Интеграция - методологическая основа преподавания истории
Слайд 2
Люди разных стран
равны в одном:
им дорого и любо всё
новое, хоть
новое и лепят из
старого.
У.Шекспир
Слайд 3
Понятие «интеграция» в российскую педагогику
пришло в 80-е годы, и оно стало обозначать высшую
форму межпредметных связей. Каковы же причины
интереса к интегрированным урокам?
Во-первых, интеграция является методологической
основой современного преподавания («Модернизация
школы», август 2001г.)
Во-вторых, интеграция даёт возможность показать
учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность
научного знания по дисциплинам, и исключает
дублирование, а значит, освобождает учебное
время для изучения другого явления.
Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция
предполагает усиление межпредметных связей,
снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися
сферы получаемой информации, подкрепление мотивации
в обучении.
Слайд 4
Методологической основой интегрированного
подхода к обучению является формирование знаний
об окружающем мире и его закономерностей в целом,
а также установление внутрипредметных связей в
усвоении основ наук.
В этой связи интегрированным уроком называют
любой урок со своей структурой, если для его
проведения привлекаются знания, умения и
результаты анализа изучаемого материала
методами других наук, других учебных предметов.
Интегрированные уроки могут проводиться на
разных уровнях:
Слайд 5
Уровни интегрированных уроков
Понятийно-информационный
Бинарный
Слайд 6
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
ИЗО
ИЗО
МУЗЫКА
МУЗЫКА
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
БИОЛОГИЯ
БИОЛОГИЯ
ИНФОРМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Слайд 7
ИНТЕГРАЦИЯ
Внутрипредметная
Межпредметная
История – музыка
Музыка – это отражение окружающего нас
мира.
«Послушай»: музыка вокруг,
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук».
Слайд 8
Интеграция уроков музыки с историей рождает
нестандартные формы уроков:
урок-путешествие,
урок-прогулка,
урок-интервью,
урок-спектакль.
Интересен урок-интервью, когда у произведений
искусства (как своеобразных свидетелей
исторических событий или жизни человека)
«берётся интервью».
Урок-путешествие может быть связан не только с
историей ,но и являться экскурсом по эпохам,
периодам исторического развития.
Слайд 9
Цель интегрированных уроков истории и литературы
– изучение событий истории и освещение их в
литературе.
Задачи данных уроков следующие:
научить искать связи между фактами,
событиями, явлениями;
делать выводы философские, политические,
экономические;
научить анализировать, сравнивать, сопоставлять,
обобщать;
научить ребят извлекать нравственные уроки из
осмысленных событий и явлений историками и
литераторами.
Слайд 10
Методы и приёмы обучения
проблемная лекция,
учебная дискуссия,
поисковая работа.
исследовательский метод,
анализ конкретных ситуаций,
выполнение индивидуальных заданий,
ролевая игра,
работа с разными источниками. ,
Для того, чтобы создать эмоциональное отношение к
изучаемому материалу, широко используется чтение
стихов, фрагменты литературных произведений,
музыка, песни, краеведческий материал.
Слайд 11
В работе используются разные формы
проведения интегрированных уроков
история-литература:
• исследование,
• семинары,
• пресс-конференции,
• комбинированные уроки ,
• урок-комментарий,
• инсценирование,
• урок-суд и т.д.
Слайд 12
При подготовке интегрированного урока
можно воспользоваться следующей
технологией их проведения:
Слайд 13
Этапы подготовки
интегрированных уроков:
Первый этап – подготовительный;
Второй этап – исполнительский;
Третий этап – рефлексивный.
Слайд 14
Подготовительный
этап
Слайд 15
Первый шаг
Организация творческой
группы
(психологическая совместимость)
Слайд 16
Психологическая совместимость является
важным фактором успеха работы любой
группы людей, так как от взаимной
совместимости и слаженности работы команды
зависит успех урока.
Слайд 17
Второй шаг
Планирование урока
Количество
Тематика
Срок
Слайд 18
При планировании урока необходимо
ответить на вопросы:
для чего проводится интегрированный
урок?
какие образовательные задачи он поможет
решить?
Слайд 19
Третий шаг
Постановка образовательных
целей
Уроки по конкретным
темам (анализ)
Цель: конкретизация
материала, изучаемого на
вводно-обобщающем уроке
и погружение (углубление
и расширение знаний)
в тему.
Вводно-образовательный
интегрированный урок
(синтез)
Цель: формирование
первоначальной
целостносной
картины изучаемого
раздела программы
Обобщающий
интегрированный
урок (синтез)
Цель: обобщение и
систематизация знаний,
полученных на
предыдущих уроках.
Слайд 20
Четвертый шаг
Конструирование урока
Цель (направленная на ученика);
Задачи (деятельность учителя);
Определение интегратора (основа знаний);
Близкие темы;
Самостоятельное творчество учителя;
Создание плана – конспекта.
Слайд 21
Пятый шаг
Репетиционный
Слайд 22
Во время репетиций необходимо проводить
хронометраж урока, который поможет четко
определить ход урока и уложиться в
установленные рамки. На этом этапе
определяются «роли» учителей на уроке,
отрабатываются все переходы от монолога к
монологу, чтобы партнер мог
сориентироваться, когда ему начинать.
Слайд 23
Исполнительский
этап
Слайд 24
Существуют разные подходы в структуре
интегрированных уроков. Вот один из них:
Слайд 25
Технологическая карта интегрированного урока
Этапы
урока
Цель этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Результат
1. Фаза
вызова
Формирование интереса к теме
урока, актуализация
имеющихся знаний
Стимулирует
познавательную
деятельность учащегося.
Для этого используются
следующие приёмы:
формулировка проблемных
вопросов, использование
интересных фактов,
знакомство с
существующими
гипотезами, демонстрация
репродукций,
видеофильмов и т.д.
Вспоминают известную
им информацию,
воспринимают новую
информацию,
осмысливают проблему,
формулируют вопросы.
Устойчивый интерес к
теме урока, желание
получить новые знания
2. Фаза
осмысления
Приобретение и осмысление
новых знаний, соотнесение их
с уже имеющимися знаниями,
развитие познавательных
умений, проживание ситуации,
формирование ценностных
отношений к изучаемым
событиям
Знакомит с новой
информацией,
формулирует наводящие
и проблемные вопросы,
осуществляет
организацию группового
размышления,
формулирует задачи
Работают с различными
источниками информации,
выдвигают собственные
гипотезы, обсуждают вопросы,
задают собственные вопросы,
решают задачи, представляют
результаты коллективного
обсуждения. Создают
логические и структурные
схемы и таблицы
Приобретение новых
знаний, развитие
познавательных
навыков,
формирование
ценностных установок
3. Фаза
обобщения и
рефлексии
Обобщение и систематизация
знаний, рефлексия
Формулирует вопросы,
способствующие
обобщению и
систематизации знаний.
Задает вопросы в
процессе рефлексии
Обобщают и
систематизируют
полученные знания.
Осуществляют
рефлексию собственной
учебной деятельности
Обобщенные и
систематизированные
знания. Рефлексия
учебной деятельности,
ее результатов,
самооценка
Слайд 26
Рефлексивный
этап
Слайд 27
Анализ урока, достоинства и
недостатки.
Слайд 28
Основные различия урока
Использование
межпредметных связей
Интегрированный
урок
Уровень понятий, фактов
Уровень сходных тем,
содержания
Слайд 29
Формы интегрирования
Вертикальное
Охватывает однородный
материал из программ разных
лет обучения
(А.С. Пушкин
•Сказки;
•Стихи;
•Повести.)
Горизонтальное
Предусматривает
объединение нескольких
предметов данного
класса обучения.
•Творчество,
•История,
• Литература,
•Обществознание.
Слайд 30
Представляется важным деление интегрирования
на вертикальные и горизонтальные.
Горизонтальное интегрирование предусматривает
объединение нескольких предметов данного
класса обучения.
Вертикальное охватывает однородный материал из
программ разных лет обучения.
Горизонтальный тематизм.
За содержательную единицу обучения берется
тема, которая может быть связана с темами других
учебных дисциплин. Межпредметные связи
устанавливаются по составу научных знаний
(фактические, понятийные, конкретные).
Слайд 31
Особенности:
включается эпизодически материал других
предметов;
сохраняется самостоятельность каждого
предмета со своими целями, задачами,
программой;
в целом сохраняется программа урока.
Слайд 32
Вертикальный тематизм. Объединение
нескольких школьных предметов на основе
диалога по заданной теме. Тема заключает в
себе конкретное содержание, образ,
эмоциональное состояние, нравственный и
эстетический смысл. Она как ключевая фраза,
образно-словесный символ, лейтмотив
проходит через несколько уроков в течение
недели.
Слайд 33
Особенности:
тема может быть рассмотрена на
программном учебном материале, или
вводится дополнительный материал по
усмотрению учителя;
уделяется разное количество времени;
иной подход к разбору произведений, новые
творческие задания, проблемный диалог.
Слайд 34
Особенности интеграции
Предметом анализа выступают многоплановые объекты,
информация о сущности которых содержится в различных
учебных дисциплинах;
Сохраняется самостоятельность каждого предмета со
своими целями, задачами, программой;
Включение в процесс познания всех анализаторов
(зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных,
тактильно - двигательных), что обеспечивает прочность
образования условных связей в познании ребенком
окружающей действительности.
Слайд 35
В старших классах интегрированные уроки
являются важнейшей частью системы
межпредметных связей. Чаще всего, такие
уроки являются спаренными (бинарными) и
проводятся двумя или более учителями
совместно. Материал таких уроков показывает
единство процессов, происходящих в
окружающем нас мире, позволяет учащимся
видеть взаимозависимость различных наук.
Слайд 36
В результате работы над созданием системы
интегрированных наук создана программа
интеграции уроков истории и литературы.
Первым этапом данной работы является
согласование учебных программ по предметам,
обсуждение и формулирование общих понятий,
согласование времени их изучения, взаимной
консультации учителей.
Затем необходимо рассмотреть, как подходят к
изучению одних и тех же явлений, событий, законов
в различных курсах учебных дисциплин.
Планирование тематики и конспектов
интегрированных уроков.
Слайд 37
В подготовке интегрированного урока могут
принять участие учащиеся: выбрать тему,
которая им интересна, предложить материалы
по этой теме из других предметов.
Интегрированные уроки хороши при условии,
если они объединены общей проблемой, если они
доставляют радость и ученикам, и учителям. Тогда
может получиться интересная школа содружества.
Только определенная система проведения таких
уроков, а не разовые уроки могут вызвать интерес у
детей. Иначе это будет просто погоня за модной
формой и не более того.
Слайд 38
Несмотря на многие трудности, думается, что у
интегрированных уроков есть будущее.
Ян Амос Коменский говорил:
«Все, что находится во
взаимной связи, должно
преподаваться в такой же
связи».
Слайд 39
На странице приведен фрагмент.
Автор: Анастасия Васильевна
→ Teacher7780 25.05.2009 1 9125 1428 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК