Конспект внеклассного мероприятия "Что лучше: книга или компьютер?"


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕРОСТОВСКОЙОБЛАСТИ

«РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУКОЛЛЕДЖВОДНОГОТРАНСПОРТА»













Методическаяразработка

проведениявнеклассногомероприятия,посвященноемеждународномуднюшкольныхбиблиотекнатему



«Чтолучшекнигаиликомпьютер?»

сиспользованиемтехнологии«Дебаты»





Ланцева Ольга Викторовна, советник директора по воспитательнойработеиработесдетскимиобщественными организациями











Ростов-на-Дону2024

Непобедить,аубедитьвот,чтодостойнославы»


(В.Гюго)



Цель:обучениестудентовправильномуиграмотномуведениюдискуссии,умениюаргументированоитолерантнодоказыватьсвоюточкузренияповозникающимвопросам.


Потенциальные пользователи: учителя-предметники, педагоги дополнительногообразования,обучающиесясреднегоистаршегозвена,атакжестудентыипреподавателивысшихучебныхзаведений.


ФормируемыеУУД:


КоммуникативныеУУД:

-умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точкузрения; конструктивноразрешатьконфликты;

-умениепланированиеучебногосотрудничествасучителемисверстниками;

-умениесдостаточнойполнотойиточностьювыражатьсвоимысливсоответствиисзадачамииусловиямикоммуникации,владениемонологическойидиалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическиминормамиродногоязыка.


РегулятивныеУУД:

-умениесамостоятельнооцениватьиприниматьрешения,определяющиестратегиюповеденияс учетомобщепринятыхнравственных ценностей.


ЛичностныеУУД:

-умениевестидиалогнаосноверавноправныхотношенийивзаимногоуважения.


ПознавательныеУУД:

-поиск и выделение необходимой информации; применение методовинформационного поиска,втомчислеспомощьюкомпьютерных средств;

-рефлексияспособовиусловийдействия,контрольиоценкапроцессаирезультатовдеятельности.


Подготовительнаяработа:

  1. Знакомствоучастниковссущностью,особенностямиитехнологиейпроведениядебатов.

  2. Определениеисходноготезиса(темы)дебатовучителемистудентами.

  3. Подбор,изучениеианализосновнойлитературы,Интернет-источников.

  4. Распределение ролей (председатель, секретарь, эксперты и две команды("У"– утвержденияи "О"отрицанияпо4 человека)

  5. Разработкакейса(системы)понятийиаргументов.

  6. Разработкаэкспертамикритериевоценки.

  7. Индивидуальныйинструктажучастниковопроцедурепроведениядебатов.

Ходдебатов


    1. Вступительноеслово(Советник)

28 октября, начиная с 1999 года, отмечается международный день школьныхбиблиотек.

Несмотрянавсебольшеераспространениеэлектронныхсредствсвязи,обеспечивающих доступ к огромному массиву информации, классическая бумажнаякниганеутратиласвоегозначенияиостаетсявостребованнойвобществе.Международныйденьшкольныхбиблиотекспособствуетсохранениюпрекрасныхтрадицийчтенияивоспитаниювчеловекечувствалюбвиккниге,абиблиотекисегоднястановятсянепростоархивомбумажныхкниг,ноиинформационно-библиотечнымицентрами,гдевыможетепроводитьвремяспользойдлясебя.

Сегодня мы с вами подискутируем в форме дебатов о том, какое значение всовременном мире имеют книга и компьютер, и можно ли полностью заменить книгукомпьютером.

Слово "дебаты" словарь С. И. Ожегова определяет, как «прения, обсуждениявопроса».ЕщевДревнейГрециивсе спорныевопросы решалисьвходедебатов.Побеждал тот, кто мог лучше доказывать свою точку зрения, независимо, прав он илинет. Умение побеждать в спорах во все времена было обязательным условием успехадлялюбогополитика.

Передначаломдебатовразрешитенапомнитьправилаихпроведения:

  • Дебатыорганизуетипроводитпредседатель.Онлицонезаинтересованноеинеимеет праваучаствоватьвсамой дискуссии.

  • Председателю помогает секретарь, который информирует спикеров овремени,отведенном навыступление,атакжеведет протокол.

  • Ответыспикеровоцениваютэкспертыпоспециальнымкритериям.

  • Командыпоочередипредставляютиаргументируютсвоипозиции.

  • Выступая,всесоблюдаютрегламент-2-4минуты

  • Каждыйучастниккомандыимеетправовыступитьтолькоодинраз.

  • Участникикаждойкомандыимеютправовзятьнеболее2мин.дляконсультацийдруг сдругом.

  • Спикеримеетправонеотвечатьнавопросбезобъясненияпричин.

  • Зрители и участники по ходу выступлений на протяжении дебатов имеютправо задавать вопросы и представлять информацию. Вопрос и информация должныбытьсформулированы кратко.

  • Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановитьчеловека,который задаетвопрос илисообщает информацию.

  • После дебатов проводится голосование, опрос, в котором все высказываютсявпользувыбраннойпозиции.Итак,начинаемдебаты.Разрешитепредставитьпредседателя,которыйбудет вести дебаты.

    1. Представлениепредседателемсекретаря,экспертов.

Секретарь:

Эксперт 1 заведующий библиотекойЭксперт 2 преподаватель информатикиЭксперт3


    1. Представление команд отрицания и утверждения. (Первый спикер поочередипредставляет членов своейкоманды)


    1. Выступлениекоманд.(У-командаутверждения,О–командаотрицания)


У1: Уважаемый председатель и команда оппонентов! Мы рассмотрели вопрос,составляющийпредметнашихдебатов,вразныхаспектах:практическом,нравственно-этическом,материальномиздоровьесберегающем.Нашапозициятакова:да,компьютерзамениткнигу.Начнемаргументациюсвоейпозицииспрактического аспекта.

Компьютероченьудобенвиспользовании:

      1. Онвотличиеоткнигзанимаетмаломеста,незахламляетжилоепространство,не покрываетсяпылью.

      2. Электронныеверсиикнигнезаменимыпринаписаниинаучныхработ(рефератов,докладов,курсовых,дипломов).Работатьсэлектроннымтекстомзначительно проще,чемперепечатыватьвручнуюизкнигиили сканировать.

      3. Компьютер экономит время: для того, чтобы найти книгу, надо время.Информациювкомпьютере можно найти засчитанныеминуты.

      4. Компьютером можно пользоваться практически везде: в транспорте, наработе,дома,наэкранемобильноготелефона.Сейчасоченьпопулярнысталиэлектронные книги тот же самый ПК), которые можно читать точно так же, как ибумажные.


О1:УважаемыйпредседательикомандаУтверждения!ИнашакомандаОтрицания решала вопрос приоритета и значимости компьютера или книги тоже вназванных аспектах. Наша позиция такова: нет, компьютер не заменит книгу. Начнемаргументациюсвоей позиции:


  1. Обычныекнигипредоставляютуникальныетактильныеощущенияприлистаниистраниц,чтоможетсделатьпроцессчтенияболееприятнымизапоминающимся.

  2. Чтение с бумаги не требует использования экрана, что снижает утомляемостьглаз и минимизирует воздействие синего света, что особенно важно, если вы читаетедолгоевремя.

  3. Многие люди ценят запах книг и атмосферу, которую они создают, что можетзначительно обогатитьопыт чтения.

  4. Причтенииобычныхкниглегчеделатьзаметки,подчеркиватьважныемоментыивставлятьзакладки,чтоспособствуетболееактивномувовлечениювматериал.

  5. Обычныекнигинеотвлекаютуведомлениямииэлектроннымиустройствами,что можетпомочьлучшесосредоточиться на чтении.

  6. Обычныекнигинетребуютзарядки,и,вотличиеотэлектронных,онинемогутвыйтиизстроя из-затехническихпроблем.

  7. Хорошозаботясьобумажнойкниге,можносохранитьеевхорошемсостояниина многие годы, аиногда и десятилетия.

  8. Обычныекнигимогутслужитьэлементомдекоравинтерьере,добавляястильиуютпомещению.

  9. Обычные книги можно читать на пляже, в ванной, при ярком солнечном светеиливлюбомдругомместебезнеобходимостибеспокоитьсяобосвещенииилизарядке.

  10. Обычные книги не требуют интернета для доступа к информации, что делаетихудобными для чтения вусловиях,гденет сети.


VПроведениедебатов

Председатель:

  • Мыпрослушалиаргументыобоихкомандитеперьприступаемкдебатам

  • КакиевопросыестьукомандыОтрицанияизрителейккомандеУтвержденияпослепредставления ихаргументов?

(ЗрителиикомандаОтрицаниязадаютвопросыкомандеУтверждениясцельюснизитьзначимостьключевыхсловилипредставитьдополнительнуюинформацию)

  • СловопредоставляетсякомандеОтрицания.


Контрвопрос1ОтрицанияпротивУтверждения

О:Возможно частично согласиться по поводу места, но вот вопрос о пыли –спорный.Какизвестно,работающаятехникасоздаетэлектромагнитноеполеипритягиваетпыльне меньше,чем книги.

Такжемысчитаем,чтокомпьютернаноситсильныйвредздоровьючеловека:

а) ПК работает под высоким электрическим напряжением, при неисправнойпроводке возможно поражение электрическим током. Может возникнуть и возгораниемонитора.Согласитесь,последствия этого могутбытьужасны.

б)КакбынибылзащищенпользовательПУотоблучения,оновсеравноесть. При длительном пользовании ПК человек получает облучение, что приводит, помнениюученых,к опухоли головногомозга.

в) ЧастоеичрезмерноеувлечениеПКделаетчеловекараздражительным,вспыльчивым.Неслучайноученыеиврачизаговорилиужедавноопроблемекомпьютернойзависимости.Особенноонаопаснадлядетейи подростков.

Когдамычитаемкнигу,такого произойтинеможет,поэтому мызакнигу.


У:впланесохраненияздоровьякомпьютертакжевыигрывает:

  1. СовременныекомпьютерыоснащеныЖК-мониторами,укоторыхминимальноеизлучение.Улюдейсослабленнымзрениеместьвозможностьувеличить шрифт, изменить цвет экрана. В книге этого невозможно сделать. Глазасильно устают. Чтобы компьютер не нанес здоровью человека вреда, надо соблюдатьсовсемпростые,элементарныеправилапользованияПК.

  2. Современнымученикамдлязанятийвшколенеобходимкаждыйденькомплектучебников(4-5-6книг),приблизительныйвескоторогооколо4-5кг.Это

ведеткусталости,сколиозу,сутулости.Апланшет,вкоторыйможнозакачатьвесьматериалучебныхкниг,веситсовсемнемного.


Председатель:

  • КакиевопросыестьукомандыОтрицанияизрителейккомандеУтверждения,относительно аргументовзакомпьютер?


СловопредоставляетсякомандеУтверждениядлявопросовкОтрицания.


Контрвопрос2УтвержденияпротивОтрицания


Еслирассматриватьвопросокомпьютересточкизренияэстетическойинравственной,то можносказать,что закомпьютеромбудущее:

  1. современнаякомпьютернаятехникаразрабатываетсяпосовременнымдизайнерскимпроектам,илюбойгаджетприятновзятьвруки.Это,несомненно,притягивает молодежь. Нельзя жизнь современных молодых людей представить безкомпьютера.

  2. ПК дает возможность общаться, смотреть различные программы, фильмы,онлайн участвовать в обсуждении каких- либо проблем и вопросов, т.е. быть, какговорят,на волне,«втеме».Наша жизньсейчасбезэтогоне мыслима.


О: Нельзя принижать роль книги в нашей жизни, равно как и нельзя назватьнесовременнымчеловека,необщающегосячерезкомпьютер.Книгиимеютогромнейшеенравственноеи эстетическое значение.

Этолегкодоказать:

  1. первые тексты, которые слышит ребенок из уст мамы, - это книги. Все мыпомним сказки, стихотворения Барто, Михалкова, рассказы Житкова. Именно из книг,ане изкомпьютера,мы узнали,что такое хорошоичтотакоеплохо.

  2. Книга-материалдляразмышлений.Онаразвиваетнашуфантазию,воображение.Оставшисьодиннаодинскнигой,получаешьнесравнимоеудовольствие,точнобеседуешьсумнымдругом.Этобезмолвныйразговорсавторомисамим собой.Компьютер же не позволяетэтогосделать.


Председатель:

  • КакиевопросыестьукомандыУтвержденияизрителейккомандеОтрицания,относительно аргументовзакнигу?

СловопредоставляетсякомандеОтрицаниядлявопросовкУтверждения.


Контрвопрос3ОтрицанияпротивУтверждения

О:

  1. Невсекниги,особенноновыеилиоченьдавновыпущенные,редкие,естьвинтернете.Узкоспециализированнуюлитературуоченьтруднонайтивинтернете.

  2. Невсегдапоискнужнойинформациивинтернетезанимаетсчитанныеминуты.Бывает,чтоинесколькочасовтребуетсяна поискинужнойкниги.

  3. Всегаджетытребуютпостояннойзарядки.Приразряженномаккумуляторе устройство не работает, а книга всегда может быть прочитана и безподзарядки.Вэтомнесомненноеудобствоибольшойплюспечатнойкниги.

  4. Сточкизренияматериальной,книгинамного,всотниидесяткираз,выгоднеекомпьютера.Стоимость хорошегоПКв среднемсоставляет30-55тысячрублей. Сумма, согласитесь, немалая. Не у всех есть такие деньги, чтобы приобрестиПК. Особенно сложно в этом плане пенсионерам. Книгу же можно купить намногодешевле.

  5. Пользование сетью Интернет тоже требует определенных материальныхвложений.


У:сточкойзренияматериальнойиметьПКнетакужинакладно.

  1. МожноприобрестиподержанныйПК,срук.Стоимостьегобудетвразыменьше.

  2. Можнопоработатьзакомпьютеромвбиблиотеке.СтоимостьчасаработызаПК -

  3. Если касаться стоимости книг, то сегодня книги стоят порядка 200-400 (атоибольше)рублей.Читающемучеловекубумажныетрадиционныекнигиприходитсяпокупатьчасто.И много,аэто материальноневыгодно.

И всему, что было сказано нашей командой, хочу сказать, что за компьютеромбудущее. Современный мир шагнул далеко вперед. Во всех сферах жизни человекакомпьютер занимает важное место. Все больше и больше людей, и не только молодых,стали активными пользователями ПК. Информационные технологии прочно и надолгозанялисвое место вмире.Мы закомпьютер.Да,книгузамениткомпьютер.


О:Завершаяаргументацию нашей позиции, хочу сказать следующее.А.М. Горький, известный писатель говорил: «Любите книгу- источник знаний…» Сэтимнельзянесогласиться.Втечениедлительноговремени–целыхстолетий-именнокнига была иостаетсясамымраспространенным инадежнымисточникоминформации, способом передачи знаний и опыта от одного поколения другому. Книга,как гласит пословица, зеркало жизни. «Испокон века книга растит человека». И дажев наш век цифровых и информационных технологий, книга не потеряла и не потеряетсвоейактуальностииееникогданезамениткомпьютер.Вэтомнашаточказрения.


Председатель:

Наши дебаты приближаются к финалу. Обе команды высказали свое мнение,аргументировали свою позицию. Пока эксперты оценивают выступления спикеров,зрителямпредлагаетсяответитьнавопросыблиц-анкеты,чтобыобозначитьсвоюпозицию.

-Каквысейчасопределитесвоюпозицию? (зрителидаютответы).

  1. СчитаетелиВы,чтокнигавсовременномобществеостаетсяактуальна,незаменима?

  2. Компьютер может полностью удовлетворить все информационныезапросычеловека?

  3. Нарядускомпьютеромостаетсявостребованнойкнига?


Председатель:

Мы с вами пришли к выводу, что ПК и книга не могут соревноваться междусобой. Они должны мирно сосуществовать. И это не удивительно. Ведь многотомнаяэнциклопедияможетпоместитьсянамаленькомкомпакт-диске,вместотого,чтобы

занять целую полку книжного шкафа, да и поиск необходимых сведений потребуетлишь нескольких секунд. Однако нужные нам книги лучше иметь напечатанными – имв отличие от компьютера не требуется электричество, и их можно брать с собой кудаугодно.

Словопредоставляютсяэкспертам.

  1. Выступленияэкспертов(оцениваютикомментируютответыспикеров).


При вынесении своего вердикта эксперт обязательно должен аргументированообъяснить,почемуонпринялданноерешение,почемуоднакомандабылаболееубедительна,чем вторая!

Чтобылегчебылопринятьрешение,чьякомандабылаболееубедительна,необходимообратитьвниманиена оценку выступления спикеров.

Присудействеоцениваютсяследующиекритериивыступленияспикеров:

    1. содержательностьвыступления:убедительностьивесомостьаргументов,выдвинутыхспикерамикоманд,содержаниеаргументов(насколькоаргументыподтвержденыконкретнымифактами),логическаявыстроенностьаргументов,органичноевытекание одногодоводаиздругого;

    2. умениеспикераотвечатьнавопросысоперниковизадаватьих.

    3. харизматичность спикера: личностная привлекательность, лидерские качества,умениеубеждатьивестизасобой,созидательнаянаправленностьличностиспикера;

    4. культураречиспикера:грамотностьречи,еёбогатство,эмоциональность,тональность,невербальная составляющая выступления;

    5. активностьспикеравигре,включённостьспикеравобщекоманднуюигру;


  1. Обсуждениедебатов.Рефлексия.

  1. Чьивыступлениявампонравились?Почему?

  2. Какиевыступлениязапомнилисьбольшевсего?Чем?

  3. Почемунекоторыеучащиесянепринималиактивногоучастиявдебатах?

  4. Достигнуталиглавнаяцельдебатов?



Списокиспользуемойлитературы


  1. Всемирныйформатшкольныхдебатов.–URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный_формат_школьных_дебатов


  1. Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках: учебно-методическое пособие для учителя/Е.Г.Калинкина. –Москва:Бонфи,2001.


  1. Международнаяобразовательнаяассоциация«Дебаты»(IDEA).– URL:http://ru.wikipedia.org/wiki


  1. Светенко Т. В. Путеводитель по дебатам: учебное пособие для педагогов иучащихся


Полный текст материала Конспект внеклассного мероприятия "Что лучше: книга или компьютер?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ланцева Ольга Викторовна  Lanceva_O_V
26.10.2024 0 108 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК