Конспект внеклассного мероприятия "Экскурсия по поэтической карте Кольского Севера"; 5 - 9 классы
Ломакина Ева Егоровна
Мурманская область
Внеклассное мероприятие
«Экскурсия по поэтической карте Кольского Севера».
(Военные дороги корреспондента, поэта и переводчика Павла Шубина).
«Еще я запомнил дорогу на Никель,
Ветра на вершинах, туманы в долине...»
Цели: 1) знакомство с творчеством П. Шубина;
2) воспитание патриотизма и уважения к исторической памяти;
3) формирование интереса к малой родине;
4) развитие навыков выразительного чтения и монологической речи, а также памяти, познавательных, творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей.
Оборудование: интерпктивная доска, портрет П.Н. Шубина, рисунки учащихся.
Ход занятия.
Учитель: Великая Отечественная война оставила целое поколение писателей и поэтов фронтовиков, чья честная проза и лирика протянулись через года. Наследие десятков литераторов – правдивая и пронзительная память о Великой войне для потомков.
Многие поэты Советского Союза были непосредственными участниками военных событий, видели ужасы битв, а также вели агитационную работу за линией фронта. Сегодняшнее наше занятие мы проведём в рамках Всероссийского проекта «Литературная карта России» и попытаемся создать поэтическую карту Кольского Севера, мы совершим виртуальную экскурсию по военным дорогам корреспондента, поэта и переводчика П.Н. Шубина.
Слайд 1: тема занятия.
Слайд 2: портрет П.Н. Шубина.
Учитель: Павел Шубин – один из поэтов, побывавших на Кольском Севере. Он воевал в Карелии и Заполярье, работал в газете «В бой за Родину», участвовал в боях с немцами в Заполярье под Петсамо, Никелем, Луостари и Киркенесом, был награждён медалью «За освобождение советского Заполярья». За время войны написал более 10 тысяч строк стихов и около 50 песен, большое количество очерков и репортажей.
Поэт любил оставлять под своими стихами обозначение места и даты их написания. Под стихами стоят названия городов и посёлков: у нас в стране – Мурманск, Кола, Никель, Рыбачий; на западе – Киркенес (Норвегия). Из этих пометок видно, что стихи о войне в Заполярье и Норвегии написаны в 1941-1945 годах и в послевоенные годы. Это придаёт стихам историческую конкретность и чёткость. В них возникает как будто бы застывшее время войны.
Слайд 3: карта Кольского полуострова.
Ученица выходит из класса, открывает на карте местоположение города Мурманска и начинает читать стихотворение. «Заполярье».
Дикие расстояния,
Страшные расстояния,
Северного сияния
Трепетные стояния.
Русским горящим городом
Смотрит из облаков оно;
Светлым могучим холодом
Звёздное небо ковано.
Учитель на карте показывает реку Западная Лица.
Учитель: Западная лица – река на Кольском полуострове, на рубеже которой воины Заполярья в жестоких боях остановили натиск немецких дивизий на Мурманск.
Ученица читает стихотворение «Далёкая Лица».
Далёко-далёко отсюда
Свирепая катится Лица,
Зимы ледяная посуда
На розовых камнях дробится.
Играет вода молодая,
Кричит молодым жеребёнком,
И крутится пена седая
По бурым бегучим воронкам.
Учитель: в бездонной снежной пустыне Севера, в кромешном аде войны человек у П. Шубина мал и одинок, но он умеет согреть этот угол мира. Наш солдат упорен, настойчив и терпелив. В противостоящей ему северной природе, в условиях войны он отвоёвывает укромное место для налаживания быта между боями, обустраивает его.
Слайд 4: ученик на карте показывает полуостров Рыбачий и читает отрывок из стихотворения «На Рыбачьем».
Пятиаршинный снег,
Как бурей вспененный прибой,
Остановивший бег,
Он пожелтел, окаменев,
Как мамонтова кость,
В нём всех морозов тёмный гнев
И всех метелей злость.
Учитель: однако идиллии никакой нет. Это минута затишья между боями. Это – час отдыха. Сущностью жизни остаётся защита Родины от врага.
Слайд 5: ученица на карте показывает Киркенес (Норвегия) и читает отрывок из стихотворения «Солдаты Заполярья».
Валы
окаменевшей грязи
В полкилометра
высотой,
Богатые в однообразье
Мучительною
пустотой.
И
путь один средь тысяч сопок,
И тот —
в огне, и тот — сквозь смерть,
Коль
ты воистину не робок —
Решись его
преодолеть.
Ползи
к вершине от подножья
И, задыхаясь,
не забсуществует
еще один путь, который неизведанный и
дикий, но это все равно является путем.
Что
есть еще и бездорожье,
И это все же
торный путь.
Они
пали на них, проникая сквозь верхнюю
одежду, проникли сквозь плоть и кожу,
до самой глубины, от сильнейших ветров
семидесятой параллели.
Сквозь плоть
и кожу, до нутра,
Семидесятой
параллели
Невыносимые ветра.
Мороз
обжигал гранит, в то время как люди с
нетерпением ждали, чтобы наконец-то
сокрушить фашистов, оставшихся не
побежденными, с высоты пустых обрушений.
А
люди ждали — пусть трясет, —
Чтоб на
фашистов недобитых
С пустых обрушиться
высот.
Молнии
ярких вспышек, Летящий, опасный блеск
клинков. Все это - древняя легенда и
наследие долгих лет.
Летучий, хищный
блеск штыков.
И это все — уже преданье
И
достояние веков.
Учитель: в «посиневших руках» боевых рот – признак солдатского труда и символ преодоления человеком жестокой северной природы.
Создавая широкое батальное полотно, П. Шубин и деталей не упускал. Потрясает его небольшое стихотворение о белом котёнке, которого поэт углядел в освобождённом Киркенесе.
Ученица читает стихотворение «В Киркенесе».
Был дом. Была с наивной верой
Подкова врезана в порог,
Но пал на камни пепел серый,
А дом фашист бегущий сжёг.
Рыбачья грубая бахила
Валяется… Хозяев – нет.
А может, это их могила –
Из щебня холмик без примет?
Учитель: стихам П. Шубина свойственна просветлённость. Даже тогда, когда он пишет о жестоком. Это жестокость святая. За ней – страдание и боль человека. За ней – любовь к Родине, любимой, матери. В конце войны П. Шубин написал прекрасное стихотворение «Русская женщина».
Ученица читает отрывок из стихотворения.
Учитель: вот такая у нас получилась поэтическая карта Кольского Севера, где воевал и творил П. Шубин. Но на ней не хватает одного населённого пункта, очень дорогого для нас, никельчан. Как вы думаете, какого? Конечно, это наш родной посёлок Никель, наша малая Родина.
Выходит ученица, открывает на карте населённый пункт Никель и читает стихотворение «Сага».
Ещё
я запомнил дорогу на Никель,
Ветра
на вершинах, туманы в долине
И
тёплые брызги, алей земляники,
На
мёрзлой, на гулкой, как колокол,
глине.
Обстрел
бушевал и кончался, и снова,
Сложивши
убитых на ягель морозный,
Шли
мимо — без песен и шума, сурово,
Одною
колонною тридцативёрстной.
Клубилися
дымы над дальней грядою,
И
горы тряслись от незримой работы,
И
в толстые гулы за хмарью седою
Вплетали
свирепую дробь пулемёты.
Туда,
где над сопкою, в пламя одетой,
Сходились
свинцовые трассы кривые,
На
скорую встречу с грядущей победой
Упрямо
и страстно спешили живые.
Над
ними, крестом распростёрт на
мгновенье,
Мелькал
истребитель летучею тенью,
Как
будто бы Родина им посылала
Своё
материнское благословенье.
Слайд «Литературный след».
Учитель: в рамках года литературы был объявлен Всероссийский конкурс по созданию литературных достопримечательностей. И никельчане не остались в стороне и предложили свой проект «Аллея земляники П. Шубина», предложив ландшафтно-художественное оформление территории на пути следования доблестной 14-ой армии в самом центре посёлка Никель. В этом проекте участвовали многие никельчане, чтобы поддержать его. Однако, этот проект не победил. И тогда память о Павле Шубине была увековечена памятной доской на улице Победы, дом 5.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ломакина Ева Егоровна
→ Публикатор 25.06.2024 0 156 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы