Статья "Театрализация в начальной школе"









Емина Наталия Владимировна.

Педагог начальных классов.

ГОУ СОШ №268

Невского района Санкт-Петербурга.

Театрализация в начальной школе.


«ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РИСКА – ЗНАЧИТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ТВОРЧЕСТВА» – эти слова Антона Семёновича Макаренко как нельзя лучше подходят к той главной задаче, которую я поставила перед собой, когда взяла первый класс. Трудности первого класса известны всем учителям начальной школы. Сразу познакомлю вас с составом моего класса. 2-в класс 268 школы Невского района – 19 мальчиков и 6 девочек. И буква класса и общий состав имеют большое значение в дальнейшем развитии событий. С сентября по декабрь стояла одна самая важная задача. Очень хотелось, чтобы они меня услышали. Но это получалось плохо. По своему типу характера я человек терпеливый и добросовестный. Но к декабрю уже терпения и любви к детям не хватало на всех. И вот пришел декабрь, а с Новым годом в нашу жизнь пришло чудо. Под Новый год в школе проводят собрание для родителей будущих первоклассников. Мой класс участвовал в маленьком концерте для родителей. Мы подготовили три номера. В концерте участвовало 17 человек. Мы показали сценку из «Приключений Буратино» и отличный танец разбойников из «Бременских музыкантов».

Со сцены после выступления спустились другие дети. Меня до слёз потрясла отдача моих мальчиков в этих маленьких номерах. Их старание, их чёткое исполнение всех указаний, которые были даны на репетиции – поразили меня. Это было настольно непохоже на них, просто сидящих в классе за партой. Они очень разные, очень индивидуальные. Я видела это и стремилась дать им возможность проявить свои лучшие качества, стараясь сдерживать их недостатки. Но магия сцены сделала чудо с моими детьми. Восхищение, воспоминания, пережитое волнение, гордость за себя и за своих товарищей – всё это проявилось с необычной эмоциональной силой в классе. И с этого памятного дня жизнь в классе изменилась. Мы стали участвовать во всех конкурсах и концертах, которые проводились в школе. Согласитесь, для первоклассников пять выступлений за две четверти – это очень хороший результат. У нас самый обычный класс. В классе есть дети более склонные к искусству и менее склонные, есть очень застенчивые, а есть очень одарённые, но в классе нет равнодушных. В классе нет ярких всех презирающих звёзд, нет зависти, потому что в каждом следующем концерте будет участвовать кто-то другой. Желание проявить себя, глядя на своих одноклассников так велико, что хотят участвовать дети, которые от природы тихие и робкие. Главное, как удивительно они раскрываются в этой необычной области жизни. Они всё воспринимают нормально, не обижаются и не дразнятся. А главное для меня – они готовы к новым экспериментам.

После выступления на собрании нас ждал праздник 23 февраля. Нам помогли родители, и все мальчики на празднике были в рыцарских плащах. Девочки сидели в жюри в стилизованных платьях 18 века и судили «Рыцарский турнир». В конце праздника победитель выбрал Королеву Рыцарского турнира на целый год, а она произвела его в Рыцари. Наши кавалеры танцевали с нашими 6 дамами, они говорили им комплименты, они сражались за их сердца. И что удивительно, без нравоучений, без объяснений и без разговоров наши девочки стали пользоваться особым отношением со стороны наших мальчиков. Если кто-то случайно обижает кого-то из девочек, остальные мальчишки осуждают его. Как можно, это же наши ДЕВОЧКИ. Так совершенно неожиданно снялась проблема сложных отношений между мальчиками и девочками. Ни одна девочка из класса не позволит себе ударить мальчишку, а мальчики никогда не обзывают девочек, не говоря уже о том, чтобы их бить. Это получилось как-то само собой. Но ведь и в самом деле, если ты выходишь с ней на сцену, танцуешь, читаешь ей стихи, как ты будешь её после этого обижать?

На 8 Марта наш класс поздравлял учителей Царским менуэтом. Петр I, Екатерина, 4 придворные дамы в сопровождении кавалеров читали стихи и танцевали менуэт. И надо было видеть моих мальчиков, когда после выступления они спускались по ступенькам со сцены в зал и помогали спуститься своим дамам. Они внимательно следили, чтобы самим не наступить на длинные платья и чтобы девочки не оступились на ступеньках. Это было очень трогательно. Маленькие, незаметные пустяки открывают иногда удивительные стороны детской души. Красота нарядов, антураж, благородство походки и речи персонажей оставляет в детях маленькие частички благородства.

Кульминацией первого класса явился королевский спектакль «Принцесса на горошине»*. Содержание сказки не давало особенно простора для творчества. Персонажи, которые в ней участвуют, тоже все являются главными и их очень мало, а очень хотелось, что бы их было больше. И тогда в нашем спектакле появилась реклама. Это была удивительная реклама. Она рекламировала рыцарские замки и рыцарские доспехи. Щиты были сделаны практически ростом с рыцарей, золотые шлемы закрывали все лицо, почти натуральные мечи блестели сталью, и всё это украшала чудесная девочка в оранжевом средневековом платье, нежно сообщая: «Покупайте наши доспехи, самые лучшие доспехи в мире». Весь состав спектакля был королевским, и надо было видеть, с каким достоинством дети носили на головах почти настоящие короны. Участвуя в таких массовых костюмированных мероприятиях, они спокойно и терпеливо научились переживать многочисленные переодевания и парики. Смех от первого взгляда на ребенка в костюме и парике очень добрый, а иногда и просто восхищённый, если эта, например, маленькая королева твоя одноклассница.

Театральное искусство такое же специфическое, как и любой другой вид искусства. И далеко не каждый ребенок способен не только выйти на сцену, но и сделать там что-то такое, что может понравиться зрителям. Правда, встречаются удивительные случаи, но об этом я расскажу ниже. В профессиональном театре про актёра-неудачника говорят: «Он еще не нашёл СВОЮ роль». В детском театре то же самое. Надо очень хотеть играть, и ты обязательно из массовки попадёшь в королевы. А для учителя, как мне кажется, главное – найти ту самую роль, по возможности, для каждого ученика, в которой он проявится особенно ярко; так, чтобы это воспоминание у него осталось на всю жизнь, как огонёк фейерверка.

Если ты работаешь в классе, где только 6 девочек, то и репертуар приходится выбирать с определённым уклоном. На День учителя наш класс сделал постановку из мультика «Чертёнок № 13» на стихи Григория Остера «Вредные советы»**. Первый раз в постановке были использованы не только костюмы чертей и декорации, но и спецэффекты. Постановка оказалась необычной, в середине сценки в результате неправильного колдовства из облака сценического дыма появился белоснежный ангел. Она проплыла через сцену и поздравила удивительную учительницу, которая всегда готовит все праздники в нашей школе, учительницу музыки Слюсареву В.М. Отклик зала на появление ангела был ошеломляющий, зал ахнул одновременно. Номер был принят с восторгом. Девять мальчишек-чертей и ангел-девочка – ансамбль получился удивительный.

И кульминацией нашей театральной деятельности стал праздничный спектакль «Снежная королева»**, который мы показали под Новый год первоклассникам. Театральное искусство многогранно, и интересно посмотреть и попробовать разные его грани. Мы сделали синтетический вариант сказки. Герда ищет Кая по разным странам мира. В спектакле, кроме нашего класса приняли участие 2А, 3А, 3Б и 4Б классы. Снежную королеву сыграла ученица 11 класса, удивительно талантливая девочка. Сразу скажу: было очень трудно. Но как работали дети! Как мы репетировали… Как им было трудно держать свою энергию в руках. Как трудно было сосредотачиваться и ждать своего выхода в таком большом спектакле. Как они волновались. В спектакле участвовал почти весь класс – 20 человек, и 32 ученика из других классов. Это было здорово. В классе ярко проявились новые таланты, новые звёздочки сцены.

Об одном номере мне хочется сказать особенно. Его мы решили показать отдельно для ветеранов на празднике 27 января. У нас в классе есть дети разных национальностей: азербайджанки, грузин, узбек, украинец, молдаванин. Никаких национальных вопросов у нас в классе никогда не поднимается. Этой проблемы у нас нет. Но, зная культуру восточных народов и восхищаясь их танцами, очень хотелось поставить настоящую костюмированную лезгинку. И мы это сделали! Танцевали две девочки (Суфаи и Лейла) и два мальчика (Артур и Азиз). Национальные костюмы шили сами под размер. Ещё на репетиции я была поражена тем, что увидела. Они танцевали лезгинку в две пары. Когда на сцене появилась Суфаи… даже не вышла, а выплыла под музыку, люди в зале затаили дыхание. Национальный колорит, движение, чувство ритма, поворот головы, постановка рук… а походка! Это сложно передать. На сцене и в зале произошло чудо. На сцене уже не было детей второго класса, перед вами была талантливая, восхитительная танцовщица, которая приковывала к себе взгляд и не отпускала до конца танца. Это только использование национальных корней, какой-то внутренней национальной памяти. А если бы вы видели лица ветеранов, которым мы показывали этот номер. На эти две минуты они забыли и про проблемы и про национальную неприязнь. Сколько восхищения и благодарности было в их глазах. Воспитание толерантности должно, по-моему, проходить через знакомство с культурой, с лучшими музыкальными и художественными ценностями разных народов. Знание культуры другого народа дают толчок терпимости к их особенностям. На уроках окружающего мира мы восхищались пейзажами Азербайджана и удивительной архитектурой Ташкента. Мы слушали их музыку, а потом ставили стилизованно их танец. И мне кажется, именно поэтому у нас в классе национальных проблем пока нет.

Использовать театральные приемы оказалось возможным не только в игре на сцене. Очень многие дети моего класса не просто читают стихи, а стараются их проиграть. И если стихи читаются особенно театрально, они вызывают в классе аплодисменты. Правда, это бывает очень редко, дети очень строго оценивают качество прочтения стихов наизусть. У нас есть такой элемент, как постановка-импровизация кусочков из прочитанных произведений. Обычно это происходит на уроках внеклассного чтения, в виде творческих проектов. Они пока маленькие и заранее готовить, репетировать и придумывать они пока не могут, поэтому мы берём отрывки пройденных сказок и устраиваем конкурс по командам прямо на уроке.

В нашей жизни перед детьми могут открыться большие возможности, но главное показать им пути, которые они могут в жизни использовать. Они уже понимают, что сцена требует труда, терпения и преодоления своих внутренних барьеров. Они уже по-другому воспринимают тех, кто перед ними выступает. Всё это только начало пути. Очень интересно, какими они будут к 5 классу. Прорастут ли эти творческие семена в них или завянут без должного ухода… Главной задачей является учёба, но мне кажется, что в жизни всё взаимосвязано. И пускай адаптация у моих детей к школе затянулась дольше, чем в других вторых классах. Но мне хотелось бы, чтобы понимание необходимости учиться, узнавать новое, соблюдать дисциплину у моих детей пришло сознательно, через потребность к этому, а не через необходимость, навязанную взрослыми.

Портфолио (собрание образцов работ) учителя – это достижения его учеников. И не важно, оценены эти достижения наградами и грамотами или нет. Важно, какими людьми выйдут наши дети из стен нашей школы.

В конце статьи о творческой работе учеников моего класса мне хочется вернуться к словам А. С. Макаренко. Да, я считаю, что надо допускать определённую долю творческого риска в работе с детьми, в них надо верить. Если у них в жизни хоть раз будет образец необычных явлений и полётов фантазии, им будет уже на что оглянуться, с чем сравнить, куда стремиться. И мне кажется, надо дать возможность учителям не только работать по обязательной программе, но и творить в тех областях, в которых у них есть призвание. Имея за плечами опыт работы с людьми разных специальностей, я считаю, что учителя – самые талантливые, самые одарённые, самые интересные люди, но у них очень часто не хватает времени на всё.


* Спектакль «Принцесса на горошине»:

http://video.yandex.ru/users/emina-n/view/6/#hq


** Поздравление на День учителя:

http://video.yandex.ru/users/emina-n/view/8/#hq


*** Спектакль «Снежная королева»:

http://video.yandex.ru/users/emina-n/view/5/#hq

8



Полный текст материала Статья "Театрализация в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Емина Наталия Владимировна  Emina
01.05.2013 0 4500 657

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК