отдельный корабль. От того, как управляют этим кораблем, как ведут себя члены экипажа, согласовывают свои действия друг с другом или постоянно что-то выясняют между собой и делят, зависит судьба всего экипажа.
- Спасибо за работу! Благодарю за сотрудничество!
Самоанализ урока обществознания в 9 классе
Тема урока: Семейные правоотношения
Тема урока располагается во второй главе «Право». На тему отводится один час.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить обучающихся с основами семейного права.
Задачи :
- обучающие: сформировать представление о права и обязанностях супругов, родителей и детей, конкретизировать имеющиеся представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака;
- развивающие: формирование умений работать в группе анализа информации;
- воспитательные: воспитывать уважительное отношение к семье, семейным ценностям
Урок был проведен в 9 а классе, ученики которого умеют работать в небольших группах и парах. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Подобранный учебный материал соответствовал принципу доступности и наглядности и был посилен для данного класса.
Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.
На протяжении урока были применены следующие методы и приёмы обучения: словесный, наглядный, практический, письменно-графический(заполнение таблиц.
Главная идея урока сформировать положительные эмоции ребят к своей деятельности на уроке. Эта идея решалась через следующие формы работы: лекция с элементами беседы, проблемно-поисковыми заданиями и практической работой обучающихся. Здоровьесбережению способствовала смена видов деятельности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Давлетбаева Рамиля Расиловна
→ Публикатор 03.10.2021 0 3268 274 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы