Туристический слет-квест "Мы за ЗОЖ!"


 

 

 

 

Туристический слет - квест

«Мы за ЗОЖ!»

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кемерово, 2020

 

 

 

 

Плетникова Татьяна Анатольевна - учитель физики, почетный работник общего образования Российской Федерации, г. Кемерово, МАОУ "СОШ №93 с углубленным изучением отдельных предметов"

Кольцова Екатерина Анатольевна – заместитель директора по ИКТ, учитель информатики, почетный работник общего образования Российской Федерации, организатор туристической работы в МБОУ СОШ №22, г. Междуреченск

 

 

 

Туристический слет – квест «Мы за ЗОЖ!» Методические рекомендации.

 

 

 

В работе представлены рекомендации по организации туристического слета – квеста «Мы за ЗОЖ!». Данный проект содержит карточку (паспорт) с подробным описанием подготовки и проведения данного мероприятия, целевой аудитории, изложены цели, задачи и актуальность данного мероприятия, а также выделены проблемы, на решение которых направлен проект, и представлена полная разработка плана мероприятия с подобранными материалами.

Данная работа может быть полезна учителям физкультуры, организаторам туристической работы, как в образовательных учреждениях, так и учреждениях дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Туристический слет - квест «Мы за ЗОЖ!»

 

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Можно сказать, что школа всегда являлась для детей центром не только патриотических, но и спортивных мероприятий. Физическая культура предлагает сегодня достаточно много методик, оздоровительных систем, технологий, обоснованных научно и проверенных практикой.

Для многих участников и зрителей спортивные праздники становятся первым шагом к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Вот почему можно с уверенностью сказать, что подобные праздники – действенное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Каждая школа проводит их по-своему, проявляя творчество, выдумку, смекалку.

В наши дни все труднее приобщить детей к активному отдыху. Телевидение, видео, компьютерные игры, интернет, дискотеки – все это оказывает существенное влияние на образ жизни детей.

Проблемы физического воспитания и организация досуга детей во внеурочное время в общеобразовательных школах стоит довольно остро. Поэтому организация и проведение спортивных праздников это лишь одно из направлений, которое способствует решению этой проблемы.

Так, нашей целью стали организация пропаганды здорового образа жизни среди школьников, приобщение подростков к активным формам досуга и отдыха, в том числе и туризму.

Для достижения цели нужно было решить следующие задачи:

  1. Подготовить план проведения мероприятия

  2. Провести «Клуб интересных встреч» с туристами, медиками, экологами

  3. Вовлечь учащихся в деятельность по сохранению и укреплению здоровья

  4. Организовать просветительскую работу в области культуры здоровья, повысить уровень школьников в вопросах здорового образа жизни (ЗОЖ) и ценностного отношения к собственному здоровью

  5. Обучить действиям в экстремальных ситуациях, методам доврачебной помощи пострадавшим, предотвращению опасных ситуаций

  6. Привить навыки экологического общения с окружающей природой

Квест направлен на реализацию проекта для достижения таких результатов как:

  1. Мотивация к здоровому образу жизни

  2. Овладение навыками командной работы, развитие толерантного отношения друг к другу

  3. Снижение заболеваемости и риска развития болезней школьников

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

 

Название проекта

Туристический слет - квест «Мы за ЗОЖ!»

Девиз: И смекалка нужна, и закалка важна

Полное название школы, адрес, телефон

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22», Кемеровская область, г. Междуреченск, ул. Комарова, 19, А, 8(38475) 23130

Автор - заявитель

 

Балыкова Юлия – ученица 9 класса, победитель городского этапа Олимпиады школьников «Здоровое поколение», участник областной олимпиады

Ф. И. О. руководителя проекта

 

  1. Калиновская Татьяна Борисовна – учитель химии

  2. Плетникова Татьяна Анатольевна – учитель физики

  3. Кольцова Екатерина Анатольевна – заместитель директора по ИКТ, учитель информатики, организатор туристической работы в МБОУ СОШ №22

Кураторы и партнеры

реализации проекта

  1. Администрация МБОУ СОШ №22

  2. Руководитель туристического клуба «Гренада» - Дергачев О. В., педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детско-юношеский центр» (предоставление туристического снаряжения)

  3. Рыбакова Л. С., заместитель директора по БЖ

  4. Обучающиеся 11 классов, участники туристического клуба «Гренада» (задействовать в организации слета, в судействе)

  5. Медицинский работник школы

Целевая аудитория проекта

Обучающиеся 7-8 классов

База реализации проекта

Пришкольная территория МБОУ СОШ №22

Сроки реализации проекта

1-27 сентября (посвящается всемирному дню туризма)

 

Проблема, на решение которой направлен проект

  • низкий уровень информированности школьников в области здоровьесбережения

  • малоподвижный образ жизни подростков, связанный с компьютерной игроманией

  • непонимание влияний вредных привычек на растущий организм

  • низкий уровень мотивации к соблюдению правил ЗОЖ

 

Основные цели и задачи проекта

Цели проекта

 

  1. Организация пропаганды здорового образа жизни среди школьников

  2. Приобщение подростков к активным формам досуга и отдыха

  3. Создание условий:

  • для формирования ценностного отношения к культуре здоровья

  • для самосовершенствования и самовоспитания школьников

  1. Популяризация занятий туризмом

  2. Повышение эффективности физического и духовного воспитания и стимулирование творческой активности

Задачи проекта

  1. Ориентировать детей на ценности здорового образа жизни и рациональное использование свободного времени

  2. Воспитать ценностное отношение к собственному здоровью

  3. Вовлечь учащихся в деятельность по сохранению и укреплению здоровья

  4. Организовать просветительскую работу в области культуры здоровья, повысить уровень школьников в вопросах здорового образа жизни (ЗОЖ)

  5. Дать возможность осознать обучающимся свои способности и возможности, радость здорового образа жизни

  6. Обучить действиям в экстремальных ситуациях, методам доврачебной помощи пострадавшим, предотвращению опасных ситуаций

  7. Прививать навыки экологического общения с окружающей природой

 

Краткое описание проекта

Проект (квест) делится на следующие этапы:

  1. Подготовительный

  1. Подготовка карты туристического слета (квеста), туристического инвентаря и бланков протоколов для результатов прохождения этапов

  2. Подготовка заданий, вопросов и ответов для этапов

  3. Выбор организаторов туристического слета (квеста), формирование команд игроков

  4. Проведение инструктажа для участников туристического слета (квеста)

  5. Выбор капитана, названия и девиза команды

  6. Оформление места проведения мероприятия

  7. Приобретение канцелярских товаров, призов, кубков, медалей, дипломов для победителей командного и личного первенства

  1. Основной

Проведение туристического слета (квеста)

Проведение мероприятия: старт команд происходит через определенный промежуток времени (5-7 минут) в зависимости от количества команд-участниц

  1. Заключительный

  1. Подведение итогов

  • Команда, набравшая большее количество баллов, является победителем

  • Победители личного первенства определяются по отдельным видам программы

  1. Операция «Здесь нас не было»:

уборка территории от мусора

  1. Награждение

Награждение личное и командное: дипломами, грамотами, призами, кубками, медалями

Условия финансирования

Оформление места проведения мероприятия, приобретение канцелярских товаров, командных призов, кубков, медалей для победителей командного и личного первенства, изготовление дипломов осуществляется из внебюджетных средств

Оборудование, снаряжение, экипировка

 

Экипировка участников: одежда и обувь спортивная, головной убор

Снаряжение: веревки, дощечки

Оборудование: компас, ручка, карандаш, бумага, коробка с медикаментами, карта

Ожидаемые результаты реализации проекта

Для учеников

  1. Восприятие участниками проекта здоровья как жизненной ценности

  2. Мотивация к здоровому образу жизни

  3. Овладение навыками командной работы, развитие толерантного отношения друг к другу

  4. Снижение заболеваемости и риска развития болезней школьников

Бюджет проекта

Финансовые расходы

Кол-во

Стоимость (руб.)

Канцтовары:

фломастеры, гуашь, ватман, скотч, клей, кнопки, цветная бумага, ножницы, степлер, скобы для степлера и др.

1

1200

ксероксная бумага (белая)

1

250

ксероксная бумага (цветная)

1

300

Наградная продукция, призы

Дипломы, кубки, медали, призы для победителей командного и личного первенства

10

4000

ИТОГО

 

5750

Проведение туристического слета (квеста)

Этап 1

«Параллель»

(две веревки, параллельно натянутые одна над другой на расстоянии 150 см)

Описание

  1. Каждый участник команды получает доступ на прохождение этапа, ответив на вопрос (приложение 1)

  2. Участник команды перебирается по веревкам от начала до конца, где висят буквы (приложение 1)

  3. Игрок должен снять одну из 5 букв (и так каждый участник команды)

  4. В конце этапа команда составляет слово «КОЧКИ», которое является подсказкой к следующему испытанию.

Инвентарь

2 веревки, буквы и вопросы

Научно-методическое обоснование

Развитие физических качеств: быстроты, ловкости и координации движений.

Осознание важности двигательной активности для укрепления здоровья.

Четкое выполнение заданий ведущего.

Развитие гибкости мышления.

Эффективное сотрудничество в группе.

Этап 2

«Кочки на болоте»

Описание

  1. На поле расположены дощечки, находящиеся в хаотичном порядке на расстоянии 45-50 см друг от друга

  2. Команда выстраивается в колонну на одной стороне «болота»

  3. Каждый игрок должен перебраться на другую сторону «болота», перепрыгивая с кочки на кочку. Кто из команды оступится, тот начинает переход заново

  4. После этого команде предлагаются иллюстрации с изображением растений (приложение 2), из которых следует выбрать фотографии лекарственных и пищевых растений, произрастающих на болоте

  5. По первым буквам каждого из названий составить слово – название следующего этапа («КОМПАС») (приложение 2).

Инвентарь

Дощечки, фотографии растений, бумага, карандаш

Научно-методическое обоснование

Развитие физических и двигательных умений, координации движений.

Выявление знаний видов лекарственных и пищевых растений, произрастающих на заболоченной местности Междуреченского района.

Этап 3

«Компас»

Описание

  1. Выдается карта (приложение 3) с обозначениями мест нахождения записок, которые должна обнаружить команда.

  2. Капитан находится в точке, обозначенной крестом, другие игроки остаются в точках обнаружения записок.

  3. Капитан определяет азимут данных точек и вписывает в карту.

  4. По найденным запискам составляется загадка, ответ на которую («СКОРАЯ ПОМОЩЬ») направит команду к следующему этапу.

Инвентарь

Компас, карта, карандаш, готовые записки с текстом загадки

Научно-методическое обоснование

Демонстрация умений работать с компасом и картой, определять азимут, ориентироваться на местности.

Развитие интеллектуальных способностей, воображения.

Этап 4

«Скорая помощь»

Описание

  1. Команда получает пустую аптечку и выстраивается в колонну

  2. Игрок добегает до коробки с медикаментами и медицинскими приборами и выбирает один необходимый предмет для формирования аптечки туриста

  3. Вернувшись, называет выбранный предмет и его назначение

  4. Каждый игрок дважды проходит дистанцию

  5. После того, как команда закончит формирование аптечки из 10 предметов, ей предлагается ребус (приложение 4), ответ которого («СТИХОТВОРЕНИЕ») является подсказкой к переходу на следующий этап.

Инвентарь

Аптечка, коробка, бинт, зеленка, активированный уголь, перекись водорода, йод, пипетка, шприц, аммиак, резиновый жгут, валидол, глицерин, гидрокарбонат натрия, термометр, барометр, тонометр, аспирин, анальгин, но-шпа, резиновые перчатки, носовой платок, мыло, влажные салфетки, парацетамол, настой валерианы

Научно-методическое обоснование

Развитие физических и двигательных умений, укрепление всех групп мышц при беге.

Демонстрация знаний о назначении лекарственных средств.

Этап 5

«Стихотворение» (буриме - кричалка)

Описание

  1. Команде предлагается составить буриме - кричалку на тему ЗОЖ из 4 слов (приложение 5)

  2. После чего команде нужно хором ее прокричать

  3. Затем команда движется по карте к финишу

Инвентарь

Лист с ключевыми словами, бумага, карандаш

Научно-методическое обоснование

Развитие творческих способностей.

Формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни

Наш проект «Туристический слет – квест «Мы за ЗОЖ!» - победитель областного этапа олимпиады «Здоровое поколение, 2017». Он был отмечен как лучший среди 60 проектов старшеклассников из 29 муниципальных образовательных учреждений и удостоен грамоты Департамента Образования и Науки Кемеровской области.

Данный проект был апробирован летом 2018г. В нем приняли участие дети, прибывавшие в летнем лагере, ученики 22, 23 и 19 школ, а также педагоги и родители. Туристический слет-квест был проведен на территории школы №22.

Судя по опросу участников квеста, мероприятие им очень понравилось. Количество лайков гораздо превышало количество дизлайков .

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с.

  2. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: методическое пособие. Часть I. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении. Часть II. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока /. Авторы-сост.: Т.Н. Семенкова, Н.А. Заруба и др. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. - 340с.

  3. Зинова У.А. Формирование установки на здоровый образ жизни как актуальная проблема // Седьмая волна психологии. / Сб. под ред. Козлова В.В. Вып. 7. - Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2010. - 444 с.

  4. Зуйкова А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешённые проблемы // Здоровье и образование в XXI веке. - 2012. - Т.14 (Вып. № 4). - С. 364-365.

  5. Миновская О.В. Организация экстремальных культурно-досуговых мероприятий для учащихся в условиях города // Социальная педагогика в социальных практиках: Сборник материалов Международного симпозиу-ма / научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. - М.: БУКИ ВЕДИ, 2013. - 212с.

  6. Смирнов, Н.К, Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст]/ Н.К. Смирнов. - М.: «Академия», 2002. - 118с.

  7. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С.146-149.

  8. Рождение идеи [Электронный ресурс]. –

http://idee.ucoz.ru/publ/kvest/idei_sozdanija_kvesta/veb_kvesty/3-1-0-4

  1. Квест-технология в образовании и воспитании. Роль квест-технологий [Электронный ресурс]

http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy

  1. Игра-квест "Мы – за здоровый образ жизни!"[Электронный ресурс]

http://festival.1september.ru/articles/660276/

  1. Проект ПСПбГМУ имени акад. И.П.Павлова [Электронный ресурс]

http://1spbgmu.ru/images/Vuz_zdorovogo_obraza_zhizni/2014/3/3.2/proekt_moy_zozh.pdf

  1. «Квест по ЗОЖ» [Электронный ресурс]

https://educontest.net/ru/200685/квест-по-зож/

  1. Сценарий спортивно-оздоровительной квест игры "Здоровая нация" [Электронный ресурс]

https://infourok.ru/scenariy-sportivnoozdorovitelnoy-kvest-igri-dnya-zdorovya-1029418.html

  1. Квест-игра «здоровый образ жизни – выбор молодых» [Электронный ресурс]

http://www.culture.ru/events/142952/kvest-igra-zdoroviy-obraz-zhizni-vibor-molodih

  1. Сценарий игры-путешествия «Город здоровья» для 5-6 классов [Электронный ресурс]

http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-franceva/scenarii-igry-puteshestvija-gorod-zdorovja.html

  1. Уроки выживания [Электронный ресурс]

http://zhyvoi.ru/20-pohodnaya-aptechka-spisok-neobhodimyh-lekarstv.html

  1. Игровые задания по экологии Головоломка [Электронный ресурс]

http://umotnas.ru/umot/igrovie-zadaniya-po-ekologii-golovolomka/

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

1 этап

(До этапа)

Вопросы:

1.Вещества, необходимые для укрепления организма. (витамины) 
2. Его за деньги не купишь, о нем не думаешь, пока не заболеешь. (здоровье) 
3. Растирание тела для лечебных целей. (массаж) 
4. Этим видом спорта занимается Алина Кабаева. (гимнастика)

5.Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или уложу в кровать,
Или разрешу гулять.
(градусник)

 

(После этапа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

2 этап

Фотографии растений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

Колба (К) Осока (О) Морошка (М)

 

Пушица (П) Алтея (А) Сабельник (С)

«КОМПАС»

Приложение 3

3 этап

 

И в ясный день, и даже в полночь

Всегда спешит к больным на помощь.

Дорогу ей все уступают

И с уваженьем пропускают. (СКОРАЯ ПОМОЩЬ)

 

Приложение 4

4 этап

Примеры:

  1. Йод – средство, дезинфицирующее поврежденные кожные покровы

  2. Зеленка—средство, дезинфицирующее поврежденные слизистые покровы

  3. Аспирин – жаропонижающее

  4. Парацетамол – жаропонижающее, при головной боли

  5. Нашатырный спирт (аммиак) — при обморочных состояниях

  6. Активированный уголь – при отравлениях, болях в желудке

  7. Настойка или экстракт валерианы – нервные расстройства, нервозность

  8. Но-шпа – обезболивающее средство при спазмах

Ребус

Ответ: «СТИХОТВОРЕНИЕ»

 

 

Приложение 5

5 этап

……………………с зарядки, 
…………………... в порядке.
……………………….всегда,
……………………….холода.

Например:

Если день начать с зарядки, 
Значит, будет все в порядке.
Мы здоровые всегда,
Не страшны нам холода.

Приложение 6

Карта

 


Полный текст материала Туристический слет-квест "Мы за ЗОЖ!" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плетникова Татьяна Анатольевна  Публикатор
20.01.2021 0 2397 203

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК