Рабочая программа факультатива "Человековедение"; 7 - 8 классы


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Вознесенская основная общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

факультатив «Человековедение»

7-8 классы

 

 

 

 

 

Составитель программы

Леонтьева Елена Александровна

учитель обществознания,

высшая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа курса составлена на основе:

  1. Примерные программы по учебным предметам «Изобразительное искусство5-7кл., Музыка5-7кл. Искусство 8-9кл: проект.-М.: Просвещение, 2010.-176с.-(стандарт второго поколения)

  2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

 

Кто я такой? Знаю ли я себя и что я знаю о своих друзьях, родителях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как научиться понимать себя и других людей? Что я хочу от жизни и что хотят от меня люди? Эти и другие вопросы возникают у подростков, и они ищут на них ответы разными способами. И от того, какие это будут способы, решения, зависит будущее наших взрослеющих детей. Проблему «Каким быть современному человеку?» поставили как актуальную процессы и явления, происходящие в обществе: политико-экономические и социальные преобразования, демократизация управления и отношений между людьми, национальное самоопределение и гласность, плюрализм мнений и возможность альтернативных решений, обращение к истории страны, некоторые негативные проявления (рост преступности, обращение молодежи к алкоголю, наркомания и токсикомания). Все эти явления и процессы, факты окружающей жизни ставят перед современной школой, перед учителем и классным руководителем множество проблем, вопросов, требующих разрешения: как воспитывать детей сегодня? Какую цель преследовать? Как лучше ответить на интересующие их вопросы? Кто поможет воспитателю достигнуть желаемого? Какие методы и приемы воздействия на учащихся сегодня могут стать надежными? А какие наоборот – пойдут во вред? Одно из средств решения проблем – обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям. Поэтому цель курса: посредством искусства, своих знаний, личностного опыта постичь прекрасное, познать и принять себя через свое взаимодействие с окружающим миром и жить по законам Красоты, сохранить нравственное здоровье ребенка.

Для реализации этой цели в программе поставлены задачи:

1. Принятие себя как ценности, появление и укрепление веры в себя, в свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости.

2. Развитие мужественности у мальчиков, женственности у девочек.

3. Развитие чувства красоты, чувства прекрасного и умения строить свою жизнь по законам красоты.

4. Воспитание нравственных качеств личности.

Курс предназначен для учащихся 7- 8 класса общеобразовательных школ. Срок реализации 2 года (по 1 часу в неделю), всего 68 часов.

Программа курса органически связана с общей программой воспитания подростков, является важным подспорьем учителя-воспитателя, классного руководителя, выступая в качестве дополнительного средства воспитательного воздействия на учащихся.

Эмоционально-личностному восприятию способствует использование произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, театральных спектаклей, художественных и документальных фильмов, передач и т. д. Учителем широко используются различные методики изучения личности учащегося: анкеты, опросники, тесты, психолого-педагогический тренинг, ролевые игры, этические и психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации и т. д.

На основании описанных выше особенностей курса могут быть использованы различные типы уроков: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок-размышление, урок-праздник, урок-встреча, урок-ролевая игра, урок-практикум, урок-дидактический спектакль, урок-турнир знатоков.

Возможны уроки с разными группами учащихся: девушками и юношами, группами по интересам, трудными учащимися, одаренными детьми. В проведении занятий могут участвовать приглашенные учителя-предметники, сами учащиеся, выпускники и т. д. Уроки могут проводиться и вне школы: на природе, в музее, театре.

По целевой направленности программа развивающая. Форма общения – диалог.

По итогам работы учащимся на уроках в конце полугодия ставится «зачет» (выполняется творческая работа).

М е т о д ы и п р и е м ы:

1. «Конверт откровений».

2. «Экспресс-опрос».

3. Этический диктант.

4. «Письмо самому себе».

5. Сократовские беседы.

6. «Открытый микрофон».

7. Публичные лекции.

8. Философский стол.

9. «5 минут с искусством».

10. День гения.

11. Сюрпризы дружбы.

12. Арбузник.

13. Разговор при свечах.

14. Круглый стол с острыми углами.

15. «Фотокамера смотрит в мир».

16. Дискуссионные качели.

17. Суд над равнодушием.

18. Разброс мнений.

19. Интеллектуальный аукцион.

20. Беседа.

21. Проблематизация.

22. Игра.

23. Семинар.

В результате изучения курса учащиеся должны:

1. Знать:

• Что человек есть природное и социальное существо, наделенное от природы стремлением к красоте;

• Какой путь должен и может пройти человек, чтобы стать человеком прекрасным;

• Что такое мужественность и женственность, качества, лежащие в основе взаимоотношений женщины и мужчины; мужское и женское достоинство личности.

2. Уметь:

• Отличать явления, предметы и произведения материальной культуры от культуры духовной, материальной жизни человека от духовной;

• Пользоваться справочной и специальной литературой по психологии;

• Принимать себя и мир другого как расширяющегося и растущего Человека.

3. Иметь представление:

• О человеке как существе разумном, творческом и прекрасном;

• О пути движения человека к красоте через совершенство и гармонию в каждом его шаге, поступке и действии;

• О роли в человеческой жизни гармонии истины (знания), добра и красоты;

• О саморазвитии, самовоспитании, самосовершенствовании и саморефлексии как необходимых средствах и способах движения человека к полной самореализации и счастливой жизни;

• О пределе и глубине своего «Я», о своем жизненном пути.

 

 

Программа курса

7 класс

Какой я человек?

 

Тема 1. Что такое красота?

Что такое красота? Когда человек стремится к красоте?

Какое значение имеет красота в нашей жизни?

Что есть красота и почему ее обожествляют люди?

Тема 2. Человек и красота.

Идеалы красоты в разные эпохи. Эталоны красоты (эпоха античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, современной эпохи).

И г р а « У л ы б к а ».

Тема 3. Красота и гармония.

Что такое красивый человек?

Гармония в жизни человека. Какие качества надо развивать, чтобы быть красивым человеком, прекрасным человеком?

Тема 4. Красота, которая нас окружает.

З а н я т и е «День красоты».

Красота в природе, в человеческих отношениях, быту, одежде, интерьере; красота вокруг.

Тема 5. Человек – это звучит гордо.

З а н я т и е - д и а л о г.

Дается научное понятие, определение «Человек» (с подробным комментированием признаков, отличающих человека от всех других живых существ).

Использовать произведения о человеке, дневники, письма великих людей; результаты психологических экспериментов, мысли учащихся о человеке.

Тема 6. Знаете ли вы свою внешность?

– Как оценить, сколько вам лет?

– хронологический возраст,

– биологический возраст,

– психологический возраст,

– социальный возраст,

– духовный возраст.

Т е с т « К т о я н а с а м о м д е л е ? ».

Тема 7. Знаете ли вы себя? (Кто Я?)

И г р а « Н а к а к о г о з в е р я я п о х о ж ? ».

Кого мы видим, когда смотрим в зеркало?

Как управлять впечатлениями о себе?

Разные стратегии самопредъявления.

Тема 8. Справка о половых различиях.

Справка о половых различиях; какое у вас телосложение, три типа телосложения.

Тема 9. Если ты – мальчик, если ты – девочка.

Раскрытие особенностей физиологии у девочек – девушек и мальчиков – юношей. «Мужской», «женский» типы телосложения.

И г р а « К о н в е р т о т к р о в е н и й ».

Анкета для самого себя.

И г р а « В б л и ж а й ш е м б у д у щ е м ... »

Тема 10. Что происходит с человеком в отрочестве?

Рассказ учителя о психолого-педагогических особенностях отрочества: о специфике физического, психического и социального развития; о трудностях и противоречиях отрочества.

И г р а « Э к с п р е с с - о п р о с ».

Тема 11. Образ собственного тела.

Формирование нового, осмысленного взгляда учащихся на части своего тела, их назначение.

Осознание своей национальности.

Тема 12. Как нравиться себе?

Завоевание симпатий; демонстрация мощной энергии, силы; независимая позиция самоуважения.

И г р а « З е р к а л о ».

Тема 13. Как управлять впечатлением о себе?

Как организовано наше восприятие других людей. Человек-тест и его прочтение. Упражнение на развитие наблюдательности, ориентировки в незнакомой ситуации и установление контакта с незнакомыми людьми.

Тема 14. Что такое мужественность?

З а н я т и е «Круглый стол с острыми углами».

Мальчик – юноша – мужчина; черты мужского характера; сексуальные меньшинства; мужественный мужчина.

Тема 15. Мужчина и красота.

Какой мужчина красивый? Нужна ли красота мужчине? Что значит красивый мужчина?

Тема 16. Каким должен быть настоящий мужчина?

Урок в форме диспута, игры и т. д. Выработать черты настоящего мужчины.

Мысли великих людей и учащихся.

Произведения искусства.

Тема 17. Что такое женственность?

Девочка – девушка – женщина; черты женственности; женщина: голова или шея? Экспресс-опрос: «В какую девочку вы хотели бы влюбиться?».

И г р а « М н е н р а в я т с я д е в о ч к и ».

Т е с т д л я д е в о ч е к «Твоя самооценка. Какая она?».

Тема 18. Женщина и красота.

Гармония – красота – женщина. Что значит красивая женщина?

Курящая девушка, женщина. Эталоны женской красоты в разные эпохи искусства.

Тема 19. Что значит настоящая женщина?

Леди, госпожа, мадам...

Мысли великих людей: письма, дневники, произведения искусства.

Т е с т д л я д е в о ч е к «Кто ты – скромница, умница или задавака?».

Тема 20. Ум, сила и красота.

С о к р а т о в с к а я б е с е д а п о п р о б л е м е:

Кто должен быть умным?

Кто должен быть сильным?

Ум и красота.

Тема 21. О потребностях.

–Что такое потребность?

– Материальные потребности,

– социальные потребности,

– духовные потребности,

– личностные потребности,

– творческие потребности.

Тема 22. Что человек хочет? (о направленности личности).

Урок посвящается изучению свойств, связанных с направленностью личности. Самоанализ собственных свойств личности.

И г р а «Мои десять любимых занятий» или «Шесть раз «Кто ты?».

Т е с т « В а ш х а р а к т е р ».

Тема 23. Что человек может? О способностях.

Что такое способности?

– Умственные,

– интеллектуальные,

– социальные,

– художественные,

– спортивные,

– коммуникативные.

Тема 24. Талант и гениальность.

Чем отличается талантливый человек от гениального?

Как развить талант?

Как обнаружить гениальность?

Выявление способностей и одарённости в той или иной области.

Тема 25. Что человек есть на самом деле? О темпераменте и характере.

Учащиеся знакомятся с психологией темперамента (учение о типах высшей нервной деятельности и свойства представителей разных темпераментов).

Психологический практикум. Выявление природных возможностей.

Т е с т « К о м а н д о в а т ь и л и п о д ч и н я т ь с я ? ».

Тема 26. Мир наших чувств.

Как принято выражать чувства в нашей культуре?

Как изменить свои чувства?

Путь преодоления своих страстей – технология совершенствования себя.

Тема 27. Сколько меня во мне?

Упражнения по познанию своего «Я».

Упражнения, помогающие вам начать изучать свою судьбу.

Рат-практикум.

Тема 28. Кем «Я» бываю?

Самодельный детектор лжи.

Упражнения по осознанию своей жизненной стратегии.

Человек – мыслитель и художник.

Тема 29. Маленькие секреты большой памяти.

Понятие памяти. Виды памяти, закономерности развития памяти. Методические, конкретные рекомендации по запоминанию и развитию всех видов памяти.

Тема 30. Внимание и внимательность.

Психологические представления о внимании как свойстве личности и этические о внимательности как нравственном качестве личности, как черте характера.

Т р е н и н г на внимание (приёмы развития памяти).

Тема 31. Человек и его воля.

Понятие «воля» как способности человека к саморегуляции им своей деятельности и собственных психических процессов.

Упражнения на развитие волевых качеств.

Тема 32. Я – человек, но какой?

Тема 33. Я – девушка, но какая?

Тема 34. Я – юноша, но какой?

( П р а к т и к у м ы п о с а м о п о з н а н и ю . )

Практикум по вооружению учащихся различными методиками самопознания, самоизучения, самоанализа.

Написание самохарактеристик.

Э т и ч е с к и е и г р ы «Мне – обо мне».

И г р а « В о л ш е б н ы й с т у л ».

Т е с т « У з н а й с е б я ».

Тематическое планирование

7 класс

Какой я человек?

 


п/п

Тема

Кол-во
часов

1

2

3

1

Что такое красота?

1

2

Человек и красота

1

3

Красота и гармония

1

4

Красота, которая нас окружает

1

5

Человек – это звучит гордо

1

6

Знаете ли вы свою внешность?

1

7

Знаете ли вы себя?

1

8

Справка о половых различиях

1

9

Если ты – мальчик, если ты – девочка

1

10

Что происходит с человеком в отрочестве

1

11

Образ собственного тела

1

12

Как нравиться себе?

1

13

Как управлять впечатлением о себе?

1

14

Что такое мужественность?

1

15

Мужчина и красота

1

16

Каким должен быть настоящий мужчина?

1

17

Что такое женственность?

1

18

Женщина и красота

1

19

Что значит «настоящая» женщина

1

20

Ум, сила и красота

1

21

О потребностях

1

22

Что человек хочет?

1

23

Что человек может? О способностях

1

24

Талант и гениальность

1

25

Что человек есть на самом деле?

1

26

Мир наших чувств

1

27

Сколько меня во мне?

1

28

Кем «Я» бываю?

1

29

Маленькие секреты большой памяти

1

30

Внимание и внимательность

1

31

Человек и его воля

1

32

Я – человек, но какой?

1

33

Я – девушка, но какая?

1

34

Я – юноша, но какой?

1

Всего

34 часа

 

 

 

 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование

7 класс

Какой я человек?

 


п/п

Тема

Дата

Кол-во
часов

план

факт

1

Что такое красота?

 

 

1

2

Человек и красота

 

 

1

3

Красота и гармония

 

 

1

4

Красота, которая нас окружает

 

 

1

5

Человек – это звучит гордо

 

 

1

6

Знаете ли вы свою внешность?

 

 

1

7

Знаете ли вы себя?

 

 

1

8

Справка о половых различиях

 

 

1

9

Если ты – мальчик, если ты – девочка

 

 

1

10

Что происходит с человеком в отрочестве

 

 

1

11

Образ собственного тела

 

 

1

12

Как нравиться себе?

 

 

1

13

Как управлять впечатлением о себе?

 

 

1

14

Что такое мужественность?

 

 

1

15

Мужчина и красота

 

 

1

16

Каким должен быть настоящий мужчина?

 

 

1

17

Что такое женственность?

 

 

1

18

Женщина и красота

 

 

1

19

Что значит «настоящая» женщина

 

 

1

20

Ум, сила и красота

 

 

1

21

О потребностях

 

 

1

22

Что человек хочет?

 

 

1

23

Что человек может? О способностях

 

 

1

24

Талант и гениальность

 

 

1

25

Что человек есть на самом деле?

 

 

1

26

Мир наших чувств

 

 

1

27

Сколько меня во мне?

 

 

1

28

Кем «Я» бываю?

 

 

1

29

Маленькие секреты большой памяти

 

 

1

30

Внимание и внимательность

 

 

1

31

Человек и его воля

 

 

1

32

Я – человек, но какой?

 

 

1

33

Я – девушка, но какая?

 

 

1

34

Я – юноша, но какой?

 

 

1

 

 

 


 

 

Программа курса

8 класс

Красота и здоровье
 

Тема 1–2. Красота и здоровье.

З а н я т и е - п р о б л е м а.

Духовная и физическая красота.

Научитесь любить себя.

Если вам кажется, что вас не любят. Что делать?

У п р а ж н е н и я с з е р к а л о м.

У п р а ж н е н и е: Негативные мысли.

У п р а ж н е н и е: Избавление от обиды. Я доверяю себе. Я одобряю себя.

Тема 3. Человек создан для счастья.

Что мы имеем в виду, произнося слово «счастье».

М и н и - с о ч и н е н и е «Мое представление о счастье».

Этическое определение счастья.

Тема 4. Стиль и тон поведения.

З а н я т и е - и г р а « О т к р ы т ы й м и к р о ф о н ».

Или семинар на основе прочитанных книг по психологии, этикету, правил Д. Карнеги. Составление своеобразного «Кодекса поведения».

Тема 5. Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Доброта, великодушие, достоинство, гордость, скромность, милосердие и т. д.

Ролевые игры, тестирование, дискуссия.

И г р а « Р а з б р о с м н е н и й ».

Тема 6. Искусство общения.

О функциях и назначении общения, о межличностных отношениях.

Понятие «общение».

Тема 7. С кем и в какие отношения вступает человек?

Даётся сущность межличностных отношений людей. Различные по характеру и уровню связи отношения людей: встречный, знакомый, приятель, товарищ, друг, любимый. Специфика общения.

И г р а «Поздоровайтесь так, если бы рядом с вами был...».

Тема 8. Искусство беседы.

Как приблизиться к людям? Терпимость, симпатия, антипатия, эмпатия.

У п р а ж н е н и я на улучшение контакта.

А н к е т а «Общительный ли вы человек?».

Тема 9. Общение юношей и девушек (девочек и мальчиков).

З а н я т и е « Р а з г о в о р п р и с в е ч а х ».

Особенности дружбы мальчиков и девочек. Этикет общения. Кто должен делать первый шаг?

Тема 10. Смотрись, как в зеркало, в другого человека.

Поиск понимания и уверенности. Что значит принимать других?

Проверьте, насколько вы откровенны.

Открытие себя и другого.

Тема 11. Что такое одиночество? Как жить в одиночестве?

Что такое одиночество?

Почему мы обижаемся?

Какова степень вашего одиночества?

И г р а « Я т е б я п о н и м а ю ».

Тема 12. Будешь гордой, останешься одинокой?

Нравятся ли нам умные девушки?

Что такое гордость?

Ваше достоинство.

Тема 13. Последите за собой, пожалуйста.

Ваша осанка.

Цвет глаз и характер.

Ваш талисман.

Гимнастика для лица и шеи.

Что нужно делать, чтобы быть женственной?

Тема 14. Интеллигентность.

Что такое интеллигентность? Урок-размышление. (Д. С. Лихачев и собственные мысли, идеи.) Этико-психологическое понятие интеллигентности.

Модно ли быть интеллигентным?

Тема 15. Интеллигентность и образованность.

Всегда ли образованный человек – интеллигент и наоборот.

Тема 16. Что такое культурный человек?

Культура человека – внешняя (одежда, поведение, отношение к вредным привычкам) и внутренняя (интеллектуальная, политическая, правовая, нравственная, художественная). Мысли великих людей.

Тема 17. Культурный человек в конфликтной ситуации.

Конфликт как несовпадение взглядов, точек зрения, мнений, критериев оценки, жизненных позиций.

Способы разрешения конфликта: компромисс, юмор, шутка, умение поставить себя на место другого; диалог.

Тема 18. По каким правилам мы живем?

Этический диктант; составление «нравственного кодекса» от имени врача, учителя, отца, друга и т. д.

Тема 19. Что такое этикет?

История этикета (истоки, уровни усвоения).

Турнир знатоков этикета.

Т е с т «Готовимся пойти в театр, музей, на танцевальный вечер, день рождения».

Тема 20. Визитная карточка человека.

Разговор о внешнем облике человека: прическа, одежда, манера поведения:

Т р е н и н г по мимике, пантомиме, жестикуляции.

И г р а « Р а с с к а ж и о с а м о м и н т е р е с н о м ».

Тема 21. Человек и мода.

Дается понятие «моды» вообще, а потом могут быть рассмотрены различные проблемы моды: «Мода в одежде», «Модные прически».

Тема 22. Человек и мода. Хороший вкус.

Высокая мода и французский шарм. «Мода и имидж человека», «Мода и косметика», «Мода и домашний интерьер».

Тема 23. Человек и прекрасное.

Анализ различных форм проявления прекрасного в жизни и окружении человека (в природе, искусстве, труде человека, в самом человеке).

И г р а « П я т ь м и н у т с и с к у с с т в о м ».

Тема 24. Человек и безобразное.

З а н я т и е - п е р е д а ч а «Основной инстинкт».

Культура и псевдокультура, уродливые явления быта, безнравственное и противоправное поведение некоторых людей.

Как быть культурным при встрече с безобразным?

И г р а « Ф о т о к а м е р а с м о т р и т в м и р ».

Тема 25. Давай поговорим о любви.

Что такое любовь? Исторический экскурс возникновения и развития этого чувства. Три этапа любви: любовь платоническая, любовь-страсть, любовь-родство.

Тема 26. Самый трудный диалог.

Аксиомы любви. Когда вырабатываются взаимоотношения?

Любовный треугольник.

Какие ситуации и темы мы назовем интимными?

Т е с т д л я д е в о ч е к «Твоё отношение к любви. Какое оно?».

Тема 27. Зачем человеку семья?

Анкетирование о проблемах семьи и брака.

Афоризмы, литературные примеры, дневники великих людей о семье, о любви, о детях.

Тема 28. Научная конференция «Семья глазами ученых разных специальностей».

Каждый участник – либо ученый (педагог, психолог, экономист, врач и т. д.), либо представитель прессы. Учитель – философ, под руководством которого идет обсуждение актуальных проблем семьи и брака.

И л и з а н я т и е - п е р е д а ч а «Пять вечеров с ...».

Тема 29. Человек и его духовные ценности.

Осмысление духовной сущности человека. Обсуждение духовных ценностей науки, морали, искусства, поэзии, человеческого общении, религии, труда и т. д.

«Рисование музыки».

Тема 30. Красивый человек – богатый человек?

Занятие – дискуссионные качели.

Материальное и духовное богатство.

Тема 31. В чем смысл жизни?

Урок-дискуссия, основанный на обсуждении представлений учащимися данных наук (философии, этики, эстетики и др., религиозного учения), примеров из произведений литературы и искусства.

Тема 32. Что значит быть счастливым?

Право выбора. Как узнать свое призвание?

Как сохранить духовную стойкость? Как измерить духовный рост?

Тема 33–34. Прекрасное в нас.

Благодарность не подражание другим.

Достижение гармонии внутри себя:

– самонаблюдение;

– самопознание;

– самопринятие;

– принятие других.

Тематическое планирование

8 класс

Красота и здоровье

 


п/п

Тема

Кол-во часов

1

2

3

1

Красота и здоровье

2

2

Человек создан для счастья

1

3

Стиль и тон поведения

1

4

Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям

1

5

Искусство общения

1

6

С кем и в какие отношения вступает человек?

1

7

Искусство беседы

1

8

Общение юношей и девушек

1

9

Смотрись, как в зеркало, в другого человека

1

10

Что такое одиночество?

1

11

Будешь гордой, останешься одинокой?

1

12

Последите за собой, пожалуйста

1

13

Интеллигентность

1

14

Интеллигентность и образованность

1

15

Что такое культурный человек?

1

16

Культурный человек в конфликтной ситуации

1

17

По каким правилам мы живем?

1

18

Что такое этикет?

1

19

Визитная карточка человека

1

20

Человек и мода

1

21

Человек и мода. Хороший вкус

1

22

Человек и прекрасное

1

23

Человек и безобразное

1

24

Давай поговорим о любви

1

25

Самый трудный диалог

1

26

Зачем человеку семья?

1

27

Научная конференция «Семья глазами ученых разных специальностей»

1

28

Человек и его духовные ценности

1

29

Красивый человек – богатый человек?

1

30

В чем смысл жизни?

1

31

Что значит быть счастливым?

1

32

Прекрасное в нас

2

Всего

34 часа


 

Календарно-тематическое планирование

8 класс

Красота и здоровье

 


п/п

Тема

Дата

Кол-во
часов

план

факт

1

Красота и здоровье

 

 

2

2

Человек создан для счастья

 

 

1

3

Стиль и тон поведения

 

 

1

4

Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям

 

 

1

5

Искусство общения

 

 

1

6

С кем и в какие отношения вступает человек?

 

 

1

7

Искусство беседы

 

 

1

8

Общение юношей и девушек

 

 

1

9

Смотрись, как в зеркало, в другого человека

 

 

1

10

Что такое одиночество?

 

 

1

11

Будешь гордой, останешься одинокой?

 

 

1

12

Последите за собой, пожалуйста

 

 

1

13

Интеллигентность

 

 

1

14

Интеллигентность и образованность

 

 

1

15

Что такое культурный человек?

 

 

1

16

Культурный человек в конфликтной ситуации

 

 

1

17

По каким правилам мы живем?

 

 

1

18

Что такое этикет?

 

 

1

19

Визитная карточка человека

 

 

1

20

Человек и мода

 

 

1

21

Человек и мода. Хороший вкус

 

 

1

22

Человек и прекрасное

 

 

1

23

Человек и безобразное

 

 

1

24

Давай поговорим о любви

 

 

1

25

Самый трудный диалог

 

 

1

26

Зачем человеку семья?

 

 

1

27

Научная конференция «Семья глазами ученых разных специальностей»

 

 

1

28

Человек и его духовные ценности

 

 

1

29

Красивый человек – богатый человек?

 

 

1

30

В чем смысл жизни?

 

 

1

31

Что значит быть счастливым?

 

 

1

32

Прекрасное в нас

 

 

2


 

 


 


 

Список литературы,
использованной для написания программы

  1. Активные методы обучения в курсе «Этика и психология семейной жизни»: методические рекомендации / сост. Д. А. Толгоногая – Л., 1989.

  2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1989.

  3. Дивиенко, О. В. Эстетика. – М.: Изд. центр. «Аз», 1995.

  4. Зюзько, М. В. 5 шагов к себе. – М., 1992.

  5. Этика и психология семейной жизни. – М., 1984.

  6. Лихачёв, Д. С. Раздумья. – М., 1991.

  7. Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1988.

  8. Маленкова, Л. И. Человековедение. – М., 1993.

  9. Мировая художественная культура. 9 класс / под ред. Н. И. Киященко. – М., 2000.

  10. Мудрин, А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

  11. Музыка. Программы 1–4, 5–8 классы / сост. В. В. Алиева. – М., 2003.

  12. Примерные программы по учебным предметам «Изобразительное искусство5-7кл., Музыка5-7кл. Искусство 8-9кл: проект.-М.: Просвещение, 2010.-176с.-(стандарт второго поколения)

  13. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

 

Список литературы, рекомендованной учащимся

  1. Андреев, Ю. Откровенный разговор. – М., 1986.

  2. Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности. – М., 1988.

  3. Дубровицкий, И. В. Под крышей дома твоего. – М., 1987.

  4. Зюзько, М. В. 5 шагов к себе. – М., 1992.

  5. Энциклопедия. Хороший мастер. – СПб., 1996.

  6. Козлов, Н. Философские сказки для обдумывающих житьё или весёлая книга о свободе и нравственности. – М.,1996.

  7. Малахов, В. А. Искусство и человеческое мироотношение. – Киев, 1988.

  8. Назаренко-Кривошеина, Э. М. Прекрасен ты, человек! – М., 1987.

  9. Найк, А. Практическая психология для девочек, или Как относиться к себе и мальчикам. – М., 1999.

  10. Пекелис, В. Д. Как найти себя? – М., 1988.

  11. Стреллер, Дж. Театр для людей. – М., 1984.

  12. Хаткина, Н. В., Хаткина, М. А. Академия вежливых наук профессора Бонуса. – Донецк: ИКФ «Сталкер», 1997.

  13. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 8-9классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. 2011.

  14. Обществознание. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. 8 кл. – М.: Просвещение, 2012.

  15. Обществознание. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. 9 кл. – М.: Просвещение, 2012.

 

 

Список литературы, рекомендованной учителям

  1. Афасижев, М. Н. Эстетические потребности человека. – М., 1979.

  2. Буткевич, О. В. Красота. Природа. Сущность. Формы. – М., 1983.

  3. Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи. – М., 1993.

  4. Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного: перевод с немецкого. – М., 1991.

  5. Глассер, У. Школа без неудачников. – М., 1992.

  6. Карнеги, Д. Как быть счастливым в семье? – Минск, 1997.

  7. Карнеги, Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М., 1998.

  8. Карнеги, Д. Как завоевать друзей? – М., 1996.

  9. Кравец, С. Л. О красоте духовной. – М., 1990.

  10. Крутоус, В. П. Путь к прекрасному. М., 1989.

  11. Мольц, М. Я – это Я, или Как стать счастливым. – М., 1994.

  12. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг в школе. – М.: Эксмо-пресс. 2001.

  13. Савенков, А. И. Одарённые дети. – М., 2000.

  14. Степанов, С. Что вы знаете и чего не знаете о себе и других: психологические тесты и наблюдения над странностями человеческой психологии. – М., 1994.

  15. Хей, Лиза. Путь к здоровой жизни. – М., 1998.

  16. Цыганкова, Э. Г. У истоков дизайна. – М., 1977.

  17. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 8-9классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. 2011.

  18. Обществознание. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. 8 кл. – М.: Просвещение, 2012.

  19. Обществознание. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. 9 кл. – М.: Просвещение, 2012.

  20. Обществознание. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. 6 кл. – М.: Просвещение, 2012.


Полный текст материала Рабочая программа факультатива "Человековедение"; 7 - 8 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Леонтьева Елена Александровна  Публикатор
07.04.2023 0 675 28

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК