Пьеса "Прекрасное далёко"
П
П.
Ломовцев (Волхов)
Действующие лица: учительница, компания мечтателей (3 человека), компания «юзеров» (3 человека), бабульки (2 человека), инопланетяне (2 человека).
Сцена: в центре-впереди – цветок. Фон – современный город.
Явление 1
(На сцену выходят две бабульки с метлами. Усердно метут до середины сцены. Говор – русский народный, с оканьем и выразительной жестикуляцией.)
Тихоновна – Вот мы, Пятровна, с тобой все мятём-мятём, мятём-мятём, а они всё сорют и сорют, сорют и сорют! Тярпенья уж нехватат и зла нехватат на их!
Петровна – Чаво-ж делать-то, Тихиневна, Много чё нехватат! Вот зарплаты нехватат, а кому-то ж надо стоять на страже чистоты! (Встает в позу караульного, приставив к себе метлу, словно винтовку. Тихоновна повторяет ее позу) … Ну ладно, постояли на страже, пошли дальше подмятать!
Тихоновна – Пошли. (Снова синхронно метут, потом Тихоновна останавливается и оборачивается)
А я вот чё, Пятровна, думаю в последнее время: чаво-то неспроста над Землей-матушкой лятучие тарелочки зачастили! Ой, неспроста это!
Петровна – Да будет тябе, Тихиневна! Какие там в небе могут быть тарелочки! Сказки всё это! Точно тябе говорю!
Тихоновна – (задумчиво оперевшись на метлу) Нет, Пятровна, сущяствуют тарелочки! Давеча Архипыч с чердака видал одну!
Петровна – А, ну ежели Архипыч видал! … Тады точно не сущяствуют!
Тихоновна – (топая ногой) А я говорю, сущаствуют! (подозрительно оглядевшись вокруг, подойдя к Петровне, таинственно) … А знаешь, чаво?
Петровна – (тревожно) Чаво?
Тихоновна – (тоном заговорщика, показывая вверх пальцем) Я ихний план секретный разгадала!
Петровна – (взволнованно) Да иди ты!
Тихоновна – Ага. (переведя дух) …Они там лятают и поглядывают, как мы тут за Землей-матушкой ухаживаем. И всё ждут… А как токо засорим, замусорим, так сразу прилятят и отымут!
Петровна – Страсть то какая! А людей куды?
Тихоновна – А вот это я ишо не выяснила.
Петровна – (горячо) ...Так давай подмятать! А то отымут ведь!
Тихоновна – И то правда! Жалко Землю-то отдавать! Давай, Пятровна, мяти, мяти! Три-чятыре, три-чятыре, три-чятыре… (в пылу работы уходят)
Явление 2
(Звуки настройки радио, далее – музыка в стиле Industrial)
Ю2 - Стой, стой! Ага, вот, оставь! Классная же музыка! (на сцену выходят трое «юзеров»)
Ю3 - Ладно, уговорила. Наслаждайся.
Ю1 - (зевая) Скучно что-то. Сейчас бы в интернете полазить…
Ю3 - А я бы в кафешке посидела.
Ю2 - В кафе тоже скукота. Лучше на дискотеку.
Ю1 - А кстати, как насчет.. (озадаченно) Оп-па…
Ю2 - (настороженно) Чего?
Ю1 - (сквозь зубы) Наша классная идет…
Ю3 - Скрыться успеем?
Ю1 - Не-а.
Ю3 - Тогда делаем счастливые лица…
(входит учительница)
Ю1 - (подчеркнуто-вежливо) Здравствуйте, Нина Сергеевна! (делает знак выключить музыку)
Учительница – А, здравствуйте, ребята. Куда путь держим?
Ю2 - Да мы это…
Ю1 - В библиотеку шли, Нина Сергеевна. Эрудицию повышать!
Учительница – (недоверчиво посмотрев на ребят, с иронией) Подумать только! Вы знаете, что такое «библиотека»?
Ю1 - (наигранно-важно) Да, конечно! Там очень-очень много этих… Как их там называют-то?
Ю3 - (тоном знатока, важно подняв палец) Книги!
Ю1 - А, да-да, точно!
Ю2 - (как бы с любопытством) Кстати, а книги – это что?
Учительница – Ну хватит. Закончили цирк. У меня к вам одно интересное дело есть.
Ю2 – (неопределенно) Здорово. Но у нас вообще-то это…
Ю1 – Бабушка, шефская помощь. (чешет затылок)
Ю3 – По математике… (спохватившись, закрывает рот: «Я что-то не то ляпнула»)
(все переглядываются)
Учительница – …(вздохнув) Ну что же… Тогда не смею задерживать. (направляется к выходу, потом оборачивается) Все-таки, значит, правильно говорила Воробьева, что вы не потянете с ними состязаться.
ВСЕ – (возмущенно) Что?!
Ю3 - Эта зубрила?!
Ю2 - Да мы… Да они вооще!
Ю1 – Это еще надо посмотреть, кто кого!
Учительница – (хитро прищурившись, быстро) Так значит беретесь?
Ю1 - Ясное дело, беремся! (Ю3 крутит у виска пальцем, Ю2 дергает Ю1 за рукав) Мы еще покажем этим отличникам, кто у нас самый крутой!
Учительница - Вот и замечательно. (испытующе осмотрев компанию) …А задача у нас такая: каждая команда должна рассказать, как она видит будущее нашей планеты. Проект называется «Прекрасное далёко». Значит и в вашей версии будущее тоже должно быть прекрасным. А насколько отличаются ваши фантазии, мы узнаем из ваших выступлений. Ну что, задача понятна?
Ю1 - Конечно понятна. Делов-то на десять минут. (оборачиваясь к друзьям) Ну что, пошли?
Ю2 - (нехотя) Ну, если на десять… (Направляются к выходу. Чуть повременив, Ю3 идет за ними.)
Учительница – (обернувшись) Старшим я назначаю…
Ю1 и Ю2 - (одновременно, подбегая и толкая друг друга) Меня!!!
Учительница – Того, кто будет самым старательным и исполнительным.
Ю1 и Ю2 - (переглянувшись: «А мне это надо?», потом резко показывая друг на друга пальцем, одновременно) Тогда она! (Тогда он!)
Ю1 и Ю2 - (чуть подумав, снова одновременно показывают на Ю3) Она будет старшей!
Ю3 - (возмущенно и обиженно) А с чего я-то?
Ю1 - Тебя народ избрал. Гордись! (хлопая Ю3 по плечу)
Ю3 - (убирая руку с плеча) Ладно, припомним при случае…
(собираются уходить)
Учительница – …Да ребята, а команду-то как назовете?
Ю1 - (пошептавшись со всеми) Юзеры.
Учительница – …Это значит… пользователи, или как там еще, потребители? Интересно, а почему такое название?
Ю2 - (пожимая плечами, с оттенком цинизма) Красиво…
Учительница - (немного грустно) …Ну что же, ваше право. Удачи в поединке.
(кивают и расходятся в разные стороны)
Явление 3
(На сцену возвращаются бабульки с метлами. Метут до середины сцены)
Петровна – (останавливаясь) Слышь, Тихиневна! Я всё про тарелочки-то летучие… Может, все-таки, не отымут?
Тихоновна – Отымут, Пятровна! Как пить дать отымут! Так что мяти, мяти! (снова начинает мести)
Петровна – Мяту, мяту! (снова останавливается и задумывается) …Тихиневна!
Тихоновна – (с легким раздражением) Ну чаво тебе?
Петровна – Я вот тут посчитала… Мы с тобой вдвоем не управимси! Земля-то вона какая большая!
Тихоновна – (посмотрев вокруг) …Да… Твоя правда! Как же быть-то? … Можеть, молодежь пригнать? (Стремительно направляется в сторону зала. Петровна спешно останавливает ее.)
Петровна – Что ты, Тихиневна! Нынешних не пригонишь! Не те времена! Разве тока примером своим завлечь, соблазнить!
Тихоновна – (приосанившись) А что! Примером - это мы завсегда готовы! Мы такие, мы горячие! Давай, мила моя, мяти, мяти, воспитывай молодежь!
Петровна – Мяту, Тихиневна, мяту!
Тихоновна – Давай, Пятровна, три-чятыре, три-чятыре, три-чатыре… (удаляются, увлеченные работой)
Явление 4
(На сцене появляется компания «мечтателей»)
М1 - Ой, посмотрите, какая прелесть! (бежит к цветку на краю сцены)
М2 - Такой красивый! Как он только выжил в этом городе!
М3 - (присев рядом на корточки) Ребята, надо бы его полить…
(все осматривается вокруг)
М1 - А вон, там лужица небольшая. Только… набрать нечем…
М2 - Может, в магазине воду купить?
М3 - Да в той воде никакой жизни нет. Толку-то от нее!
М2 - (внезапно обрадовавшись) ...Так у меня же в сумке вода из дома осталась! (достает) Вот. (льет воду на цветок) Давай, пей, малыш. Земля-то совсем сухая. (грустно) Не дает земле асфальт ни пить, ни дышать.
М1 - Может, его огородить чем-нибудь?
М3 - Да, не помешает. А то жалко такую красоту.
М2 - (горячо) Город бы огородить большой стеной, чтобы природу не губил!
(все снова рассматривают цветок в размышлении, как его защитить)
М1 - А знаете, что я сейчас подумала? (задумчиво встает, другие чуть позже тоже поднимаются) Вот этот цветок… Такой маленький и хрупкий, а такую толщу асфальта пробил. Он победил. …А мы… Мы такие большие и сильные, а живем молча и послушно, загнанные в клетки из бетона и асфальта. Получается, что этот нежный цветок сильнее нас…
(некоторое время все озадаченно смотрят на цветок)
М2 - (задумчиво) ...Помните, Нина Сергеевна просила нас сделать доклад?
М3 - Это который… «Прекрасное далеко»?
М2 - Ну да. Так вот давайте расскажем людям о том, каким красивым и счастливым станет город, если рядом с людьми, среди людей поселится живая природа!
М3 – (недоверчиво)Ты уверена, что нас поймут?
М2 - (горячо) Я уверена, что если вдоль каждой дороги будут расти красивые цветы, весь город будет наполнен ароматами и яркими красками, нас не смогут не понять!
М1 - (Вздыхая) Хочется верить. (воодушевляясь) А еще… Я представила, что в каждом, даже самом маленьком, сквере стоят зеленые островки дикой природы: сосны, орешники, клены…
М3 - А в каждом дворе цветут красивые сады: яблони, груши, вишни, сливы…
М2 - А может…большая поляна в цветах и бабочках?
М1 - Нет-нет, березовая роща, в которой поют соловьи…
М3 - Тогда уж лучше большой пруд в тени раскидистых дубов. А в пруду плещутся веселые рыбки…
М2 - (с иронией) И лягушки, которые громко квакают!
М3 - (улыбаясь) Пусть квакают. Так даже веселее!
М1 - А вода такая прозрачная, такая чистая!
М2 - А небо такое синее-синее, такое высокое и спокойное, … что… (помрачнев) на этом фоне бетонные дома как-то уже не смотрятся…
М1 – (кивает) Это точно! На этом фоне уже много, что не смотрится…
Явление 5
(входит компания «юзеров»)
Ю1 - Короче, отличники, мы все знаем, мы подслушивали. Цветы, деревья и другие полезные ископаемые… Все это очень классно, но… Сразу хотим вас разочаровать, что ваше «будущее» перед нашим… (делает выразительное лицо: «увы!») к сожалению, отдыхает!
Ю2 - Ничего не поделаешь. Жизнь – борьба, выживает сильнейший.
Ю3 - Утешительный приз – жевачка. (предлагает «мечтателям» пачку жевачки)
М1 - (отклоняя жевачку, спокойно и приветливо) Спасибо. А можно узнать, в чем мудрость вашего «будущего»?
М3 – Вы же теперь знаете о нашем!
(«юзеры» сначала переглядываются)
Ю2 - А, ладно, все равно у вас нет шансов. (выходя на передний план, тоном победителя, жестикулируя выразительно и несколько агрессивно) В нашем будущем никто не будет просить милости у природы. Заводы будут синтезировать все, что нужно человеку: и пищу, и одежду, и воздух с водой, если надо.
Ю1 - (занимая место Ю1 у «трибуны») Всю ручную и умственную работу заменит электроника. Человеку вообще не нужно будет о чем-то думать или что-то делать. Кругом будут роботы, роботы, роботы…
Ю3 - (сменяя Ю2) Они весь день работают, мы весь день ничего не делаем. Не жизнь, а сказка!
М2 - Я бы не хотела жить в такой сказке.
Ю3 - А тебя никто и не приглашает.
Ю1 - (снова уверенно и самовлюбленно занимая место оратора) Машины… Они везде: на земле, в воде, в небе… У каждого – свой летательный аппарат. Здесь, там, везде – кругом блестят на солнце целые стаи стальных машин!
Ю2 - А в облака впиваются шпили огромных небоскребов! Супермегаполис размером с планету! (на слове «супермегаполис» юзеры гордо замирают, раскинув руки)
М1 - Да, жуткая картина… (глядя вверх)
Ю2 - (усмехнувшись) Просто вы, ботаники, еще не доросли до настоящей красоты!
М3 - И очень надеемся, что не дорастем.
Ю3 - Ну тогда нюхайте свои цветочки, а мы…
Ю1 - В интернет-клуб.
Ю2 - Тоже тема. Пока.
М2 - (до этого смотревшая на небо) …Эй, а там, в небе, не ваша штуковина заблудилась? (показывает пальцем вперед-вверх)
Ю1 - (не оборачиваясь, но приостановившись) Шутка старая и неоригинальная.
М3 - Нет, серьезно… Это ведь не самолет. (все устремляют взгляды в указанном направлении)
М1 - (с легкой тревогой) По-моему, он падает…
М2 - (напряженно) И, похоже, прямо на нас…
Ю3 - (неуверенно) Если убежать…
Ю1 - (обреченно) Не успеем… (тяжело глотает слюну)
Ю2 - (испуганно) Что же делать?
Ю1 - Ждать…
(Раздается сильный свист и громкий удар. Все зажмуриваются и падают, замирая в нелепых позах.)
Явление 6
(На сцене появляются два гуманоида в серебристых костюмах и шлемах. Идут и движутся подобно роботам .Речь монотонная, с четким разделением слогов и слов. Обходят присутствующих и внимательно их рассматривают)
1414333 - Контакт есть. Язык установлен. Состав воздуха установлен. Похоже это – не Альфа Центавра. А как ты считаешь, 90-22-770?
9022770 – Ты прав, 14-14-333. Это не Альфа Центавра. Мы ошиблись номером звездной системы. Извините за беспокойство. Всем приятного отдыха. Было круто.
Ю1 – (приходя в себя, осторожно) …Эй!
1414333 – (останавливаясь и оборачиваясь) Сигнал разумного существа. Выхожу на контакт. (подходит к Ю1)
Ю1 – (восторженно, но осторожно и медленно поднимаясь) ..Эй, это же инопланетяне!
(1414333 осматривает и ощупывает Ю1, делает какие-то записи)
М1 – (не очень уверенно, вставая и осматривая себя) По-моему, главное – что мы живы…
(все медленно поднимаются, осматриваются и пристально наблюдают за инопланетянами)
Ю1 – (потрогав 1414333, подпрыгивает от восторга) Yes! Это же пришельцы! Круто!
М1 – (тревожно) Я бы не стала их трогать. А вдруг они опасны…
Ю1 – Ха, струсили, отличники? Смотрите, учитесь, как надо заводить межгалактические контакты! (несколько секунд нерешительно переминается на месте) Здрасьте! (протягивает руку) Мы, жители планеты Земля, приветствуем вас… на планете Земля.
9022770 – (тоже вытянув руку вперед, но не касаясь Ю1) Здрасьте. Мы, двое жителей из звездной системы Альнитак, промахнулись и попали на вашу Землю по ошибке. Извините за беспокойство. (хочет уйти)
Ю2 – (преграждая 9022770 дорогу) Ой, а ваша звезда далеко отсюда?
9022770 – (посмотрев на ладонь) 250 целых, 63 тысячных гигапарсек.
Ю2 – (растерянно) Чего?
1414333 – Два часа телепортации и еще пятнадцать минут местным транспортом – импульсным волнолётом.
Ю3 – Wow! Покататься бы!
Ю1 – (с завистью) Да, было бы классно!
Ю2 – А… Вы к нам надолго?
Ю3 – (услужливо) Может, давайте, мы вам город покажем.
М3 – (отворачиваясь в сторону) Ага, и опозоримся на всю галактику…
1414333 – У нас есть полчаса до зарядки телепорта. Я прав, 9022770?
9022770 – (глядя на ладонь) Да, 1414333, у нас есть полчаса земного времени.
Ю2 – (продолжая вместе с другими юзерами рассматривать инопланетян) Скажите пожалуйста, а вы… роботы?
Ю1 – Или киборги?
1414333 – (категорично) Мы не роботы.
9022770 – Мы - люди.
Все М – (крайне удивленно) Люди?!
9022770 – Конечно, у нас – нормальные человеческие признаки.
1414333 – У нас – нормальные человеческие имена: (показывая на себя) 1414333 и…
9022770 – (показывая на себя) 9022770.
Ю3 – Но это же… просто цифры…
9022770 – Конечно. А как же еще называть людей?
Ю3 – (растерянно) Ну…
1414333 – Мы едим нормальную человеческую пищу – быстрорастворимые жидкие батарейки. (достает и глотает таблетку)
М2 – Какой кошмар!
9022770 – Мы носим нормальную человеческую одежду – нейроскафандр, который автоматически управляет нашими руками и ногами.
Ю2 – Так вы что, сами совсем уже не двигаетесь?
9022770 – Конечно, нет. А вы разве не так функционируете?
Ю2 – (растерянно) Нет…
1414333 – Какие-то вы странные. Наверное, вы – роботы.
М2 – …Скажите, а хоть думаете вы сами?
1414333 – Какой смешной вопрос! И-и-и-и-и-и-и! Конечно нет. (поднимая руки вверх, его напарник – вслед за ним) Слава Великому Центральному Процессору, что он избавил нас от тяжелого умственного труда!
М1 – Так значит, вы вообще ничего сами не решаете? В чем же тогда смысл вашей жизни?
9022770 – Странный вопрос. Смысл нашей жизни – в обеспечении долгой и надежной работы Великого Центрального Процессора! (оба поднимают вверх руки)
М3 – Незавидная судьба…
(9022770, глядя вверх, делает несколько шагов в сторону цветка)
М2 – (встревоженно преграждает 9022770 путь) Эй, осторожно, цветок!
1414333 – (наклонившись над цветком) Цветок… Что за странное устройство?
М2 – (с некоторой обидой гладит цветок) Это не устройство: это – живое существо! (удивленно) А у вас разве нет цветов?
9022770 – По директиве Великого Центрального Процессора все биологические формы на нашей планете были уничтожены.
1414333 – Согласно директиве, они представляли опасность заражения и сбоя системы. (посмотрев на цветок) Кстати, этот цветок – тоже угроза заражения. Тревога. Тревога.
9022770 – Тревога. Срочная эвакуация.
1414333 – Всем приятного отдыха. Было круто. Тревога. Тревога.
9022770 – Тревога… Тревога.
(Инопланетяне поспешно уходят. Раздается звук взлетающей ракеты. Все смотрят вверх)
Явление 7
(Общая растерянность)
М1 – (еще не совсем придя в себя) …Да, такое даже во сне не приснится…
Ю1 - (чешет затылок) ...Это… А что вы там говорили…про березовые рощи?
(входит учительница)
Учительница – Так вот вы где! А я, наивная, вас в библиотеке искала. Ну что, соперники, готовы к поединку?
(сначала все растерянно переглядываются)
Ю1 – (угрюмо) ...А не будет никакого поединка.
Учительница – (с оттенком возмущения) …Ребята, но вы же обещали!
Ю1 – (глядя в пол) Ну… да… (снова поднимает голову вверх вслед улетевшей ракете. Вслед за ним все поднимают головы)
Учительница – И что же? (посмотрев на ребят, тоже начинает искать взглядом что-то наверху)
Ю2 – (решительно, подходя к учительнице) ..Нина Сергеевна, можно мы сделаем вместе один доклад? (все в ожидании обступают учительницу)
Учительница – (крайне удивленно) Вы… вместе? (глядя то на одних, то на других) …Я… что-то пропустила?
М1 - … Понимаете… Мы тут немного заглянули в одно будущее…
Учительница – (совсем растерявшись) …Это… в смысле… (неопределенно показывая рукой то вперед, то вверх) Прямо в будущее?
М2 – Ну да. И мы все, кажется, поняли, что спорить нам не о чем. (оборачиваясь к «юзерам») Правда?
Ю1 – (немного смущаясь) Ага, вроде того…
Учительница – (не сразу придя в себя, неожиданно радостно) …Ну так замечательно! Тогда пусть у нас будет одно большое и яркое выступление, богато и красиво иллюстрированное примерами из окружающего нас мира! (загадочно посмотрев на детей) …А знаете… Давайте завтра все вместе отправимся в поход! (общий восторг) И пусть сама природа подскажет нам наше будущее!
(Под песню «Прекрасное далеко» продолжается общение учительницы с детьми в виде пантомимы или немой сцены. Они говорят о своих планах, фантазиях и мечтах и вместе решают, как построить прекрасное будущее. В ходе беседы появляются бабульки с метлами и спрашивают у детей, не прилетали ли инопланетяне (также на языке жестов). Получив утвердительный ответ, горячо сокрушаются и, не долго думая, садятся на метлы и улетают. Через несколько секунд на сцене появляются инопланетяне, старательно метущие пол под управлением бабулек. Дойдя до цветка, инопланетяне говорят по очереди: «Слышу голос - из прекрасного далека…», наклоняются и нюхают цветок. Пару раз громко чихнув, они начинают удивляться и восхищаться всему, что видят, начиная с цветка. К ним возвращаются естественные человеческие движения и эмоции. Все искренне радуются за них. Из-за кулис раздается роботоподобный голос: «Тревога! Сбой системы! Сбой системы! Срочная Эва-ку... а... ...а...»
Инопланетяне в порыве восторга берут земных друзей за руки и вместе кружатся в стремительном хороводе. В конце, разрывая круг, все, держась за руки, выходят на общий поклон.
---------------------------------------------------
PS: Музыку, адаптированную к спектаклю, Вы можете скачать по адресу:
https://disk.yandex.ru/d/Jrw8TcIhriQXJ
Страничка автора в интернете:
http://volhov-p.livejournal.com/
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Ломовцев Павел Игоревич
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.