Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Возникновение театра» для 5 класса.
Разработка урока по истории Древнего мира по теме
«Возникновение театра» для 5 класса.
Автор: учитель истории МОУ Бобровская средняя
общеобразовательная школа № 2
Титаренко Людмила Алексеевна.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Возникновение театра». В уроке можно использовать постановку небольшой сценки, а так же провести связь с современным театром.
Цели урока: Обучающая: сформировать у учащихся представление о том, что театр возник в Греции более 2,5 тыс. лет назад, его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса-покровителя виноделов, об устройстве театра, о значении слов «театр», «трагедия», «комедия»;
Развивающая: развивать творческие способности у учащихся, показать отличие трагедии от комедии;
Воспитательная: подвести учащихся к пониманию значения театра в жизни людей и общества в целом; воспитать интерес к истории, искусству, заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной темы. Оборудование: учебник, карта «Древняя Греция», карточки; термины: театр, комедия, трагедия, орхестра, скене, сатиры.
ХОД УРОКА.
1. Проверка знаний учащихся.
1) разгадывание кроссворда
-
п
е
д
а
г
о
г
с
т
и
л
ь
к
р
а
с
н
о
р
е
ч
и
е
м
и
р
о
н
г
и
м
н
а
с
и
й
п
а
л
е
с
т
р
а
Вопросы:
1. В переводе с греческого это слово обозначает «сопровождающий ребенка».(Какова его роль?) педагог
2.Как называлась металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики писали буквы? (А на чем писали?) стиль
З.Как называлось в Афинах умение выступать с речами в Народном Собрании и судах? красноречие
4. Назовите имя создателя скульптуры «Дискобол» или «метатель диска»? (А кто скульптор статуи «Копьеносец»?) Мирон
5. Как называлось заведение , где свои знания пополняли взрослые афиняне? гимнасий
6.Название этой школы происходило от слова «борьба»? (Что это такое? Какова цель ее посещения?) _ палестра
Ключевое слово: Дионис- с празднествами в честь этого бога связано рождение театра в Греции.
2) индивидуальная работа по карточкам на «3» и «5».
II.Изучение новой темы.
План.
1.В театре Диониса.
Театр- это место для зрелищ. Театральные представления в греческом театре проводились весной , в конце марта, когда было готово вино и уже начиналось оживление природы. Здесь состязались авторы, актеры, хор. В Афинах театр стал существовать с VI в. до н. э.
2. Устройство театра.
1) Скене- примыкающая к орхестре постройка ( к ее стене прикреплялись декорации, внутри были костюмы);
2) орхестра- круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор;
3) места для зрителей;
4) театра- сиденья.
3. Виды представлений:
1) трагедия- в переводе означает «песнь козлов»(предназначена для очищения человека с помощью сострадания)- Софокл «Антигона»; 2) комедия- произошло от греческих слов «комос»-народ, «одия»- песня (призвана была приводить человека к очищению с помощью высмеивания общечеловеческих недостатков)-Аристофан «Птицы».
4. Сценка( отрывок из трагедии Софокла «Антигона»)
Старец
предсказатель: К царю греческого города Фивы стражи приводят
девушку. Чем провинилась юная Антигона? Брат ее в борьбе за власть пошел войной на родной город. Однако его войско потерпело поражение , а сам он был убит. Тело юноши фиванский царь велел бросить на съедение хищным птицам, запретив под страхом смерти хоронить убитого. Антигона нарушила запрет, засыпав тело брата землей. Она, как и все греки, верила, что душа умершего обретает покой лишь после погребения. Теперь ее ждет казнь.
Чтец 1: В мире много сил великих,
Но сильнее человека
|
Нет в природе ничего. |
|
Мчится он ,непобедимый, |
|
По волнам седого моря |
|
Сквозь ревущий ураган. |
Чтец 2: |
Создал речь он и вольной мыслью |
|
Овладел, подобной ветру, |
|
И законы начертал. |
|
Злой недуг он побеждает, |
|
И грядущее предвидит, |
|
Многоумный человек. |
Чтец 3: |
И гордясь умом и знаньем, |
|
Не умеет он порою |
|
Отличить добро от зла. |
|
Человеческую правду |
|
И небесные законы |
|
Ниспровергнуть он готов. |
Сын царя: |
Отец, все граждане и весь народ |
|
фиванский ее вины не признают! |
Царь: |
В моей земле я царствую один! |
|
Казнить ее! |
Сын царя: |
Принадлежать не может одному |
|
свободная земля! |
Царь: |
Казнить! И все тут! |
Старец |
Помилуй же убитого! |
Царь: Увести на казнь!
Старец: Близок час , когда твой дом
наполнят стоны женщин и вопль мужей!
Сын царя: О, нет, я жить без нее не могу!
Прощайте! ( кончает жизнь самоубийством)
Царица- мать: О, боже, сын мой ! (погибает)
Царь: Горе, о горе мне! Смерть, я зову тебя! (погибает)
Чтец 4: Но и царь не победимый,
Если нет в нем правды вечной,
На погибель обречен!
Я ни чувств , ни мыслей ,
Ни огня, ни крови
С ним не разделяю.
5. Беседа о современных театрах и актерах.
1) Какие театры вы знаете, или бывали в них?
2) Каких известных актеров современности вы знаете? Назовите ваши любимые фильмы.
III. Закрепление новой темы.
ПЗ: Почему греки называли театр «школой для взрослых»?
ППЗ: Сравните, что общего и особенного между древнегреческим и современным театром?
IV. Обобщение по теме.
V. Д/3: параграф 39, составить кроссворд на тему
«Древняя Греция»
Источники материалов:
1.Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира.
2. Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителя/ сост. Е. А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.
3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Титаренко Людмила Алексеевна
→ люсечка 22.09.2010 8 12095 976 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.