Исслеловательский проект "НИИМаш - космосу"


Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа №10, город Нижняя Салда,

Свердловской области















Исследовательский проект


НИИМаш – активный участник государственных

и международных космических программ



Исполнитель: Дудина Алена, 10 класс

Руководитель: Семкова Н.В.






















2011










Содержание.


Введение_______________________________________________ с.3

Глава 1. Звездные шаги НИИМаш

1.1. Так все начиналось…__________________________ с. 7

1.2. Первые испытания космических двигателей______ с. 9

Глава 2. Масштабные космические проекты и участие в них

НИИМаш

2.1. Пилотируемые орбитальные комплексы

типа «Салют»____________________________________ с. 14

2.2. Комплекс «Энергия-Буран»_____________________ с. 18

2.3. МКС «Мир»___________________________________с. 23

Глава 3. Большие перспективы малой тяги

Заключение _____________________________________________с. 27

Глоссарий ______________________________________________ с. 30

Источники______________________________________________ с. 33

Приложение_____________________________________________с.36
























Введение

В историю человечества вошли два знаменательных события, связанных с развитием отечественной космонавтики и открывших эпоху практического освоения космоса. Это запуск на орбиту первого в мире искусственный спутник Земли (4 октября 1957 г.) и первый полет человека, Юрия Алексеевича Гагарина в космическом корабле по орбите (12 апреля 1961 г.), 50-летие, со дня которого наша страна отмечает в этом году. Символично, что 2011 год президентом Российской Федерации объявлен годом КОСМОСА, космических технологий. Проблема научных исследований космоса приобретает все большую актуальность. Освоение космоса относится к одному из основных направлений научно-технического прогресса.

Уже сейчас мы не можем обходиться без космонавтики, каждый день сталкиваемся с её достижениями: включая телевизор, разговаривая по телефону, слушая радио, узнавая прогноз погоды и т.д. При этом значение космических исследований продолжает расти. [27]

Фундаментальные космические исследования оказывают мощное прямое воздействие на развитие технологий, с которым может сравниться, разве что, оборонная индустрия. Биолого-географический аспект космических исследований важен для геодезистов, картографов, метеорологов. Прогресс во многих отраслях науки достигается, или может быть достигнут посредством использования возможностей, предоставляемых нам достижениями космонавтики.

Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны. Несмотря на то, что эта отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки. Безусловно, человек играл и играет главную роль в освоении космоса. Но не следует забывать, что есть главное звено, которое служит мостом между человеком и космосом. Это космическая техника, которая «куется» на Земле. Космическая техника во все времена являлась воплощением идей, созданных умом человека. Причем, зачастую, эти идеи отличались яркостью и смелостью. [там же]

Из уральского города Нижняя Салда, Свердловской области, не взмывали корабли к звездам, но ЖИЗНЬ в двигатели многих космических аппаратов вдохнули именно салдинские ученые и инженеры Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательскиий институт машиностроения» (НИИМаш). Именно здесь получают путевку в жизнь самые современные образцы ракетных двигателей малой тяги (РДМТ) и на их основе двигательные установки для космических аппаратов, обладающие широкими функциональными возможностями и отличительными характеристиками. « НИИМаш – это то - предприятие, на двигателях которого держится вся наша навигация и ориентация космических аппаратов» [5]. (См. Прил.2)

Тема исследовательского проекта:

«Федеральное государственное предприятие Научно-исследовательский институт машиностроения – активный участник отечественных и международных космических программ»

Гипотеза исследования:

- НИИМаш играет большую роль в развитии космонавтики,

на его двигателях держится вся навигация космических аппаратов.

Объект исследования: предприятие НИИМаш.

Предмет исследования: участие продукции НИИМаш в космических программах

Цель работы:

- определить роль научных достижений ниимашевцев в развитии космоса;

- проанализировать степень осведомленности старшеклассников относительно современных космических программ, отношения к ним. Задачи:

- узнать, какие научные исследования проводились в области разработки жидкостных ракетных двигателей малой тяги на НИИМаше;

- проанализировать их значения в развитии космической отрасли;

- провести социологический опрос, обработать полученные данные;

- предложить пути совершенствования познавательной активности школьников относительно космонавтики.

Этапы работы:

1.Выбор проблемы, подбор литературы, источников – сентябрь 2010 года.

2. Анализ и обобщение полученных знаний по проблеме, расширение кругозора и формирование знаний по данной теме – октябрь-ноябрь 2010 г.

3. Совершенствование навыков работы на компьютере и в глобальной сети, научное исследование печатных и Интернет материалов по теме - ноябрь 2010 г.

4. Разработка концепции и планирование исследования, подбор методов и методик осуществления исследования – ноябрь 2010 г.

5. Проведение исследования, обработка полученных данных – декабрь 2010 г

6. Письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста – январь 2011 г.

7. Разработка и проведение социологического опроса среди старшеклассников, его обработка, формулировка выводов – январь 2011 г.

8. Представление работы на рецензирование - январь 2011 г.

9. Представление к защите и защита работы – февраль 2011 г.

Новизной в предлагаемой работе является то, что автор не просто описывает историю НИИМаш, замечательных людей, а прослеживает путь превращения института из филиала, занимающегося испытаниями двигателей (РЖДМ) - в предприятие, производящее собственную, уникальную продукцию, предприятие, которое сегодня, в этой отрасли является одним из монополистов в этой отрасли. Кроме того, автору стало интересно, что знают о космических программах ее ровесники. Был проведен социологический опрос с целью выяснения осведомленности старшеклассников относительно современных космических программ, отношения к ним. (см. Прил. 27)

Основные методы исследования:

Общенаучные: анализ, синтез, обобщение, проектирование, моделирование.

Исторические методы: структурный метод

Социологические методы: анкетирование и интервью

Методы математической статистики: ранжирование; шкалирование;

Основными источниками исследования стали: книжное издание «Сильней земного притяжения» //под ред. А.Долгих, Ю. Матросова. – Нижний Тагил: «Медиа-принт», 2008. В книжном издании можно проследить краткую историю развития НИИМаш, познакомиться с некоторыми видами продукции института, сыгравшими большую роль в развитии космоса, кроме того издание содержит богатый материал об ученых, инженерах и рабочих, создавших уникальное семейство космических двигателей (ЖРДМТ). Автором также была проделана большая работа по поиску материалов в СМИ. Источники СМИ: газеты «Областная газета», «Салдинский рабочий», «Городской вестник», «Салдинский металлург». Источниками проекта стали воспоминания ветеранов НИИМаша, материалы интернет-сайтов и материалы социологического опроса.


































Глава 1.

Звездные шаги НИИМаш


1.1.Так все начиналось…

Разница всего в год - между первым полетом спутника в космос и сооружением в уральской тайге, в окрестностях патриархальной металлургической Нижней Салды, еще помнящей Демидовых и Грум-Гржимайло, нового центра по опытному производству и испытаниям космических двигателей и это довольно символично.[8], (см.Прил.1)

Научно-исследовательский институт машиностроения зародился в далеком 1958 году как филиал Московского НИИ-1, сейчас это Исследовательский центр имени М.В. Келдыша, который является в настоящее время головным институтом для НИИМаш. Из Москвы, Харькова, Казани, Днепропетровска и других центров космической мысли страны в Нижнюю Салду съезжались ученые, инженеры, строители. А на рабочие специальности в институт стремилась любой ценой попасть местная молодежь, которая на всю секретность проекта, явно догадывалась, что новое предприятие будет связано с завораживающим и манящим космосом. [там же]

Почему выбор строительства секретного предприятия пал именно на Нижнюю Салду? Дело в том, что в свое время наша авиационная промышленность приметила это место для испытания ракеты «Буря». «…В середине 50-х годов прошедшего века, в окрестностях Нижней Салды из самолетов высаживались неброские товарищи с заданием партии и правительства наладить здесь производство чего-то секретного и ракетного, т.к. в аккурат накануне тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев пообещал, чуть ли не с трибуны ООН «делать ракеты как сосиски. По одной из версий, многомудрых старейшин – ниимашевцев, новый завод №Б-175 мог таким образом делать, в частности, двухступенчатую баллистическую «сосиску» под многообещающим названием «Буря» (Цит. По книге [8. C.20]).

Но в последний момент это дело было отдано под нужное дело – испытание и изготовление ракетных двигателей для космических аппаратов.

Предприятие НИИМаш возникло сначала, как завод Б-175. В 1956 году в Нижнюю Салду прибыл опытный, умный руководитель Михаил Григорьевич Миронов, который смело, форсировал события. (см. прил. 3) Изучив все до мелочей не только в Нижней Салде, но и в ее окрестностях, незамедлительно приступил к строительству производственных объектов. «…Он находил оптимальные решения и с точки зрения секретности, и с точки зрения меньших волнений среди местного населения… Он шел в народ и словом и убеждением раззадоривал самых упертых скептиков. Строительство еще только разворачивалось, но Миронов уже привез сюда самых ярких и перспективных конструкторов…»[20]. 1 сентября 1958 года на основании приказа по авиации Совмина СССР № 356 в Нижней Салде основан филиал НИИ-1(впоследствии НИИТП)

Началось строительство производственных объектов, в том числе и 101-го комплекса, 4 стендов для испытаний азотно-кислотных стендов жидких ракетных двигателей. (ЖРД). Но если завод Б-175 предполагалось строить на месте нынешнего механосборочного цеха 103 (площадка «Б»), то гораздо более опасные испытательные стенды перенесли подальше от города, на объект «А», который был и остается, по сей день главной испытательной площадкой НИИМаш. Стройку с первого до последнего дня осуществляли военные строители. [22, 26.]

Всего за несколько лет был создан самодостаточный промышленный комплекс в составе научного, конструкторского, производственного и испытательного комплексов, каждый из которых был уникален. Все было сделано для того, чтобы его величество ДВИГАТЕЛЬ для космоса проходил полный цикл своей жизни, от рождения идеи и чертежа до воплощения в материале и всех возможных и даже невозможных испытаний. (см.Прил.2)


1.2. Первые испытания космических двигателей.

В настоящее время НИИМаш - головное предприятие России по выпуску жидкостных ракетных двигателей малой тяги и двигательных установок на их основе. Продукция института – двигатели малой тяги и двигательные установки. Они используются для стабилизации положения космических аппаратов, их ориентации, обеспечения стыковочных и отстыковочных операций. [19]

Для того, чтобы понять, что такое двигатели, автор приводит следующий пример. Представьте, на Земле мы постоянно отчего-то отталкиваемся: от кровати, от стула, от пола и т.д. в космосе же оттолкнуться не от чего. А космический аппарат должен изменять орбиту, поворачиваться, менять положение. Вот для этого и нужны двигатели.

Эффективная работа жидкостно-ракетных двигателей в космосе невозможна без отработки и проверки их работоспособности на Земле.

«…Осенью 1961 года, когда еще в Нижней Салде шло интенсивное строительство базы испытаний жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) из Москвы был направлен для организации научно-исследовательской работы Евгений Григорьевич Ларин, как имеющий опыт работы в этом направлении. Он создал и возглавил на предприятии научно-исследовательский отдел, коллектив которого занимался экспериментированием, исследованиями, изучением и подготовкой испытаний ракетных двигателей, обобщением результатов..» [23]

Первым главным технологом предприятия был Петр Александрович Василевский. (см. Прил. 4 ). Необходимость создания отдела главного технолога (ОГТ) была продиктована подготовкой производства к изготовлению фасонных деталей и нестандартного оборудования систем строящихся стендов для испытания ЖРД и других агрегатов и систем ракетно-космической техники.[8]

До 1962 года предприятие - это строительная площадка и монтаж испытательного оборудования. (см. Прил.5,6)

«…С целью исследований внутри камерных процессов жидкостных реактивных двигателей был создан испытательный комплекс №101. Первая очередь строительства, а именно стенды №1,2, были сданы в эксплуатацию по акту приемки, утвержденному Директором Мироновым в конце 1961 года…» [26]

В июне 1962 года начал работать первый испытательный стендовый комплекс НЭО-101. Первым его начальником назначили грамотного инженера и умелого организатора Авенира Александровича Темпалова. (см. Прил.7) Деятельность комплекса началась с обучения будущих испытателей. Стенд в то время целиком работал по программе НИИ -1.

1962 год, по мнению автора, стал отправной точкой в истории института, с которой начался отсчет деятельности по основной тематике. «…17-18 июня на стенде №2 испытательного стенда состоялось первое огневое испытание модельного жидко-реактивного двигателя тягой 100 кг. завода имени Климова. Кнопку «Пуск» нажал механик Виктор Александрович Щукин…» [26] Из воспоминаний первого заместителя директора филиала НИИ по капитальному строительству В.И. Бугрова: «…К 22 часам было все готово к пуску..., каждый занял свое место…, мы не сводили глаз с циферблата своих часов, предварительно сверенных, считая каждую пройденную секунду.Я забыл, что существует мир, что это очередной мой «аттестат зрелости» строительства еще одного предприятия одной из отраслей народного хозяйства. Эти минуты и секунды не входят ни в какое сравнение с самым захватывающим зрелищем, какое бы оно ни было…свершилось чудо…от радости у многих блестели глаза…» (Цит. по книге [8. С.36])

Первое огненное испытание показало полную пригодность системы стенда для проведения научно-исследовательских работ с жидкостными ракетными двигателями. С этого момента началась ответственная и напряженная работа, сопряженная с различными опасностями и техническими сложностями.

Весной 1963 года предприятие получило заказ на испытания и разработку 15-тонного двигателя, разработанного ленинградскими конструкторами. Комплекс испытаний был переведен на новые компоненты-гептил и амил, проведена доработка испытательных стендов. [8]

Во второй половине 60-х годов прошлого столетия в связи с усиленным освоением космоса в стране возникла острая необходимость в жидкостных ракетных двигателях малой тяги (ЖРДМТ) для управления космических летательных аппаратов. Совместно с заводом имени В.Я. Климова осуществлялась программа совместных исследований, для выявления закономерностей в протекании рабочего процесса в космических станциях и получения высокоэкономичного и устойчивого процесса горения в камерах.

Начиная с 1966 года, характер научно-исследовательских работ, проводимых в филиале института, существенно изменился. В апреле 1967 года конструкторское бюро филиала института, в соответствии с указаниями главного управления приступило к разработке изделий, работа по которым продолжается и в настоящее время. [там же]

Инициативная группа сотрудников филиала во главе с начальником опытно-конструкторского отдела Александром Константиновичем Быковым (см. Прил.8) уже имела определенные наработки в этом направлении. Пока в конструкторском бюро решались задачи по доводке и испытаниям двигателей главного конструктора С.П.Изотова, группа салдинских конструкторов, на общественных началах, работая два раза в неделю по 20 часов, разрабатывала эскизный проект на кислородно-водородный двигатель тягой 102 тонны, и тут же специалисты корпели над проектом завода по его изготовлению.

Весь 1967 год ушел на анализ отечественных и зарубежных разработок, и наконец, был сделан выбор основных параметров ракетных двигателей малой тяги, выполнены расчеты, выпущен эскизный проект и начато изготовление двух камер сгорания и подготовка к огневым испытаниям на смежных предприятиях. На стендах филиала проведено 62 испытания двигателей четырех наименований. [26]

В 1969 году, на НИИМаш, создан новый тип двигателя. Впервые в России двигатель управлялся клапаном с «мягким» (фторопласт по металлу) уплотнением. В результате этих решений достигнуто уменьшение массы двигателя в 2 раза. Заслуга в этом одного из ведущих конструкторов предприятия Фарафонова Юрия Ивановича. (см. Прил. 8) До него использовалось уплотнение металла по металлу. [8]

Для филиала института 1968-1969 годы стали генеральной репетицией к основным работам, которые начались в следующем, 1970 году. Усилия всех изобретателей и конструкторов были вознаграждены. В 1969 году НИИ получил официальное задание на опытно-конструкторскую разработку ракетных двигателей малой тяги для первой орбитальной станции «Салют». В этом был задействован весь научно-технический и производственный потенциал предприятия. [там же], (см. прил.9)

Эти работы были настолько уникальны, что до настоящего времени являются примером исключительно тонкого эксперимента с применением передовых достижений и нестандартных подходов в области измерений и техники эксперимента.

Таким образом, Научно-исследовательский институт машиностроения (НИИ Машиностроения) в г.Нижняя Салда Свердловской области. созданный как стендовая база для отработки двигателей средней тяги, в конце 60-х годов перешел на разработку и производство жидкостных ракетных двигателей малой тяги (ЖРД МТ).























Глава 2. Масштабные космические проекты и участие в них НИИМаш


2.1.Пилотируемые орбитальные комплексы серии «Салют»


В развитии космонавтики фундаментальное значение имеют обитаемые долговременные орбитальные станции, обращающиеся вокруг нашей планеты. Создание долговременных орбитальных станций, их непрерывное развитие, сопровождающееся увеличением их массы, объема, численности экипажа, длительности функционирования, расширением круга решаемых задач, является обязательным условием освоения человеком космического пространства.

Рождение космической промышленности начинается с осуществления на орбитальных станциях тонких технологических процессов, позволяющих рентабельно получать уникальные материалы, способствующие дальнейшему развитию промышленности. В апреле этого года исполняется 40 лет со дня запуска первой отечественной орбитальной станции "Салют". (см. Прил. 10)

Первая долговременная орбитальная научная станция «Салют» массой

18,9 т находилась на орбите спутника Земли с 19 апреля по 11 октября 1971 г. Высота орбиты станции в апогее в основном находилась в пределах 250 –280 км, наклонение орбиты 51,6 градусов, период обращения 88 – 90 минут.

На первой долговременной станции «Салют» было установлено 32 двигателя, созданных в стенах НИИМаш, которые стабилизировали и корректировали ее полет. [27]

Задание на разработку двигателей для первой долговременной космической станции было получено в 1969 году. Решением этой проблемы занимался не только НИИ, но и ряд ведущих отечественных организаций.

Сначала руководство хотело «привлечь уральских специалистов лишь к части доведения до требования технического задания характеристик уже известных двигателей, разработанных ленинградскими специалистами…» [8. С.50]. Но к этому времени на филиале уже был изготовлен и испытан опытный образец двигателя нового поколения, «…который по своим рабочим характеристикам превзошел все изделия ведущих отечественных КБ этого направления…» [12]

В интервью «Областной газете» главный конструктор НИИ Евгений Григорьевич Ларин вспоминает: «…Двигатель требовался тягой 10 кг, реально же получился 13.5 и с предполагаемыми задачами справлялся играючи. В 1971 году вышла долговременная орбитальная станция «Салют», на которой ориентацию, стабилизацию на орбите, коррекцию обеспечивали первые салдинские двигатели малой тяги…» [там же]

«…Ракетный двигатель малой тяги, созданный коллективом филиала, оказался лучшим среди конкурирующих фирм страны. Он имел ряд принципиально новых технических решений, определивших направления дальнейшего развития отечественных жидкостно-реактивных двигателей. Его рабочая характеристика по тому времени считалась уникальной. У него была в 2,5 раза меньше масса, в 2 раза меньше токопотребляемость, а ресурс работы в 10 раз больше, чем у аналогичных двигателей, созданных известными в стране КБ…» [23]. Созданный под руководством и при личном участии одного из талантливейших салдинских конструкторов Александра Быкова двигатель был уникальным и не имел аналогов в нашей стране, а по некоторым показателям и в мире. (см. Прил. 9)

Организация изготовления двигателей в необходимых количествах в условиях экспериментального производства, а также испытаний требовали мобилизации и титанического труда всего коллектива филиала. Кроме того, учитывая сжатые сроки по созданию первой в мире орбитальной станции, работы по отработке двигателей и сборка станции велась одновременно. [8]

При личной встрече с ветераном НИИМаш Летягиным Виталием Васильевичем, (См. Прил.11) автор узнала, что в то горячее для предприятия время, его кабинет был местом круглосуточного оперативного совещания. Люди сутками не уходили с работы, спали прямо в кабинете начальника. Роль главного диспетчера выполнял сам заместитель министра общего машиностроения страны Г.М. Табаков.

Немаловажную роль в продвижении салдинского двигателя, по мнению автора, сыграл начальник отдела ведущих конструкторов Станислав Евгеньевич Архипов, который согласовывал технические задания, экспериментальные работы и взаимодействия с головной организацией (ныне РКК «Энергия»), головным заводом (ныне ЗИХ центра имени М.В.Хруничева) и головными институтами отрасли. В критических ситуациях он быстро находил и защищал перед оппонентами оптимальные решении, которые были наглядными и логически убедительными не только для элиты научно-технического персонала ракетно-космической отрасли, но и для административных и управленческих работников руководства отрасли.

[8] «…Благодаря работе группы представителей института, возглавляемой Станиславом Архиповым, все проблемы, связанные с внедрением и монтажом салдинских двигателей на станцию, их подготовкой к полету, были решены, и двигатели обеспечили управление орбитальной станции без замечаний в течение всего периода полета станции…» [там же C.94]

Всего в космосе проработало 7 орбитальных космических станций, типа «Салют». Каждый последующий тип был более модифицирован, обладал улучшенными технологическими характеристиками, оснащен новыми уникальными двигательными установками тоже прошедшими через талантливые руки нимашецев. (см.Прил.12)

«…В 1991 году, когда в последний путь провожали «Салют-7», торможение и направление траектории падения станции осуществлялись при помощи двигателей малой тяги производства салдинского НИИМаша. История эта полна драматизма, скрытого от глаз непосвященных. После того, как станция выработала положенную программу, ее вывели на высокую орбиту. Теоретически она должна была долго летать и никого не беспокоить. Но из-за повышенной солнечной активности «Салют-7» начал тормозиться в непредусмотренные сроки. Это могло привести к трагедии. Станция падала и куда бы она упала - в центр Москвы, Парижа или воды океана, рассчитать было крайне сложно, а предотвратить падение еще сложнее.

Специалисты РКК Энергия (ныне Российское космическое агентство) пришли к выводу, что, кроме двигателей малой тяги, тормозной импульс больше дать нечем. После расчетов, сомнений и раздумий специалисты НИИМаша пришли к заключению, что двигатели смогут затормозить станцию в нужный момент и «уронить» в безлюдный район земного шара. Так и произошло. Последняя станция из серии «Салют» упала в безлюдном горном месте. В «последний путь» ее отправили двигатели НИИМаша, сохранившие быть может, тысячи жизней…» [13]

Разработка и использование орбитальных комплексов серии «Салют» - начало полноценного исследования космического пространства, нашей планеты и нас самих. Благодаря экспериментам, поставленным на станциях, было получено большое количество материала, который в дальнейшем был использован для развития различных отраслей промышленности, медицины, сельского хозяйства и т.д. Был также получен огромный опыт по использованию орбитальных пилотируемых комплексов, что в свою очередь привело к созданию и успешному использованию станции нового поколения («Мир»). Советскими космонавтами были поставлены рекорды по нахождению человека в открытом космосе, впервые в мире в космическое пространство вышла женщина. На станциях серии «Салют» побывали не только граждане СССР, но и представители других держав, что привело к сближению наших народов и получению опыта работы международных экипажей. [27]


2.2. Комплекс «Энергия-Буран»


«Буран» — советский многоразовый транспортный космический корабль, созданный в рамках программы «Энергия-Буран». Работа по программе «Энергия-Буран» началась в 1976. 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн. человек) принимали участие в создании этой системы. Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». (см. Прил.13)

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличие от американской системы «Шаттла», который может совершать посадку только на ручном управлении. [27]

"Если говорить о "Буране", то это не просто подвиг разработчиков, рабочих, военных специалистов. Это еще и символ огромных возможностей нашей страны, которая может сделать все, но порой не знает потом, как распорядиться тем, что она сделала. [ 9].

Работая с источниками по исследуемой теме, автор узнала, что в создании орбитального космического корабля «Буран» принимали участие и наши земляки – специалисты из Научно-исследовательского института машиностроения.

«…Семидесятые-восьмидесятые годы уже прошлого века были для ниимашевцев пиком энтузиазма и самоотверженности. Велись работы по созданию новых двигателей и модификации старых. В 1979 году начата разработка двигателя на экологически чистых компонентах топлива для космического корабля «Буран». Был создан уникальный управляющий клапан, по сей день, не имеющий аналогов в мире по энергопотреблению, весовым и динамическим характеристикам…» [25]

19 января 1980 года – это начало большого пути НИИМаш. Вводится в эксплуатацию 201 комплекс и активно разворачивается работа в рамках программы «Энергия-Буран». Этому комплексу было суждено сыграть главную роль в наземной обработке основного двигателя центрального блока ракетоносителя «Энергия», систем и агрегатов ракеты и старта, в создании эффективной технологии крупномасштабного использования жидкого водорода. Здесь был выполнен основной объем испытаний маршевого двигателя блока «Ц» транспортной системы «Энергия-Буран». Тут же были отработаны и ряд агрегатов и технологий ракетоносителя «Энергии» и его стартового комплекса. Отработка двигателей второй ступени ракеты-носителя «Энергия» проходила на стендах 301 комплекса института. [15]

Ракета-носитель тяжелого класса "Энергия" является составной частью многоразовой космической системы "Энергия - Буран". Ракета-носитель получила свое название "Энергия" по предложению генерального конструктора В.П. Глушко в 1987 году, непосредственно перед первым пуском. Тогда же, перед первым пуском, орбитальному кораблю было дано наименование "Буран". Так появилось открытое наименование комплекса "Энергия - Буран". Необходимость создания МКС "Энергия - Буран", с одной стороны, преследовала престижные и политические цели, призванные закрепить ведущее положение СССР в освоении космического пространства. С другой стороны, должна была исключить возможную техническую и военную внезапность, связанную с появлением у потенциального противника многоразовой транспортной космической системы "Спейс Шаттл" - принципиально нового технического средства доставки на околоземные орбиты и возвращения на Землю значительных масс полезных грузов. [27]

«…Пуск ракеты-носителя «Энергия» был осуществлен 15мая 1987 года и прошел успешно. Здесь также были использованы двигатели НИИМаш тягой 40 кг. 1,36 кг…» (Цит. по книге [8.С.129])

Уже к концу 80-годов комплексы института 201 и 301 представляли собой наиболее эффективную базу отрасли, превосходя аналогичные объекты в нашей стране и за рубежом, как в техническом плане, так и по организации процессов подготовки и проведении испытаний. (см.Прил.14)

«…Впервые в мировой практике для двигательной установки космического аппарата используется криогенный окислитель - жидкий кислород и горючее - некриогенный синтетический углеводород синтин с повышенной эффективностью. Применение этого экологически чистого топлива повысило удельный импульс двигателей, но потребовало внедрения на ОК элементов криогенной техники, поскольку кислород хранится и заправляется в жидком состоянии (температура кипения -183 С). Особенностью является и то, что в управляющие двигатели кислород подается в газообразном состоянии в отличии от двигателей ориентации, работающих на жидком кислороде…» [29]

В одном из интервью газете «Салдинский рабочий» начальник сектора конструкторского подразделения Рашит Хурматович Кутуев, вспоминал, что они непосредственно занимались разработкой ракетного двигателя ориентации орбитального корабля «Буран», тягой 20 кг. В течение 9 лет продолжалась их работа. Это были самые маленькие двигатели, а разработать их надо было 8 штук. Сначала созданием двигателя занимался головной разработчик ракетно-космический комплекс «Энергия». Они его разработали, дошли до эксперимента, но потом поняли, что это довольно сложная задача, с которой им одним не справиться. И обратились в НИИМаш с просьбой разработать двигатель на топливе кислород-керосин.

«С конца 1978 года до 1983 года конструкторский отдел института провел цикл отработочных испытаний вплоть до завершающих доводочных

испытаний. До 1986 года мы продолжали отработку, потому что задача была трудной. Главным организатором работ был Иванов Сергей Анатольевич, который курировал контакты с головными организациями…,первые двигатели мы отработали на 5 полетов…первые товарные поставки ракетных двигателей, которые установили на летний образец «Энергии-Бурана». В 1987 году состоялся старт всей универсальной космической системы «Энергия-Буран», в которой вместо штатного «Бурана» стоял его макет. И только через год, в 1988 году, ракетно-космическая система была изготовлена в летнем варианте, пригодном в эксплуатации и 15 ноября 1988 года были проведены испытания…» [29]

Всего было изготовлено три орбитальных корабля Буран. Но, к сожалению, развал Советского Союза, начало перестройки не дали продолжить работы по этой системе. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в1993 году программа была окончательно закрыта. Один из экземпляров орбитального корабля более 15 лет «отдыхает» в Центральном парке имени Горького в Москве. Итак, глядя на "Буран", сиротливо стоящий в ЦПКО имени Горького, мы не можем не признать, что основания для пессимизма у нас есть. Ведь в создание этого космического корабля в комплексе с ракетой "Энергия" был вложен огромный труд специалистов НИИ, КБ, предприятий-смежников, израсходованы колоссальные финансовые средства. Однако те грандиозные цели, намеченные в начале разработки этого изделия, в конечном счете достигнуты не были. А жаль!.. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Таким образом, разрушились все мечты разработчиков. Но достижения того времени и по сегодняшний день не имеют аналогов в мировой практике.

Владимир Гудилин, командир боевого расчета, возглавлявший запуск "Бурана" вспоминает: "Дело в том, что "Энергия-Буран" - это была уникальная система. Уникальная она была и по своим конструктивным решениям, уникальна и по задачам, и по технологиям подготовки испытаний". (интернет)

Созданный в годы "звездных войн" "Буран" стал лебединой песней советской космонавтики. Его единственный полет в ноябре 1988 года и спуск на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера вошел в "Книгу рекордов Гиннеса". [27]

Автор проекта гордится тем, что за участие в теме «Энергия-Буран» ниимашевец Иванов Сергей Анатольевич стал лауреатом Государственной премии. (см. Прил.15)

Надежда на перспективы возрождения программ водородных двигателей есть. После Указа президента о создании космодрома на востоке, Федеральное космическое агентство и все предприятия, втянутые в сферу космической деятельности, работают над проектом этого космодрома. Естественно, подразумеваются новые выведения, новые конструкторские двигатели, в том числе и на кислородно-водородном топливе. Это топливо является экологически чистым, т.к. продуктами его сгорания является водяной пар, поэтому работы по водородным двигателям будут возрождаться. А это значит что и стенды НИИМаш, которые включены в специальную справку Исследовательского Центра имени Келдыша, снова будут удивлять весь мир. [5]


2.3. Международная космическая станция «Мир»


Пилотируемая орбитальная станция "Мир" - это многоцелевой международный центр, который более 15 лет являлся единственной в мире космической лабораторией для проверки и отработки основных направлений целевого использования будущих пилотируемых станций и комплексов, обеспечивающих доступ человечеству к богатству и тайнам Вселенной. (см. Прил. 16)

На станции с 1987 года реализовывались международные программы исследований. В выполнении этих программ, на борту станции приняли участие астронавты Франции, Японии, Великобритании, Германии, США, Канады и др. [27]

На протяжении 1995 - 1998 годов на станции "Мир" велись совместные российско-американские работы по программе "Мир - Шаттл", "Мир - НАСА".

2011 год богат знаменательными датами по истории космической станции «Мир». [там же]

20 февраля исполнится 25 лет со дня запуска базового блока орбитальной научной станции "Мир".

15 марта - 25 лет со дня начала непрерывного пилотируемого режима полета орбитального комплекса "Мир".

21 мая - 25 лет со дня первого запуска усовершенствованного корабля "Союз ТМ" в беспилотном варианте, когда была успешно осуществлена стыковка и совместный полет со станцией "Мир", а затем спуск корабля на Землю.

Головной разработчик орбитального комплекса "Мир" - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева. Базовый и ряд других модулей станции были спроектированы и изготовлены Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В. Хруничева. [27]

За время эксплуатации станции (1986-2001) выполнено более 23 тысяч научных экспериментов и исследований, 78 выходов в открытый космос общей продолжительностью 359 часов 12 минут. Многие из экспериментов не имеют аналогов в мире. Трудно переоценить значение "Мира" для строительства Международной космической станции. Многое из того, что сейчас применяется при создании МКС, впервые было апробировано на "Мире". [там же]

Многомодульность — основа построения пилотируемого орбитального комплекса "Мир".

В состав станции кроме базового блока входили модули "Квант", "Квант-2", "Кристалл", "Спектр", "Природа", стыковочный отсек, корабли "Союз ТМ-30" и "Прогресс М1-2". (см. Прил. 17)

Модуль "Квант" был запущен 31 марта 1987 года. Он предназначался для проведения астрофизических и других научных исследований и экспериментов. Модуль "Квант-2" (запущен 26 ноября 1989 года) помимо научных исследований использовался для выходов в открытый космос. Главное предназначение модуля "Кристалл" (запущен 31 мая 1990 года) - проведение технологических экспериментов и обеспечение стыковок с кораблями. Модуль "Спектр" был запущен 20 мая 1995 года с целью дооснащения станции дополнительными источниками электроэнергии. После запуска 12 ноября 1995 года стыковочного отсека станция "Мир" получила возможность принимать корабли системы "Спейс шаттл". Последний модуль станции "Природа" (запущен 23 апреля 1996 года) предназначался для проведения различных научных исследований. [там же]

«…НИИ машиностроения работало на космическую станцию «Мир» 18 лет. На всех ее управляемых блоках были установлены разработанные и произведенные в НИИМаш жидкостные ракетные двигатели малой тяги…» [23], всего было установлено 32 двигателя ориентации

В 1990 году космонавты А.А. Серебров и А.С. Викторов на станции «Мир» успешно провели летные испытания средств перемещения космонавтов в открытом космосе. (см. Прил.18)

Средство перемещения космонавта (СПК) предназначено для работы в открытом космосе в течение 4...6 ч. Имея микрореактивные двигатели, работающие на сжатом газе, СПК управляется космонавтом и позволяет ему выполнять координатные перемещения в пределах сотен метров и задавать любую ориентацию в космосе. На ОК могут быть установлены два СПК в специальных каркасах: один - по левому, другой - по правому борту.

