Конспект урока + презентация по теме: "Способы кодирования информации" 5 класс


Открытый урок

по компьютерным технологиям

в 5 эк классе



Тема: «Способы кодирования информации»

Цель: Познакомить учащихся с различными способами кодирования информации. Ввести понятие «декодирование информации».

Задачи:

  • Повторить материал по теме «В мире кодов»; рассказать про способы кодирования информации и добиться понимания того, что такое декодирование информации; закрепить знания по новой теме в игровой форме;

  • Воспитание у учащихся уважения друг к другу, внимания, аккуратности, дисциплинированности; развитие логического мышления, воспитание информационной культуры;

  • Развитие познавательных интересов, навыков работы в группах, умения применять знания при выполнении упражнений, умение сравнивать и анализировать.



Оборудование:

Доска маркерная; цветные маркеры; губка для стирания;

Интерактивная доска; включенный проектор;

Компьютерная презентация (диск Л.Босова 5-7кл. «В мире кодов»);

Перемешанные в вазе бумажки с названиями 2 команд;

Цветная бумага;

Цветные карандаши;

Цветные конверты;

Ящик для писем.

План урока:

  1. Организационный момент (1-2мин.)

  2. Повторение пройденного материала (5-7 мин.)

  3. Теоретическая часть (7-10 мин.)

  4. Практическая часть (15-17мин.)

  5. Домашнее задание (2-3 мин.)

  6. Подведение итогов урока (1-2 мин.)



Ход урока:



Этапы урока

Деятельность

На доске

учителя

учеников

1.

Приветствие

Поверка присутствующих

Объяснение хода урока

Сегодня мы на уроке вспомним, что такое «Код», «Кодирование»; узнаем способы кодирования информации; и сами зашифруем послание друг другу, разделившись на 2 команды.



Дежурный отвечает;


слушают

Тема урока: «Способы кодирования информации»

2.

Повторение

На прошлом уроке мы проходили тему: «В мире кодов», и узнали что такое Код, и что такое Кодирование.

Давайте вспомним эту тему посмотрев презентацию. А затем вы ответите на вопросы.

Слушают;


смотрят презентацию;


отвечают на вопросы

Показывается компьютерная презентация* (слайды 1-12)

3.

Теоретическая часть

Молодцы! Тема сегодняшнего урока: «Способы кодирования информации». Открываем тетради, записываем число и тему урока.

А вы знаете, что одна и та же информация может быть представлена разными кодами, или в разных формах?

В какой форме может быть представлена информация?

Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование.

Цель может быть разная:

сократить длинную запись;

засекретить информацию;

для удобства обработки.

Существуют следующие способы кодирования

  • Графический (с помощью рисунков)

  • Числовой (с помощью чисел)

  • Символьный (с помощью символов (алфавит, нотный язык, и др.). Запишите способы себе в тетрадь.


Посмотрите на экран.



Открывают тетради и записывают число, тему урока;


Отвечают на вопросы (Текстовая, числовая, звуковая, видеоформа, компьютерная);


Слушают;


Записывают способы кодирования





Смотрят презентацию и выполняют задания.

(слайд 13)















На доске рисуются 3 стрелки от темы урока: графический, числовой, символьный.


Продолжается показываться компьютерная презентация

(слайды 14-20)

4.

Практическая часть

А теперь мы разделимся на две команды. Выберите бумажку. У кого написано Звезды – садятся на правый ряд, у кого – Волшебники, тот на левый.

У кого на бумажке написана буква К – тот капитан этой команды.

У вас на столе лежит бумага и ручки.

Задание: закодировать другой команде слово в любой форме: графической, числовой или символьной. Только в такой, какую мы проходили на уроке. (5 мин.)

Капитаны ко мне. Вам задание: закодируйте на доске моё послание всему классу. Возьмите маркеры. Один пишет слева, другой справа.


Итак, меняемся конвертами, в которых засекречено слово. Декодируем слово (3-5мин.)

Что получилось?


А теперь нам всем вместе (кроме капитанов) надо расшифровать мое послание к вам!

Чтобы быстрее получилось левую запись декодирует левый ряд, а правую – правый.

Получилось: «урок закончен» «всем спасибо»



Пересаживаются





Работа в группах




Индивидуальная работа



Групповая работа

Отвечают


Групповая работа


Отвечают


5.

Домашнее задание

А домашнее задание такое: Закодировать послание мне. Любым способом. Можно на цветной бумаге. И поместить его в этот волшебный ящик.

Открываем дневники. Записываем: §1.7. читать, отвечать на вопросы, закодировать слово.

Записывают домашнее задание

Видят красивый, яркий ящик

На доске:

Д.з. §1.7. читать, отвечать на вопросы, закодировать слово.

6.

Итог урока

Сегодня на уроке

- мы узнали способы кодирования информации

- научились кодировать и декодировать информацию

- познакомились с понятием «декодирование информации»

- оценки за урок

Урок закончен. Всем спасибо!

Слушают


*- компьютерная презентация с диска Л.Босова «В мире кодов» - переделана.

Слайд 1
В мире кодов (ПОВТОРЕНИЕ) 1
Слайд 2
Коды и кодирование Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. 2
Слайд 3
Кодирование числовой информации 12 – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрами – число, записанное вавилонской клинописью 3
Слайд 4
Кодирование текстовой информации КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – французский язык 4
Слайд 5
Азбука Брайля 5
Слайд 6
Кодирование музыки 6
Слайд 7
Кодирование на дорогах 7
Слайд 8
Штрих-коды 8
Слайд 9
«Школьное» кодирование 9
Слайд 10
Почтовые индексы 143511 – Волоколамск 157130 – Чухлома 186300 – Олонец 396790 – Богучар 628400 – Сургут 10
Слайд 11
Двоичное кодирование 1000 0101 0010 0101 0101 0010 0101 1000 0001 1010 0100 1010 1010 0100 1010 0001 А Б В 1100 0000 1100 0001 1100 0010 254 1111 1110 1 0 1 1 11
Слайд 12
Давайте обсудим 1. Что вы понимаете под кодированием информации? 2. Что можно назвать кодом? 3. С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни? 4. Какие коды вы используете на уроке математики? 12
Слайд 13
Способы кодирования 13
Слайд 14
1) Графический Флажковая азбука 14
Слайд 15
2) Числовой Замена цифры на букву алфавита. 10 15 22 16 18 14 1 24 10 33 И Н Ф О Москва, 2006 г. Р М А Ц И Я 15
Слайд 16
3) Символьный Замена буквы следующей за ней по алфавиту: А  Б, Б  В, В  Г, … , Я  А МЁОЙОДСБЕ Л Е Н И Н Г Р А Д 16
Слайд 17
или можно заменить буквы на букву, номер которой на 2 больше исходного: А  В, Б  Г, В  Д, … , Я  Б УОРНЖПУМ С М О Л Е Н С К 17
Слайд 18
Переход от одной формы представления информации к другой называется кодированием. 18
Слайд 19
Действие по восстановлению первоначальной информации называют декодированием. Чтобы декодировать сообщение, необходимо знать код. 19
Слайд 20
Автоматическое кодирование и декодирование сообщений осуществляют специальные устройства Шифровальная машина «Энигма», Англия, 1940 г. 20

Полный текст материала Конспект урока + презентация по теме: "Способы кодирования информации" 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Авдюшина Мария Михайловна  Marijka
07.11.2010 6 10670 2338

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК