Урок-викторина "История России" (конец XVI –XVIII вв.) , 7 класс.


Сурова Лиляна Александровна, МОБУ СШ №13 ст. Владимирской Лабинского района.

История России (конец XVI –XVIII вв.)

Урок-викторина, участвуют команды 7а и 7 б классов по 7 учащихся, остальные учащиеся – болельщики).

Цель: - систематизировать знания учащихся о событиях «Смутного времени», «бунташном веке», эпохах Петра I и «Дворцовых переворотов»;

- продолжить работу по формированию образного представления о развитии общества;

- закрепить навыки работы с историческими датами и понятиями;

- развивать общеучебные умения и навыки.

Оборудование: карточки с заданиями, портреты

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Распределение по местам команд и болельщиков. Знакомство с целью и задачами занятия.

II. Организация игровой деятельности.

1. Разминка (Блиц – опрос: по десять вопросов каждой команде по теме

« Россия на рубеже XVI-XVII»). 1 балл за правильный ответ.

Вопросы первой команде не выделены шрифтом, задаются по очереди.

Назовите приемника Ивана Грозного на российском престоле. (Фёдор)

Назовите человека, который занял русский престол после смерти Фёдора. (Борис Годунов)

В каком году был издан указ о «заповедных летах»? (1597)

В каком году было введено патриаршество на Руси? (1589)

Кто стал первым патриархом на Руси? (Иов)

Как звали последнюю жену Ивана Грозного, мать царевича Дмитрия? (Мария Нагая)

В каких годах на Руси начались экономические трудности, связанные с неурожайными годами? (1601-1603)

В каком году на территории нашего государства появился Лжедмитрий? (1604)

Назовите основную причину начала «Смутного времени» на Руси? (пресечение династии Рюриковичей)

Какое сословие сыграло особую роль в событиях «Смутного времени»? (казачество)

Кто возглавил наше государство после смерти Бориса Годунова? (Лжедмитрий)

Кому передал власть Земской собор после убийства Лжедмитрия? (В. Шуйскому)

Какое государство вмешалось во внутренние дела России и заняло Смоленские земли? (Польша)

Представителя, какого государства поддержал Новгород в качестве государя? (Швеция)

Назовите период правления «Семибоярщины». (1610-1612 гг.)

Назовите период действия первого и второго народного ополчения. (1611-1612 гг).

Кто возглавил второе ополчение? (Минин, Пожарский)

Кто стал новым избранным царём? (Михаил Романов)

2. Проверка знания исторических личностей. От 3 до 1 балла, в зависимости от уровня на котором учащиеся ответили.

- патриарх:

Из семьи знатного боярина. Митрополит Ростовский и Ярославский. В тушинском лагере провозглашался русским патриархом. Попал в польский плен. После плена избран патриархом Руси. Имел 5 сыновей, но только один остался в живых и стал известен на всю Россия. (Фёдор Романов- Филарет)

- патриарх:

Сын мордовского крестьянина. Митрополит, патриарх. Главный хранитель царской семьи: дважды спас от гибели во время эпидемий. Один из главных реформаторов церкви. Бил попов прямо в церкви. Открыто выступил с идеей превосходства духовной власти над светской. (Никон)

- священник:

В 21 год становиться дьяком, в 23- попом. Царь предложил ему место духовника царёва - отказался. Яркая личность в борьбе с врагами религии. Написал свыше 80 произведений. Расстрижен и предан анафеме. 14 лет провёл в земляной яме. Заживо сожжён в срубе. (Аввакум)

- народный герой:

Ему принадлежат слова: « Не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жён и детей и соберём казну на жалование ратным людям». После победы над врагом ему был пожалован чин думного дворянина. Поместье не дали, но дали жалование- 200 рублей в год. Воздвигнуты памятники в Москве и Нижнем Новгороде. (Кузьма Минин)

-царь:

Вступил на престол в 16 лет. К царствованию готовили с пяти лет. Сам писал многие документы, сочинял небольшие литературные произведения. Его обучением ведал боярин Б.И. Морозов. Был человеком набожным, привечал богомольцев, нищих и обездоленных. В народе его прозвали Тишайшим. От первого брака имел 13 детей, во втором браке родился сын – Пётр. (Алексей Михайлович)

-царь:

Вступил на престол в 42 года. Изменил указ о престолонаследии, в связи со своими личными переживаниями. Ограничил вольности дворян. Ограничил барщину тремя днями. Освободил из заключения Новикова и Радищева. Ввел запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами. Был убит в результате заговора 11 марта 1801 году. (Павел I)

3. Домашнее задание: представление императора или императрицы «Эпохи дворцовых переворотов» (портрет, сведения, выходящие за рамки программных) и кроссворд по этой же теме команде - противнику (10 заданий) – 10 баллов за ответы и от 10 до 15 за представление.

4. Конкурс болельщиков (во время заполнения командами кроссворда), знание исторических терминов (культура и быт) 1 балл :

- обрядовые песни, с которыми люди, ряженные, ходили по домам и желали хозяевам счастья. (колядки)

- стиль и направление в литературе и искусстве. Отличающееся обращением к античному наследию как образцу. (классицизм)

- течение в литературе и искусстве, отличающееся повышенным вниманием к раскрытию душевного состояния, переживаний героя. (сентиментализм)

- артиллерийские орудие с коротким стволом. (мортира)

-научное учреждение, оборудованное для проведения астрономических исследований. (обсерватория)

- собрание-бал с участием женщин в домах российской знати. (ассамблея)

-вид бытовой многоголосной песни. (кант)

-керамические плитки для облицовки печей, стен. (изразцы)

- ткань на шелковой основе с золотым шитьём, имеющая сложные узоры. (парча)

- плотная хлопчатобумажная или шёлковая ткань. (тафта)

- одно из главных направлений в искусстве, отличающееся торжественностью и фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков. (барокко)

5. Задания, связанные с внешней политикой периода (одинаковые задания, учитывается количество правильных ответов – 1 балл).

- соотнеси название войны и даты:

А. Смоленская война 1. 1654-1667 гг.

Б. Русско-польская война 2. 1676-1681 гг.

В. Русско-турецкая война 3. 1632-1634 гг.

Г. Северная война 4. 1741-1743 гг.

Д. Русско-шведская война 5. 1700-1721 гг.

Е.Семилетняя война 6. 1768-1774 гг.

Ё.Русско-турецкая война 7. 1756-1762 гг.

А-3, Б-1, В-2, Г-5, Д-4, Е-7,Ё-6.

- соотнеси войну и битву:

А. Смоленская война 1. под Чигирином

Б. Русско-польская война 2. под Лесной

В. Русско-турецкая война 3. у реки Ларги

Г. Северная война 4. осада Смоленска

Д. Русско-шведская война 5. под Могилёвом

Е.Семилетняя война 6. под Генсильгфорсом

Ё.Русско-турецкая война 7. у деревни Цорндорф

А-4, Б-5, В-1, Г-2, Д-6, Е-7,Ё-3.

6. Исправить исторические ошибки и прочесть исправленный текст ( за каждую ошибку 2 балла: 1 – нашли, 2- исправили).

На внутреннюю политику Екатерины II оказывали влияние многие обстоятельства. Вступив на престол в 1764 году, ей пришлось считаться с тем, что она не имеет законных прав на престол. Политика Екатерины II получила название «Эпоха просвещенного абсолютизма», она базировалась на трудах немецких учёных Вольтера, Монтескье и других. Своё видение «идеи просвещенного абсолютизма» она изложила в «Наказе», над которым работала в течение двух лет. Одним из крупных мероприятий правления Екатерины стал созыв «Уложенной комиссии», целью которой балы разработка реформы центрального управления. Период её правления также получил название «Золотой век» российского дворянства, в апреле 1680 года был издан главный документ – «Жалованная грамота крестьянству». Одной из причин ужесточения внутренней политика Екатерина стала крестьянская война под предводительством Степана Разина. Завершением политики «просвещённого абсолютизма» стало преследование А.Н. Радищева и ссылка его в Сибирь, а также заточение в Шлиссенбургскую крепость, автора «Путешествия из Петербурга в Москву», Н.И. Новикова.

Отстающая по баллам команда начинает читать исправленный текст, вторая дополняет и исправляет. Затем сдают на проверку и подсчёт баллов счётной комиссии.

Команды задают вопросы болельщикам другой команды, пока идёт окончательный подсчёт баллов. Объявление победителей, задание найти ответы на вопросы, в которых были ошибки.






























Приложение. Карточки для учащихся.

Задание 5.

А. Смоленская война 1. 1654-1667 гг.

Б. Русско-польская война 2. 1676-1681 гг.

В. Русско-турецкая война 3. 1632-1634 гг.

Г. Северная война 4. 1741-1743 гг.

Д. Русско-шведская война 5. 1700-1721 гг.

Е.Семилетняя война 6. 1768-1774 гг.

Ё.Русско-турецкая война 7. 1756-1762 гг.

1

2

3

4

5

6

7









А. Смоленская война 1. под Чигирином

Б. Русско-польская война 2. под Лесной

В. Русско-турецкая война 3. у реки Ларги

Г. Северная война 4. осада Смоленска

Д. Русско-шведская война 5. под Могилёвом

Е.Семилетняя война 6. под Генсильгфорсом

Ё.Русско-турецкая война 7. у деревни Цорндорф


1

2

3

4

5

6

7








__________________________________________________________

Приложение. Карточки для учащихся.

Задание 5.

А. Смоленская война 1. 1654-1667 гг.

Б. Русско-польская война 2. 1676-1681 гг.

В. Русско-турецкая война 3. 1632-1634 гг.

Г. Северная война 4. 1741-1743 гг.

Д. Русско-шведская война 5. 1700-1721 гг.

Е.Семилетняя война 6. 1768-1774 гг.

Ё.Русско-турецкая война 7. 1756-1762 гг.

1

2

3

4

5

6

7









А. Смоленская война 1. под Чигирином

Б. Русско-польская война 2. под Лесной

В. Русско-турецкая война 3. у реки Ларги

Г. Северная война 4. осада Смоленска

Д. Русско-шведская война 5. под Могилёвом

Е.Семилетняя война 6. под Генсильгфорсом

Ё.Русско-турецкая война 7. у деревни Цорндорф


1

2

3

4

5

6

7








Задание 6.Прочтите текст и исправьте исторические ошибки. Записав их ниже, под номерами и подчеркнув в тексте.

6.На внутреннюю политику Екатерины II оказывали влияние многие обстоятельства. Вступив на престол в 1764 году, ей пришлось считаться с тем, что она не имеет законных прав на престол. Политика Екатерины II получила название «Эпоха просвещенного абсолютизма», она базировалась на трудах немецких учёных Вольтера, Монтескье и других. Своё видение «идеи просвещенного абсолютизма» она изложила в «Наказе», над которым работала в течение двух лет. Одним из крупных мероприятий правления Екатерины стал созыв «Уложенной комиссии», целью которой балы разработка реформы центрального управления. Период её правления также получил название «Золотой век» российского дворянства, в апреле 1680 года был издан главный документ – «Жалованная грамота крестьянству». Одной из причин ужесточения внутренней политика Екатерина стала крестьянская война под предводительством Степана Разина. Завершением политики «просвещённого абсолютизма» стало преследование А.Н. Радищева и ссылка его в Сибирь, а также заточение в Шлиссенбургскую крепость, автора «Путешествия из Петербурга в Москву», Н.И. Новикова.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Полный текст материала Урок-викторина "История России" (конец XVI –XVIII вв.) , 7 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сурова Лиляна Александровна  Лиляна
07.10.2012 0 15658 2098

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК