Конспект урока математики "Действия с рациональными числами"; 6 класс


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Савинская средняя школа»

Палласовского муниципального района Волгоградской области


Номинация: Конкурс методических разработок урока по математике, физике, информатике, астрономии;

Тема урока «Действия с рациональными числами»


Класс: 6


ФИО учителя: Порываева Ирина Федоровна


Населённый пункт: с. Савинка, 2025 г














Тема урока «Действия с рациональными числами», посвящённый Дню космонавтике.

Учитель: Порываева Ирина Федоровна

Класс: 6

Тип урока: урок повторения и обобщения.

Предметные результаты: обобщение и систематизация навыков сложения, вычитания, умножения и деления рациональных чисел; выполнение упражнений и заданий с применением перечисленных действий.

Метапредметные результаты:

Комммуникативные: умение аргументированно излагать свои мысли и решения в ходе групповой работы; овладение навыками активного слушания и обсуждения математических решений; способность работать в парах, сотрудничать для достижения общей цели.

Регулятивные: умение планировать действия и корректировать их в процессе решения задач; способность к самооценке и самокоррекции на основе анализа ошибок; управление временем выполнения задания, использование стратегий для успешного решения.

Познавательные: умение выделять основные элементы задачи, анализировать и находить закономерности; способность применять теоретические знания для решения практических задач; развитие умения оценивать и применять различные способы решения арифметических задач.

Личностные результаты: развитие уверенности в собственных силах через успешное выполнение заданий; стремление к саморазвитию и улучшению качества выполнения задач; ответственность за собственные решения и осознание важности математических знаний в жизни, формирование чувства патриотизма уащихся и гордости за достижения страны в области космонавтики.

Учебник: Математика. 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /В.Я. Виленкин. М., Просвещение, 2023г.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация (Microsoft Power Point); ракеты для рефлексии, раздаточный материал (рабочий лист), каточки для индивидуальной работы.


Характеристика этапов урока:



Название и цель этапа урока

Содержание этапа (задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Мотивация, самоопределение к деятельности

  • Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 

  • установить тематические рамки учебной деятельности.




- Здравствуйте, ребята! Прошу садиться.

- Я рада вас видеть и очень хочу с вами поработать.

- Проверьте готовность к уроку (учебник, тетрадь, ручка, дневник).

- Аль –Бируни говорил «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само оно не приходит».

- Как вы понимаете это высказывание?

- Согласны ли вы с ним?

-Абсолютно верно! Это высказывание будет девизом нашего урока.

Приветствует учеников, проверяет готовность обучающихся к уроку

создает позитивный

настрой. Озвучивает высказывание учёного и

побуждает к

размышлению: « Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с этим высказыванием?»



Формулируют свое

мнение, участвуют в

обсуждении


2

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

Цель: выявить уровень усвоения темы, определить пробелы в знаниях, определить учебную тему и цель

урока




- Ребята, какой месяц сейчас на данный момент?»

-А какие праздники мы отмечаем в апреле?

- В какой день апреля, вся страна отмечает День космонавтики?

- Молодцы, ребята!

Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, впервые в истории человечества на специальном летательном корабле поднялся в космос 12 апреля наш соотечественник.

- Кто знает, как его звали? (Юрий Алексеевич Гагарин).

Первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. Он стал самым известным человеком на планете. Поэтому, мы сегодня с вами посвятим этому дню наш урок.

- Ребята, у каждого из вас на партах лежат ракеты, и сегодня на уроке мы совершим свой полёт.

ема нашего урока зашифрована. Каждый ребус скрывает ключевое слово, из этих слов необходимо составить тему урока

(действие, рациональные, число).

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Действия с рациональными числами».

- Сегодня завершающий урок по этой теме.

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

М атематическая разминка

- Считаем устно!

-2,5

-4

-0,8

0

3

-1

5,6

О

К

О

Л

Ё

Р

В

1.Расположив числа в порядке возрастания, вы узнаете выдающегося конструктора ракет, с именем которого связаны первые наши победы в освоении космоса? (Академик С.П.Королев.)

- Ребята, прочитайте фамилию, которая получилась. (Королёв)

- Сергей Павлович Королёв – советский учёный, конструктор ракетно – космических систем. Ракетно –космические системы, разработанные под его руководством , позволили впервые осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны

- Ребята, а вы знаете как назывался космодром, с которого стартовал корабль «Восток -1» с Юрием Гагариным?

- Для того чтобы узнать его название, вам необходимо решить эти примеры по очередности , используя свойства действий с рациональными числами и к каждому числу сопоставить соответствующую букву.

1.  -18 + 48  + 18 + 1 – 48 =

2.     30,5 – 17,9 – 30,5 + 19,9 =

3.     3,5 · ( - 2 ) · 7,2 · 0 · 25,38 =

4.     6,1 + 7,25 – 3,25 – 6,1 =

5.     3,7 – 6, 28 + 5 – 3,7 – 4 + 6,28 =

6.     10,98 + 18,3 – 1, 98  – 18,3 =


7.     45,3 – 3,76  + 9,76 – 45,3 =

8.     457 – 396 + 25 – 457 + 396 – 24 =


9

1

4

2

25,38

5

6

1

н

б

к

а

й

о

у

р

- Что за слово получилось?

- 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» Юрий Алексеевич Гагарин стартовал с космодрома Байконур. Который расположен в южной части Казахстана. В 1994 году космодром был передан в аренду России, до 2050 года.


































Предлагает разгадать ребусы и определить тему урока.


































Предлагает ученикам выполнить задание на сравнение рациональных чисел и посчитать устно, несколько примеров на сложение, вычитание, умножение и деление положительных и отрицательных чисел.




















































-Апрель


-День юмора и смеха, День космонавтики


-12 апреля



























Участвуют в определении темы урока и постановки целей. Дети разгадывают ребусы и формулируют тему урока и ставят цель урока.



































Выходят по одному и собирают цепочку, затем зачитывают слово, которое получилось


























Решают устно











- Байконур

3


Обобщение и систематизация знаний

Цель: создать  условия  для выполнения  учащимися предложенных заданий; выявить и

организовать фиксирование  и ликвидацию пробелов, имеющихся у учащихся  по данной теме

 

1. Работа в парах

- Ребята, работаем в парах, у вас на партах лежит рабочий лист. Задание №1.

- Определите, какие из данных примеров решены неверно? Выпишите в тетрадь неверные ответы.

   

- Какое число получили? (108)

- Именно столько минут длился первый полет Юрия Гагарина

- Задание № 2:

- Вычислите и вы узнаете кого называли отцом космонавтики:

2,15 - 3,81- 5,76 + 3,27 + 5,48 -2,83

-1,5 Циолковский К.Э. 1,5 Королёв С.П. -15 А.Леонов

(Учащиеся, которые справлялись раньше, получали карточки)

Карточка № 1

Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство.

-8 + … = 11

48: … = -8

*(-7) = 21

-6 - … = -16

: (-3) = -2

Карточка №2

Определите температуру воздуха, за указанный промежуток времени:


1.Утром температура воздуха была 12 °С, за день она повысилась на 5°С. Какой стала температура вечером?

2. Вечером температура воздуха была - 12°С, за ночь температура понизилась на 6°С. Какой стала температура утром?


Физкультминутка

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)

Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)

Мало времени для взлёта, (марш на месте.)

Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)

Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)

Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)

Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)

2.Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Задание № 3:

- Найдём массу корабля «Восток» в килограммах, выполнив действия:

(-21,25*32 – 193):0,9 + 5695.

1) -21,25*32=-680

2). -680 – 193=-873

3). -873:0,9=-8730:9=-970

4). -970+5695=4725

- Масса первого космического корабля вместе с космонавтом составила 4725 кг.

- Выполним задание № 4 у доски

- Решив уравнение, вы узнаете высоту полета первого космического корабля с человеком на борту (327 км).

6х + 5х - 7х – 708 = 600(решаем у доски)


Предлагает ученикам задание по использованию

Правила умножения рациональных чисел в парах.













Оценка работы учащихся идёт по ходу урока







































Учитель совместно с учениками выполняет физкультминутка, создаёт положительный эмоциональный фон.

Выполняют задание из рабочего листа, по окончанию выполнения задания называют ответ.
















5













Кто справился быстрее всех, работает по карточкам.





















Выполняют физминутку

5

Подведение итогов урока, рефлексия

Цель:

Оценить успешность работы, выявить

сложные моменты, организовать  рефлексию  и  самооценку учащимися  

собственной  учебной  деятельности


- Сегодня на уроке, мы многое узнали о первом полете человека в космос. При этом повторили все действия с рациональными числами.

- Ребята, где в практической деятельности можем использовать знания по нашей теме?

- А ещё ребята, знания и умения выполнять действия с рациональными числами нам пригодятся при выполнении ВПР и ОГЭ.

- Оцените свою работу на уроке.

Возьмите свои ракеты, на них вы видите три иллюминатора, в каждом иллюминаторе записана цифра 3,4,5. Закрасьте тот иллюминатор, который соответствует вашей оценки за работу на уроке.

8. Домашнее задание: № 4.32 ( ж,з)

Вы сегодня работали замечательно. Спасибо за урок!


Предлагает ответить на вопрос значимости изучения темы



Предлагает оценить свою работу на уроке и записать дом. задание, которое соответствует


Анализируют и оценивают свою работу. Записывают домашнее задание.



















Рабочий лист.

Задание №1.

Определите, какие из данных примеров решены неверно? Выпишите в тетрадь неверные ответы.

 

   

Задание № 2.

Вычислите:

2,15 - 3,81- 5,76 + 3,27 + 5,48 -2,83


Задание № 3

Выполнив действия: (-21,25*32 – 193):0,9 + 5695.


Задание № 4

Решите уравнение

4(41+0,5а)= -2(245-2а)
























Карточки для индивидуальной работы.



Карточка № 1

Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство.

-8 + … = 11

48: … = -8

*(-7) = 21

-6 - … = -16

: (-3) = -2






Карточка №2

Определите температуру воздуха, за указанный промежуток времени:


1.Утром температура воздуха была 12 °С, за день она повысилась на 5°С. Какой стала температура вечером?

2. Вечером температура воздуха была - 12°С, за ночь температура понизилась на 6°С. Какой стала температура утром?


















































Полный текст материала Конспект урока математики "Действия с рациональными числами"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Порываева Ирина Федоровна  porivaevairina
27.10.2025 0 79 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК