Статья "Применение авторских стихотворных фрагментов на уроках истории, 10 класс"


Яковлева Надежда Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ- Амгинская гимназия им. акад. Л. В. Киренского

Применение авторских стихотворных фрагментов на уроках истории

Каждый учитель стремится к тому, чтобы его уроки и занятия были интересны для детей, увлекали их, стимулировали познавательную мотивацию и в то же время не утомляли. Для осуществления этих задач приходится не только обращаться к готовому материалу, но и самому быть автором чего-либо нового, творчески подходить к своей деятельности. Например, на уроках истории целесообразно применять короткие стихотворные фрагменты или эпиграммы как в начале урока в виде повторения пройденного материала, так и в качестве закрепления пройденного на уроке. Я условно называю эти моменты «поэтической пятиминуткой». После однократного зачитывания дети должны отгадать, о ком или о чем говорится в том или ином стишке. В случае затруднения фрагмент оставляется на потом. Таким образом, тренируется память, умение сосредотачиваться и быстро находить правильный ответ.

Увлекает учащихся и поэтическая викторина, состоящая из нескольких этапов: «О каком князе идет речь?», «Знаменитые женщины», «Морские сражения», «Исторический термин» и т.д. Задания можно скомпоновать в устном и письменном видах, а наличие проектора или интерактивной доски разнообразит урок. В связи с тем, что не всегда под рукой оказывается необходимый стих по определенной теме, приходится самой сочинять их. А для подготовки ребенка к олимпиадам или к экзамену задание необходимо усложнить дополнительными вопросами. Приведу в качестве примера разные виды заданий с авторскими стихотворными фрагментами. Естественно, они не претендуют на какую-либо литературную ценность, а являются дидактическим материалом.

Задание «О ком князе идет речь?»

Один из сыновей Гнезда.

Печальна у него была судьба.

Нагрянул враг, и началась беда-

Повсюду стоны, плач, мольба.

(Юрий Всеволодович)

Задание «О ком идет речь?» с дополнительными вопросами

Считал, что крестьянин - бунтарь.

С готовностью пойдет на революцию.

А государство - зло. Не нужен государь.

Надежды возлагал на интеллигенцию.

1)Как называется идейное течение, приверженцем которого был этот исторический деятель?

2) Как назывались организованные им тайные общества?

3) Противником какого учения он являлся?

(М. А. Бакунин)

Задание «О каком явлении идет речь»

Вновь голодный год грозит,

Недоимки вновь сулит.

А крестьяне все шесть дней

Не уходит с бар полей.

(барщина)

Задание «Вставь пропущенное слово»

В этой книге непростой

По названью …….. («Домострой»)

Про детей, хозяйство есть

На все случаи советы.

Как вести себя, как есть

Можно здесь найти ответы.

Практика показывает, что рифмованный материал быстрее усваивается детьми, активизирует их деятельность на уроке, а для обладающих хорошей памятью служат (по их собственному признанию) и в качестве шпаргалки.


Полный текст материала Статья "Применение авторских стихотворных фрагментов на уроках истории, 10 класс" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яковлева Надежда Николаевна  Сагвана
17.02.2012 0 2320 447

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК