Рабочая программа факультатива "Человековедение"; 7 - 8 классы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Вознесенская основная общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
факультатив «Человековедение»
7-8 классы
Составитель программы
Леонтьева Елена Александровна
учитель обществознания,
высшая категория
Пояснительная записка
Программа курса составлена на основе:
-
Примерные программы по учебным предметам «Изобразительное искусство5-7кл., Музыка5-7кл. Искусство 8-9кл: проект.-М.: Просвещение, 2010.-176с.-(стандарт второго поколения)
-
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
Кто я такой? Знаю ли я себя и что я знаю о своих друзьях, родителях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как научиться понимать себя и других людей? Что я хочу от жизни и что хотят от меня люди? Эти и другие вопросы возникают у подростков, и они ищут на них ответы разными способами. И от того, какие это будут способы, решения, зависит будущее наших взрослеющих детей. Проблему «Каким быть современному человеку?» поставили как актуальную процессы и явления, происходящие в обществе: политико-экономические и социальные преобразования, демократизация управления и отношений между людьми, национальное самоопределение и гласность, плюрализм мнений и возможность альтернативных решений, обращение к истории страны, некоторые негативные проявления (рост преступности, обращение молодежи к алкоголю, наркомания и токсикомания). Все эти явления и процессы, факты окружающей жизни ставят перед современной школой, перед учителем и классным руководителем множество проблем, вопросов, требующих разрешения: как воспитывать детей сегодня? Какую цель преследовать? Как лучше ответить на интересующие их вопросы? Кто поможет воспитателю достигнуть желаемого? Какие методы и приемы воздействия на учащихся сегодня могут стать надежными? А какие наоборот – пойдут во вред? Одно из средств решения проблем – обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям. Поэтому цель курса: посредством искусства, своих знаний, личностного опыта постичь прекрасное, познать и принять себя через свое взаимодействие с окружающим миром и жить по законам Красоты, сохранить нравственное здоровье ребенка.
Для реализации этой цели в программе поставлены задачи:
1. Принятие себя как ценности, появление и укрепление веры в себя, в свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости.
2. Развитие мужественности у мальчиков, женственности у девочек.
3. Развитие чувства красоты, чувства прекрасного и умения строить свою жизнь по законам красоты.
4. Воспитание нравственных качеств личности.
Курс предназначен для учащихся 7- 8 класса общеобразовательных школ. Срок реализации 2 года (по 1 часу в неделю), всего 68 часов.
Программа курса органически связана с общей программой воспитания подростков, является важным подспорьем учителя-воспитателя, классного руководителя, выступая в качестве дополнительного средства воспитательного воздействия на учащихся.
Эмоционально-личностному восприятию способствует использование произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, театральных спектаклей, художественных и документальных фильмов, передач и т. д. Учителем широко используются различные методики изучения личности учащегося: анкеты, опросники, тесты, психолого-педагогический тренинг, ролевые игры, этические и психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации и т. д.
На основании описанных выше особенностей курса могут быть использованы различные типы уроков: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок-размышление, урок-праздник, урок-встреча, урок-ролевая игра, урок-практикум, урок-дидактический спектакль, урок-турнир знатоков.
Возможны уроки с разными группами учащихся: девушками и юношами, группами по интересам, трудными учащимися, одаренными детьми. В проведении занятий могут участвовать приглашенные учителя-предметники, сами учащиеся, выпускники и т. д. Уроки могут проводиться и вне школы: на природе, в музее, театре.
По целевой направленности программа развивающая. Форма общения – диалог.
По итогам работы учащимся на уроках в конце полугодия ставится «зачет» (выполняется творческая работа).
М е т о д ы и п р и е м ы:
1. «Конверт откровений».
2. «Экспресс-опрос».
3. Этический диктант.
4. «Письмо самому себе».
5. Сократовские беседы.
6. «Открытый микрофон».
7. Публичные лекции.
8. Философский стол.
9. «5 минут с искусством».
10. День гения.
11. Сюрпризы дружбы.
12. Арбузник.
13. Разговор при свечах.
14. Круглый стол с острыми углами.
15. «Фотокамера смотрит в мир».
16. Дискуссионные качели.
17. Суд над равнодушием.
18. Разброс мнений.
19. Интеллектуальный аукцион.
20. Беседа.
21. Проблематизация.
22. Игра.
23. Семинар.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1. Знать:
• Что человек есть природное и социальное существо, наделенное от природы стремлением к красоте;
• Какой путь должен и может пройти человек, чтобы стать человеком прекрасным;
• Что такое мужественность и женственность, качества, лежащие в основе взаимоотношений женщины и мужчины; мужское и женское достоинство личности.
2. Уметь:
• Отличать явления, предметы и произведения материальной культуры от культуры духовной, материальной жизни человека от духовной;
• Пользоваться справочной и специальной литературой по психологии;
• Принимать себя и мир другого как расширяющегося и растущего Человека.
3. Иметь представление:
• О человеке как существе разумном, творческом и прекрасном;
• О пути движения человека к красоте через совершенство и гармонию в каждом его шаге, поступке и действии;
• О роли в человеческой жизни гармонии истины (знания), добра и красоты;
• О саморазвитии, самовоспитании, самосовершенствовании и саморефлексии как необходимых средствах и способах движения человека к полной самореализации и счастливой жизни;
• О пределе и глубине своего «Я», о своем жизненном пути.
Программа курса
7 класс
Какой я человек?
Тема 1. Что такое красота?
Что такое красота? Когда человек стремится к красоте?
Какое значение имеет красота в нашей жизни?
Что есть красота и почему ее обожествляют люди?
Тема 2. Человек и красота.
Идеалы красоты в разные эпохи. Эталоны красоты (эпоха античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, современной эпохи).
И г р а « У л ы б к а ».
Тема 3. Красота и гармония.
Что такое красивый человек?
Гармония в жизни человека. Какие качества надо развивать, чтобы быть красивым человеком, прекрасным человеком?
Тема 4. Красота, которая нас окружает.
З а н я т и е «День красоты».
Красота в природе, в человеческих отношениях, быту, одежде, интерьере; красота вокруг.
Тема 5. Человек – это звучит гордо.
З а н я т и е - д и а л о г.
Дается научное понятие, определение «Человек» (с подробным комментированием признаков, отличающих человека от всех других живых существ).
Использовать произведения о человеке, дневники, письма великих людей; результаты психологических экспериментов, мысли учащихся о человеке.
Тема 6. Знаете ли вы свою внешность?
– Как оценить, сколько вам лет?
– хронологический возраст,
– биологический возраст,
– психологический возраст,
– социальный возраст,
– духовный возраст.
Т е с т « К т о я н а с а м о м д е л е ? ».
Тема 7. Знаете ли вы себя? (Кто Я?)
И г р а « Н а к а к о г о з в е р я я п о х о ж ? ».
Кого мы видим, когда смотрим в зеркало?
Как управлять впечатлениями о себе?
Разные стратегии самопредъявления.
Тема 8. Справка о половых различиях.
Справка о половых различиях; какое у вас телосложение, три типа телосложения.
Тема 9. Если ты – мальчик, если ты – девочка.
Раскрытие особенностей физиологии у девочек – девушек и мальчиков – юношей. «Мужской», «женский» типы телосложения.
И г р а « К о н в е р т о т к р о в е н и й ».
Анкета для самого себя.
И г р а « В б л и ж а й ш е м б у д у щ е м ... »
Тема 10. Что происходит с человеком в отрочестве?
Рассказ учителя о психолого-педагогических особенностях отрочества: о специфике физического, психического и социального развития; о трудностях и противоречиях отрочества.
И г р а « Э к с п р е с с - о п р о с ».
Тема 11. Образ собственного тела.
Формирование нового, осмысленного взгляда учащихся на части своего тела, их назначение.
Осознание своей национальности.
Тема 12. Как нравиться себе?
Завоевание симпатий; демонстрация мощной энергии, силы; независимая позиция самоуважения.
И г р а « З е р к а л о ».
Тема 13. Как управлять впечатлением о себе?
Как организовано наше восприятие других людей. Человек-тест и его прочтение. Упражнение на развитие наблюдательности, ориентировки в незнакомой ситуации и установление контакта с незнакомыми людьми.
Тема 14. Что такое мужественность?
З а н я т и е «Круглый стол с острыми углами».
Мальчик – юноша – мужчина; черты мужского характера; сексуальные меньшинства; мужественный мужчина.
Тема 15. Мужчина и красота.
Какой мужчина красивый? Нужна ли красота мужчине? Что значит красивый мужчина?
Тема 16. Каким должен быть настоящий мужчина?
Урок в форме диспута, игры и т. д. Выработать черты настоящего мужчины.
Мысли великих людей и учащихся.
Произведения искусства.
Тема 17. Что такое женственность?
Девочка – девушка – женщина; черты женственности; женщина: голова или шея? Экспресс-опрос: «В какую девочку вы хотели бы влюбиться?».
И г р а « М н е н р а в я т с я д е в о ч к и ».
Т е с т д л я д е в о ч е к «Твоя самооценка. Какая она?».
Тема 18. Женщина и красота.
Гармония – красота – женщина. Что значит красивая женщина?
Курящая девушка, женщина. Эталоны женской красоты в разные эпохи искусства.
Тема 19. Что значит настоящая женщина?
Леди, госпожа, мадам...
Мысли великих людей: письма, дневники, произведения искусства.
Т е с т д л я д е в о ч е к «Кто ты – скромница, умница или задавака?».
Тема 20. Ум, сила и красота.
С о к р а т о в с к а я б е с е д а п о п р о б л е м е:
Кто должен быть умным?
Кто должен быть сильным?
Ум и красота.
Тема 21. О потребностях.
–Что такое потребность?
– Материальные потребности,
– социальные потребности,
– духовные потребности,
– личностные потребности,
– творческие потребности.
Тема 22. Что человек хочет? (о направленности личности).
Урок посвящается изучению свойств, связанных с направленностью личности. Самоанализ собственных свойств личности.
И г р а «Мои десять любимых занятий» или «Шесть раз «Кто ты?».
Т е с т « В а ш х а р а к т е р ».
Тема 23. Что человек может? О способностях.
Что такое способности?
– Умственные,
– интеллектуальные,
– социальные,
– художественные,
– спортивные,
– коммуникативные.
Тема 24. Талант и гениальность.
Чем отличается талантливый человек от гениального?
Как развить талант?
Как обнаружить гениальность?
Выявление способностей и одарённости в той или иной области.
Тема 25. Что человек есть на самом деле? О темпераменте и характере.
Учащиеся знакомятся с психологией темперамента (учение о типах высшей нервной деятельности и свойства представителей разных темпераментов).
Психологический практикум. Выявление природных возможностей.
Т е с т « К о м а н д о в а т ь и л и п о д ч и н я т ь с я ? ».
Тема 26. Мир наших чувств.
Как принято выражать чувства в нашей культуре?
Как изменить свои чувства?
Путь преодоления своих страстей – технология совершенствования себя.
Тема 27. Сколько меня во мне?
Упражнения по познанию своего «Я».
Упражнения, помогающие вам начать изучать свою судьбу.
Рат-практикум.
Тема 28. Кем «Я» бываю?
Самодельный детектор лжи.
Упражнения по осознанию своей жизненной стратегии.
Человек – мыслитель и художник.
Тема 29. Маленькие секреты большой памяти.
Понятие памяти. Виды памяти, закономерности развития памяти. Методические, конкретные рекомендации по запоминанию и развитию всех видов памяти.
Тема 30. Внимание и внимательность.
Психологические представления о внимании как свойстве личности и этические о внимательности как нравственном качестве личности, как черте характера.
Т р е н и н г на внимание (приёмы развития памяти).
Тема 31. Человек и его воля.
Понятие «воля» как способности человека к саморегуляции им своей деятельности и собственных психических процессов.
Упражнения на развитие волевых качеств.
Тема 32. Я – человек, но какой?
Тема 33. Я – девушка, но какая?
Тема 34. Я – юноша, но какой?
( П р а к т и к у м ы п о с а м о п о з н а н и ю . )
Практикум по вооружению учащихся различными методиками самопознания, самоизучения, самоанализа.
Написание самохарактеристик.
Э т и ч е с к и е и г р ы «Мне – обо мне».
И г р а « В о л ш е б н ы й с т у л ».
Т е с т « У з н а й с е б я ».
Тематическое планирование
7 класс
Какой я человек?
№ |
Тема |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
1 |
Что такое красота? |
1 |
2 |
Человек и красота |
1 |
3 |
Красота и гармония |
1 |
4 |
Красота, которая нас окружает |
1 |
5 |
Человек – это звучит гордо |
1 |
6 |
Знаете ли вы свою внешность? |
1 |
7 |
Знаете ли вы себя? |
1 |
8 |
Справка о половых различиях |
1 |
9 |
Если ты – мальчик, если ты – девочка |
1 |
10 |
Что происходит с человеком в отрочестве |
1 |
11 |
Образ собственного тела |
1 |
12 |
Как нравиться себе? |
1 |
13 |
Как управлять впечатлением о себе? |
1 |
14 |
Что такое мужественность? |
1 |
15 |
Мужчина и красота |
1 |
16 |
Каким должен быть настоящий мужчина? |
1 |
17 |
Что такое женственность? |
1 |
18 |
Женщина и красота |
1 |
19 |
Что значит «настоящая» женщина |
1 |
20 |
Ум, сила и красота |
1 |
21 |
О потребностях |
1 |
22 |
Что человек хочет? |
1 |
23 |
Что человек может? О способностях |
1 |
24 |
Талант и гениальность |
1 |
25 |
Что человек есть на самом деле? |
1 |
26 |
Мир наших чувств |
1 |
27 |
Сколько меня во мне? |
1 |
28 |
Кем «Я» бываю? |
1 |
29 |
Маленькие секреты большой памяти |
1 |
30 |
Внимание и внимательность |
1 |
31 |
Человек и его воля |
1 |
32 |
Я – человек, но какой? |
1 |
33 |
Я – девушка, но какая? |
1 |
34 |
Я – юноша, но какой? |
1 |
Всего |
34 часа |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
Какой я человек?
№ |
Тема |
Дата |
Кол-во |
||
план |
факт |
||||
1 |
Что такое красота? |
|
|
1 |
|
2 |
Человек и красота |
|
|
1 |
|
3 |
Красота и гармония |
|
|
1 |
|
4 |
Красота, которая нас окружает |
|
|
1 |
|
5 |
Человек – это звучит гордо |
|
|
1 |
|
6 |
Знаете ли вы свою внешность? |
|
|
1 |
|
7 |
Знаете ли вы себя? |
|
|
1 |
|
8 |
Справка о половых различиях |
|
|
1 |
|
9 |
Если ты – мальчик, если ты – девочка |
|
|
1 |
|
10 |
Что происходит с человеком в отрочестве |
|
|
1 |
|
11 |
Образ собственного тела |
|
|
1 |
|
12 |
Как нравиться себе? |
|
|
1 |
|
13 |
Как управлять впечатлением о себе? |
|
|
1 |
|
14 |
Что такое мужественность? |
|
|
1 |
|
15 |
Мужчина и красота |
|
|
1 |
|
16 |
Каким должен быть настоящий мужчина? |
|
|
1 |
|
17 |
Что такое женственность? |
|
|
1 |
|
18 |
Женщина и красота |
|
|
1 |
|
19 |
Что значит «настоящая» женщина |
|
|
1 |
|
20 |
Ум, сила и красота |
|
|
1 |
|
21 |
О потребностях |
|
|
1 |
|
22 |
Что человек хочет? |
|
|
1 |
|
23 |
Что человек может? О способностях |
|
|
1 |
|
24 |
Талант и гениальность |
|
|
1 |
|
25 |
Что человек есть на самом деле? |
|
|
1 |
|
26 |
Мир наших чувств |
|
|
1 |
|
27 |
Сколько меня во мне? |
|
|
1 |
|
28 |
Кем «Я» бываю? |
|
|
1 |
|
29 |
Маленькие секреты большой памяти |
|
|
1 |
|
30 |
Внимание и внимательность |
|
|
1 |
|
31 |
Человек и его воля |
|
|
1 |
|
32 |
Я – человек, но какой? |
|
|
1 |
|
33 |
Я – девушка, но какая? |
|
|
1 |
|
34 |
Я – юноша, но какой? |
|
|
1 |
Программа курса
8 класс
Красота и здоровье
Тема 1–2. Красота и здоровье.
З а н я т и е - п р о б л е м а.
Духовная и физическая красота.
Научитесь любить себя.
Если вам кажется, что вас не любят. Что делать?
У п р а ж н е н и я с з е р к а л о м.
У п р а ж н е н и е: Негативные мысли.
У п р а ж н е н и е: Избавление от обиды. Я доверяю себе. Я одобряю себя.
Тема 3. Человек создан для счастья.
Что мы имеем в виду, произнося слово «счастье».
М и н и - с о ч и н е н и е «Мое представление о счастье».
Этическое определение счастья.
Тема 4. Стиль и тон поведения.
З а н я т и е - и г р а « О т к р ы т ы й м и к р о ф о н ».
Или семинар на основе прочитанных книг по психологии, этикету, правил Д. Карнеги. Составление своеобразного «Кодекса поведения».
Тема 5. Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Доброта, великодушие, достоинство, гордость, скромность, милосердие и т. д.
Ролевые игры, тестирование, дискуссия.
И г р а « Р а з б р о с м н е н и й ».
Тема 6. Искусство общения.
О функциях и назначении общения, о межличностных отношениях.
Понятие «общение».
Тема 7. С кем и в какие отношения вступает человек?
Даётся сущность межличностных отношений людей. Различные по характеру и уровню связи отношения людей: встречный, знакомый, приятель, товарищ, друг, любимый. Специфика общения.
И г р а «Поздоровайтесь так, если бы рядом с вами был...».
Тема 8. Искусство беседы.
Как приблизиться к людям? Терпимость, симпатия, антипатия, эмпатия.
У п р а ж н е н и я на улучшение контакта.
А н к е т а «Общительный ли вы человек?».
Тема 9. Общение юношей и девушек (девочек и мальчиков).
З а н я т и е « Р а з г о в о р п р и с в е ч а х ».
Особенности дружбы мальчиков и девочек. Этикет общения. Кто должен делать первый шаг?
Тема 10. Смотрись, как в зеркало, в другого человека.
Поиск понимания и уверенности. Что значит принимать других?
Проверьте, насколько вы откровенны.
Открытие себя и другого.
Тема 11. Что такое одиночество? Как жить в одиночестве?
Что такое одиночество?
Почему мы обижаемся?
Какова степень вашего одиночества?
И г р а « Я т е б я п о н и м а ю ».
Тема 12. Будешь гордой, останешься одинокой?
Нравятся ли нам умные девушки?
Что такое гордость?
Ваше достоинство.
Тема 13. Последите за собой, пожалуйста.
Ваша осанка.
Цвет глаз и характер.
Ваш талисман.
Гимнастика для лица и шеи.
Что нужно делать, чтобы быть женственной?
Тема 14. Интеллигентность.
Что такое интеллигентность? Урок-размышление. (Д. С. Лихачев и собственные мысли, идеи.) Этико-психологическое понятие интеллигентности.
Модно ли быть интеллигентным?
Тема 15. Интеллигентность и образованность.
Всегда ли образованный человек – интеллигент и наоборот.
Тема 16. Что такое культурный человек?
Культура человека – внешняя (одежда, поведение, отношение к вредным привычкам) и внутренняя (интеллектуальная, политическая, правовая, нравственная, художественная). Мысли великих людей.
Тема 17. Культурный человек в конфликтной ситуации.
Конфликт как несовпадение взглядов, точек зрения, мнений, критериев оценки, жизненных позиций.
Способы разрешения конфликта: компромисс, юмор, шутка, умение поставить себя на место другого; диалог.
Тема 18. По каким правилам мы живем?
Этический диктант; составление «нравственного кодекса» от имени врача, учителя, отца, друга и т. д.
Тема 19. Что такое этикет?
История этикета (истоки, уровни усвоения).
Турнир знатоков этикета.
Т е с т «Готовимся пойти в театр, музей, на танцевальный вечер, день рождения».
Тема 20. Визитная карточка человека.
Разговор о внешнем облике человека: прическа, одежда, манера поведения:
Т р е н и н г по мимике, пантомиме, жестикуляции.
И г р а « Р а с с к а ж и о с а м о м и н т е р е с н о м ».
Тема 21. Человек и мода.
Дается понятие «моды» вообще, а потом могут быть рассмотрены различные проблемы моды: «Мода в одежде», «Модные прически».
Тема 22. Человек и мода. Хороший вкус.
Высокая мода и французский шарм. «Мода и имидж человека», «Мода и косметика», «Мода и домашний интерьер».
Тема 23. Человек и прекрасное.
Анализ различных форм проявления прекрасного в жизни и окружении человека (в природе, искусстве, труде человека, в самом человеке).
И г р а « П я т ь м и н у т с и с к у с с т в о м ».
Тема 24. Человек и безобразное.
З а н я т и е - п е р е д а ч а «Основной инстинкт».
Культура и псевдокультура, уродливые явления быта, безнравственное и противоправное поведение некоторых людей.
Как быть культурным при встрече с безобразным?
И г р а « Ф о т о к а м е р а с м о т р и т в м и р ».
Тема 25. Давай поговорим о любви.
Что такое любовь? Исторический экскурс возникновения и развития этого чувства. Три этапа любви: любовь платоническая, любовь-страсть, любовь-родство.
Тема 26. Самый трудный диалог.
Аксиомы любви. Когда вырабатываются взаимоотношения?
Любовный треугольник.
Какие ситуации и темы мы назовем интимными?
Т е с т д л я д е в о ч е к «Твоё отношение к любви. Какое оно?».
Тема 27. Зачем человеку семья?
Анкетирование о проблемах семьи и брака.
Афоризмы, литературные примеры, дневники великих людей о семье, о любви, о детях.
Тема 28. Научная конференция «Семья глазами ученых разных специальностей».
Каждый участник – либо ученый (педагог, психолог, экономист, врач и т. д.), либо представитель прессы. Учитель – философ, под руководством которого идет обсуждение актуальных проблем семьи и брака.
И л и з а н я т и е - п е р е д а ч а «Пять вечеров с ...».
Тема 29. Человек и его духовные ценности.
Осмысление духовной сущности человека. Обсуждение духовных ценностей науки, морали, искусства, поэзии, человеческого общении, религии, труда и т. д.
«Рисование музыки».
Тема 30. Красивый человек – богатый человек?
Занятие – дискуссионные качели.
Материальное и духовное богатство.
Тема 31. В чем смысл жизни?
Урок-дискуссия, основанный на обсуждении представлений учащимися данных наук (философии, этики, эстетики и др., религиозного учения), примеров из произведений литературы и искусства.
Тема 32. Что значит быть счастливым?
Право выбора. Как узнать свое призвание?
Как сохранить духовную стойкость? Как измерить духовный рост?
Тема 33–34. Прекрасное в нас.
Благодарность не подражание другим.
Достижение гармонии внутри себя:
– самонаблюдение;
– самопознание;
– самопринятие;
– принятие других.
Тематическое планирование
8 класс
Красота и здоровье
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
1 |
Красота и здоровье |
2 |
2 |
Человек создан для счастья |
1 |
3 |
Стиль и тон поведения |
1 |
4 |
Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям |
1 |
5 |
Искусство общения |
1 |
6 |
С кем и в какие отношения вступает человек? |
1 |
7 |
Искусство беседы |
1 |
8 |
Общение юношей и девушек |
1 |
9 |
Смотрись, как в зеркало, в другого человека |
1 |
10 |
Что такое одиночество? |
1 |
11 |
Будешь гордой, останешься одинокой? |
1 |
12 |
Последите за собой, пожалуйста |
1 |
13 |
Интеллигентность |
1 |
14 |
Интеллигентность и образованность |
1 |
15 |
Что такое культурный человек? |
1 |
16 |
Культурный человек в конфликтной ситуации |
1 |
17 |
По каким правилам мы живем? |
1 |
18 |
Что такое этикет? |
1 |
19 |
Визитная карточка человека |
1 |
20 |
Человек и мода |
1 |
21 |
Человек и мода. Хороший вкус |
1 |
22 |
Человек и прекрасное |
1 |
23 |
Человек и безобразное |
1 |
24 |
Давай поговорим о любви |
1 |
25 |
Самый трудный диалог |
1 |
26 |
Зачем человеку семья? |
1 |
27 |
Научная конференция «Семья глазами ученых разных специальностей» |
1 |
28 |
Человек и его духовные ценности |
1 |
29 |
Красивый человек – богатый человек? |
1 |
30 |
В чем смысл жизни? |
1 |
31 |
Что значит быть счастливым? |
1 |
32 |
Прекрасное в нас |
2 |
Всего |
34 часа |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
Красота и здоровье
№ |
Тема |
Дата |
Кол-во |
||
план |
факт |
||||
1 |
Красота и здоровье |
|
|
2 |
|
2 |
Человек создан для счастья |
|
|
1 |
|
3 |
Стиль и тон поведения |
|
|
1 |
|
4 |
Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям |
|
|
1 |
|
5 |
Искусство общения |
|
|
1 |
|
6 |
С кем и в какие отношения вступает человек? |
|
|
1 |
|
7 |
Искусство беседы |
|
|
1 |
|
8 |
Общение юношей и девушек |
|
|
1 |
|
9 |
Смотрись, как в зеркало, в другого человека |
|
|
1 |
|
10 |
Что такое одиночество? |
|
|
1 |
|
11 |
Будешь гордой, останешься одинокой? |
|
|
1 |
|
12 |
Последите за собой, пожалуйста |
|
|
1 |
|
13 |
Интеллигентность |
|
|
1 |
|
14 |
Интеллигентность и образованность |
|
|
1 |
|
15 |
Что такое культурный человек? |
|
|
1 |
|
16 |
Культурный человек в конфликтной ситуации |
|
|
1 |
|
17 |
По каким правилам мы живем? |
|
|
1 |
|
18 |
Что такое этикет? |
|
|
1 |
|
19 |
Визитная карточка человека |
|
|
1 |
|
20 |
Человек и мода |
|
|
1 |
|
21 |
Человек и мода. Хороший вкус |
|
|
1 |
|
22 |
Человек и прекрасное |
|
|
1 |
|
23 |
Человек и безобразное |
|
|
1 |
|
24 |
Давай поговорим о любви |
|
|
1 |
|
25 |
Самый трудный диалог |
|
|
1 |
|
26 |
Зачем человеку семья? |
|
|
1 |
|
27 |
Научная конференция «Семья глазами ученых разных специальностей» |
|
|
1 |
|
28 |
Человек и его духовные ценности |
|
|
1 |
|
29 |
Красивый человек – богатый человек? |
|
|
1 |
|
30 |
В чем смысл жизни? |
|
|
1 |
|
31 |
Что значит быть счастливым? |
|
|
1 |
|
32 |
Прекрасное в нас |
|
|
2 |
Список литературы,
использованной для написания программы
-
Активные методы обучения в курсе «Этика и психология семейной жизни»: методические рекомендации / сост. Д. А. Толгоногая – Л., 1989.
-
Берн, Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1989.
-
Дивиенко, О. В. Эстетика. – М.: Изд. центр. «Аз», 1995.
-
Зюзько, М. В. 5 шагов к себе. – М., 1992.
-
Этика и психология семейной жизни. – М., 1984.
-
Лихачёв, Д. С. Раздумья. – М., 1991.
-
Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1988.
-
Маленкова, Л. И. Человековедение. – М., 1993.
-
Мировая художественная культура. 9 класс / под ред. Н. И. Киященко. – М., 2000.
-
Мудрин, А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.
-
Музыка. Программы 1–4, 5–8 классы / сост. В. В. Алиева. – М., 2003.
-
Примерные программы по учебным предметам «Изобразительное искусство5-7кл., Музыка5-7кл. Искусство 8-9кл: проект.-М.: Просвещение, 2010.-176с.-(стандарт второго поколения)
-
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
Список литературы, рекомендованной учащимся
-
Андреев, Ю. Откровенный разговор. – М., 1986.
-
Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности. – М., 1988.
-
Дубровицкий, И. В. Под крышей дома твоего. – М., 1987.
-
Зюзько, М. В. 5 шагов к себе. – М., 1992.
-
Энциклопедия. Хороший мастер. – СПб., 1996.
-
Козлов, Н. Философские сказки для обдумывающих житьё или весёлая книга о свободе и нравственности. – М.,1996.
-
Малахов, В. А. Искусство и человеческое мироотношение. – Киев, 1988.
-
Назаренко-Кривошеина, Э. М. Прекрасен ты, человек! – М., 1987.
-
Найк, А. Практическая психология для девочек, или Как относиться к себе и мальчикам. – М., 1999.
-
Пекелис, В. Д. Как найти себя? – М., 1988.
-
Стреллер, Дж. Театр для людей. – М., 1984.
-
Хаткина, Н. В., Хаткина, М. А. Академия вежливых наук профессора Бонуса. – Донецк: ИКФ «Сталкер», 1997.
-
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 8-9классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. 2011.
-
Обществознание. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. 8 кл. – М.: Просвещение, 2012.
-
Обществознание. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. 9 кл. – М.: Просвещение, 2012.
Список литературы, рекомендованной учителям
-
Афасижев, М. Н. Эстетические потребности человека. – М., 1979.
-
Буткевич, О. В. Красота. Природа. Сущность. Формы. – М., 1983.
-
Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи. – М., 1993.
-
Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного: перевод с немецкого. – М., 1991.
-
Глассер, У. Школа без неудачников. – М., 1992.
-
Карнеги, Д. Как быть счастливым в семье? – Минск, 1997.
-
Карнеги, Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М., 1998.
-
Карнеги, Д. Как завоевать друзей? – М., 1996.
-
Кравец, С. Л. О красоте духовной. – М., 1990.
-
Крутоус, В. П. Путь к прекрасному. М., 1989.
-
Мольц, М. Я – это Я, или Как стать счастливым. – М., 1994.
-
Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг в школе. – М.: Эксмо-пресс. 2001.
-
Савенков, А. И. Одарённые дети. – М., 2000.
-
Степанов, С. Что вы знаете и чего не знаете о себе и других: психологические тесты и наблюдения над странностями человеческой психологии. – М., 1994.
-
Хей, Лиза. Путь к здоровой жизни. – М., 1998.
-
Цыганкова, Э. Г. У истоков дизайна. – М., 1977.
-
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 8-9классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. 2011.
-
Обществознание. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. 8 кл. – М.: Просвещение, 2012.
-
Обществознание. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. 9 кл. – М.: Просвещение, 2012.
-
Обществознание. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. 6 кл. – М.: Просвещение, 2012.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Леонтьева Елена Александровна
→ Публикатор 07.04.2023 0 721 29 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.