[1. С.111]

Микроэлектронные двигатели, входившие в состав СПК, были разработаны конструкторами-разработчиками НИИМаша М. С. Булатовым, Г.А. Мирошниковым, Г.М. Мифтаховым, Л.А. Потабачным. [7]

Пятнадцатилетнее космическое путешествие «Мира» показало прочность и долговечность салдинских ракетных двигателей малой тяги.

23 марта текущего года исполнится - 10 лет, как впервые в мире была проведена уникальная операция - свод с орбиты 130-тонного многомодульного орбитального комплекса "Мир" и затопление ее в заданном районе акватории мирового океана. [27] Уникальная операция также осуществлялась с помощью двигателей НИИМаш. [13] (см.Прил.19)

Бесценный опыт, полученный советскими/ российскими учеными, пригодился в дальнешем для постройки новой международной станции следующего поколения — МКС. (см.Прил.20)








Глава 3. Большие перспективы малой тяги


Значимые проекты исследования Солнечной системы и околоземного космического пространства, предусмотренные Федеральной космической программой России до 2015 года, подтверждают: отечественная космонавтика вновь переживает подъём. У предприятий Уральского региона, работающих на космос, после трудных времён затишья появились хорошие перспективы. Одним из самых активных участников российских и международных космических программ выступает Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт машиностроения», расположенное в Нижней Салде. [19] (См.Прил.21)

В последние годы НИИМаш уверенно наращивает объёмы производства, заказы поступают и от Федерального космического агентства, головных предприятий отрасли, и от зарубежных коллег.

Благодаря постоянной работе по усовершенствованию технологических параметров, снижению габаритов и повышению экономичности двигателей и двигательных установок, НИИМаш стал отечественным монополистом в производстве этих видов оборудования. По словам главного конструктора института Евгения Ларина, в ближайшей перспективе заказы по космической тематике будут стабильно расти. Этому способствует укрепление позиций России в транспортном обеспечении работы Международной космической станции. На каждом пилотируемом «Союзе» установлено 16 салдинских двигателей малой тяги, на каждом грузовом «Прогрессе» — 28. Понятно, что с ростом интенсивности полетов, будет расти потребность в продукции НИИМаша. Пока действует Международная космическая станция, на российских модулях, которой тоже работают уральские двигатели, салдинцы имеют постоянный заказ от ракетно-космической корпорации «Энергия» с хорошей перспективой роста товарных поставок. [19] ( см.Прил.22,23)

Ещё одно стратегическое направление работы института — участие в российских космических проектах научного значения. Таких разработок в Федеральной космической программе насчитывается свыше двадцати. Один из наиболее значимых проектов — запуск беспилотного аппарата «Фобос-Грунт» к спутнику Марса Фобосу. Автором и генеральным разработчиком идеи является НПО имени С.А. Лавочкина. Доля участия ФГУП «Научно-исследовательский институт машиностроения» в этой программе — создание двигательной установки возвращаемого аппарата и оснащение перелётного модуля тремя типами двигателей малой тяги с предельно высокими характеристиками. [24] (см. Прил. 24)

Старт космического аппарата запланирован на следующий год, так что вскоре на пыльных тропинках далёких планет останутся если не следы салдинских конструкторов, то следы российских аппаратов-первопроходцев.

Покорение космоса показывает растущий уровень развития земной цивилизации. Несколько десятилетий назад космос был привилегией двух держав, сегодня в околоземном пространстве сотрудничают многие государства. Традиционных лидеров — Россию и США — активно теснят страны Западной Европы, Китай и Индия. В рамках отраслевой кооперации совместно со специалистами нижнетагильского предприятия ОАО «Уралкриомаш» салдинцы работают уже над вторым испытательным стендом для Индии, участвуют в нескольких проектах, являющихся частью международных программ. [там же]

Надо отметить, что заказов в Нижней Салде становится не только больше, они постоянно усложняются. Научно-производственный комплекс, созданный полвека назад в Нижней Салде для нужд космонавтики, не потерял со временем своей актуальности, так как прочно занял нишу на внутреннем рынке, укрепил деловые связи с крупнейшими фирмами космической отрасли. В числе его партнеров ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва, ИСС имени М.Ф. Решетнева, НПО машиностроения имени В.Н. Челомея, научно-производственный центр имени М.В. Хруничева. Весь мир знает о таких проектах российской космонавтики, как «Клипер», «Ангара», «Кондор», «Молния», «Ресурс-ДК», «Бриз-М». (см Прил.25,26)

И в каждом из этих проектов века есть вклад уральских создателей двигателей малой тяги. Талант инженеров, высочайшая квалификация рабочих НИИМаша приводят к мысли, что Урал не только опорный край державы, но и опорный край планеты. [24]





























Заключение.

Наше поколение живет лишь в пятом десятилетии космической эры, но мы уже вполне привыкли к таким чудесам, как охватившие всю Землю спутниковые системы связи и наблюдение за погодой, навигации и оказания помощи терпящим на суше и на море. Как о чем-то вполне обыденном слушаем сообщение о многомесячной работе людей на орбите, не удивляемся следам на луне, снятым «в упор» фотографиям далеких планет. За очень короткий исторический срок космонавтика стала неотъемлемой частью нашей жизни, верным помощником в хозяйственных делах и познании окружающего мира. И не приходится сомневаться, что дальнейшее развитие земной цивилизации не может обойтись без освоения всего околоземного пространства. Освоение космоса- этой «провинции всего человечества»- продолжается нарастающими темпами.

Юрий Алексеевич Гагарин после своего триумфального полета поблагодарил, прежде всего, инженеров и ученых, которые смогли его обеспечить. Полет Гагарина открыл эпоху новых космических открытий.

История салдинского НИИМаш неразрывно связана с отечественной ракетно-космической программой. Секретный «почтовый ящик», каковым вплоть до начала 21 века был НИИМаш, начавший свой путь, как испытательный комплекс для ЖРД через 10 лет начал выпускать собственные уникальные двигатели. Продукция института — двигатели малой тяги и двигательные установки. Они используются для стабилизации положения космических аппаратов, их ориентации, обеспечения стыковочных и расстыковочных операций. При этом достигнута уникальная степень надёжности оборудования: на 14 тысяч двигателей нет ни одного случая отказа в космосе.

Главная заслуга салдинских научных первопроходцев и тружеников-производственников в том, что с помощью жидкостно-ракетных двигателей малой тяги собственной разработки ниимашевцы покорили гравитацию. Недаром именно в Нижней Салде по инициативе конструктора Александра Быкова, именем которого названа одна из площадей города, проводились исследования по антигравитации. Этой проблемой занимались лучшие мировые и отечественные Конструкторские бюро, но лишь космические первопроходцы из уральской Нижней Салды создали обширное семейство ЖРДМ, укротившее гравитацию и покорившее невесомость самым надежным, экономичным, универсальным и перспективным способом.

По словам С.В. Мосолова, начальника отделения жидкостно-ракетных двигателей исследовательского Центра им. М.В. Келдыша, более тысячи ста космических аппарата ориентируется и управляется при помощи уникальных двигателей института. Двигателями нижнесалдинских профессионалов были оборудованы практически все пилотируемые и грузовые корабли, служебные и функциональные модули станций «Салют», «Мир», МКС, аппараты дистанционного зондирования Земли. [5] Весь коллектив НИИМаша можно считать автором столь потрясающего результата. Честь и хвала рабочим, инженерам, руководителям. Героям, которых уже нет: Александру Быкову, Юрию Фарафонову, Валерию Сергееву, Олегу Тимирязеву, И современным подвижникам Адольфу Разжигаеву, Филиппу Казанкину, Сергею Иванову, Юрию Головкину, Михаилу Вейгнеру, Леониду Саличу, всем, кто причастен к выполнению государственных заказов по космическим программам. И, конечно, главному конструктору Евгению Ларину - Почетному гражданину города Нижняя Салда, доктору технических наук, который является действительным членом Российской академии космонавтики, академическим советником Академии инженерных наук РФ и имеет 120 научных работ и изобретений в области космонавтики. Среди множества наград имеет высший знак отличия Роскосмоса - знак К.Э.Циолковского. Евгений Ларин в космической отрасли нашей страны – это имя. В этом году герой праздновал свое восьмидесятилетие. (см. Прил. 27)

Исходя из результатов проекта, автор с уверенностью может утверждать, что НИИМаш играет большую роль в развитии космонавтики и на его двигателях держится вся навигация космических аппаратов. В сфере деятельности по производству микродвигателей равных НИИМаш нет, в этой сфере он является, если мягко говорить, отечественным монополистом.

Работа над проектом показала автору, что космическое будущее человечества - залог его непрерывного развития на пути прогресса и процветания, о котором мечтали и которое создают те, кто работал и работает сегодня в области космонавтики и других отраслях народного хозяйства. Анализ социологического опроса подтвердил, что космос действительно играет большую роль в жизни человечества. (см.Прил. 28)

Премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании оргкомитета по подготовке и проведению празднования 50-летия полета в Космос Юрия Гагарина сказал очень правильные слова, «…что все связанное с космосом – это не только традиционный приоритет, но и предмет национальной гордости…» [17]

Чувство гордости переполняет автора за то, что она живет рядом с людьми, которые помогают нам приблизить звезды и прокладывают трудную дорогу в таком далеком и близком Космосе.

Практическим применением исследовательского проекта станет лекционная работа автора среди учеников своей школы, разработка и выпуск буклета «НИИМаш – Космосу» в апреле 2011 года, а также в дальнейшем продолжение работы по теме: сбор воспоминаний ветеранов НИИ.

















ГЛОССАРИЙ



\ «Ангара» — семейство разрабатываемых ракет-носителей модульного типа, включаещее в себя носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара А7»)[1] тонн на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома «Плесецк»). Головным разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

Вселенная — совокупность всего, что существует физически. Это совокупность пространства и времени, всех форм материи, физических законов, которые управляют ими. Однако термин Вселенная может трактоваться как космос.

Космос (греч. κόσμος ) — упорядоченность, строение, мир, вселенная, мироздание, материальный мир.

Галактика – огромное скопление звёзд в космическом пространстве. Во Вселенной разбросаны миллионы галактик разных форм и размеров. Каждая галактика составлена из сотен миллиардов звёзд, которые обращаются вокруг центрального ядра. Размеры галактик составляют до сотен тысяч световых лет. Расстояния между ближайшими друг к другу галактиками составляют обычно около миллиона световых лет.

Космическое пространство  — относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел.

Космонавтика – это широчайшая область человеческой деятельности, соединяющая в себе достижения науки и техники.


Космический корабль — Космический аппарат (КА) техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в космическом пространстве, а также проведения исследовательских и иного рода работ на поверхности различных небесных тел.

КОСМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ, радиосвязь или оптическая (лазерная) связь, осуществляемая между наземными приемно-передающими станциями и космическими аппаратами, между несколькими наземными станциями преимущественно через спутники связи или пассивные ретрансляторы (напр., пояс иголок), между несколькими космическими аппаратами.

Луна-Глоб — один из проектов российской космической программы, реализуемой НПО им. Лавочкина, по исследованию и практическому использованию Луны и окололунного пространства автоматическими беспилотными аппаратами. Целью этого проекта является запуск автоматического зонда, который должен осуществить облет Луны и выбор подходящих площадок для последующих спускаемых аппаратов. Запуск в настоящий момент официально заявлен на 2014 год.[1][2]

Междунаро́дная косми́ческая ста́нция (МКС) (англ. International Space Station, ISS) — пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС — совместный международный проект, в котором участвуют шестнадцать стран (в алфавитном порядке): Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Мир («Салют-8») — советская (позднее российская) орбитальная станция, представлявшая собой сложный многоцелевой научно-исследовательский комплекс. 23 марта 2001 года станция была затоплена в Тихом океане.

Многомодульность — основа построения пилотируемого орбитального комплекса "Мир".

На околоземную орбиту было выведено 7 модулей: базовый блок (стартовал 20 февраля 1986 г.), "Квант" (31.03.1987), "Квант-2" (26.11.1989), "Кристалл" (31.05.1990), "Спектр" (20.05.1995), "Природа" (23.04.1996) и стыковочный отсек (12.11.1995) для приема американских многоразовых кораблей типа "Спейс Шаттл". В момент завершения полета ОК "Мир" его масса составляла около 130 т.

Пилотируемый космический корабль — Пилотируемый космический корабль пилотируемый космический аппарат, предназначенный для доставки одного или нескольких человек в космическое пространство, выполнения требуемых задач, и безопасного возвращения экипажа на Землю.

Ракета-носитель - ракетой-носителем называется многоступенчатая ракета, предназначенная для выведения в космическое пространство полезных нагрузок: космических аппаратов, технических устройств, предметов, веществ, материалов. Обычно она имеет от двух до пяти ступеней.

Средство перемещения космонавта (СПК) предназначено для работы в открытом космосе в течение 4...6 ч.

«Союз» — наименование серии советских и российских многоместных космических кораблей для полётов по околоземной орбите. Разработчик и изготовитель корабля — РКК «Энергия».

«Фобос-грунт» — российская автоматическая межпланетная станция, предназначенная для исследования спутника Марса Фобоса и доставки образцов его грунта на Землю.













Список используемых источников информации


1. Воронцов Д. Средство для передвижения космонавтов.//Вокруг света. – 2010- №6.-С.114-117.

2. Барабанова Т. В следующем году работы в институте будет больше.//газета Городской вестник, 2007, №25, С.7.

3. Барабанова Т. Звезду Циолковского получил главный конструктор// газета Городской вестник, 2006, №3, С.3.

4. Барабанова Т. Евгений Быков// газета Городской вестник, 2008, №35, С.3.

5. Долгих И. На двигателях НИИМаш держится вся навигация космических аппаратов.// газета Салдинский рабочий, 2009, №33, С.7.

6. Иванова Т. Изобретателя надо знать в лицо// газета Городской вестник, 2007, №37, С.7.

7. Кутуева Е. Средство для перемещения космонавтов.//Газета Салдинский рабочий, 2010, №4, С.18.

8.Сильней земного притяжения.// под ред. А.Долгих, Ю.Матросова. – Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2008.

9. Танкиевская И. Нижняя Салда.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000.

10. Ларин Е. Говорим лауреат – подразумеваем скромность//Газета Салдинский рабочий, 2010, №38, С.18.

11. Мурыжникова М. 75 лет бороться и искать, найти и не сдаваться!//Газета Городской вестник, 2007, №15, с.5.

12. Овчинникова Е. Три юбилея Евгения Ларина.// Областная газета, 2001, №2.

13. Овчинникова Е.По «Миру».// Областная газета, 2000, №32, С.7.

14.Перова В. Евгений Ларин: «Чувство патриотизма никогда не должно покидать человека»// Газета Салдинский рабочий, 2011, №1, С.4.

15.Перова В. Охотники до работы. // Газета Салдинский рабочий, 2010, №3, С.17.

16.Перова В. Он так заразительно работал.//Газета Салдинский металлург, 2006, №16, с.5.

17.Перова В. Космос – это национальный бренд.//Газета Салдинский рабочий, 2011,№3,С.4.

18. Скурихина Е. мы рождены, чтоб сказку сделать былью.//Газета Салдинский металлург, 2004, 316.С.6.

19.Соколова Г.Орбита наших дел, идей. Их воплощений.//Газета Салдинский рабочий, 2007, №39,С.4.

20. Слепухин В. Лидер.//газета Салдинский рабочий, 2006, №8, С.4.

21. Слепухин В. Оставить след на земле.//Газета Салдинский рабочий, 2006, №8, С.4.

22. Слепухин В. Рождение первого цеха.//Газета Салдинский рабочий, 2007, №32, С.4

23. Слепухин В. Смысл жизни – в созидании.//Газета Салдинский рабочий, 2006, №8, С.4.

24. Цирцен И.Вы красивый человек, Евгений Григорьевич!.//Газета Салдинский рабочий, 2008, №3,С.5.

25. Цирцен И. Несостоявшаяся надежда советского космоса.//Газета Салдинский рабочий, 2006, №45,С.3.

26. Цирцен И. Кузница кадров института.//Газета Салдинский рабочий, 2007, №23,С.4.

27. Интернет. http://star-warrior.narod.ru/Referats/Orbit/orbit.htm

http://www.roman.by/l-32625.html

http://traditio.ru/wiki/Космические_достижения_русских

http://ruscosmos.narod.ru/KA/glavnaia/SALUT/okssalut.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/Орбитальная_станция

http://epizodsspace.narod.ru/bibl/getlend/12b.html

http://www.ng.ru/events/2001-04-19/2_cosmos.html

http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?salut_tg.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7333

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7333

http://www.roman.by/r-32625.html

http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=14773

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/180/01.shtml






























Смета проекта «ФГУП «НИИМаш – активный участник отечественных и международных космических программ»

Мероприятие

Виды расходов

Сумма

1

Проведение социологического опроса старшеклассников

Канцелярские принадлежности

100 рублей

1.

Оформление проекта, подготовка мультимедийной презентации

Канцелярские принадлежности, копирование, сканирование

500 рублей

1.

Выпуск буклетов «НИИМаш - космосу!», газета к Дню космонавтики, конкурс рисунков

1. Канцелярские принадлежности

2. Тушь, ватман, гуашь

700 рублей


200 рублей

2.

Создание информационного архива по итогам реализации проекта на магнитных носителях

Приобретение магнитных дисков

100 рублей

Итого

1600 рублей






24

Дудина Алена, 10 класс, МОУСШ №10. Г. Нижняя Салда. Свердловской обл.

Руководитель: Н.Семкова









Слайд 1
Презентация ФГУП «Научно-исследовательский институт машиностроения» активный участник отечественных и международных космических программ» Составитель: Дудина Алена, ученица 10 класса МОУ СОШ №10., Руководитель: Семкова Н.В. Нижняя Салда 2011
Слайд 2
Слайд 3
 определить роль научных достижений ниимашевцев в развитии космоса;  проанализировать степень осведомленности старшеклассников относительно современных космических программ, отношения к ним.
Слайд 4
    узнать, какие научные исследования проводились в области разработки жидкостных ракетных двигателей малой тяги на НИИМаше; проанализировать их значения в развитии космической отрасли; провести социологический опрос, обработать полученные данные; предложить пути совершенствования познавательной активности школьников относительно космонавтики.
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Космический первопроходец, покоривший гравитацию
Слайд 8
Салдинский Кулибин
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
ународная ическая нция «Мир» машиностроения работало на скую станцию «Мир» 18 лет. х ее управляемых блоках были лены разработанные и еденные в НИИМаш жидкостные ые двигатели малой тяги…», ыло установлено 32 двигателя ции
Слайд 12
Слайд 13
На каждом пилотируемом «Союзе» установлено 16 салдинских двигателей малой тяги 
Слайд 14
На каждом грузовом «Прогрессе» — установлено 28 салдинских жидкостных реактивных двигателя малой тяги. 
Слайд 15
Доля участия ФГУП «Научноисследовательский институт машиностроения» в этой программе Создание двигательной установки возвращаемого аппарата и оснащение Создание двигательной перелётного модуля тремя типами установки двигателей малой тяги с предельно возвращаемого аппарата высокими характеристиками.  и оснащение перелётного модуля тремя типами двигателей малой тяги с предельно высокими характеристиками.
Слайд 16
 Научное направление НИИМАш в Год космонавтики Цель: разработка двигателей для запуска автоматического зонда, осуществляющего облет Луны
Слайд 17
http://ogt50.narod2.ru/nam_pishut/ http://igor71006980.narod.ru/ http://www.federalspace.ru/ main.php?id=2&nid=6208 http://www.uran.ru/gazetanu/ 2006/04/nu09/ wvmnu_p4_09_042006.htm http://www.niimashspace.ru/news/ 2011-01-18-05-32-37/109--50-.html

Полный текст материала Исслеловательский проект "НИИМаш - космосу" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семкова Наталья Владимировна  аналитик0491
06.10.2011 0 3214 466

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК