Проект "Формирование профессиональных компетенций педагогов истории и обществознания в соответствии с обновленным ФГОС ООО"


 

МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района

Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название проекта:

«Формирование профессиональных компетенций педагогов истории и обществознания в соответствии с обновленным ФГОС ООО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта: Гафарова Амина Дамировна

учитель истории и обществознания, руководитель РМО

первая квалификационная категория

 


 


 


 


 


 

2022


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Паспорт проекта…………..…………………………………………………….2

 

2.Краткая аннотация проекта…………………………………………………….5

 

3.Обоснование актуальности и значимости проекта ……………………………………………………………………………………...5

 

4.Цель и задачи проекта…………………………………………………………..6

 

5.Участники проекта……………………………………………………………...6

 

6.Стратегия достижения поставленной цели……………………………………7

 

7.План реализации проекта……………………………………………………..10

 

8.Ресурсы проекта………………………………………………………………..11

 

9.Ожидаемые результаты………………………………………………………..11

 

10.Критерии эффективности…………………………………………………….12

 

11.Дальнейшее развитие проекта………………………………………………..13

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Паспорт проекта

Полное наименование проекта

«Формирование профессиональных компетенций педагогов истории и обществознания в соответствии с обновленным ФГОС ООО»

Авторы проекта

Руководитель РМО Гафарова А.Д.

Учителя истории и обществознания Апастовского муниципального района РТ

Адрес: РТ, Апастовский район, пос.ж.д.ст.Каратун, ул.Школьная,2а

Телефон: 89625490788

Актуальность проекта

В процессе перехода на обновленные ФГОС ООО изменились требования, предъявляемые как к образовательному процессу, так и профессиональным качествам педагога. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше и уровень качества образования в ООО. Но без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения и воспитания, выявления и распространения передового опыта этого достичь невозможно. Для повышения качества образования от педагогов требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с детьми и родителями. А ведь для успешного введения в практику инновационных технологий и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагогов требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.

Основная цель проекта

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации обновленных ФГОС ООО как фактор повышения качества образования.

Основные задачи проекта

Организовать эффективную кадровую политику, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации обновленных ФГОС ООО;

Способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов с помощью эффективных форм методической работы.

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов;

Формировать умения и навыки анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей педагогической деятельности;

Внедрять в практику работы ООО учреждения новые педагогические идеи, технологии, программы, обеспечивающие более высокие результаты в воспитании, обучении и развитии учащихся ООО.

Сроки реализации

Данный проект является долгосрочным и будет осуществляться с мая 2022 года по май 2023 года.

Участники проекта

Учителя истории и обществознания Апастовского муниципального района.

Ресурсы проекта

Кадровые ресурсы: Руководитель РМО, учителя предметники.

Материально-технические: мультимедийная техника, множественная техника –ксероксы, принтеры и др., оборудованные помещения.

Методические ресурсы: для проведения занятий и индивидуальных консультаций с педагогами могут быть использованы методические ресурсы методкабинета, электронные методические ресурсы.

Финансовые ресурсы: для поощрения педагогов-наставников, педагогов активно участвующих в конкурсах, педсоветах, семинарах, в инновационной деятельности могут быть использованы средства стимулирующего фонда за качество и результативность профессиональной деятельности.

 

Этапы реализации проекта

I этап подготовительно – информационный

(май 2022 – октябрь 2022)

II этап подготовительно – документальный (ноябрь 2022– декабрь 2022)

III этап функциональный (январь 2023 – март 2023)

IV этап обобщающий (апрель 2023 – май 2023)

Ожидаемые результаты

Увеличение доли педагогов с первой и высшей категорией.

Повышение уровня профессионального мастерства, компетентности.

Повышение активности педагогов в области профессионального саморазвития.

Повышение уровня активного и результативного участия в педагогических конкурсах.

Увеличение доли педагогов использующих инновационные технологии, методы активного обучения и воспитания, коллективные и групповые формы работы для повышения качества образования.

Увеличение доли педагогов, занимающихся кружковой работой и разработкой авторских программ.

Увеличение доли педагогов, создавших свой сайт (блог, портфолио).

Увеличение количество достижений среди детей и педагогов.

 

Критерии эффективности

Анкета для педагогов по участию в инновационной деятельности.

Анкета «Выявление способности педагогов к саморазвитию»

Анкета «Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих саморазвитию»

Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов .

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию»

Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с обучающимися.

 

Дальнейшее развитие проекта

Методическая служба образовательных учреждений обеспечить поддержку профессионального развития педагогов, внедрение в практику учреждения инновационных процессов, обеспечение методического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса. Проект очень актуален в постоянно меняющихся условиях реформирования системы образования. Реализация данного проекта, поможет педагогам повысить уровень квалификации, профессиональное мастерство, компетентность, обеспечит стремление к самообразованию, приведет к повышению качества образования. Педагогам необходимо непрерывно повышать свою квалификацию. В связи с этим возможно и дальнейшее развитие проекта.

 

 

Краткая аннотация проекта

Реализация данного проекта будет осуществляться руководителем РМО и учителями истории и обществознания Апастовского муниципального района РТ. В результате в образовательных учреждениях созданы условия для совершенствования и повышения компетентности и профессионализма педагогов, как одно из важнейших условий улучшения качества ООО.

Данный проект является долгосрочным и будет осуществляться с мая 2022 года по май 2023 года.

 

Обоснование актуальности и значимости проекта

В сентябре 2021 года были опубликованы новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые определят вектор развития современной российской школы. О том, что изменилось и как это повлияет на работу учителя. Изменения уже приняты, остаётся на практике осознать принципиальные различия между ФГОС 2-го и 3-го поколения. Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)

Но какие бы изменения не происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на воспитании и обучении детей и подготовки их к жизни. Именно педагоги реализует основные нововведения и инновации в образовании.

Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше и уровень качества образования в школе. Но без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения и воспитания, выявления и распространения передового опыта этого достичь невозможно. Для повышения качества образования от педагогов требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с обучающимися. А ведь для успешного введения в практику инновационных технологий и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагогов требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.

В результате проведенного анкетирования и диагностики педагогов в школах выявлены проблемы:

-в несоответствии подготовки педагогов к современным изменяющимся условиям;

-не высокая личная активность педагогов в стремлении к применению новых технологий и получении дополнительных профессиональных навыков;

-недостаточность умений во владении информационно-коммуникативными технологиями;

-низкий уровень общей культуры;

-низкая активность педагогов процесса в использовании более интенсивных способов обучения—обращение к электронным образовательным площадкам. Это - ЭОР: мультимедийные программы, виртуальные лаборатории, электронные учебники и задачники, коллекции цифровых образовательных ресурсов, «ЯКласс». содержание которых соответствует законодательству об образовании. Поэтому систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит эффективность его работы - повышение качества образования.

Данные проблемы актуальны и в нашей образовательной организации. Для их разрешения необходимо создать модель повышения квалификации педагогов, внедрить в практику инновационные методы работы с кадрами.

Для определения путей разрешения противоречий нами был проведен анализ качественного состава педагогических кадров, и получены следующие данные :

-в нашем РМО все педагоги, со высшим образованием -100 %

Стаж педагогической деятельности распределился следующим образом

-менее 3 лет работы-2%

-от 5 до 10 лет работы-14%

-от 10 лет до 20 лет-38%

-более 20% лет работы -46%

Таким образом, педагоги нашего РМО имеют 100% высшее образование, и стаж работы от 10 лет и более.

На основании вышеизложенного сформулирована проблема- необходимость создания условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации обновленного ФГОС ООО с целью повышения качества образования. Эта проблема и определила тему, цель и задачи проекта.

 

 

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования.

Задачи:

1.Организовать эффективную кадровую политику, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации  обновленного ФГОС ООО;

2.Способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов с помощью эффективных форм методической работы.

3.Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов;

4.Формировать умения и навыки анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей педагогической деятельности;

5.Внедрять в практику работы новые педагогические идеи, технологии, программы, обеспечивающие более высокие результаты в воспитании, обучении и развитии обучающихся.

 

 

Участники проекта

Учителя истории и обществознания:

 

  • высшей категории - 4

  • первой категории -17

  • учитель без кв. категории - 2

 

Обеспечение достижения цели и задач проекта осуществят: руководитель РМО, учителя предметники, творческая группа проекта, сформированная из опытных педагогов, которые используют в своей деятельности инновационные технологии и способны поделиться своим опытом.

 

Состав творческой группы

Функционал

1.

Координатор проекта – руководитель РМО

Участие в разработке плана мероприятий проекта, контроль за реализацией проекта, внесение в план необходимых корректив, составление отчетности.

2.

Мониторинговая группа: педагоги творческой группы

Разработка и отбор критериев, осуществление первичного и итогового мониторинга по всем направлениям проекта, анализ полученных данных.

3.

Группа по реализации плана проекта с педагогами: учителя предметники, творческая группа

Подготовка и проведение мероприятий, разработка методических рекомендаций.

 

 

Стратегия достижения поставленных целей

Основная работа по проекту «Формирование профессиональных компетенций педагогов истории и обществознания в соответствии с обновленным ФГОС ООО» будет осуществляться в Апастовском муниципальном районе РТ. Инновационный проект создаст оптимальные условия для сохранения имеющегося кадрового потенциала при условии изменения и обновления его качественных характеристик, придание системного характера процессам повышения профессиональной компетенции на уровне ООО.

Творчески организованная методическая работа в рамках реализации проекта должна превратиться в процесс непрерывного развития личности человека, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия, обеспечить педагогу саморазвитие, понимание самого себя, явиться главным средством управления качеством образования в ООО.

Реализация проекта будет проходить в четыре этапа: подготовительно – информационный, подготовительно – документальный, функциональный, обобщающий.

На первом подготовительно – информационном этапе (май 2022 – октябрь 2022) все педагоги разделены на три группы: I группа – педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, имеющие «изюминку» в работе (именно эти педагоги вошли в состав творческой группы) - 24%; II группа – педагоги совершенствующие педагогическое мастерство, им требуется методическое сопровождение для обогащения программно-методического обеспечения педагогической деятельности - 59%; III группа – педагоги на этапе становления педагогического мастерства, работающие не более 3-х лет, для них организовано наставничество и Школа молодого специалиста - 17%.

Далее на этом этапе членами творческой группы необходимо изучить профессиональные трудности, выявить проблемы в деятельности педагогов, провести анкетирование и диагностические исследования с целью выявления уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов, разработать, подобрать критерии эффективности проекта и провести первичный мониторинг.

На втором подготовительно – документальном этапе (ноябрь 2022 – декабрь 2022) творческой группой осуществиться изучение нормативных документов, инструктивно-методических материалов, разработка поэтапного плана реализации проекта, комплектование фонда справочных пособий.

На третьем функциональном этапе (январь 2023 – март 2023) осуществиться реализация поэтапного плана проекта.

На данном этапе творческая группа осуществят реализацию мероприятий по повышению профессионального мастерства и компетентности педагогов.

На основании полученной базы данных при проведенном первичном мониторинге будут запланированы внутришкольное, внешкольное, и сетевое повышение квалификации с соответствующими формами работы, что предполагает рост профессионализма педагогов за счет ресурсов и возможностей педагогического коллектива и материально-технической базы. Также на данном этапе нужно позаботиться о педагоге — создать условия для переподготовки, устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется.

Методическая работа будет осуществляться через традиционные формы повышения квалификации, а также через инновационные формы работы в рамках реализации проекта.

Актуальными станут нетрадиционные формы проведения педагогических советов (конференция, педагогический пробег, аукцион, коллективное творческое дело и др.), так как педсовет – постоянно действующий, высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении.

С целью решения конкретных проблем и разбор их на практике планируется Педагогическая мастерская «Инновационные технологии в образовании» (минутки-творчества, мастер-классы).

Большое значение в методической работе будет уделено неделям методического мастерства. Одна из интересных форм работы, цель которой – систематизировать знания педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех специалистов  к работе по единой теме. Данная форма позволит объединить сразу несколько форм работы: семинар-практикум, открытые мероприятия, мастер-классы, конкурсы и др.  Пройдут методические недели по годовым задачам и по приоритетному направлению.

При реализации проекта актуальна организация творческих групп педагогов, которые могут рассматривать важную для них проблему с целью понять ее особенность, наметить способы и пути решения.

С целью обмена опытом, выработки знаний и поиска новых, формирования  у педагогов потребности профессионального роста как условие достижения эффективности и результативности воспитательно-образовательного процесса будут функционировать методический совет и методические объединения. Это есть информационное пространство для обмена педагогическим опытом, современная помощь в общении и распространении опыта педагогов.

В условиях реализации проекта будут проведены конкурс «Мои методические находки», конкурс педагогического мастерства «Учитель года», которые позволят педагогам проанализировать и дать самооценку собственной работе, стимулировать желание других педагогов принимать участие в данных конкурсах.

Ежегодное участие в районном конкурсе «Учитель года» можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Большое значение в повышении компетентности педагогов сыграют участие в конкурсах различного уровня и диссеминация передового опыта (выступление на районных методических объединениях, участие в конференциях, фестивалях, семинарах вне дошкольного учреждения).

Для педагогов с опытом работы до 3-х лет организуются наставничество и «Школа молодого специалиста» с целью оказание методической и психолого-педагогической помощи в профессиональной деятельности,    создание условий их становления и развития.

Каждый педагог будет работать над своей темой по самообразованию, разработает поэтапный план, перспективный план в зависимости от этапа (подготовительно-информационный, основной, заключительный), диагностический инструментарий.

В декабре 2022 года творческой группой планируется отбор критериев эффективности проекта, осуществление промежуточного мониторинга (декабрь 2022 – январь 2023года).

Руководитель РМО на основе данных промежуточного мониторинга осуществит внесение необходимых корректив в план реализации проекта.

На четвертом обобщающем этапе (апрель 2023 – май 2023) творческая группа осуществят итоговый мониторинг. Полученные данные проанализируются, соотнесутся с целями и задачами проекта. Руководитель РМО по полученным результатам составит отчет, который будет использован для участия в конкурсах, выступлениях на педагогическом Совете, районных конференциях, публикациях в периодической печати, на сайте дошкольного учреждения.

В результате предлагаемый для реализации и распространения проект отличается простотой в применении, носит универсальный и в то же время творческий индивидуализированный характер, нацелен на достижение определенных качественных показателей и практических результатов.

 

 

План реализации проекта

I этап подготовительно – информационный

(май 2022 – октябрь 2022)

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Теоретическое осмысление проблемы в рамках проекта. Целеполагание.

май 2022г

Рук.РМО, творческая группа

2.

Создание творческой группы: определение состава, распределение функциональных обязанностей и направлений деятельности членов

сентябрь 2022г

Рук.РМО, творческая группа

3.

Изучение нормативных документов, инструктивно-методических материалов

сентябрь 2022г

Творческая группа

4.

Разработка и отбор критерий эффективности проекта

октябрь,

2022г

Рук.РМО, творческая группа

4.

Диагностические исследования с целью выявления уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов

октябрь,

2022г

Рук.РМО, творческая группа

5.

Анкетирование педагогов

октябрь, 2022г

Рук.РМО, творческая группа

II этап подготовительно – документальный (ноябрь 2022– декабрь 2022)

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Разработка поэтапного плана мероприятий проекта

ноябрь, 2022г

Рук.РМО, творческая группа

2.

Разработка локальных актов по управлению реализацией проекта.

декабрь, 2022г

Рук.РМО, творческая группа

3.

Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта

декабрь,

2022г

Творческая группа

III этап функциональный (январь 2023 – март 2023)

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Реализация плана работы по повышению профессиональных компетенций и совершенствованию мастерства педагогов

январь 2023г – март 2023г

Рук.РМО, творческая группа

2.

Контроль за реализацией проекта

сентябрь 2022г – май 2023г

Рук.РМО,

3.

Рассмотрение и отбор критериев эффективности проекта

 

декабрь,

2022г

Рук.РМО, творческая группа

4.

Осуществление промежуточного мониторинга

 

январь, 2023г

Мониторинговая

группа

5.

Внесение необходимых корректив в план реализации проекта на основе результатов мониторинга

февраль, 2023г

Рук.РМО

6.

Реализация плана проекта с учетом внесенных корректив

февраль 2023г – март 2023г

Рук.РМО, творческая группа

IV этап обобщающий (апрель 2020 – май 2020)

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Осуществление итогового мониторинга в рамках проекта

апрель 2023г

Мониторинговая группа

2.

Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами, определение перспектив

апрель 2023г

Рук.РМО, творческая группа

3.

Составление отчета по реализации проекта

май 2023г

Рук.РМО, творческая группа

4.

Подготовка материалов для публикаций, презентаций на официальном сайте ДОУ, участие в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня

май 2023г

Рук.РМО, творческая группа


 

Ресурсы проекта

Кадровые ресурсы: руководитель РМО, учителя истории и обществознания.

Материально-технические: мультимедийная техника, множественная техника –ксероксы, принтеры и др., оборудованные помещения.

Методические ресурсы: для проведения занятий и индивидуальных консультаций с педагогами могут быть использованы методические ресурсы методкабинета, электронные методические ресурсы.

Финансовые ресурсы: для поощрения педагогов-наставников, педагогов активно участвующих в конкурсах, педсоветах, семинарах, в инновационной деятельности могут быть использованы средства стимулирующего фонда за качество и результативность профессиональной деятельности.


 

Ожидаемые результаты

-Увеличение доли педагогов с первой и высшей категорией.

-Повышение уровня профессионального мастерства, компетентности.

-Повышение активности педагогов в области профессионального саморазвития.

-Повышение уровня активного и результативного участия в педагогических конкурсах.

-Увеличение доли педагогов использующих инновационные технологии, методы активного обучения и воспитания, коллективные и групповые формы работы для повышения качества образования.

-Увеличение доли педагогов, занимающихся кружковой работой и разработкой авторских программ.

-Увеличение доли педагогов, создавших свой сайт (блог, портфолио).

-Увеличение количество достижений среди обучающихся и педагогов.


 

Критерии эффективности проекта

Критерии

Диагностический инструментарий

Ответственные

1

Определение уровня участия педагогов в инновационной деятельности

Анкета для педагогов по участию в инновационной деятельности.

Рук.РМО, творческая группа

2

Определение уровня способности педагогов к самообразованию

Анкета «Выявление способности педагогов к саморазвитию»

Анкета «Выявление факторов,

стимулирующих и препятствующих саморазвитию»

Рук.РМО, творческая группа

3

Определение уровня профессиональной компетентности педагогов

Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов

 

Рук.РМО, творческая группа

4

Определение способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию»

 

Рук.РМО, творческая группа

5

Оценки профессионального мастерства педагогов

Карта оценки профессионального мастерства педагогов

 

 

6

Изучения степени удовлетворенности предоставленных образовательных услуг образовательного учреждения

Опросник для родителей «Удовлетворенность работой образовательного учреждения»

Рук.РМО, творческая группа


 

Дальнейшее развитие проекта

В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача повышения качества образования, и, соответственно, качества профессионального образования педагога. Методическая служба дошкольного образовательного учреждения обеспечить поддержку профессионального развития педагогов, внедрение в практику учреждения инновационных процессов, обеспечение методического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса. 

Проект очень актуален в постоянно меняющихся условиях реформирования системы образования.

Реализация данного проекта, поможет педагогам повысить уровень квалификации, профессиональное мастерство, компетентность, обеспечит стремление к самообразованию, приведет к повышению качества образования.

Педагогам необходимо непрерывно повышать свою квалификацию. В связи с этим возможно и дальнейшее развитие проекта.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 

12

 


Полный текст материала Проект "Формирование профессиональных компетенций педагогов истории и обществознания в соответствии с обновленным ФГОС ООО" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гафарова Амина Дамировна  Публикатор
30.05.2022 0 205 29

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0