Конспект урока алгебры и начал анализа "Показательные уравнения"; 10 класс
Технологическая карта урока алгебры и начал анализа 10 «А» класса
по теме: «Показательные уравнения»
Класс 10 «А», МОУ «Средняя школа №39»
Тема урока: Показательные уравнения
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
Образовательная: показать виды и способы решения показательных уравнений, формировать умения решать показательные уравнения.
Развивающая: развитие творческой стороны мышления и навыков аналитической работы при выполнении проектной деятельности. Формировать навыки оформления результатов умственного труда.
Воспитательная: воспитание интереса к математике, воспитание познавательной активности, навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
План урока:
Организационный момент
Постановка темы и учебной цели урока
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Первичное закрепление
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Содержание урока |
Деятельность учащихся |
Организационный момент
|
Создает благоприятный психологический настрой на работу – Добрый день, ребята! Начнем урок. Изучение любой темы похоже на восхождение по горе. Вот и сегодня мы поднимемся на гору знаний. Я надеюсь, вы будете помогать друг другу, одновременно не мешая и поддерживая.
|
|
Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. В паре улыбаются друг другу. |
Постановка темы и учебной цели урока
|
Обеспечивает мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока. -Сегодня на уроке, мы рассмотрим основные методы решения показательных уравнений, что даст нам возможность решать их уверенно и быстро. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Итак, тема урока: «Методы решения показательных уравнений». Цель нашего урока: сформулировать алгоритмы решения показательных уравнений и применять их при решении практических задач. |
Запись в тетрадях 25.11.22 Классная работа Показательные уравнения |
Внимательно слушают учителя, записывают тему в тетрадь. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
|
Актуализирует опорные знания и способы действий. Организует самостоятельную деятельность учащихся.
Фронтальный опрос: Сформулируйте определение показательной функции
Сформулируйте свойства показательной функции
Какие из приведенных функций являются показательными?
-Давайте выполним задание: -Перед выполнением задания вспомним основные свойства степени. - Умножение степеней с одинаковыми основаниями
-Деление степеней с одинаковыми основаниями
-Возведение степени в степень
-Чему равно число в 0 степени?
-Перейдем к решению задания. Один ученик к доске, остальные в тетрадях |
Задание 1. Вычислите 50 33*32 86 : 84 (23)2 6-2 ( )-3
|
Отвечают на вопросы учителя.
Показательной функцией называется функция y=ax, где a – заданное число, a>0, a≠1 Область определения множество R всех действительных чисел Множество значений – положительные числа Если a>1, то функция является возрастающей Если 0<a<1, то функция является убывающей Функция под цифрой 3 является показательной
-При умножении степеней с одинаковыми основаниями, основание остается прежним, а показатели степеней складываются -При делении степеней с одинаковыми основаниями, основание остается прежним, а показатели вычитаются -чтобы возвести степень в степень нужно показатели перемножить, а основание остается прежним -Любое число в 0 степени равно единице |
Изучение нового материала
|
Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми изучаемой темы.
-Теперь перейдем к теме нашего сегодняшнего урока.
-Что такое уравнение?
-Можете ли вы сформулировать определение показательного уравнения, зная определение показательной функции?
-Все верно. Теперь мы с вами рассмотрим методы решения показательных уравнений. 1 метод решения показательных уравнений: приведение к общему основанию. Учитель объясняет у доски. -запишем уравнение:
-в уравнении основания разные. Можем ли мы привести к общему основанию и какому? -запишем 0,09 как -Что получим? -Итак, слева и справа в нашем уравнении стоят степени с одинаковыми основаниями, значит можно воспользоваться свойством показательной функции (если то равенство тогда и только тогда, когда и отбросить их. -Что в итоге получим? -Какой вид уравнений получился? -можем ли мы решать такие уравнения? -решаем, записываем ответ.
-Как понять, правильно ли мы решили уравнение? -Что значит сделать проверку?
-Выполняем проверку. Один ученик к доске.
-Получилось верное равенство? -Итак, мы с вами рассмотрели 1 способ решения показательных уравнений. Переходим ко 2 методу. -2 метод решения показательных уравнений: приведение к общему показателю Запишем
уравнение -Обратим внимание на то, что в левой части нашего уравнения показателем степени является , а в правой части показателем степени является . -Чтобы привести степени к общему показателю, каким свойством степени мы можем воспользоваться? -тогда как можем представить левую часть уравнения?
-Запишем уравнение
-Итак, слева и справа в нашем уравнении стоят степени с одинаковыми показателями, значит можно разделить левую часть уравнения на правую часть этого уравнения. -что получим? -чему будет равняться -Значит, как мы можем записать уравнение?
-каким свойством степени мы можем воспользоваться далее? -И как запишется уравнение? -Верно. Теперь по воспользуемся 1 методом решения показательных уравнений. Методом приведения к общему основанию. Но как видим основания у нас не одинаковые. К какому общему основанию мы можем привести обе части нашего уравнения? Каким свойством воспользуемся? -верно, теперь по аналогии с первым уравнением, что мы должны сделать далее.
-Верно, приравниваем показатели и что получается у нас в ответе?
-Давайте проверку сделаем устно. -переходим к третьему методу: вынесение за скобку общего множителя. Записываем уравнение:
- Обратим внимание на то, что в левой части нашего уравнения находится алгебраическая сумма степеней с одинаковыми основаниями и разными показателями. - Вынесем в левой части уравнения степень с меньшим показателем за скобки. Что получим? -раскроем скобки в показатели степени. -Приравняем теперь нашу получившуюся левую часть к правой части.
-Далее разделим обе части уравнения на 2. Что получим?
-Обратим внимание на правую часть уравнения. В какой степени число равно самому числу? Запишем -итак, можем воспользоваться 1 методом? -Решаем уравнение по аналогии с первым методом. -Выполним проверку устно.
-Переходим к последнему методу решения показательных уравнений: приведение к квадратному уравнению. Запишем уравнение:
-Обратите внимание на то, что в левой части уравнения присутствуют степени с одинаковыми показателями и разными основаниями. -Рассмотрим основания степеней, находящихся в левой части нашего уравнения, это числа 25 и 5 -какую связь можно увидеть между числами 5 и 25? -поэтому как можно записать наше уравнение? -Теперь, самое время ввести подстановку. Обратите внимание что число t не может быть отрицательным числом, потому что число в любой степени положительное число и свойство показательной функции -итак, сделав подстановку в наше исходное уравнение что получим? -какое уравнение у нас получилось? -Находим корни квадратного уравнения самостоятельно, далее проверим. -какие корни у вас получились? -Мы с вами сделали ограничение на t. Значит какое значение t нам не подходит по условию?
-Значение какой переменной мы с вами нашли? -А нам нужно найти значение x. Что мы должны сделать для этого? -Подставляем -Все методы мы с вами рассмотрели, предлагаю решить уравнение дальше самостоятельно.
-Давайте сделаем проверку устно
|
1 метод: приведение к общему основанию.
Ответ: 1,5
Проверка
2 метод решения показательных уравнений: приведение к общему показателю
x=0 Ответ: x=0
3 метод решения показательных уравнений: вынесение за скобку общего множителя
Или
Ответ: x=4
4 метод решения показательных уравнений: приведение к квадратному уравнению
Или,
Пусть t>0
Ответ x=0 |
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, корректируют ответы друг друга, записывают методы решения показательных уравнений и примеры решения. -Уравнение – это равенство с неизвестным числом, которое нужно найти. -Показательное уравнение – это уравнение неизвестное, которого содержится в показатели степени.
записывают в тетрадь решение, слушают объяснение, отвечают на вопросы.
- , поэтому есть возможность перейти к основанию ,
-Получилось линейное уравнение
-Нужно сделать проверку.
-Нужно в уравнение вместо неизвестного подставить значение, которое у нас получилось. У нас получилось 1,5
-Верное равенство получилось, значит, значение неизвестного мы нашли верно. записывают в тетрадь решение, слушают объяснение, отвечают на вопросы.
- . Свойство умножения степеней с одинаковыми основаниями. -Левую часть уравнения записать в виде
-Уравнение
можем записать виде
-получим - будет равняться 1
- Свойством
- К основанию А единицу представим как
-т.к. основания степени у нас одинаковые, мы можем приравнять показатели степеней, отбросив основания.
Устно делают проверку.
записывают в тетрадь решение, слушают объяснение, отвечают на вопросы.
-Получим
-разделив, получим
-Число в 1 степени равно себе же
-Да, т. к. основания степени у нас одинаковые
Устно делают проверку.
записывают в тетрадь решение, слушают объяснение, отвечают на вопросы.
-
-Получилось квадратное уравнение
-
-t=-5 не подходит, т. к. свойство показательной функции -Значение t
-Вернуться к подстановке, где
Устно делают проверку.
|
Первичное закрепление
|
Устанавливает правильность и осознанность изучения темы. Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечивает закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Решение задач на все изученные методы:
Задания повышенного уровня:
Самостоятельная работа: Карточка №1 Решить уравнение: Какое из чисел -2, 0, 1 являются корнями уравнения Карточка №2
Решить уравнение: Какое из чисел -1, 0, 3 являются корнями уравнения Карточка №3(повышенный уровень)
Решить уравнение: Решить уравнение: Карточка №4(повышенный уровень)
Решить уравнение: Решить уравнение:
|
Решают задачи. |
Подведение итогов урока
|
Дает качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Задает вопросы: -Какое уравнение называется показательным? -Какие методы решения показательных уравнений мы сегодня с вами изучили? |
Обобщение материала, изученного на уроке, повторение основных понятий и формулировок (фронтальный опрос). Выделение положительных и отрицательных моментов урока, оценка работы ребят, выставление отметок. |
Отвечают на вопросы учителя, подведение итогов урока |
Домашнее задание |
Демонстрирует домашнее задание на обратной стороне доски, комментирует домашнее задание.
Обеспечивает понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Запишите домашнее задание в дневники: Учебник Колягина: № 722, 723, 726 (четные пункты) |
Записывают д/з в дневник, внимательно слушают пояснения учителя по домашнему заданию. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яшкова Ирина Алексеевна
→ yashkova_mdi118![]() ![]() ![]() ![]() |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы