Методическая разработка урока гражданственности и патриотизма; 6 класс


10





Методическая разработка урока гражданственности и патриотизма






Тема:

«Екатеринодар – Краснодар: вчера, сегодня, завтра»




Учитель: Свечкарь О. П.

СОШ № 16

с. Новопавловка

Белоглинского района









  • Класс: 6

  • Форма урока: Урок-монтаж документального фильма о г. Краснодаре.

  • Цель урока: Расширение знаний учащихся о прошлом и настоящем краевого центра.

  • Задачи урока: 1. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе

2. Расширение интересов учащихся в изучении кубановедения.

3. Привлечение внимания учащихся к обсуждению проблемы возвращения Краснодару исторического названия.

  • Оборудование урока: Карта Краснодарского края, символика Кубани, телевизор, DVD-плеер, видеомагнитофон, выставка книг, документальный фильм о Краснодаре.

  • Ход урока:

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня, 1 сентября, в день Знаний, стало доброй традицией проведения всекубанского урока гражданственности и патриотизма. Тема нашего урока: «Екатеринодар-Краснодар: вчера, сегодня, завтра». Сегодня мы будем говорить о главном городе Краснодарского края, о прошлом, настоящем и будущем кубанской столицы. В Италии говорят: «Все дороги идут в Рим», а на Кубани говорят так: «Все дороги ведут в Краснодар».

Наш урок сегодня не совсем обычный – сегодня мы не просто школьный класс, а съемочная группа документального фильма. Мы получили задание – снять короткометражный фильм о кубанской столице. Сейчас наша задача – определить, каким будет наш фильм, какие сюжеты мы включим в него, чтобы он получился содержательным и интересным. Мы собираем материал, берем интервью, включаемся в дискуссию – поэтому отправляемся в библиотеки, архивы, музеи, на улицу. У нас уже есть некоторые результаты. Приступаем к работе.

  1. Обсуждение названия фильма.

А.) Предложения учащихся – фильм должен содержать материал об образовании Екатеринодара, ярких страницах истории, о сегодняшнем дне Краснодара, о перспективах будущего развития нашей столицы.

Б.) Учащиеся предлагают разделить сюжет на три части, каждую из которых озаглавить отдельно.

В.) Из съемочной группы сформировать три команды, каждая из которых выполняет конкретное задание по подготовке своего сюжета.


  1. Пролог.

Вопросы учителя: а.) Ребята, какие воспоминания связаны у вас с Краснодаром?

б.) Были ли вы в этом городе? Когда?

в.) Каковы ваши впечатления?

Сообщения учащихся (небольшая географическая справка с использованием карты)

«Наш край расположен на юге РФ и называется Краснодарским по имени главного города. Краснодар – административный, промышленный и культурный центр края, он расположен на правом берегу реки Кубань. Был основан в 1793 году. Население города – более 735 тыс. человек. В Краснодаре более 100 предприятий. Краевой центр славится своими высшими и средними учебными заведениями, научными центрами, телерадиокомпаниями, музеями, театрами, стадионами. Краснодар – крупнейший транспортный узел юга России. Железными, шоссейными дорогами, авиалиниями краевой центр связан со всеми крупнейшими городами России и зарубежными странами».

  1. Часть I: «Дар Екатерины»

Комментарии учащихся: ребята предлагают включить в эту часть фильма следующие фрагменты:

а.) Историческая справка об основании Екатеринодара (репортаж из архива, снятый на видео): «30 июня 1792 года российская императрица Екатерина II особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем. Казачий атаман Антон Головатый с благодарностью к императрице обещал: «Дар твой будет вечным для обитающих в нем. Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним безопасность пределов».

Весной 1793 года прибывшие на Кубань со своим атаманом Захарием Чепегой казаки направились вниз по реке Кубани. Здесь около урочища Карасунский кут 12 июня 1793 года обнаружили удобное место для строительства города – будущего центра Черноморского войска. В том же году началось строительство крепости – центра города, который получит название Екатеринодар. Вокруг крепости были построены курени – казармы вокруг церкви.

Первоначально город выполнял чисто военные функции. Екатеринодарская крепость занимала важное место в Черноморской кордонной линии. После окончания Кавказской войны во второй половине XIV века город становится центром Кубанской области. В течение XIV века Екатеринодар постоянно разрастался. В первой половине века больше всего строилось церквей, их было несколько десятков. Позже появляются другие общественные здания – атаманский дворец, летний театр, триумфальные арки, бани, гостиницы, учебные заведения. К концу XIV века Екатеринодар – это крупный центр пищевой промышленности. Владикавказская железная дорога связала его со многими районами страны».


б.) Сообщение о переименовании города (репортаж из библиотеки): «В начале XX века Екатеринодар вырос в крупный культурный центр Северного Кавказа: выходят газеты, создаются Кубанский войсковой музей, картинная галерея, открываются гимназии, публичные библиотеки, театр. Стараниями многих архитекторов формируется самобытный облик города, о котором с любовью говорили жители: «Наш маленький Париж!» Екатеринодар – первый город России, где был пущен первый электрический трамвай. В декабре 1920 года после установления советской власти решением Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР город был переименован в Краснодар. Трудящиеся на своих собраниях решили: «Считая название города Екатеринодар, напоминающих рабские времена, совершенно недопустимым в республике труда, просить ВЦИК впредь именовать город Краснодар. Изменились названия многих улиц и площадей краевого центра – бывшие Батарейная, Графская, Конвойная, Офицерская, Приютская, Соборная, Штабная стали улицами Тургенева, Советской, Кутузова, Кирова, Октябрьской, Ленина, Комсомольской. Центральная улица Красная раньше называлась Ростовским бульваром.


в.) Просмотр фрагмента документального фильма об истории Краснодара с комментариями учителя.


  1. Часть II: «Наш маленький Париж»


Группа учащихся, работающих над второй частью фильма, предлагает включить в него следующие фрагменты:

  1. Архитектура современного Краснодара: наиболее красивые здания и сооружения, парковые ансамбли города (фрагменты документального фильма с комментариями учителя и учащихся)

б) Культурная жизнь сегодняшнего Краснодара. Экскурсия в один из музеев Краснодара.


«Культурная жизнь кубанской столицы чрезвычайно разнообразна и насыщенна – в городе работают десятки кинотеатров, краевая филармония, драматический театр, молодежный музыкальный театр, центральный концертный зал, новый театр кукол. Они представляют широкую панораму фильмов, спектаклей, концертов, в городе постоянно с гастролями выступают ведущие российские коллективы, зарубежные артисты. Мировую славу приобрели такие кубанские коллективы, как ансамбли «Казачья вольница» и «Криница», Кубанский казачий хор. Невероятно увлекательны и разнообразны экспозиции кубанских музеев, художественных выставок и галерей. Художественный музей им. Ф.А. Коваленко, выставочный зал на Рашпилевской, историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына широко открывает свои двери для посетителей всех возрастов».


«Историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына – безусловная гордость краевого центра. Выдающегося деятеля кубанской исторической науки Евгения Дмитриевича Фелицына – офицера Кубанского казачьего войска – не зря называют живой летописью Кавказа. В 70-е годы XIX началась его многолетняя и неутомимая работа по изучению истории кубанского края. Всю жизнь Фелицын собирал предметы старины, участвовал в археологических раскопках, впервые описал загадочное сооружение дольмены. Уникальные находки одного из курганов – золотые предметы являются памятниками мирового значения и по сей день хранятся в Эрмитаже. В 1879 году Е. Д. Фелицын создал в Екатеринодаре Кубанский войсковой музей и начал свозить в него со всего края исторические памятники: предметы быта, археологические находки, половецкие статуи и др. кубанский историк не только создал более 100 научных работ по этнографии, археологии, истории Кубанской области, но и стоял у истоков создания многих учреждений культуры и науки. Среди них Статистический комитет, первый исторический музей, который позже стал называться Краснодарским государственным историко-археологическим музеем-заповедником. Только в 1990 году этому музею было наконец присвоено звание его основателя. Тысячи людей посещают этот музей ежедневно. Сейчас здесь работают следующие экспозиции: «Животный мир Кубани», «Кубанская старина», «Морские сокровища Черного моря», «Природа и экология», «Дорогами Победы. Кубань в 1941-45 гг.», «Гиганты Ледникового периода».

в) Интервью учащихся с жителем города Краснодара, студентами ведущих кубанских вузов. Исполнение авторской песни «Любимый город».


5.Часть III: «Город будущего».


Учащиеся предлагают включить в завершающую часть фильма следующие фрагменты:


а) Вопрос о реконструкции Краснодара (анализ информации о планах перестройки центра города из краевых газет). Вопросы для обсуждения.


«Краснодар сегодня – один из красивейших городов юга России. «Жемчужина России – так часто называют нашу столицу». Краснодар динамично развивается, строится, хорошеет на глазах, он уверенно смотрит в будущее. Наш город с годами станет еще современнее, еще краше. Большую уверенность в этом придают сообщения краевых газет о том, что в ближайшие годы в Краснодаре будет проведена коренная реконструкция центра города. Кто бывал в этой части Краснодара, заметил, сколько здесь ветхого жилья, тесных старых улиц, улочек и переулков. Краевые газеты сообщают о том, что разработан план о сносе старых построек и строительстве современных жилых домов, офисов, торговых центров, широких бульваров, парков, скверов. Мы надеемся, что через несколько лет нашу столицу будет не узнать, это станет настоящий современный город – город будущего.»


Вопросы учащимся:

  1. Как вы считаете, необходимо сносить старые здания или оставить их для истории?

  2. Есть ли сложности в реконструкции?


б) Вопрос о переименовании Краснодара. Дискуссия среди учащихся и интервью по данному вопросу.


Учитель: «Сейчас на Кубани широко разворачивается подготовка к переименованию Краснодара и возвращению ему первоначального названия – Екатеринодар. Эта работа потребует времени, необходимо сформировать позитивное общественное мнение о необходимости возвращения Краснодару исторического названия. Затем на Кубани будет проведен референдум по данному вопросу, в котором жители края выскажут свое мнение о том, как будет называться наша столица в будущем. Ребята, давайте и мы попробуем обсудить этот вопрос.»

Учащиеся высказывают свои точки зрения и обосновывают их. (просмотр видеозаписи интервью учащихся по данному вопросу у жителей села, представителей сельской администрации, руководителей школы).


Учитель: Дорогие ребята! Конечно, мы не можем сейчас прийти к общему мнению, этот вопрос остается открытым, дискуссионным. Мы надеемся, что в будущем он будет решен краевыми властями согласно мнения всех жителей Кубани, на основе целесообразности и исторической справедливости.


6. Эпилог.


Учитель: мы закончили с вами первоначальный монтаж нашего фильма. Мы постарались выбрать наиболее интересные моменты из истории, современной жизни и проблем будущего развития краевого центра. Остается последний вопрос: как мы закончим наш фильм?

Предложения учащихся:

а) краткий обзор книг кубанских писателей (проводит библиотекарь).

б) небольшая викторина по краеведению. (проводит один учащийся)

в) оформление титров к документальному фильму:

Режиссер: классный руководитель учитель истории

Свечкарь О. П.

Съемочная группа: учащиеся 6 «б» класса СОШ №16

С. Новопавловка Белоглинского района


















Список использованной литературы и материалов:




  1. Хачатурова Е. А. «История Кубани в рассказах и иллюстрациях»

ОИПЦ «Перспективы образования» 2005 г.

  1. Борисов В. И. «Занимательное краеведение», Кубанское книжное издательство. 2005 г.

  2. Ратушняк В. Н. «Родная Кубань. Страницы истории» ОИПЦ «Перспективы образования» 2003 г.

  3. Ратушняк В. Н. «История Кубани с древнейших времен до конца XIX века»

ОИПЦ «Перспективы образования» 2000 г.

  1. Лотышев И. П. «Путешествие по родному краю»

ОИПЦ «Перспективы образования» 1999 г.

  1. Бардадым В. П. «Этюды о Екатеринодаре», изд. «Северный Кавказ» 1992 г.

  2. Чучмай Г. Т. «Тайна географических названий» изд. «Кубанский учебник» 2000 г.

  3. Ежегодник «Кубанский краевед» Краснодарское книжное издательство 1989 г.

  4. Лотышев И. П. «География Краснодарского Края» изд. «Кубанский учебник» 2000 г.

  5. Документальный фильм о Краснодаре

  6. Краевые газеты «Краевые новости» № 45 2006 г.; «Вольная Кубань» № 72 2006 г.





Полный текст материала Методическая разработка урока гражданственности и патриотизма; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Свечкарь Ольга Петровна  olgasvechkar
13.07.2011 0 4664 807

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК