Как научить школьников написанию текста - рассуждения?


Сироткина С.Ф., учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ Уренской СОШ №1

Уренского муниципального района

Нижегородской области,

«Отличник народного просвещения»


Как научить учащихся написанию текста-рассуждения?


Учащиеся в начальной школе знакомятся с тремя типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста, т.к.основана на понимании причинно – следственных связей, на умении делать выводы, доказывать предположения. А такими умениями дети владеют недостаточно, необходимо их формировать постепенно, этому надо учить кропотливо, из урока в урок.

Что же такое рассуждение? Рассуждение - такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения. Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводятся ряд аргументов, факты, примеры. В заключении может делаться вывод.

В композиционной структуре допустимо два варианта: тезис является зачином, за ним объяснение и вывод. И наоборот, сначала главная мысль, затем её доказательство.

Цель рассуждения - исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно - следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль.

Например: «…Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя (тезис). Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать» (объяснение) (К.Г. Паустовский.)

Сочинение – рассуждение в школьной программе вызывает определённые затруднения, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В школьной практике отводится незначительное место рассуждению. Учащимся сложно аргументировать, доказывать свои мысли, а учитель не владеет полноценной методикой обучению такого вида сочинения.

Целесообразно познакомить учащихся начальной школы с двумя видами рассуждений, разными по содержанию: объяснение и доказательство.

В рассуждении – объяснении излагается объяснение какого – то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? Почему опадают листья? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.

Рассуждение – доказательство позволяет установить истинность того или иного явления. Например, компьютер – мой друг или враг?

Построение текста в зависимости от вида рассуждения будет разным.

Прежде всего, тема сочинения должна вызвать интерес к предмету рассуждения. По возможности, дискуссия в процессе рассуждения окажет воспитательное воздействие.

Модель рассуждения – объяснения выглядит следующим образом:


Т езис Объяснение Вывод

Все части подчинены единой цели: глубоко и аргументировано рас- крыть главную мысль (тезис).

Тезис – это основная мысль сочинения, утверждение, которое будет доказываться. Тезис и вывод могут совпадать друг с другом, и тогда выделяются только две части: тезис и объяснение или объяснение и вывод. Если вывод, к которому пришёл автор рассуждения, повторяет тезис, то нет необходимости его повторять. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден. В объяснении ученик начальных классов излагает 1-2 аргумента, редко больше. Мостиками, соединяющими первые две части рассуждения, будут слова – связки: потому что, так как, оттого что, ибо. Следующие две части рассуждения будут связывать такие слова: поэтому, следовательно, итак, таким образом.

Рассмотрим вариант проведения рассуждения – объяснения на уроке развития речи в 3 классе.

Можно предложить тему «Почему меня так назвали»?

Учащиеся накануне урока получают поисковое задание: узнать историю своего имени, что оно обозначает, почему именно этим именем назвали родители своего ребёнка.


Этапы работы могут быть следующими:

  1. Введение в речевую ситуацию. Постановка учебных задач.

Учитель:

-Семья. Как душу греет это слово. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. В старину говорили, что имя не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества, точнее говоря – достоинства. А родители, давая имя ребёнку, всегда желали ему добра и счастья. Имя – это самое любимое и приятное слово для человека. Вы не раз чувствовали радость и нежность в душе, когда вас называли по имени ласково. Согласны?

Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

-Сегодня мы будем писать сочинение - рассуждение «Почему меня так назвали»?

  1. Актуализация знаний.

Учитель:

-Имя даётся человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь.

Кто знает значение своего имени?

-Кто знает историю, почему вас так назвали?

На этом этапе идёт создание «облака мыслей». Учащиеся высказывают версии, почему их так назвали.

  1. Планирование речевого высказывания. Работа над структурой текста – рассуждения.

-Какого типа текст мы будем создавать? (Рассуждение, так как должны ответить на вопрос: почему?)

-Мы будем доказывать или объяснять? (Объяснять)

-Значит, выбираем рассуждение – объяснение.

-Из каких основных частей состоит модель рассуждения? (Тезис, объяснение, вывод)

-Строя рассуждение, можно идти двумя путями:

1. Двигаться от отдельных фактов к общему выводу

2.Наоборот, от тезиса (основной мысли) к объяснению, доказательству.

-О чём лучше написать вначале? О чём потом? О чём в последнюю очередь?

-Нужно постараться, чтобы вступление и заключение не повторяли друг друга.

Можно предложить учащимся начало и концовку сочинения.

Начало: «Меня назвали….», «Моё имя - ….», «Почему у меня такое имя?» Концовка: «Вот почему меня так назвали», «Вот такая история моего имени».

-В основной части сочинения необходимо раскрыть предположения, почему родители дали такое имя, из каких имён выбирали, кто какое предполагал. Почему остановились именно на таком имени? Что на это повлияло?

- Первым мостиком между вступлением (тезисом) и основной частью (объяснением) будут слова – связки: потому что, так как, оттого что, ибо. Вторым мостиком между основной частью (объяснением) и заключением (выводом) будут слова: поэтому, следовательно, итак, таким образом.


  1. Творческая работа детей в роли автора.

Работу желательно выполнять сначала в черновике, где учащиеся выкладывают все свои мысли, суждения. Затем проверяют грамматическую и орфографическую сторону речи.

  1. Редактирование и совершенствование речевых высказываний

  2. Презентация сочинений


Мини - сочинения на тему «Почему меня так назвали?»


Меня назвали Артемом потому, что это имя старинное, встречается реже других. Маме с папой очень понравилось это имя. Мне самому оно тоже очень нравится. Я рад, что меня так назвали.(Артём Б.)


Родители назвали меня Юлей. Во – первых, маме и папе очень нравилось это имя. Во – вторых, в переводе с латинского оно обозначает «кудрявый, пушистый», а им очень хотелось, чтобы у меня были кудрявые волосы, как у бабушки, и мягкий, пушистый характер, как у мамы. Вот почему меня назвали Юлей. (Юля Б.)


Меня назвали Никитой, так как Никита – очень красивое имя. Оно понравилось маме и папе. В этом имени встречаются буквы из имени мамы и папы. Как их зовут? Мама Екатерина, а папу зовут Андрей. Мама говорит, что это к счастью. Я люблю своё имя! (Никита М.)

Имя Ангелина в переводе с греческого языка означает «вестница судьбы» или «приносящая вести».Но меня так назвали не потому. Папа с мамой перебрали много имён, пока не остановились на имени Ангелина. Им казалось, что это имя очень нежное и созвучно с ангелом. Имя Ангелина понравилось всем моим близким. Таким образом была решена судьба моего имени. (Ангелина З.)


Меня зовут Максим. Я родился в августе 1999года. Родители мне объяснили, что раньше у наших предков проблему выбора имени решали Святцы(такая православная книга), которые содержали календарь. Имя ребёнку давали по имени христианского святого, день памяти которого совпадал с днём рождения ребёнка. В августе четыре раза отмечается день ангела святого преподобного Максима исповедника. Поэтому родители назвали меня Максимом.

Кроме этого, в том году, когда я родился, имя Максим было модным. В роддоме, где лежала моя мама, четверо из семи мальчиков были названы этим именем.

Вот почему у меня такое имя. (Максим С.)

Меня назвали Ваней потому, что во – первых, у меня было два прадедушки с именем Иван, в честь которых решили меня назвать.

Во – вторых, есть русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Мою старшую сестрёнку зовут Алёна.

Вот почему меня назвали Иваном. (Иван С.)


Модель текста рассуждения – доказательства строится несколько иначе.

Т езис Доказательство Вывод

Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и доказывают справедливость одной. Сочинения можно строить и как рассуждения – утверждения (доказывается истинность выдвинутого положения) и как рассуждения – опровержения (доказывается ложность). Доказывается или опровергается определённая точка зрения при помощи аргументов, комментариев, примеров из жизни, раскрывающих тему, которых должно быть не меньше трёх, а может быть и больше. Учащиеся могут опираться и на собственный опыт.

Своеобразными маркерами рассуждения выполняют роль вводные слова и предложения. Если придерживаться одной точки зрения, то перечислять аргументы можно так: во – первых, во – вторых. Если придерживаться той и другой точки зрения, то удобнее использовать другие вводные слова: с одной стороны, с другой стороны. Если вступление содержало мысль в самом общем виде, то в заключении целесообразно повторить или обобщить все положения, прозвучавшие в основной части. И наоборот, если сочинение начиналось полным и развёрнутым тезисом, то заключение является кратким выводом. При подведении итога мостиками в соединении частей текста будут слова: таким образом, значит, следовательно, поэтому.


В 4 классе можно предложить учащимся сочинение рассуждение – доказательство на тему «Компьютер – мой друг или враг?»


Этапы урока:

1.Введение в речевую ситуацию. Постановка учебных задач.

«……» - мой друг или враг?

-Каким словом можно дополнить предложение?

-Слово «компьютер» можно вставить в это предложение?

2. Перекрёстная дискуссия

-Разделимся на 2 группы. Первая группа будет искать только положительные моменты в использовании компьютера, а вторая группа наоборот, приводит аргументы отрицательного влияния компьютера на человека. (Доска делится также на две части, слева - положительные аргументы, справа – отрицательные) Могут возникнуть споры, и это хорошо. Учитель умело руководит аргументированным спором и направляет учащихся в нужное русло.



Компьютер – мой друг или враг?





Например:

Компьютер – мой друг или враг?


Интересные игры


Общение в Интернете

Источник информации


Можно распечатать, отсканировать, скопировать


Можно играть в настольные игры

Живое общение с друзьями намного интересней

Приходится платить за Интернет

Расходы на краску, бумагу



  1. Работа над структурой текста рассуждения – доказательства.

-Какой тип текста подойдёт для сочинения «Компьютер – мой друг или враг?» Ответ обоснуйте.

-Действительно, мы будем составлять рассуждение. В чём будет состоять его особенность? Особенность этого текста будет состоять в том, что будем доказывать определённую точку зрения, приводя соответствующие аргументы. Для большей убедительности аргументов должно быть не менее трёх.

- С чего начать? (С тезиса, утверждения, которое и будем доказывать. Например: Я считаю, что компьютер мой друг…

Или: Я часто задумываюсь над вопросом, кем является для меня компьютер – друг или враг.)

-В основной части текста аргументированно раскрываем главную мысль (тезис). Доказательство – это стержень рассуждения.

- Что нужно доказать? (Компьютер является другом или врагом)

-Приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис. В этом вам поможет проведённая игра «Перекрёстная дискуссия». Чем больше аргументов, тем убедительнее доказательство.

-Так как аргументов несколько, то используем специальные вводные слова для оформления рассуждения: во – первых, во – вторых и т.д. Но если вы сомневаетесь, поддерживаете в какой – то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.

-Как закончить рассуждение – доказательство? (Чётко сформулировать вывод)

- При подведении итога мостиками в соединении доказательства и вывода будут слова: таким образом, значит, следовательно, поэтому.

-У кого возникнут трудности, можно воспользоваться схемой построения текста – рассуждения:

1. Тезис (основная мысль, которая будет доказываться – Компьютер – мой друг или враг?)

2. Аргументы (доказательства выдвинутого тезиса – Почему друг? Почему враг?)

-факты

-примеры

-цифры

-цитаты и т.п.

3. Вывод

  1. Творческая работа учащихся.

Желательно использовать черновик. Рабочая тетрадь может быть распределена следующим образом: на левой странице – черновик, на правой странице – чистовая работа. Разрешено пользоваться орфографическим словарём для проверки написания слов.

  1. Редактирование и совершенствование речевых высказываний

  2. Презентация сочинений.

Примеры детских сочинений «Компьютер – мой друг или враг?»


У меня есть компьютер. Друг он мне или враг? С одной стороны, я считаю, что компьютер – мой друг. Во – первых, это развивающие игры, во – вторых – это Интернет - источник информации. Он заменяет любые газеты. Ведь это и прогноз погоды, и программа телепередач. С помощью Интернета можно пообщаться с друзьями.

Но с другой стороны, если долго сидеть за компьютером, то начинает болеть голова, глаза, происходит облучение, переутомление, человек становится раздражительным. Да и, наконец – то, бесплатного Интернета нет – нужно за него платить.

Так что я не знаю: друг мне компьютер или враг?

(Смирнов Иван)

Есть много разных мнений по поводу того, чем является компьютер. Друг это или враг?

В основном большинство людей, а тем более детей, считают, что компьютер – друг. К ним отношусь и я. Во – первых, в свободное время можно поиграть в самые различные игры. Во – вторых, быстро найти нужную информацию в Интернете. В – третьих, современный человек не может обойтись без компьютера. Это и мгновенная доставка электронных писем, возможность общаться на далёких расстояниях. У меня есть такая программа «Скайп», что я могу в наушниках через компьютер разговаривать с друзьями, которые живут далеко – далеко. Разве это не здорово?

Но есть и такие люди, которые считают, что компьютер вреден и его нельзя назвать другом. Во – первых, облучение от экрана компьютера. Во – вторых, портится зрение от длительной работы с компьютером. В – третьих, компьютер – дорогое удовольствие. Нужно платить за Интернет, покупать краску в принтер.

Что ж, у каждого своё мнение. Но я всё – таки считаю, что компьютер – мой домашний друг.

(Пухова Ирина)











8



Полный текст материала Как научить школьников написанию текста - рассуждения? смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сироткина Светлана Фёдоровна  собака
01.01.2012 0 12206 1657

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК