Статья "Уроки повторения в 11 классе (профильный курс) по теме "Решение неравенств алгебраическим методом"
Уроки повторения в 11 классе (профильный курс) по теме
«Решение неравенств алгебраическим методом»
Лебедеве Е.В.
учитель математики, МАОУ СШ №60 г.Липецка»,
В статье рассмотрен опыт организации уроков повторения по теме «Решение неравенств алгебраическим методом» в 11 классе (профильный курс). Цикл уроков повторения нацелен на обобщение и закрепление системы знаний, умений и навыков выполнять учебные действия, позволяющие успешно справляться с решением трансцендентных неравенств. В статье также приводится план-конспект урока по теме «Решение логарифмических неравенств алгебраическим методом».
Ключевые слова: решение трансцендентных неравенств, алгебраический метод, подготовка к ЕГЭ.
Цикл уроков повторения по теме «Решение неравенств алгебраическим методом» рассчитан на 11 часов (см. таблицу 1) и включает в себя решение задач обучающимися, работа с опорными конспектами, выполнения тестовых заданий, само- и взаимооценка выполненных решений неравенств по примерным критериям оценивания.
Организация повторения по теме «Решение неравенств алгебраическим способом» нацелено на обобщение и закрепление системы знаний, умений и навыков выполнять учебные действия, позволяющие успешно справляться с решением трансцендентных неравенств.
Обучающиеся повторят/закрепят навыки (на уровне учебных действий):
применять основные свойства логарифмических, степенных, показательных и тригонометрических функций;
характеризовать поведение функций и зависимостей;
выполнять равносильные преобразования, используя знания теорем о равносильных преобразованиях;
возводить в четную или нечетную степень, производить логарифмирование, потенцирование выражений;
исходя из условия задачи, составлять неравенства, их системы и находить значения искомых величин;
решать системы и совокупности неравенств;
находить область допустимых значений неравенства;
применять метод интервалов и его обобщения при решении неравенств, содержащих различные функции, а также при решении трансцендентных неравенств, используя идею рационализации неравенств;
излагать и оформлять решение логически последовательно, с необходимыми пояснениями;
решать неравенства и системы неравенств, содержащих логарифмические, степенные, показательные функции без ограничения по уровню сложности тождественных преобразований.
Таблица 1. Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Иррациональные неравенства |
2 |
2. |
Метод интервалов. Обобщение метода интервалов |
1 |
3. |
Неравенства, содержащие выражения с модулями |
2 |
4. |
Неравенства, содержащие показательные выражения |
3 |
5. |
Неравенства, содержащие логарифмические выражения |
3 |
Содержание
Тема 1. Иррациональные неравенства.
Рассматриваются равносильные преобразования, позволяющие свести неравенство к равносильной системе или совокупности систем. Даются схемы решения иррациональных неравенств, например, неравенств вида (<, , ), (<, , ), в том числе схемы рационализации.
Тема 2. Метод интервалов. Обобщение метода интервалов
Рассматриваются метод интервалов и его обобщения. Повторяются основные свойства (знакопостоянство, монотонность и др.) степенных, показательных, логарифмических функций, также понятие непрерывности и её применение при решении задач.
Тема 3. Неравенства, содержащие выражения с модулями
Рассматриваются основные свойства модуля, его геометрическая интерпретация. Даются схемы решения неравенств вида (<, , ), (<, , ), в том числе схемы рационализации. Рассматриваются метод промежутков и метод областей, который может быть полезен при решении заданий с параметром.
Тема 4. Неравенства, содержащие показательные выражения
Рассматриваются стандартные схемы решения показательных неравенств вида (<, , ), и (<, , ). Особое внимание уделяется логарифмированию, как одному из способов решения показательных неравенств, и рационализации.
Тема 5. Неравенства, содержащие логарифмические выражения
Рассматриваются стандартные схемы решения логарифмических неравенств вида. Особое внимание уделяется потенцированию, как одному из способов решения логарифмических неравенств, и методы рационализации.
Итоговая работа может быть проведена следующим образом:
Задания 1-9 выполняются обучающимися во внеурочное время после проведения всех запланированных уроков повторения по данной теме.
Задание 1-6 и любое из заданий 7-9 на выбор обучающегося выполняются на уроке. В этом случае тематическое планирование подвергается корректировке по усмотрению учителя (выделяется один урок на проведение диагностической работы)
Диагностическая работа
по теме «Решение неравенств алгебраическим методом»
Для заданий 1 – 6 укажите все правильные ответы [3].
Какие из приведенных неравенств равносильны неравенству ?
|
|
|
|
Какие числа из указанных удовлетворяют неравенству ?
|
|
|
|
Какое из указанных множеств является множеством всех решений неравенств ?
|
|
|
|
Каким из перечисленных неравенств равносильно неравенство ?
|
|
|
|
Каким из перечисленных неравенств равносильно неравенство вида при условии, что , , и ?
|
2) |
|
|
Какие множества являются подмножествами множества всех решений неравенства
|
|
|
|
Для заданий 7-9 приведите полное обоснованное решение.
Решите неравенство:
.
.
.
План-конспект урока по теме
«Решение логарифмических неравенств алгебраическим методом»
Цель: отработка навыков решения логарифмических неравенств алгебраическим методом.
Планируемые результаты (на уровне учебных действий)
Предметные: исходя из условия задачи, составлять неравенства, их системы и находить значения искомых величин; излагать и оформлять решение логически последовательно, с необходимыми пояснениями; решать неравенства и системы неравенств, содержащих логарифмические функции без ограничения по уровню сложности тождественных преобразований.
Метапредметные. Познавательные УУД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: представлять результаты работы; развитие навыков самооценки и самоанализа; владеть волевой саморегуляцией как способности к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные УУД: применять полученные знания на практике; потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
Личностные: сформированность ответственного отношения к учению на основе мотивации и стремлению к познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории; сформированность потребности самореализации в творческой и учебной деятельности, выражающаяся в креативности мышления, инициативности, активности при решении математических задач; умение контролировать процесс и прогнозировать результаты учебной математической деятельности.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя
Задание 15 второй части ЕГЭ профильного уровня – задание повышенного уровня сложности и нацелено своим содержанием на проверку умений решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, неравенства с модулем, их системы. При решении неравенств можно применять алгебраический метод, при котором выполняются равносильные преобразования отдельных выражений, входящих в неравенство. В частности, используют преобразования, позволяющие привести неравенство к более простому виду, например, возведение в четную степень, логарифмирование, рационализация.
Главное требование при оформлении заданий с развёрнутым ответом – решение должно быть математически грамотным и обоснованным, из него должен быть понятен ход рассуждений автора работы; при этом выбранный метод и форма записи решения может быть произвольным.
2. Актуализация знаний. Вспомнить определение модуля и схемы рационализации для решения неравенств вида: , и .
На области определения каждого из выражений равносильны следующие преобразования (замены на рационализирующее выражение):
,
, .
3.Решение неравенств.
3.1. Решите неравенство [1].
.
Ответ: .
3.2. Решите неравенство
[2].
Решение.
ОДЗ: .
Так как , то , тогда неравенство верно для всех . Итак, ОДЗ исходного неравенства – промежуток .
Выполним преобразования, используя формулу перехода к новому основанию: ,
тогда
.
На ОДЗ последнее неравенство равносильно неравенству
.
На ОДЗ , тогда
С учетом ОДЗ, получаем ответ
Ответ: .
4.Самостоятельное решение обучающимися неравенств, с последующей самопроверкой/взаимопроверкой по критериям оценивания (см. таблицу 2).
Решите неравенство
Вариант 1. [2]. Ответ: .
Вариант 2. [2]. Ответ: .
Решение задания из варианта 1.
Решите неравенство .
Решение. ОДЗ:
Таким образом, ОДЗ исходного неравенства .
,
т.к. на ОДЗ и для .
Далее,
.
Решим последнее неравенство методом интервалов (рис.1):
Рис.1
С учетом ОДЗ, решение исходного неравенства имеет вида (рис.2):
Рис.2
Ответ: .
Таблица 2.Критерии оценивания
Содержания критерия |
Баллы |
Обоснованно получен верный ответ |
2 |
Обоснованно получен ответ, отличающийся от верного включением/исключением точек граничных точек ИЛИ получен неверный ответ из-за вычислительной ошибки, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения |
1 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Используемая литература.
Готовимся к ГИА и ЕГЭ: математика: учимся решать задания со знаком модуля: пособие для обучающихся / Е.В. Лебедева, В.А. Семиряжко. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 88 с.
Сергеев И.Н. Математика: задачи с ответами и решениями. Пособие для поступающих в вузы. — 2-е изд., доп. — М.: КДУ, 2004. — 360 с.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни / В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоносов и др.; под ред. В.В. Козлова и А.А. Никитина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. — 464 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лебедева Екатерина Владимировна
→ Lebedeva77744 27.12.2018 0 3547 234 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы