Формирование общих компетенций на занятиях истории


Бондарь Надежда Васильевна


Преподаватель истории обществознания


Бюджетное общеобразовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Торгово-экономический колледж им. Г.Д.Зуйковой»







































ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ

В основе новых государственных образовательных стандартов лежит компетентностный подход.

Условием формирования у обучающихся общих компетенций (ОК) является внедрение в учебный процесс и внеаудиторную деятельность современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии позволяют организовать процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся опытом, осуществлять поиск необходимой информации (ОК4), максимально использовать личностный опыт каждого участника, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности (ОК3), основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений(ОК6)

На занятиях истории мною используется технология проблемного обучения c целью создания условий:

- для формирования учебно-познавательной компетенции через обучение студентов работать с различными источниками информации: книгой, статьями, репродукциями, документами, схемами, таблицами, статистическими данными, картой, современными техническими видео и аудио средствами;

- для освоения ценностно-смысловой и информационной компетенций в процессе самостоятельного осмысления обучающимися проблем и поиска их решений;

- по формированию коммуникативной и общекультурной компетенций, через развитие умений работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы.

Для создания проблемной ситуации используются различные приемы:

- излагаются противоположные мнения ученых, очевидцев исторических событий и предлагается обучающимся принять ту или иную точку зрения и объяснить свою позицию;

- предлагается обучающимся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- обучающимся предлагается высказать предположение о том, что произошло бы, если бы событие развивалось иначе;

- высказывается или зачитывается фрагмент документа, в котором есть неожи­данный поворот на оценку событий;

- ставятся вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Мною разработаны примеры проблемных ситуаций к темам: «Выступление декабристов», «Великие реформы 1860-1870-х гг.19 в.», «Гражданская война в России» и др.

Тема: Выступление декабристов

Проблема 1.

Декабристы - это офицеры-дворяне.

1факт. Декабристы участвовали в войне 1812г. почти все имели награды за храбрость.

В Бородинском сражении участвовало 65 будущих декабристов. « Мы были детьми 1812 года. Жертвовать всем даже жизнью для блага Отечества было влечением сердца»- писал декабрист Матвей Муравьев.

2 факт. А. И. Герцен писал: « Представители всего талантливого, образованного в России, с высоты своих виселиц разбудили душу нового поколения…»

3 факт.14 декабря 1825 года. Офицеры- члены тайного общества вывели на Сенатскую площадь свои войска, чтобы предъявить требования сенату об изменении государственного устройства России и отказались присягнуть императору Николаю I.

Почему? К чему стремились будущие декабристы? Что хотели изменить в России?

Проблема 2 (обучающимся предлагается высказать предположение о том, что произошло бы, если событие развивалось иначе): «Предположите, могли ли декабристы победить 14 декабря 1825 года? Как бы шло развитие России, если бы выступление декабристов закончилось победой?».



Проблема 3. В 1861 году было отменено крепостное право Л. Н, Толстой об этом событии написал: « Освободил крестьян не Александр II, а Радищев,…декабристы. Декабристы принесли себя в жертву». Почему? Объясните слова Толстого.

Тема «Гражданская война в России»

Проблема № 1. Очень сложно обозначить хронологические рамки гражданской войны. Революционные события февраля 1917 года положили начало долгому периоду политической и экономической нестабильности в России. Это было, по сути, новое Смутное время в России. Его составной частью явилась гражданская война. Существует несколько точек зрения на начальный и конечный рубежи гражданской войны.

Одна точка зрения: началом гражданской войны стал захват большевиками власти в ходе Октябрьского восстания; другая - начало гражданской войны связано с вооруженным выступлением Чехословацкого корпуса и высадкой войск Антанты на территорию России. Это произошло весной -в начале лета 1918года. Не так просто определить и конечный рубеж гражданской войны. Широкомасштабные действия на территории Европейской России закончились в 1920 году, на Дальнем Востоке продолжались до 1922года, а в Средней Азии еще дольше, Выскажите свою точку зрения, пользуясь картой (стр. 10-11.Атлас.)

Каждая группа аргументирует свою точку зрения. Эксперт, учитывая аргументацию каждой группы, выставляет баллы.


Проблема № 2. Подумайте, можно ли было в тех условиях избежать гражданской войны?

Определите причины, цели, программы участников белого движения и движения за мировую революцию, определите цели крестьянского движения.

Почему победу одержали большевики и те, кто их поддерживал?


Тема: « Политическая система СССР в 30 - 40-ые годы XX века»


Проблемная ситуация.

Политическую систему, сложившуюся в СССР в 30-50-е годы характеризуют по - разному. Советские историки называли Конституцию 1936 года « самой демократической из всех конституций известных истории», СССР – «страной победившего социализма», в которой реализованы все права трудящихся. Современные историки отмечают, что сущность политической системы в СССР определял режим личной власти Сталина, а значит режим авторитарный, но большинство современных историков считают, что политический режим в СССР – проявление тоталитаризма.

Так какой же режим сложился в России в 20-30ые годы? В чем феномен политической системы России?

Тема Великая отечественная война»

Проблема. В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным, со стороны советского руководства, было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв». Можно ли согласиться с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

В ходе учебных занятий обнаруживаются и устраняются сомнения и пробелы в изученном, углубляется, систематизируется и закрепляется ранее изученное. В спорах и дискуссиях у обучающихся формируется активная гражданская позиция, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать собственную позицию - т.е. формируются общие компетенции.



Полный текст материала Формирование общих компетенций на занятиях истории смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бондарь Надежда Васильевна  деря
27.03.2013 0 3405 608

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК