Статья "Технология "перевернутый класс" в преподавании математики"


Технология «перевернутого класса» в преподавании математики.


Ельцова Наталья Григорьевна, преподаватель

Мирошникова Ольга Анатольевна, заведующий отделением

ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж

имени Б.С. Галущака»


В настоящее время в образовательных учреждениях по всей стране осуществляется пересмотр традиционных форм обучения и внедрение новых образовательных технологий. За 2019-2020 учебный год преподавателям пришлось сменить, а многие и сейчас продолжают работать, несколько форм обучения. Многие традиционные методы в новых условиях работают не так эффективно. Опыт внедрения новых форм обучения высветил ряд проблем, основные из которых – отсутствие единой цифровой образовательной площадки, недостаточная подготовленность преподавателей и студентов к применению новых технологий, сложности в управлении мотивацией обучающихся.

В связи с возникшей потребностью перехода, преподаватели оказались в ситуации поиска и апробации новых педагогических подходов и инструментов. Одной из перспективных моделей является, на наш взгляд, технология «перевернутого обучения», или «перевернутого класса».

В её основе лежит отличная от общепринятой организация деятельности преподавателя и обучающегося: на первом этапе учащиеся самостоятельно изучают теоретический материал с помощью электронных образовательных ресурсов, а аудиторные и интерактивные он-лайн занятия используются для совместного с преподавателем выполнения практических заданий.

Родоначальниками модели перевернутого класса считаются американские учителя химии Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, которые в 2007 году разработали курс лекций для спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление. Один из авторов, Аарон Сэмс, поясняет принцип новой методики обучения следующим образом: «Когда студенты приходят в аудиторию, они появляются не для того, чтобы узнать новое содержание, они показывают, как применить то, что они узнали дома».

Таким образом, модель «перевернутого класса» - это чередование дистанционного и электронного, интерактивного (очного) обучения. Продемонстрируем применение модели на примере преподавания математики.

Первый этап работы в условиях «перевернутого обучения» - освоение нового материала. Он включает в себя самостоятельную работу студента с учебными материалами: просмотр видеолекций, чтение учебных текстов, прохождение тестов на начальное усвоение материала.

При подготовке к занятиям преподаватели положительно отзываются о материалх площадки РЭШ (Российской электронной школы), ЭБС Юрайт (www.urait.ru), ЭБС ЛАНЬ (https://e.lanbook.com), МЭБ (https://icdlib.nspu.ru/).

Тем не менее, использование готовых методических электронных ресурсов ограничено рядом причин: в сравнении со школьной программой, в колледже некоторые темы изучаются сжато или, наоборот, углубленно; отсутствует связь со специальностью обучающихся, что является необходимым условием реализации ФГОС СПО; не учитывается уровень и индивидуальные особенности обучающихся.

Для того, чтобы нивелировать указанные дефициты, преподавателями колледжа созданы авторские методические электронные материалы:

- банк видеолекций по темам;

- электронное пособие с использованием мультимедийных презентаций по разделам: «Тригонометрия»; «Показательная функция»; «Логарифмическая функция»; «Производная и ее применения».

- электронное пособие для организации практических занятий (с решением типовых задач).

К положительным моментам самостоятельного первичного изучения материала можно отнести индивидуальный темп обучения, возможность многократного просмотра материала, воспитание самостоятельности и самодисциплины. Однако, качественный контент предъявляет высокие требования к методическим и цифровым компетенциям преподавателя. Кроме того, работа по разработке ЭОР всегда очень энергозатратна.

Следующим этапом обучения становится организация занятия на платформе ZOOM либо аудиторное занятие. Обязательными компонентами следующего этапа занятия являются актуализация темы, обсуждение вопросов, появившихся у студентов во время самостоятельного изучения материала, выполнение интерактивных заданий или профессионально-ориентированных кейсов в парах и малых группах.

В качестве примера приведем работу студентов на аудиторном групповом(командном) занятии по теме «Свойства функции». Каждая подгруппа получает своё задание: команда «Доверие» указывает соответствие между оператором и видом преобразования, команда «Защита» - между аналитическим и графическим заданиями функций, команда «Индивидуальность» задает аналитически функцию по её графику, команда «Поддержка» строит 2 графика функций разными способами.

Подобная организация занятия побуждает обучающихся учиться друг у друга, вовлекая в активную учебную деятельность. Как следствие, меняется атмосфера на занятии: студены спокойны и уверены в своих силах и возможностях, создается постоянная ситуация успеха. К слабой стороне подобной формы обучения относится отсутствие полноценного мониторинга за работой каждого участника – преподавателю остается рассчитывать на активность и сознательность каждого обучающихся.

Заключительным этапом технологии является анализ и оценка результатов обучения. Крайне важно, чтобы контроль выполнял не только формальную функцию, но имел положительный мотивирующий эффект. Накопленный опыт работы позволяет использовать разнообразные формы контроля: викторины, ответы в виде числового или буквенного кода в социальных сетях, комплексные задачи, тесты для использования на платформе Moodle.

В качестве обязательной обратной связи, к концу изучения каждой темы студентам предлагается самим сформулировать те умения и знания, которые приобретены на обозначенном отрезке обучения. Подобный прием позволяет вовлекать в диалог большую часть обучающихся, делая их равноправными участниками образовательного процесса.

Результативность применения технологии «перевернутого обучения» подтверждается результатами успеваемости за 1 семестр. Абсолютная успеваемость по дисциплине «Математика» - 95%, качественная - 42%. Опрос обучающихся, проведенный на отделении общеобразовательной подготовки колледжа, выявил, что 72% респондентов одобрительно отозвались о технологии «перевернутого класса» и выразили желание сохранить данный формат обучения.

На основании вышесказанного, резюмируем: технология сочетает в себе традиционный и инновационный подходы в обучении, может быть легко адаптирована к обучению по любой учебной дисциплине. Технологичность, универсальность, персонализация и другие характеристики «перевернутого класса» позволяют данной технологии стать одной из востребованных педагогических моделей современной системы образования.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология. // Перспективы развития информационных технологий. 2014. №17. С. 115-119.

  2. Богоряд Н.В., Лысунец Т.Б. Изменение роли преподавателя в концепции смешанного обучения // В мире научных открытий. 2014. №3(51). С. 76-81.

  3. Ищенко А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание [Электронный ресурс]. –http://www.ug.ru/method_article/876


Полный текст материала Статья "Технология "перевернутый класс" в преподавании математики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ельцова Наталья Григорьевна  Публикатор
11.04.2022 0 987 16

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК