Урок по кубановедению: Лексика кубанских говоров. 8 класс


Задание. Пользуясь словарем, расставьте в приведённом тексте слова. Напротив цифр внизу запишите эти слова. Лишние слово из словаря, оставшиеся у вас укажите в специальной графе.

(1) у знатного (2) Игнатенко по меркам станицы было зажиточным. В нём располагалась (3), а также (4), предназначенная для временного пользования летом. (3) была не простая, а украшенная резьбой по дереву, особенно крыша, где располагался (5) Во дворе была и (6), для приготовления пищи, и достаточно глубокий (7). Для скота был припасён открытый (8).

Жилище же было просторным, отдельно в нём находился (9), где располагался достаточно вместительный (10) (обычно под землёй). У окна стоял стол с примитивным (11), освещавший комнату в тёмное время суток, вдоль стен были расставлены (12), там же находился (13) для вещей. Стол был украшен (14), с краю весел(15). На столе всегда было вдоволь разных (16), (17) была всегда доверху заполнена молоком или квасом.

Любой бы позавидовал этому (1).


Лишний слово __________________

1- 11-

2- 12-

3- 13-

4- 14-

5- 15-

6- 16-

7- 17-

8-

9-

10-

Задание. Пользуясь словарем, расставьте в приведённом тексте слова. Напротив цифр внизу запишите эти слова. Лишние слово из словаря, оставшиеся у вас укажите в специальной графе.

(1) у знатного (2) Игнатенко по меркам станицы было зажиточным. В нём располагалась (3), а также (4), предназначенная для временного пользования летом. (3) была не простая, а украшенная резьбой по дереву, особенно крыша, где располагался (5) Во дворе была и (6), для приготовления пищи, и достаточно глубокий (7). Для скота был припасён открытый (8).

Жилище же было просторным, отдельно в нём находился (9), где располагался достаточно вместительный (10) (обычно под землёй). У окна стоял стол с примитивным (11), освещавший комнату в тёмное время суток, вдоль стен были расставлены (12), там же находился (13) для вещей. Стол был украшен (14), с краю весел(15). На столе всегда было вдоволь разных (16), (17) была всегда доверху заполнена молоком или квасом.

Любой бы позавидовал этому (1).


Лишний слово __________________

1- 11-

2- 12-

3- 13-

4- 14-

5- 15-

6- 16-

7- 17-

8-

9-

10-

Словарь кубанских слов.

1.Халабуда – ветхое, временное жильё.

2. Подворье – казачья усадьба.

3. Погребнык – место, где расположен погреб.

4. Погреб – подвал.

5. Копанка – неглубокий колодец.

6. Кабыца – летняя печь на улице.

7. Баз – открытый загон для скота.

8. Конёк – украшение на крыше.

9. Рушник – вышитое полотенце.

10. Услон – длинная деревянная лавка.

11. Времянка – летний домик во дворе, кухня. Временное жилище.

12. Харчи – еда, продукты.

13. Крынка – кувшин.

14. Скрыня – сундук для одежды.

15. Каганець – примитивная самодельная лампа.

16. Казак – человек, принадлежащий к казачьему сословию.

17. Хата – домовладение.

18. Поляница – скатерть.



Словарь кубанских слов.

1.Халабуда – ветхое, временное жильё.

2. Подворье – казачья усадьба.

3. Погребнык – место, где расположен погреб.

4. Погреб – подвал.

5. Копанка – неглубокий колодец.

6. Кабыца – летняя печь на улице.

7. Баз – открытый загон для скота.

8. Конёк – украшение на крыше.

9. Рушник – вышитое полотенце.

10. Услон – длинная деревянная лавка.

11. Времянка – летний домик во дворе, кухня. Временное жилище.

12. Харчи – еда, продукты.

13. Крынка – кувшин.

14. Скрыня – сундук для одежды.

15. Каганець – примитивная самодельная лампа.

16. Казак – человек, принадлежащий к казачьему сословию.

17. Хата – домовладение.

18. Поляница – скатерть.



Задание. Пользуясь словарем, расставьте в приведённом тексте слова. Напротив цифр внизу запишите эти слова. Лишние слово из словаря, оставшиеся у вас укажите в специальной графе.

(1) у знатного (2) Игнатенко по меркам станицы было зажиточным. В нём располагалась (3), а также (4), предназначенная для временного пользования летом. (3) была не простая, а украшенная резьбой по дереву, особенно крыша, где располагался (5) Во дворе была и (6), для приготовления пищи, и достаточно глубокий (7). Для скота был припасён открытый (8).

Жилище же было просторным, отдельно в нём находился (9), где располагался достаточно вместительный (10) (обычно под землёй). У окна стоял стол с примитивным (11), освещавший комнату в тёмное время суток, вдоль стен были расставлены (12), там же находился (13) для вещей. Стол был украшен (14), с краю весел(15). На столе всегда было вдоволь разных (16), (17) была всегда доверху заполнена молоком или квасом.

Любой бы позавидовал этому (1).


Лишний слово ____Халабуда_____

1- подворье 11- каганец

2- казака 12- услон

3- хата 13- скрыня

4- времянка 14- поляница

5- конёк 15- рушник

6- кабыца 16- харчей

7- копанка 17- крынка

8- баз

9- погреб

10- погребнык



Разработал учитель истории

и обществознания МОБУСОШ №1

г. Новокубанска Краснодарского края

Овчаренко Кирилл Павлович


Предмет: кубановедение.

Тема урока: Лексика кубанских говоров.

Класс: 8.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с лексикой кубанских говоров; понятием «диалектизм».

Задачи:

Образовательные: помощь учащимся познакомиться с лексикой кубанских говоров; понятием «диалектизм».

Развивающая: развивать умение определять значение диалектизма кубанского говора; развивать интерес к слову.

Воспитательная: Воспитывать интерес и чувство любви к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры Кубани.

Оборудование: раздаточный материал для учащихся (приложение 1 и 2).



ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Здоровеньки булы!

- Сегодня мы будем говорить о том, что составляет душу кубанского народа – о кубанском говоре, который обогащают нашу речь, делают ее образной, сочной, неповторимой.


2.Повторение ранее изученного материала.

Фронтальный опрос по домашнему материалу.

Вопрос к классу: Назовите языковые семьи, представители которых живут на Кубани? (Ответ: тюрские языки, кавказские языки, семитские и финно-угорские языки, индоевропейские языки).

Вопрос к классу: Как и когда на территории Кубани появились восточнославянские языки и их говоры? (Начиная с XVII в. с появлением на Кубани первых переселенцев).


3. Объяснение нового материала.

Диалект (иначе говор или наречие) - это тоже язык со своей звуковой системой, лексикой, грамматическими особенностями, который противоположен

литературному языку. Знание своего диалекта дает человеку большую информацию: знакомит с материальной и духовной культурой народа, помогает глубже понять кубанский фольклор. Язык жителей нашего края складывался их двух языковых стихий и культур – русской и украинской. Особенно ярко это можно услышать в наших народных песнях.

Отличия диалектной речи от литературного языка.

Литературный язык

Диалектная речь

1) имеет письменную форму

2) специально разработанные нормы

3) существует функциональный стиль


1) существует только в устной форме

2) таких норм НЕТ

3) в диалектах такого нет. Чаще это непринуждённый диалог.

4) диалектом прежде всего пользуется сельское население



Кубанские говоры складывались:

1. путём вторичного образования, в результате переселения людей из разных территорий;

2. кубанские говоры образовались на базе двух литературных языков -русского и украинского и их диалектов.

Кубанское «двуязычие» было явлением уникальным. Языки не просто смешались, но образовали диалект, столь своеобразно выраженный, как никакой иной диалект России.

Диалект кубанцев – это литературный язык. Это язык народа.

Кубанские говоры не входят в традиционную классификацию русских диалектов. Они относятся к говорам вторичного образования, и складывались они после XVI века в результате переселения людей из самых различных областей, при котором происходило смешивание населения и диалектов.

Русская и украинская языковая стихия или от двух линий казачества – линейцев (русских) и черноморцев (украинцев) от переселенцев – казаков с Буга, Днестра, Хопра, Запорожской, Полтавской и др. губерний, от гражданского населения, которое с 1868 года стало добровольно осваивать край, получив право приобретать в собственность дома и строения.

Но кубанские говоры нельзя просто разделить на русские и украинские, так как их источником стало смешение не двух литературных языков, а нескольких юновеликорусских и малороссийских говоров, которые в процессе двухвекового развития все время менялись под влиянием двух родственных литературных языков.

Кубань – территория со смешенным национальным составом, и это тоже накладывает отпечаток на речь местного населения.

Кубанский диалект, как относительно молодой, не отмечается устойчивостью. Не только в разных частях Кубани, но и даже в соседних станицах есть различия в разговорной речи.

4. Закрепление изученного материала.

Ученикам предлагается выполнить задание (приложение 1), которое знакомит их с диалектными кубанскими словами. Вместо пропусков нужно поставить необходимые, подходящие по смыслу слова. Эти слова находятся в словаре (приложение 2), который также каждый из учеников получает на стол. Задание считается выполненным правильно, если найдены и подписаны все диалектные слова. Одно слово из словаря, за исключением остальных, будет лишнем –это слово нужно записать в специальное отведённое для него место. Ответы можно сверить тут (приложение 3).


5. Домашние задание.

В учебнике параграф 8, записать в тетрадь примеры диалектных слов, которые используется в вашем окружении.


6. Список используемой литературы и ресурсов Интернет.

1. Кубановедение: учебное пособие для 8 классов/ Трёхбратов Б.А., Д.М. Блдяев.- Краснодар: Перспективы образования, 2011.

2. Новая история Кубани (90-е годя XVIII в. – 1900 г.)/ под ред. Трёхбратова Б.А. – Краснодар: Кубанский учебник, 2001.

3. Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков. – Краснодар, 2002.

4. История Кубани 8 класс (поурочное планирование)/под ред. А.Г. Еремёнко.

5. http://bibl.tikva.ru/base/B352/B352Chapter2-10.php



Полный текст материала Урок по кубановедению: Лексика кубанских говоров. 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Овчаренко Кирилл Павлович  Ov4arenko
07.05.2012 0 18107 1778

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК