Проект "Формирование профессиональных компетенций педагогов истории и обществознания в соответствии с обновленным ФГОС ООО"
МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района
Республики Татарстан
Название проекта:
«Формирование профессиональных компетенций педагогов истории и обществознания в соответствии с обновленным ФГОС ООО»
Автор проекта: Гафарова Амина Дамировна
учитель истории и обществознания, руководитель РМО
первая квалификационная категория
2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт проекта…………..…………………………………………………….2
2.Краткая аннотация проекта…………………………………………………….5
3.Обоснование актуальности и значимости проекта ……………………………………………………………………………………...5
4.Цель и задачи проекта…………………………………………………………..6
5.Участники проекта……………………………………………………………...6
6.Стратегия достижения поставленной цели……………………………………7
7.План реализации проекта……………………………………………………..10
8.Ресурсы проекта………………………………………………………………..11
9.Ожидаемые результаты………………………………………………………..11
10.Критерии эффективности…………………………………………………….12
11.Дальнейшее развитие проекта………………………………………………..13
Паспорт проекта
Полное наименование проекта |
«Формирование профессиональных компетенций педагогов истории и обществознания в соответствии с обновленным ФГОС ООО» |
Авторы проекта |
Руководитель РМО Гафарова А.Д. Учителя истории и обществознания Апастовского муниципального района РТ Адрес: РТ, Апастовский район, пос.ж.д.ст.Каратун, ул.Школьная,2а Телефон: 89625490788 |
Актуальность проекта |
В процессе перехода на обновленные ФГОС ООО изменились требования, предъявляемые как к образовательному процессу, так и профессиональным качествам педагога. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше и уровень качества образования в ООО. Но без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения и воспитания, выявления и распространения передового опыта этого достичь невозможно. Для повышения качества образования от педагогов требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с детьми и родителями. А ведь для успешного введения в практику инновационных технологий и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагогов требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности. |
Основная цель проекта |
Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации обновленных ФГОС ООО как фактор повышения качества образования. |
Основные задачи проекта |
Организовать эффективную кадровую политику, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации обновленных ФГОС ООО; Способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов с помощью эффективных форм методической работы. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов; Формировать умения и навыки анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей педагогической деятельности; Внедрять в практику работы ООО учреждения новые педагогические идеи, технологии, программы, обеспечивающие более высокие результаты в воспитании, обучении и развитии учащихся ООО. |
Сроки реализации |
Данный проект является долгосрочным и будет осуществляться с мая 2022 года по май 2023 года. |
Участники проекта |
Учителя истории и обществознания Апастовского муниципального района. |
Ресурсы проекта |
Кадровые ресурсы: Руководитель РМО, учителя предметники. Материально-технические: мультимедийная техника, множественная техника –ксероксы, принтеры и др., оборудованные помещения. Методические ресурсы: для проведения занятий и индивидуальных консультаций с педагогами могут быть использованы методические ресурсы методкабинета, электронные методические ресурсы. Финансовые ресурсы: для поощрения педагогов-наставников, педагогов активно участвующих в конкурсах, педсоветах, семинарах, в инновационной деятельности могут быть использованы средства стимулирующего фонда за качество и результативность профессиональной деятельности.
|
Этапы реализации проекта |
I этап подготовительно – информационный (май 2022 – октябрь 2022) II этап подготовительно – документальный (ноябрь 2022– декабрь 2022) III этап функциональный (январь 2023 – март 2023) IV этап обобщающий (апрель 2023 – май 2023) |
Ожидаемые результаты |
Увеличение доли педагогов с первой и высшей категорией. Повышение уровня профессионального мастерства, компетентности. Повышение активности педагогов в области профессионального саморазвития. Повышение уровня активного и результативного участия в педагогических конкурсах. Увеличение доли педагогов использующих инновационные технологии, методы активного обучения и воспитания, коллективные и групповые формы работы для повышения качества образования. Увеличение доли педагогов, занимающихся кружковой работой и разработкой авторских программ. Увеличение доли педагогов, создавших свой сайт (блог, портфолио). Увеличение количество достижений среди детей и педагогов.
|
Критерии эффективности |
Анкета для педагогов по участию в инновационной деятельности. Анкета «Выявление способности педагогов к саморазвитию» Анкета «Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих саморазвитию» Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов . Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с обучающимися.
|
Дальнейшее развитие проекта |
Методическая служба образовательных учреждений обеспечить поддержку профессионального развития педагогов, внедрение в практику учреждения инновационных процессов, обеспечение методического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса. Проект очень актуален в постоянно меняющихся условиях реформирования системы образования. Реализация данного проекта, поможет педагогам повысить уровень квалификации, профессиональное мастерство, компетентность, обеспечит стремление к самообразованию, приведет к повышению качества образования. Педагогам необходимо непрерывно повышать свою квалификацию. В связи с этим возможно и дальнейшее развитие проекта. |
Краткая аннотация проекта
Реализация данного проекта будет осуществляться руководителем РМО и учителями истории и обществознания Апастовского муниципального района РТ. В результате в образовательных учреждениях созданы условия для совершенствования и повышения компетентности и профессионализма педагогов, как одно из важнейших условий улучшения качества ООО.
Данный проект является долгосрочным и будет осуществляться с мая 2022 года по май 2023 года.
Обоснование актуальности и значимости проекта
В сентябре 2021 года были опубликованы новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые определят вектор развития современной российской школы. О том, что изменилось и как это повлияет на работу учителя. Изменения уже приняты, остаётся на практике осознать принципиальные различия между ФГОС 2-го и 3-го поколения. Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)
Но какие бы изменения не происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на воспитании и обучении детей и подготовки их к жизни. Именно педагоги реализует основные нововведения и инновации в образовании.
Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше и уровень качества образования в школе. Но без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения и воспитания, выявления и распространения передового опыта этого достичь невозможно. Для повышения качества образования от педагогов требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с обучающимися. А ведь для успешного введения в практику инновационных технологий и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагогов требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.
В результате проведенного анкетирования и диагностики педагогов в школах выявлены проблемы:
-в несоответствии подготовки педагогов к современным изменяющимся условиям;
-не высокая личная активность педагогов в стремлении к применению новых технологий и получении дополнительных профессиональных навыков;
-недостаточность умений во владении информационно-коммуникативными технологиями;
-низкий уровень общей культуры;
-низкая активность педагогов процесса в использовании более интенсивных способов обучения—обращение к электронным образовательным площадкам. Это - ЭОР: мультимедийные программы, виртуальные лаборатории, электронные учебники и задачники, коллекции цифровых образовательных ресурсов, «ЯКласс». содержание которых соответствует законодательству об образовании. Поэтому систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит эффективность его работы - повышение качества образования.
Данные проблемы актуальны и в нашей образовательной организации. Для их разрешения необходимо создать модель повышения квалификации педагогов, внедрить в практику инновационные методы работы с кадрами.
Для определения путей разрешения противоречий нами был проведен анализ качественного состава педагогических кадров, и получены следующие данные :
-в нашем РМО все педагоги, со высшим образованием -100 %
Стаж педагогической деятельности распределился следующим образом
-менее 3 лет работы-2%
-от 5 до 10 лет работы-14%
-от 10 лет до 20 лет-38%
-более 20% лет работы -46%
Таким образом, педагоги нашего РМО имеют 100% высшее образование, и стаж работы от 10 лет и более.
На основании вышеизложенного сформулирована проблема- необходимость создания условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации обновленного ФГОС ООО с целью повышения качества образования. Эта проблема и определила тему, цель и задачи проекта.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования.
Задачи:
1.Организовать эффективную кадровую политику, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации обновленного ФГОС ООО;
2.Способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов с помощью эффективных форм методической работы.
3.Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов;
4.Формировать умения и навыки анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей педагогической деятельности;
5.Внедрять в практику работы новые педагогические идеи, технологии, программы, обеспечивающие более высокие результаты в воспитании, обучении и развитии обучающихся.
Участники проекта
Учителя истории и обществознания:
-
высшей категории - 4
-
первой категории -17
-
учитель без кв. категории - 2
Обеспечение достижения цели и задач проекта осуществят: руководитель РМО, учителя предметники, творческая группа проекта, сформированная из опытных педагогов, которые используют в своей деятельности инновационные технологии и способны поделиться своим опытом.
№ |
Состав творческой группы |
Функционал |
1. |
Координатор проекта – руководитель РМО |
Участие в разработке плана мероприятий проекта, контроль за реализацией проекта, внесение в план необходимых корректив, составление отчетности. |
2. |
Мониторинговая группа: педагоги творческой группы |
Разработка и отбор критериев, осуществление первичного и итогового мониторинга по всем направлениям проекта, анализ полученных данных. |
3. |
Группа по реализации плана проекта с педагогами: учителя предметники, творческая группа |
Подготовка и проведение мероприятий, разработка методических рекомендаций.
|
Стратегия достижения поставленных целей
Основная работа по проекту «Формирование профессиональных компетенций педагогов истории и обществознания в соответствии с обновленным ФГОС ООО» будет осуществляться в Апастовском муниципальном районе РТ. Инновационный проект создаст оптимальные условия для сохранения имеющегося кадрового потенциала при условии изменения и обновления его качественных характеристик, придание системного характера процессам повышения профессиональной компетенции на уровне ООО.
Творчески организованная методическая работа в рамках реализации проекта должна превратиться в процесс непрерывного развития личности человека, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия, обеспечить педагогу саморазвитие, понимание самого себя, явиться главным средством управления качеством образования в ООО.
Реализация проекта будет проходить в четыре этапа: подготовительно – информационный, подготовительно – документальный, функциональный, обобщающий.
На первом подготовительно – информационном этапе (май 2022 – октябрь 2022) все педагоги разделены на три группы: I группа – педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, имеющие «изюминку» в работе (именно эти педагоги вошли в состав творческой группы) - 24%; II группа – педагоги совершенствующие педагогическое мастерство, им требуется методическое сопровождение для обогащения программно-методического обеспечения педагогической деятельности - 59%; III группа – педагоги на этапе становления педагогического мастерства, работающие не более 3-х лет, для них организовано наставничество и Школа молодого специалиста - 17%.
Далее на этом этапе членами творческой группы необходимо изучить профессиональные трудности, выявить проблемы в деятельности педагогов, провести анкетирование и диагностические исследования с целью выявления уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов, разработать, подобрать критерии эффективности проекта и провести первичный мониторинг.
На втором подготовительно – документальном этапе (ноябрь 2022 – декабрь 2022) творческой группой осуществиться изучение нормативных документов, инструктивно-методических материалов, разработка поэтапного плана реализации проекта, комплектование фонда справочных пособий.
На третьем функциональном этапе (январь 2023 – март 2023) осуществиться реализация поэтапного плана проекта.
На данном этапе творческая группа осуществят реализацию мероприятий по повышению профессионального мастерства и компетентности педагогов.
На основании полученной базы данных при проведенном первичном мониторинге будут запланированы внутришкольное, внешкольное, и сетевое повышение квалификации с соответствующими формами работы, что предполагает рост профессионализма педагогов за счет ресурсов и возможностей педагогического коллектива и материально-технической базы. Также на данном этапе нужно позаботиться о педагоге — создать условия для переподготовки, устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется.
Методическая работа будет осуществляться через традиционные формы повышения квалификации, а также через инновационные формы работы в рамках реализации проекта.
Актуальными станут нетрадиционные формы проведения педагогических советов (конференция, педагогический пробег, аукцион, коллективное творческое дело и др.), так как педсовет – постоянно действующий, высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении.
С целью решения конкретных проблем и разбор их на практике планируется Педагогическая мастерская «Инновационные технологии в образовании» (минутки-творчества, мастер-классы).
Большое значение в методической работе будет уделено неделям методического мастерства. Одна из интересных форм работы, цель которой – систематизировать знания педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме. Данная форма позволит объединить сразу несколько форм работы: семинар-практикум, открытые мероприятия, мастер-классы, конкурсы и др. Пройдут методические недели по годовым задачам и по приоритетному направлению.
При реализации проекта актуальна организация творческих групп педагогов, которые могут рассматривать важную для них проблему с целью понять ее особенность, наметить способы и пути решения.
С целью обмена опытом, выработки знаний и поиска новых, формирования у педагогов потребности профессионального роста как условие достижения эффективности и результативности воспитательно-образовательного процесса будут функционировать методический совет и методические объединения. Это есть информационное пространство для обмена педагогическим опытом, современная помощь в общении и распространении опыта педагогов.
В условиях реализации проекта будут проведены конкурс «Мои методические находки», конкурс педагогического мастерства «Учитель года», которые позволят педагогам проанализировать и дать самооценку собственной работе, стимулировать желание других педагогов принимать участие в данных конкурсах.
Ежегодное участие в районном конкурсе «Учитель года» можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.
Большое значение в повышении компетентности педагогов сыграют участие в конкурсах различного уровня и диссеминация передового опыта (выступление на районных методических объединениях, участие в конференциях, фестивалях, семинарах вне дошкольного учреждения).
Для педагогов с опытом работы до 3-х лет организуются наставничество и «Школа молодого специалиста» с целью оказание методической и психолого-педагогической помощи в профессиональной деятельности, создание условий их становления и развития.
Каждый педагог будет работать над своей темой по самообразованию, разработает поэтапный план, перспективный план в зависимости от этапа (подготовительно-информационный, основной, заключительный), диагностический инструментарий.
В декабре 2022 года творческой группой планируется отбор критериев эффективности проекта, осуществление промежуточного мониторинга (декабрь 2022 – январь 2023года).
Руководитель РМО на основе данных промежуточного мониторинга осуществит внесение необходимых корректив в план реализации проекта.
На четвертом обобщающем этапе (апрель 2023 – май 2023) творческая группа осуществят итоговый мониторинг. Полученные данные проанализируются, соотнесутся с целями и задачами проекта. Руководитель РМО по полученным результатам составит отчет, который будет использован для участия в конкурсах, выступлениях на педагогическом Совете, районных конференциях, публикациях в периодической печати, на сайте дошкольного учреждения.
В результате предлагаемый для реализации и распространения проект отличается простотой в применении, носит универсальный и в то же время творческий индивидуализированный характер, нацелен на достижение определенных качественных показателей и практических результатов.
План реализации проекта
I этап подготовительно – информационный
(май 2022 – октябрь 2022)
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Теоретическое осмысление проблемы в рамках проекта. Целеполагание. |
май 2022г |
Рук.РМО, творческая группа |
2. |
Создание творческой группы: определение состава, распределение функциональных обязанностей и направлений деятельности членов |
сентябрь 2022г |
Рук.РМО, творческая группа |
3. |
Изучение нормативных документов, инструктивно-методических материалов |
сентябрь 2022г |
Творческая группа |
4. |
Разработка и отбор критерий эффективности проекта |
октябрь, 2022г |
Рук.РМО, творческая группа |
4. |
Диагностические исследования с целью выявления уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов |
октябрь, 2022г |
Рук.РМО, творческая группа |
5. |
Анкетирование педагогов |
октябрь, 2022г |
Рук.РМО, творческая группа |
II этап подготовительно – документальный (ноябрь 2022– декабрь 2022)
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Разработка поэтапного плана мероприятий проекта |
ноябрь, 2022г |
Рук.РМО, творческая группа |
2. |
Разработка локальных актов по управлению реализацией проекта. |
декабрь, 2022г |
Рук.РМО, творческая группа |
3. |
Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта |
декабрь, 2022г |
Творческая группа |
III этап функциональный (январь 2023 – март 2023)
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Реализация плана работы по повышению профессиональных компетенций и совершенствованию мастерства педагогов |
январь 2023г – март 2023г |
Рук.РМО, творческая группа |
2. |
Контроль за реализацией проекта |
сентябрь 2022г – май 2023г |
Рук.РМО, |
3. |
Рассмотрение и отбор критериев эффективности проекта
|
декабрь, 2022г |
Рук.РМО, творческая группа |
4. |
Осуществление промежуточного мониторинга
|
январь, 2023г |
Мониторинговая группа |
5. |
Внесение необходимых корректив в план реализации проекта на основе результатов мониторинга |
февраль, 2023г |
Рук.РМО |
6. |
Реализация плана проекта с учетом внесенных корректив |
февраль 2023г – март 2023г |
Рук.РМО, творческая группа |
IV этап обобщающий (апрель 2020 – май 2020)
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Осуществление итогового мониторинга в рамках проекта |
апрель 2023г |
Мониторинговая группа |
2. |
Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами, определение перспектив |
апрель 2023г |
Рук.РМО, творческая группа |
3. |
Составление отчета по реализации проекта |
май 2023г |
Рук.РМО, творческая группа |
4. |
Подготовка материалов для публикаций, презентаций на официальном сайте ДОУ, участие в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня |
май 2023г |
Рук.РМО, творческая группа |
Ресурсы проекта
Кадровые ресурсы: руководитель РМО, учителя истории и обществознания.
Материально-технические: мультимедийная техника, множественная техника –ксероксы, принтеры и др., оборудованные помещения.
Методические ресурсы: для проведения занятий и индивидуальных консультаций с педагогами могут быть использованы методические ресурсы методкабинета, электронные методические ресурсы.
Финансовые ресурсы: для поощрения педагогов-наставников, педагогов активно участвующих в конкурсах, педсоветах, семинарах, в инновационной деятельности могут быть использованы средства стимулирующего фонда за качество и результативность профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты
-Увеличение доли педагогов с первой и высшей категорией.
-Повышение уровня профессионального мастерства, компетентности.
-Повышение активности педагогов в области профессионального саморазвития.
-Повышение уровня активного и результативного участия в педагогических конкурсах.
-Увеличение доли педагогов использующих инновационные технологии, методы активного обучения и воспитания, коллективные и групповые формы работы для повышения качества образования.
-Увеличение доли педагогов, занимающихся кружковой работой и разработкой авторских программ.
-Увеличение доли педагогов, создавших свой сайт (блог, портфолио).
-Увеличение количество достижений среди обучающихся и педагогов.
Критерии эффективности проекта
№ |
Критерии |
Диагностический инструментарий |
Ответственные |
1 |
Определение уровня участия педагогов в инновационной деятельности |
Анкета для педагогов по участию в инновационной деятельности. |
Рук.РМО, творческая группа |
2 |
Определение уровня способности педагогов к самообразованию |
Анкета «Выявление способности педагогов к саморазвитию» Анкета «Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих саморазвитию» |
Рук.РМО, творческая группа |
3 |
Определение уровня профессиональной компетентности педагогов |
Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов
|
Рук.РМО, творческая группа |
4 |
Определение способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности. |
Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию»
|
Рук.РМО, творческая группа |
5 |
Оценки профессионального мастерства педагогов |
Карта оценки профессионального мастерства педагогов
|
|
6 |
Изучения степени удовлетворенности предоставленных образовательных услуг образовательного учреждения |
Опросник для родителей «Удовлетворенность работой образовательного учреждения» |
Рук.РМО, творческая группа |
Дальнейшее развитие проекта
В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача повышения качества образования, и, соответственно, качества профессионального образования педагога. Методическая служба дошкольного образовательного учреждения обеспечить поддержку профессионального развития педагогов, внедрение в практику учреждения инновационных процессов, обеспечение методического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Проект очень актуален в постоянно меняющихся условиях реформирования системы образования.
Реализация данного проекта, поможет педагогам повысить уровень квалификации, профессиональное мастерство, компетентность, обеспечит стремление к самообразованию, приведет к повышению качества образования.
Педагогам необходимо непрерывно повышать свою квалификацию. В связи с этим возможно и дальнейшее развитие проекта.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гафарова Амина Дамировна
→ Публикатор 30.05.2022 0 1676 143 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы