Конспект урока истории "Отечественная война 1812 года"; 9 класс


Базовый учебник: История России, 9 класс, под редакцией академика РАН А. В. Торкунова.

Цель: познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века.

Ход урока
I. Орг. момент

II. Проверка и актуализация знаний
Учащиеся повторяют ранее изученное, отвечают на вопросы домашнего задания

III. Постановка цели и задач урока
Учитель: Мы продолжим изучение отечественной истории начала 19 в. И начать я хочу с известного стихотворения М.Ю. Лермонтова.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
-Какому событию посвятил поэт эти строки?
(ответы учеников)

На сегодняшнем уроке речь пойдет о войне 1812 г. с Наполеоном. Он вторгся в Россию с огромной боеспособной непобежденной в Европе армией и был разбит. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы.

-Как вы считаете какие вопросы мы должны рассмотреть?
(ответы учеников)

Вспомните материал курса новой истории, знания, полученные на предыдущем уроке и определите причины похода Наполеона в Россию 

  • нарушение Россией условий Тильзитского мира
  • стремление Франции к мировому господству .

Какая –главная?
(главная - конфликт  между Россией и Францией из-за конт. блокады  Англии-условия блокады стали чаще нарушаться русскими купцами с молчаливого соглашения властей. Франция стремилась заставить Россию их соблюдать. Франция стремиться к мировому господству) 

Достигнуть этого можно было только имея сильную армию. Давайте посмотрим каковы особенности французской и русской армии.

2. Характер войны, соотношение сил.
Дома вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1 параграфа 4. Беседа с классом.

Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.    Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

- Каков был характер войны для России и Франции?

3. Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись на доске и в тетради:

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»

Работа с картой: учитель показывает расположение войск в начальный период войны, учащиеся соотносят с картой в учебнике на с.42

Вопрос: -Почему русские армии отступали?  (Нужно было объединиться, не дать разбить армии по одиночке)

Учитель дополняет: Надо сказать, что всего в течении войны, Наполеон ввел на территорию России от 500 до 590 тысяч солдат, из них 100 тысяч кавалеристов и почти полторы тысячи орудий.

Но на территории России имелась не меньшая по численности, и не отстающая по техническому обеспечению армия. В боевых действиях приняли участие около 400 тысяч пехотинцев, более 100 тысяч кавалерии, 1600 орудия, а казачьи войска насчитывали до 110 тысяч человек.

Так же на территории страны развернулось партизанское движение

Но в начальный период войны русские армии отступали в глубь страны, нужно было сохранить войска, чтобы объединиться и, собрав силы дать генеральное сражение неприятелю. Отходили с тяжелыми боями. Первоначально армии Барклая и Багратиона должны были встретиться у Витебска, но произошло это в первой половине июля в Смоленске. Здесь произошло 4 августа произошло крупное сражение, продолжавшееся 12 часов. Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Тогда Наполеон приказал поджечь город. Смоленск пришлось сдать, но французы потеряли здесь 20 тысяч солдат. К тому же противнику достались лишь обугленные руины вместо продуктов и фуража.

4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.
Неудачи первых недель войны, отступление русских армий породили при дворе и в обществе разговоры о необходимости назначить главнокомандующим русской армией М. И. Кутузова. До этого общее руководство войсками осуществлял Барклай де Толли. 

5. Бородинское сражение.
Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.


Полный текст материала Конспект урока истории "Отечественная война 1812 года"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захаров Денис Васильевич  Публикатор
06.05.2022 0 2701 52

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК