Статья "Разработка методических материалов для организации проектной работы"
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования
Экскурс в историю проектной деятельности в зарубежной практике (19-20 в.в.)
Первым идеи новой, прогрессивной школы, в которой исходным принципом провозглашалась свобода учения, интеллектуальная свобода детей, а именно - способность ставить цели и осуществлять действия (размышление, целенаправленное наблюдение и рассуждение), необходимые для их достижения высказал в своих трудах американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) [Джон Дьюи. Школы будущего (jorigami.ru)]. В своей теории Дж. Дьюи предлагал брать проблему из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, и находить её решение, выход с помощью новых знаний. В своем учении Дьюи пытался ответить на вопросы «можно ли научить ребенка, идя навстречу его желаниям?», а также «как обеспечить свободу обучения, не отдаваясь на волю случая, детского каприза, сиюминутной прихоти?». А самое главное – «в чем должна заключаться деятельность педагога?». Ответы были найдены через новый дидактический метод, который предусматривал три этапа - определенную последовательность в организации обучения детей (рис.1)
Рисунок 1. Этапы проектной деятельности по Дж. Дьюи [[Джон Дьюи. Школы будущего (jorigami.ru)]. ].
Только так, по мнению Дж.Дьюи, может быть достигнут эффективный, положительный результат (рис.2)
Рисунок 2 Положительные моменты технологии метода проектов
Кроме того, Дж. Дьюи выделил два важных принципа для достижений эффективности проектов: 1. темы проектов должны выбираться и «строиться вокруг человека», т.е. основываться на диапазоне интересов ребенка к домашней жизни — к жизни общества (в зависимости от уровня возрастного развития); 2. необходимость взаимодействия ребенка и среды, именно это и является источником возникновения идеи проектов. Работу Дж. Дьюи продолжил его ученик американский педагог У. Кильпатрик. Самой известной среди его работ является монография «Метод проектов», где автор предлагает «организацию «целевых актов» (проектов)» и отстаивает тезис о том, что «школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами будущего» [], что собственно актуально и по сей день. Деятельность ребенка, по мнению автора, должна «исходить от всего сердца» []. Результаты проектов, по мнению американского педагога, не только «подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем». В первой своей классификации У. Килпатрик выделял четыре типа проектов (рис. 3)
Несмотря на большие преобразования в современной школе, одной из основных проблем остается эффективное применение разнообразия приемов повышения познавательной активности. Многие авторы видят решение данной проблемы в том, что необходимо не только повышать теоретическую составляющую процесса обучения, но и обращать пристальное внимание на то, как научить своих учеников методам и приемам самостоятельной работы, что приведет к развитию интереса к предмету. Развитие мышления оказывает влияние на такие познавательные процессы, как логика и критичность, креативность и способность к обобщению, определяющие проявления активности в учебе. В традиционной классно-урочной системе современной школы идёт интенсивный поиск рациональных путей совершенствования познавательной деятельности обучающихся. Нельзя обойти вниманием тему организации и осуществления проектной деятельности обучающихся, которая также развивает интерес к предметной области и помогает развивать коммуникативные, интеллектуальные и креативные способности.
С этой точки зрения, меняется и основная роль учителя в учебно-воспитательном процессе - научить учеников правильно работать не только при подготовке домашнего задания, но и при выполнении заданий проектного характера, что развивает желание познавать науку биологию. В современной школе проектно-исследовательская деятельность служит средством формирования УУД. Например, умения самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц и тезисов. Такая работа облегчает формирование приемов планирования, обобщения и др. Кроме того, педагог должен помочь в обеспечении условий для развития информационной компетенции: искать, анализировать, отличать и оставлять нужную информацию из различных источников.
Несмотря на то, что «метод проектов» был предложен еще на стыке 19 и 20 веков американским педагогом Джоном Дьюи, основные идеи используются и сейчас. По его мнению, классно-урочную систему необходимо было заменить на более прогрессивную, основанную на приобретении и усвоении знаний «путем делания». Предполагалось, что знания извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка, а именно - через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе в получении нового знания [Джон Дьюи. Школы будущего (jorigami.ru)].В современном образовании идеи Дьюи прекрасно соотносятся с такими методологическими основами как системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы в обучении и воспитании.
Поэтому, считаем тему работы актуальной, так как Программа проектной деятельности есть в каждой школе РФ, но до сих пор возникают трудности с выбором, выполнением и качеством проектов.
Целью работы является разработка методических материалов для организации проектной деятельности по биологии.
Задачи исследования:
проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по заявленной теме;
выделить основные требования к проектным работам, определить их значение для развития познавательной активности школьников;
выявить основные проблемы и ошибки при выполнении проектных работ;
разработать методические материалы для организации проектной деятельности по биологии;
подготовить и реализовать проекты по биологии и апробировать их на занятиях в Центре ДНК, а также на школьных олимпиадах и конкурсах.
Объект исследования – процесс организации проектной деятельности обучающихся по биологии.
Предмет исследования – разработка и внедрение методических материалов для организации проектной работы школьников по биологии.
Гипотеза: если разработать методические рекомендации для правильного определения тематики, целеполагания и понимания конечного продукта проектной работы, то повысится уровень исследовательских компетенций школьников и эффективность проектной деятельности и, как следствие, успеваемость, качество знаний обучающихся и интерес к предмету.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, конструирование, проектирование, педагогический эксперимент, анализ педагогической документации.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кутявина Алёна Юрьевна
→ Публикатор 06.03.2024 0 477 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.