Пособие по программированию на языке Turbo Pascal


Слайд 1
Turbo Pascal Степаненко Татьяна Николаевна учитель информатики МБОУ «Гимназии» 1
Слайд 2
Данный учебник представляет собой пособие по программированию на языке Turbo Pascal. Текст построен в виде практического применения языка. • Сопровождается большим количеством иллюстративных, демонстрационных и обучающих примеров программ. • Все программы сделаны очень небольшими по размеру, чтобы можно было легко проверить их работу. • Примеры можно использовать при написании собственных программ. • Примеры представляют законченный вид программ, которые практически без изменения могут применяться в повседневной работе на персональном компьютере. 2
Слайд 3
 Структура курса Операторы оператор операторцикла цикла оператор операторцикла цикла оператор операторцикла цикла Занятие Занятие11 Занятие Занятие22 Занятие Занятие33 For For While While Repeat Repeat оператор оператор оператор оператор Занятие Занятие44 Занятие Занятие55 Case Case If If 3
Слайд 4
О перат ор цикла For Операторы цикла с параметрами используются для организации повторяющегося выполнения. Такие циклы удобны в тех случаях, когда,во-первых, заранее известно число итераций и,во-вторых, когда необходимо некоторым образом использовать в теле цикла информацию о номере очередной итерации. For I:= N1 To N2 Do Begin ; End. Перейти к решению задач по данному разделу 4
Слайд 5
Страничка справки  где I – параметр цикла.  N1, N2 – начальное и конечное значение цикла. 5
Слайд 6
О перат ор цикла While В While-циклах условие вычисляется заново каждый раз перед началом очередной итерации. Если условие истинно, то есть в результате его вычисление получается значение true, то тело цикла выполняется. Таким образом, если выражение в заголовке цикла равно false в самом начале выполнения, то цикл не выполняется ни разу. While {логическое выражение} Do Begin ; End. Перейти к решению задач по данному разделу 6
Слайд 7
Страничка справки Каждому Begin в программе должен соответствовать End. Операторы заключенные между зарезервированными словами Begin, End называют телом программы. Перейти на слайд структуры курса 7
Слайд 8
О перат ор цикла Repeat Операторы цикла с последующим условием также задают повторяющееся выполнение операторов. Однако решение о продолжении цикла принимается после очередной итерации, а не перед ней, как в циклах с предварительным условием.Это гарантирует хотя бы однократное выполнение операторов тела цикла. Repeat ; ; ; Until ; Перейти к решению задач по данному разделу 8
Слайд 9
Страничка справки Цикл Repeat может содержать как один, так неограниченное количество операторов. Операторы цикла-Repeat не обязательно должны быть оформлены с помощью служебных слов Begin, End. 9
Слайд 10
О перат ор If Условные операторы используются для такой программы, при котором выполнение некоторой последовательности действий производится в зависимости от истинности условия. Допускается и задание действий, выполняемых в случае ложности этого условия. Эти операторы являются основным средством структурного построения программы и имеются практически в любом развитом языке программирования. If {логическое выражение} Then Else; Перейти к решению задач по данному разделу 10
Слайд 11
Страничка справки Обратите внимание, что перед словом Else точка с запятой не ставится. Else с оператором могут отсутствовать. Перейти на слайд структуры курса 11
Слайд 12
О перат ор Case Оператор выбора является естественным обобщением условного оператора для случая нескольких альтернатив. В начале оператора задается выражение дискретного типа, а альтернативы «помечаются» конкретными значениями этого типа. Выполнение оператора выбора заключается в выполнении той альтернативы, которая «помечается» значением, совпадающим с текущим значением выражения. Case {логическое выражение} Of список констант 1: ; список констант 2: ; End; Перейти к решению задач по данному разделу 12
Слайд 13
Страничка справки Значение выражения и констант должно быть одного и того же скалярного типа, т.е. Integer, Char и т.д. Тип Real в описании констант использоваться не может.  Перейти на слайд структуры курса 13
Слайд 14
Урок № 1 Задача № 1 Вывести на экран английский алфавит, разделяя буквы двумя пробелами. 14
Слайд 15
Урок № 1 Задача № 1 Начало Y Y:= ‘A’..’Z’ Y Конец 15
Слайд 16
Урок № 1 Задача № 1 Program z1-1; Uses Crt; Var Y: char; Begin ClrScr; For Y:=‘A’ to ‘Z’ do Write(Y:2); Readkey End. 16
Слайд 17
Урок № 1 Задача № 1 Результат выполнения программы: ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ 17
Слайд 18
Урок № 1 Задача № 2 k n Найти сумму S= i=2 y=1 i*j = 2*2 + 2*3 + 2*n + 3*3 + 3*4 +…+ k*n Просчитать все значения уравнения, через пробел вывести общий результат уравнения. Перейти на слайд структуры курса 18
Слайд 19
Урок № 1 Задача № 2 Начало K, N i:= 2..K j:=1..N S:=i*j S при i при j So Конец 19
Слайд 20
Урок № 1 Задача № 2 Program z1-2; Uses CRT; Var i,j,K,N: integer; S, So: real; Begin CLRSCR; So:=0; Write (‘Через пробел введите значения K, N ?'); Read (K,N); For i:=2 to K do begin For j:=1 to N do begin S:=i*j; So:=So+S; Writeln ('S= ',S:4:0, ' при i= ',i, ' при j= ',j); End; End; Writeln; Writeln (‘So= ‘,So:4:0); Readkey; End. 20
Слайд 21
Урок № 1 Задача № 2 Результат выполнения программы: Через пробел введите значения K, N? S= 2 при i= 2 при j= 1 S= 4 при i= 2 при j= 2 S= 6 при i= 2 при j= 3 S= 3 при i= 3 при j= 1 S= 6 при i= 3 при j= 2 S= 9 при i= 3 при j= 3 S= 4 при i= 4 при j= 1 S= 8 при i= 4 при j= 2 S= 12 при i= 4 при j= 3 So= 54 21 43
Слайд 22
Урок № 1 решения Задача для самостоятельного Напишите программу, которая выводит на экран таблицу умножения и разбить колонки по количеству на экране. Перейти на слайд структуры курса 22
Слайд 23
Урок № 2 Задача № 1 Вычислить уравнение у=2х+t при всех значениях х от 1,5 до 3 с шагом 0,5 и t от 1 до 5 с шагом 2. Записать ответ в виде таблицы всех значений уравнения. 23
Слайд 24
Урок № 2 Задача № 1 Начало t, x, y x
Слайд 25
Урок № 2 Задача № 1 Program z2-1; Uses Crt; Var t,x,y: Real; Begin ClrScr; x:=1.5; While x
Слайд 26
Урок № 2 Задача № 1 Результат выполнения программы: y= 4 при x= 1.5 при t= 1 y= 6 при x= 1.5 при t= 3 y= 8 при x= 1.5 при t= 5 y= 5 при x= 2.0 при t= 1 y= 7 при x= 2.0 при t= 3 y= 9 при x= 2.0 при t= 5 y= 6 при x= 2.5 при t= 1 y= 8 при x= 2.5 при t= 3 y= 10 при x= 2.5 при t= 5 y= 7 при x= 3.0 при t= 1 y= 9 при x= 3.0 при t= 3 y= 11 при x= 3.0 при t= 5 26
Слайд 27
Урок № 2 Задача № 2 В банк вкладывается сумма, с которой выплачивается 1 %. Определить, до какой значения увеличится начальная сумма и через сколько лет сумма удесятерится? Перейти на слайд структуры курса 27
Слайд 28
Урок № 2 Задача № 2 Начало Sv Se:=Sv*10 S
Слайд 29
Урок № 2 Задача № 2 Program z2-2; Uses Crt; Var Sv,S,Se: Real; l:Integer; Begin ClrScr; S:=0; l:=1; Write ('В банк внесли сумму Sv= '); Readln (Sv); Se:=Sv*10; While S
Слайд 30
Урок № 2 Задача № 2 Результат выполнения программы: В банк внесли сумму Sv = 500 Сумма увеличится в 10 раз до 5029,5 рублей через 19 лет(года) и 5 месяц(ев) 30
Слайд 31
Урок № 2 решения Задача для самостоятельного Найти все числа в интервале от 1 до 1000, которые совпадают с последними разрядами своих квадратов, например: 52 = 25, 252 = 625. Перейти на слайд структуры курса 31
Слайд 32
Урок № 3 Задача № 1 Вычислить: M=X2+(2-A-A2)X-A2 при A=-2 и X=[1;10], шаг 2. Просчитать все значения уравнения, через пробел вывести общий результат уравнения. 32
Слайд 33
Урок № 3 Задача № 1 Начало A:=-2 X:=1 M= SQR(X)+(2-A-SQR(A))*XSQR(A) Mo=Mo+M X:=X+2 M при A при X N Y X>10 Mo Конец 33
Слайд 34
Урок № 3 Задача № 1 Program z3-1; Uses Crt; Var X: Integer; M, Mo: Real; Const A=-2 Begin ClrScr; X:=1; Mo:=0; Repeat M:= SQR(X)+(2-A-SQR(A))*X-SQR(A); Mo:=Mo+M; X:=X+2; Writeln(‘M= ‘, M:4:0, ‘ при A= ‘ ,A, ‘при X= ‘ , X); Until X>10; Writeln; Writeln(‘Mo= ‘, Mo:4:0); Readkey End. 34
Слайд 35
Урок № 3 Задача № 1 Результат выполнения программы: M= -3 при A= -2 при X=1 M= 5 при A= -2 при X=3 M= 21 при A= -2 при X=5 M= 45 при A= -2 при X=7 M= 77 при A= -2 при X=9 Mo= 145 35
Слайд 36
Урок № 3 Задача № 2 Каждая бактерия делится на 2 в течение 1 минуты. В начальный момент имеется одна бактерия. Составить программу, которая рассчитывает количество бактерий на заданное вами целое число значение момента времени. Перейти на слайд структуры курса 36
Слайд 37
Урок № 3 Задача № 2 Начало a:=0 b:=1 t b:=b*2 N a:=a+1 a=t t до b Конец 37 Y
Слайд 38
Урок № 3 Задача № 2 Program z3-2; Uses Crt; Var t,b:real; a:integer; Begin ClrScr; a:=0; b:=1; Write('Задайте количество времени: '); Readln(t); Repeat b:=b*2; a:=a+1; Until a=t; Writeln('За ',t:1:0,' мин. бактерия размножилась с 1 до ',b:3:0,' штук'); Readkey End. 38
Слайд 39
Урок № 3 Задача № 2 Результат выполнения программы: Задайте количество времени: 30 За 30 мин. бактерия размножилась с 1 до 1073741824 штук 39
Слайд 40
Урок № 3 решения Задача для самостоятельного Составить программу, результатом выполнения которой является таблица значений температуры по шкалам Цельсия, Кельвина и Фаренгейта от 10 до 15 градусов через 0,4 градуса. Перейти на слайд структуры курса 40
Слайд 41
Урок № 4 Задача № 1 Составьте программу, которая реализует эпизод применения компьютера в книжном магазине. 41
Слайд 42
Урок № 4 Задача № 1 Начало S, Kn Y N S=Kn Y SKn «Возьмите сдачу» Конец 42
Слайд 43
Урок № 4 Задача № 1 Program z4-1; Uses Crt; Var s,kn:real; Begin ClrScr; Write('Стоимость книги '); Readln(kn); Write('Сумма денег '); Readln(s); If s = kn Then writeln('Спасибо'); If s < kn Then writeln('Добавить ',kn-s:5:2); If s > kn Then writeln('Возьмите сдачу ',s-kn:5:2); Readkey End. 43
Слайд 44
Урок № 4 Задача № 1 Результат выполнения программы: Стоимость книги 560 Сумма денег 560 Спасибо 44
Слайд 45
Урок № 4 Задача № 2 Написать программу которая выводит звездочки в форме прямоугольного треугольника, от 1 до 'a‘. Перейти на слайд структуры курса 45
Слайд 46
Урок № 4 Задача № 2 Начало A i = 1, a j = 1, a ‘* ‘ Конец 46
Слайд 47
Урок № 4 Задача № 2 Program z4-2; Uses Crt; Var a,i,j:integer; Begin ClrScr; Write('Вводим значение a= '); Readln(a); For i:=1 to a do Begin For j:=1 to i do Write('* '); Writeln; End; Readkey; End. 47
Слайд 48
Урок № 4 Задача № 2 Результат выполнения программы: Вводим значение a= 7 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ** *** **** 48
Слайд 49
Урок № 4 решения Задача для самостоятельного Напишите программу, которая читает 5ть чисел (каждая от 1 до 30) для каждого просчитанного числа ваша программа должна напечатать строку содержащую соответствующее число смежных звездочек. Перейти на слайд структуры курса 49
Слайд 50
Урок № 5 Задача № 1 По номеру телефона выдать сообщение об учреждении и месте его расположения. Перейти на слайд структуры курса 50
Слайд 51
Урок № 5 Задача № 1 Начало N Y N N=01 Y Пожарная помощь N N=02 Y N N=03 Милиция Скорая помощь Конец 51 Неправильно ввели номер
Слайд 52
Program z5-1; Урок № 5 Uses CRT; Задача № 1 Var N: Integer; Begin CLRSCR; Write ('Введите интересующий вас номер: '); Readln (N); Case N of 01: Writeln ('Пожарная помощь, адрес: ул. Братская, 22'); 02: Writeln ('Милиция, адрес: ул. Советская, 53'); 03: Writeln ('Скорая помощь, адрес: ул. 40 лет ПОБЕДЫ, 7'); Else Writeln (‘Неправильно ввели номер’); End; Readkey; End. 52
Слайд 53
Урок № 5 Задача № 1 Результат выполнения программы: Введите интересующий вас номер:03 Скорая помощь, адрес: ул. 40 лет ПОБЕДЫ, 7 53
Слайд 54
Урок № 5 Задача № 2 Составьте программу которая по в веденному вами числу k (число грибов) печатает фразу "Мы нашли в лесу k грибов". Перейти на слайд структуры курса 54
Слайд 55
Урок № 5 Задача № 2 Начало N K1=K mod 100 Y N K=0 Ничего Y Не бывает N K
Слайд 56
Урок № 5 Задача № 2 Program z5-2; Uses Crt; Var k,k1:integer; Begin ClrScr; Write('k='); Readln(k); k1:=k mod 100; If k=0 then Writeln('Мы обошли весь лес, но грибов так и не нашли.') Else If k
Слайд 57
Урок № 5 Задача № 2 Результат выполнения программы: K= 53 Мы нашли в лесу 53 гриба. 57
Слайд 58
Урок № 5 решения Задача для самостоятельного Составьте программу которая выводит на экран по номеру месяца в году его название и количество дней. При решении возьмите во внимание, что в високосный год в феврале месяце 29 дней, а в не високосный – 28. Перейти на слайд структуры курса 58

Полный текст материала Пособие по программированию на языке Turbo Pascal смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Степаненко Татьяна Николаевна  Кошка0509
16.03.2012 0 3634 1123

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК