Проект "Неологизмы в современном русском языке"; 11 класс


Слайд 1
Проектная работа по русскому языку учащихся 11 класса МКОУ «Сотницынская СШ»
Слайд 2
Тема проекта:«Неологизмы в современном русском языке» Тип проекта: исследовательский Цель проекта: определить роль неологизмов в современном русском языке Предмет исследования: новые слова, появившиеся в языке.
Слайд 3
Актуальность темы. В современном языке приток неологизмов принял массовый характер, а быстротекущая жизнь нашей эпохи укорачивает испытательный срок новых слов. В языке не могут не отражаться новые идеи и понятия, появляющиеся с развитием
Слайд 4
     Задачи проекта Дать понятие неологизмов Проанализировать теоретические материалы, связанные с появлением новых слов в языке Определить виды неологизмов Выявить пути формирования неологизмов Выяснить отношение к исследуемому явлению у подростков.
Слайд 5
Участники проектаученики 11 класса «МКОУ Сотницынская СШ»
Слайд 6
Руководитель проекта Тараскина М.В.
Слайд 7
  Неологизмы (от греч. neos «новый» и logos новый» и logos » и logos «новый» и logos слово») – это новые слова, новизна которых ощущается говорящими. Неологизм - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившиеся в языке .
Слайд 8
Из истории вопроса Ещё античным языкознанием поднимались вопросы о происхождении новых слов. Однако сам термин «неологизм» появился в 18 веке. Но до середины 20 века этому разделу лексикологии не уделялось должного внимания. И только со второй половины 20 века, когда в европейских языках заметно активизировался процесс
Слайд 9
 
Слайд 10
Виды неологизмов
Слайд 11
Языковые неологизмы создаются для обозначения нового предмета, понятия (квадракоптер, хайфлайк)
Слайд 12
Лексические могут неологизмы быть образованы по имеющимся в языке моделям: венероход, примарситься, полуторасменка или заимствованы из других языков: бобслей, макияж, рэкет.
Слайд 13
Семантические неологизмы новые значения известных слов: зебра «полосы на проезжей части улицы, обозначающие переход» ,штрих «паста для исправления ошибок»
Слайд 14
Индивидуальноавторские (окказионализмы) авторские неологизмы, созданные по необычным моделям: хилософия; спортсмедный лоб; стрекозёл. Авторские неологизмы ы могут быть семантическими: рассыпчатые от старости профессора.
Слайд 15
Иногда авторские неологизмы становятся реальными словами, входят в литературный язык, как, например, слова маятник, насос, притяжение, созвездие, рудник, чертеж, вошедшие в русский язык из трудов М. В. Ломоносова; промышленность, влюбленность, рассеянность, трогательный – из произведений Н. М. Карамзина; стушеваться – из Ф. М. Достоевского; бездарь – из И. Северянина.
Слайд 16
 Способы образования неологизмов словообразовательная деривация — образование новых слов по образцу уже существующих в языке,например: примарситься, лунография  заимствование слов из других языков (дедла́йн, лайфха́к, ка́йтинг, квест)
Слайд 17
Заимствованный характер, вероятно, имеет новое значение слова пират (перен.) «лицо или организация, занимающееся незаконным копированием и распространением чужой аудио- и видеопродукции и т.п.»).
Слайд 18
Кротом стали называть шпиона под влиянием английского слова mole, которое имеет значение “крот’' и “агент, внедрившийся в иностранную разведку”.
Слайд 19
Под влиянием зарубежной литературы и западных фильмов телохранителей бизнесменов, эстрадных звезд называют гориллами.
Слайд 20
В настоящее время одним из источников пополнении лексики литературного языка являются жаргонизмы. Часто встречаются семантические неологизмы, представляющие собой жаргонные обозначения человека. Например, кактус «остроумный человек»; п велосипед «очень худая девушка, женщина»; пельмень «полный, мужчина с с крупным и пухлым лицом» и др.
Слайд 21
Трудяга — прост. «очень трудолюбивый человек, работяга* [Ож. — Шв., 814]; в школьном сленге имеет значение ирон. •учитель труда, мастер производственного обучения* [БСРЖ, 599];  говорун — «человек, который любит много говорить» [Ож. — Шв., 135]; в студенческом жаргоне «лектор» [ТСРШСЖ, 78];  мазила — «тот, кто плохо, неумело рисует, пишет* [Ож. - Шв.. 2151; в уголовном жаргоне шутл.-ирон. «художник» [БСРЖ. 329]; 
Слайд 22
Барахольщик — разг. пренебр. «любитель вещей, барахла* [Ож. — Шв.. 36]; в школьном сленге «завхоз» [ТСРШСЖ, 33 зубастик — «кто-то с большими зубами» — в школьном сленге «школьный стоматолог» [ТСРШСЖ. 107; ] картежник — разг. «заядлый игрок в карты* [Ож. — Шв., 267]; в школьном сленге «учитель географии» [ТСРШСЖ, 491]
Слайд 23
Крупняк (разг.) — на основе предметного значения «о чем-то очень крупном (по размеру, достоинству и т.п.)* [БТС, 475] появляются в уголовном жаргоне «крупный мошенник, спекулянт», «богатая жертва воров или грабителей* (БСРЖ, 249]. а также «крупный чиновник» По признанию бывшего министра МВД Б. Грызлова, из сотен расследованных дел «крупняка» до cvдa доходят единицы. (АиФ. - дa доходят единицы. (АиФ. 2004. - № 14); Жвачка —1. «Жевательная резинка» «учительница, говорящая невнятно» [ТСРШСЖ, 193];
Слайд 24
Припевка (и) — «короткие любовнолирические (обычно шутливые) песенки, исполняемые на посиделках, гуляньях. 2. Частушка* [БАС — Т. 11, 663] и новое «вокалистка»: Фёдор дочурку к нему в коллектив припевкой устроил. (Д о н ц о в а).
Слайд 25
  Каковы бы ни были те или иные жаргоны, самое их существование доказывает, что язык жив и здоров. Только у мертвых языков не бывает жаргонов К. Чуковский
Слайд 26
Таким образом, выполнив исследовательскую работу, мы очень многое узнали о неологизмах, их происхождении и употреблении в современном русском языке. Анализ современной литературы помог в составлении своего мини-словаря неологизмов. Проведённый нами опрос среди старшеклассников показал, что мнения о неологизмах разные, но никто из современных подростков не против неологизмов. Также собранные данные помогли составить процентное соотношение мнений.
Слайд 27
 
Слайд 28
Выводы Язык представляет собой саморазвивающийся механизм, регулирующийся определёнными закономерностями.  Наш русский язык умеет самоочищаться, избавляться от всего ненужного. Это происходит и с иноязычными словами, и с неологизмами. Конечно, неумеренное и неуместное употребление иноязычных и новых слов недопустимо, но запретами здесь ничего не решить.  Нужна кропотливая работа, цель которой – воспитание любви к родной культуре, к родному русскому языку.
Слайд 29
«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей» К. И. Чуковский
Слайд 30
Литература Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А Кузнецов - СПб., 1998 [БТС]; Вальтер X. и др. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. - М.. 2005. (ТСРШСЖ); Мокиенко В. II., Никитина Т. Г. Большой словарь русского жаргона. - СПб., 2000 | БС РЖ); Никитина Т. Г. Молодежный сленг: Толковый словарь. - М., 2004 (МС]; Ожегов С. И.. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М., 1994. (Ож - Шв.); Словарь современного русского литературного языка. - М.Л.. 1948-1965. - Т. 1-17 (БАС]; Устименко И. А. Словарь семантических конденсатов русского языка. - Белгород, 2001 |ССК

Полный текст материала Проект "Неологизмы в современном русском языке"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тараскина Марина Владимировна  Публикатор
25.08.2021 0 7735 359

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК