Общеразвивающая программа "Школьный театр"



Содержание

1. Пояснительная записка

3

2. Содержание общеразвивающей программы

12

2.1. Учебно-тематический план

12

2.2. Содержание программы

13

3. Организационно-педагогические условия

21

3.1. Условия реализации программы

21

3.2. Формы аттестации и оценочные материалы

23

4. Литература

25

1. Пояснительная записка

Театр – это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Основанием для проектирования и реализации данной общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

  2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» редакции 2013 г.);

  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. (распоряжение Правительства

Российской Федерации от 29 мая 2015 г. 996-р);

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 298 «Об утверждении профессионального стандарта

«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.

629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019

467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  1. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  2. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);

12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».

Программа составлена с учетом устава и образовательной программы МАОУ СОШ №2;

Актуальность программы заключается в том, что школьный театр позволяет реализовать гуманистическую направленность процессов воспитания и развития личности ребенка в современном обществе, уделить особое внимание духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности ребенка.

Школьный театр базируется на единстве коллективного творчества, подчиненности общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя – с другой, имеет опыт индивидуализации и социализации.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции, развить память, мышление, речь, работать над пластикой движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А также, одной из самых важностей потребностей детей является потребность во взаимодействии со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия их различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.

Отличительные особенности: программа личностно ориентирована и составлена с учетом возможности самостоятельного выбора обучающимся наиболее интересного объекта работы, приемлемого для него.

Адресат программы: дети обоих полов 10-15 лет. Количество обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет 10 - 15 человек. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой - либо специальной подготовки не требуется. Срок реализации и объем программы: данная программа рассчитана на 1 учебный год, 140 учебных часов в год. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МАОУ СОШ №2 (зона формирования цифровых и гуманитарных компетенций), Особенности организации образовательного процесса по программе: Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.

Форма обучения очная.

Программа стартового уровня: используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность содержания программы.

Перечень форм обучения: групповая, индивидуальная, сочетание индивидуальной с групповыми. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы театра и театрального искусства.

Перечень видов занятий: беседа, групповые упражнения и занятия, практическое занятие, мастер класс, открытое занятие.

Перечень форм подведения итогов реализации программы: В ходе реализации данной образовательной программы создается объективная картина таланта или отсутствие его у каждого занимающегося. В соответствии с этим учащиеся формируются в команду, которая принимает участие в театральных постановках, конкурсах районного масштаба.

  • Контрольные занятия по проверке усвоения материала, опрос учащихся по пройденному материалу;

  • Контроль соблюдения техники безопасности;

  • Тестирование на знание теоретического материала;

  • Самостоятельные задания для каждого обучающегося;

  • Открытые занятия для родителей;

  • Выступление перед школьным сообществом, родителями, жителями села;

  • Участие в районных, городских конкурсах;

Цель - развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.

Задачи:

обучающие:

1. Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру, монологическую, диалогическую, сценическую речь, эффективное общение и речевую выразительность.

2. Создать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

3. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

4. Формировать художественно - эстетический вкус, создать положительный эмоциональный настрой.

развивающие:

1. Развивать внутреннюю (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

2. Развивать познавательный интерес через расширение представлений о видах театрального искусства.

3. Развивать ритмопластику.

воспитательные:

  1. Воспитать понимание дружного сплоченного коллектива.

  2. Воспитывать культуру поведения.

  3. Прививать любовь и устойчивый интерес к театру, литературе, художественному слову.

  4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни. Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к посещению театров и проведению совместных мероприятий и праздников.

Планируемые результаты

Предполагаемые результаты реализации по данной программе можно оценить по трём уровням:

Результаты первого уровня (Приобретение учащимся социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия): учащийся может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у учащихся будут сформированы

Предметные результаты:

  • выразительно читать и правильно интонировать;

  • различать произведения по жанру;

  • читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;

  • освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;

  • использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;

  • использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;

  • ориентироваться в сценическом пространстве;

  • выполнять простые действия на сцене;

  • взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;

  • произвольно удерживать внимание на заданном объекте;

  • создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • приобретение навыков самоконтроля и самооценки;

  • понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;

  • планирование своих действий на отдельных этапах работы;

  • осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;

  • анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога

  • позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД позволяют:

  • развить интерес к театральному искусству;

  • освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);

  • сформировать представления о театральных профессиях;

  • освоить правила проведения рефлексии;

  • строить логическое рассуждение и делать вывод;

  • выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.

Коммуникативные УУД позволяют:

  • организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты

  • на основе согласования позиций и учета интересов;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные результаты

 будут сформированы:

  • умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной

  • задачи и правильность ее выполнения;

  • приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного

  • отношения к собственным поступкам;

  • способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

  • стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • предварительный – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

  • промежуточный – праздники, соревнования, выполнение творческих заданий, конкурсы, проводимые в центре детского творчества;

  • итоговый – открытые занятия, театрализованные представления, спектакли, праздничные мероприятия.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театрализованное представление. При анализе уровня усвоения программного материала учащимся рекомендуется использовать карты достижений учащихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:

  • высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, имеет высокие достижения (победитель или лауреат всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.);

  • средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах, конкурсах, праздничных мероприятиях и др. на уровне Дома детского творчества, поселка.

  • низкий – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.




2. Содержание программы

2.1. Учебно-тематический план

Наименования темы

Количество занятий

Форма

аттестации/

ко нтроль

Обще

е

Теория

Практик

а

1.

Вводное занятие.

1

1

-

Беседа, игра, инструктаж.

2.

Азбука театра.

3

2

-

Беседа, игры, тестирование.

3.

Театральное закулисье.

2

1

1

Экскурсия, творческое задание.

4.

Посещение театра.

6

4

2

Просмотр спектакля, написание эссе.

5.

Сценическая речь. Культура и техника речи.

14

2

12

Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий.

6.

Художественное чтение.

10

1

9

Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий.

7.

Основы актерской грамоты.

20

10

10

Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий.

8.

Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры.

24

4

20

Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий.

9.

Ритмопластика. Сценическое движение.

24

2

22

Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий.

10.

Актерский практикум. Работа над постановкой.

30

3

27

Наблюдение, выполнение творческих заданий.

11.

Итоговая аттестация.

4


4

Творческий отчет.

Всего занятий

140

30

110



2.2. Содержание программы

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности.

Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. Разработка Устава коллектива.

2. АЗБУКА ТЕАТРА

Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства.

Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с мифологией.

Правила поведения в театре. Театральный этикет.

Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками или записывать названия спектаклей.

«Театральная» викторина.

3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ

Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в диалоге и интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.

Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему. Сценический этюд «Представить профессию…».

4. ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА

Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в профессиональный театр или просмотр телеспектакля.

Практическая часть. Обсуждение с использованием вопросов на сопереживание: «Были ли моменты, где было особенно страшно, горько, смешно, хотелось плакать, стыдно?». Написание эссе «Мои впечатления», «Что бы вы добавили или поменяли в сценарии спектакля».

5. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

Теоретическая часть. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.

Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:

1. определение целей и условий выполнения;

2. педагогический показ;

3. просмотр упражнения;

4. комплексный контроль и корректировка.

В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал посмотрел – сделал замечание – показал; посмотрел – показал ошибку – показал правильный вариант – посмотрел) можно добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения.

Практическая часть. На занятиях преобладают игровые технологии. Игры применяются в соответствии с возрастными интересами.

ДЫХАНИЕ

Обращать внимание на:

  • соединение дыхания и движения (например, гусиный шаг, пол горит, ритмические шаги, координация движений и т.п.);

  • одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами образов (например, фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю комаров, рисую портрет и т.п.);

  • активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например, парные упражнения – согреть дыханием партнера, перебросить воображаемые мячики и т.п.).

АРТИКУЛЯЦИЯ

Обращать внимание на:

  • обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя челюсть находятся в покое);

  • медленный темп, который увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более эффективным;

  • координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;

  • координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой (например, движение языка противоположно движению и темпу движения рук, плюс к этому движение зрачков и т.п.).

ДИКЦИЯ

Обращать внимание на:

  • активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например, давать творческие парные задания – диалог из простых и сложных звукосочетаний);

  • ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.).

Финальным материалом могут быть индивидуальные стихи и парные этюды с использованием упражнений по дикции и дыханию.

Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме «Культура и техника речи», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.

6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

Теоретическая часть. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с законами художественного чтения. Темп речи. Интонация. Понятие текста и подтекста, произносимой фразы.

Практическая часть. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Чтение вслух литературного произведения и его разбор. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи.

Развитие навыка логического анализа текста на материале народных и литературных сказок.

Восстановление хода сказки по одному из эпизодов (игры в «Угадайку», узнавание сказки по рисунку, по фразе).

Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

7. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ

Теоретическая часть. В игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и фантазии. Важно также развивать физическое самочувствие, коллективную согласованность действий. Сценическое действие. Сценическая задача и чувство. Разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером.

Больше внимания уделять творческой дисциплине. Лаконично объяснять задачи упражнения. Цель занятия – закрепление результата и постановка новой цели, на следующем занятии – повторение и закрепление. Обсуждение результатов упражнения проводятся кратко, легко, с юмором. Нужно стремиться к осознанности занятий, быть заинтересованным в положительном результате.

Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие сценического внимания. Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры. Этюды на тему, фантазии на тему картин.

Упражнения на коллективные действия: «Повтори позу», «Опаздывающее зеркало», «Фигуры» и т.д.

Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета. Создание и развитие сказочной ситуации на основе реального действия («…я пошел в магазин и вдруг…»).

Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же действия, но с различными задачами; одной и той же задачи, но в разных предлагаемых обстоятельствах. Например, открыть дверь, чтобы проветрилась комната, чтобы услышать разговор в коридоре, чтобы напугать кого-либо; собирать листья – в солнечную погоду, под дождем, под снегом и т.д.

Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».

Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы.

Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово – Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее.

В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.

Рассмотрим, как это упражнение можно объяснить средней возрастной группе (10 – 15 лет).

Ребята, представим, что вокруг нас летает комар, который не дает нам уснуть. Нам необходимо его поймать. А ловить мы будем его только одним способом, и я посмотрю, кто же из вас сможет точно выполнить это упражнение. Сложность заключается в том, что нам необходимо стоять на месте и с помощью лишь одного хлопка в ладоши попытаться поймать назойливого комара. Кто лучше всех справится с этим упражнением, получит от меня подарок! Сейчас каждому из вас я раздам букву, необходимо ее запомнить, а у кого-то будет целых две буквы. В определенном ритмическом рисунке вам необходимо не только напечатать слово «Воробей», но и попытаться поймать комара, который будет постоянно вам мешать.

В создании определенной формы подачи того или иного упражнения педагогу необходимо, с одной стороны, погружать ребенка в знакомую для него ситуацию («ловля комара» – как предлагается в примере), развивающую его внимание и воображение. С другой стороны, педагогу нужно задействовать принцип соперничества и соревновательности (кто сможет быстрее всех и точнее всех справиться с этим упражнением), но ни в коем случае не выделять победителя и проигравшего!

Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме «Основы актёрского мастерства», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.

8. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах.

Понятие «театральная игра». Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств.

Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх.

Упражнения: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый дом/город, хочу понять, кто здесь живёт и т.д. Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств (жарко, вдруг пошёл дождь, подул ветер, стало холодно, налетела вьюга и т.д.).

Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды по картинам художников.

Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.

Сочинение и представление этюдов по сказкам.

9. РИТМОПЛАСТИКА

Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения.

Понятия:

  • точки зала (сцены);

  • круг, колонна, линия (шеренга);

  • темпы: быстро, медленно, умеренно.

Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку).

Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности.

Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Приседания, игра с мячом, бег, бег с произношением цифр, ритмические игры. Удар теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка; бег по залу в сочетании с активными выдохами на «пф»; счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.).

Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на музыку разного характера.

Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений).

Упражнения на координацию движений и ощущения тела в пространстве при произнесении диалога. Речевое взаимодействие. Такт, музыкальная фраза, акценты, сильная и слабая доля.

Правильная техника дыхания.

Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку).

Координационные упражнения для рук, выполняемые в одной, двух, трех плоскостях и со сменой плоскостей:

  • последовательные движения;

  • одновременно разнонаправленные, то есть выполняемые одновременно двумя руками в разных направлениях с одновременной работой неодноименных мышц — движенияс асимметричной координацией из асимметричных исходных положений.

  • Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.

10. РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ (ИНСЦЕНИРОВКОЙ, МИНИАТЮРАМИ, МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)

Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий.

Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям.

Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.

Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.

Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки.

Сводная репетиция. Генеральная репетиция.

11. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ)

Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия.

Подведение итогов. Анализ работы





3. Организационно-педагогические условия

3.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение занятий

Кабинет: «Зона формирования цифровых и гуманитарных компетенций» центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

ноутбук – 1 шт.;

проектор – 1шт.;

колонки – 1шт.;

рабочее место педагога: стол, стул, компьютер, программное обеспечение; рабочие места (парта двухместная, стул) – 6 шт.;

рабочие места (парта одноместная, стул) – 6 шт.;

система хранения (шкаф) – 1шт.

Информационное обеспечение: использование собственного презентативного материала, видеороликов.

Учебно-методический комплекс: тематические подборки наглядных материалов (игрушки, модели, иллюстрации техники, приспособлений, инструментов, схемы, шаблоны, развертки и др.); подборка литературно- художественного материала (загадки, рассказы); занимательный материал (викторины, ребусы); подборка заданий развивающего и творческого характера по темам; разработки теоретических и практических занятий, инструкции (чертежи) для конструирования.

Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1 педагог с квалификацией «педагог дополнительного образования» или «учитель технологии», обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области 3D моделирования. Уровень образования среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат/ специалитет / магистратура).

Методическое обеспечение. Обучение по программе проходит в виде теоретических занятий, на которых обучающимся дается новый материал, практических занятий, необходимых для закрепления пройденного материала, выполнения типовых и самостоятельных заданий; а также в виде комбинированных занятий, на которых объясняется новый теоретический материал и закрепляется на практике во второй части занятий. Теоретическая часть проходит в виде лекций, практическая часть закрепление пройденного материала посредством выполнения практических заданий по разделам и темам программы. На занятиях используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, особенно при выполнении итоговой практической работы.

Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеобразовательной развивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Приемы и методы организация образовательного процесса:

  • инструктажи, беседы, разъяснения;

  • наглядный (фото и видеоматериалы, спектакль);

  • практическая работа;

  • инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой);

  • познавательные задачи, обсуждение, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.;

  • метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение).

Основной формой занятия является учебно-практическая деятельность, а также следующие формы работы с обучающимися:

  • занятия, обсуждения, самостоятельная работа на занятиях;

  • конкурсы как местные, так и выездные.

Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях обучения ведущими становятся те или иные из них. Традиционные методы организации учебного процесса можно подразделить на: словесные, наглядные (демонстрационные), практические, репродуктивные, частично- поисковые, проблемные, исследовательские.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

      • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

      • вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);

      • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Дополнительная общеразвивающая программа может быть вариативной, так как педагог может сам менять соотношение пропорций разделов как для всего коллектива, так и для каждого обучающегося, учитывая их возраст, развитие, навыки, знания, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.

В программе рекомендуется коллективная деятельность как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

  • информационная обмен чувственной и познавательной информацией;

  • контактная – готовность к приему и передаче информации;

  • координационная согласование действий и организация взаимодействия;

  • персептивная восприятие и понимание друг друга;

  • развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности. Итоги работ (промежуточные, итоговые) обучающихся подводятся в течении учебного года.

3.2. Формы аттестации и оценочные материалы

Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся.

Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, мини спектаклей, проведения школьного мероприятия.

4. Литература, интернет-ресурсы для подготовки занятий

Литература для педагога и родителей:

1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу вмир искусства». – М.: «Искусство», 1996.

2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008.

3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007;

4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. – М.: «Русский язык», 2012.

5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: «Русский язык»,1990.

6. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939.

7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993.

8. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966.

9. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. – М.: «Глагол», 1994.

10. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992.

11. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, – М.: «Просвещение», 1974.

12. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;

под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019.

13. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие /Б.Е. Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е __________изд., – СПб: «Планета музыки», 2019.

14. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М.: ВТО, 1977.

15. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. –М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001.

16. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены). –М.: «Просвещение», 1981.

17. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.

18. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». –

М.: «Просвещение», 1995.

19. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. –

М.: «Просвещение», 1983.

20. Смоленский Я. Н. Читатель. Чтец. Актер. – М.: Советская Россия, 1983.

21. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». –М.: «Просвещение», 1995.

22. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019.

23. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989.

24. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001.

25. Харитонов Н.П. Технология разработки и экспертизы образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и методистов. – М.: «Просвещение», 2012.

26. Черная Е.И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос:

Учебное пособие. 2-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2016.

27. Чехов М.А. О технике актера. – М.: АСТ, 2020.

28. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970.

29. Шихматов Л.М., Львова В.К. Сценические этюды: Учебное пособие /Под ред. М.П. Семакова. – 6-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2014.

Литература для обучающихся:

1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986.

2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990.

3. Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг. /Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности; № 10: Труд актера; вып.37 /. М.: «Сов. Россия», 1990.

4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993.

5. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002.

6. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.: Детская литература, 1982.

7. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера, – III-е издание. – М.: ВТО, 1970.

8. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – Л.: Лениздат, 1991.

9. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984.

10. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997.

11. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.

12. Самые знаменитые артисты России. /Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече, 2002.

13. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954г.; т. 2-3: Работа актера над собой. – М., 1945 - 1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.: «Искусство», 1957.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Артикуляционная гимнастика. Инфопедия для углубления знаний: [Электронный ресурс]. URL: http://infopedia.su/ (Дата обращения: 28.08.2018).

2. Основы дикции, сценическая речь. Творческая площадка «Твоя сцена»: [Электронный ресурс]. URL: http://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79 (Дата обращения: 28.08.2018).

3. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

4. Подготовка публичных выступлений в разных жанрах: [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru . (Дата обращения: 28.08.2018).

5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru: [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru . (Дата обращения: 28.08.2018).

6.Устройство сцены в театре

http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml

7.Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»

http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

8. Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»

http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

9. Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»

http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

10. Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary

11. Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music


Полный текст материала Общеразвивающая программа "Школьный театр" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Роготнева Марина Сергеевна  rogotnevamarina
03.03.2024 0 386 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК